Организация досуга с обучающимися. Учебно-методическое пособие

Анна Мирцало

Учебно-методическое пособие посвящено организации досуговой деятельности обучающихся и состоит из 5 разделов. В разделе 1 представлены идеи и рекомендации, которые важно учитывать при создании групп. В разделе 2 приведен перечень занятий, которые можно проводить в помещении или на свежем воздухе. Разделы 3—5 содержат описание оборудования, возрастных особенностей участников и хода проведения 22 занятий, проводимых как в помещении, так и на свежем воздухе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация досуга с обучающимися. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

Вовлечение детей и подростков и поощрение их к участию в играх и спортивных занятиях имеет многозадачную цель — от высвобождения энергии и тревоги через физические игры, управления злостью и стрессом до поощрения развития важных жизненных навыков, таких как построение связей и доверительных отношений, сочувствия между участниками, организация командной работы, сотрудничества.

При организации досуга обучающихся с вовлечением их в игры и спортивные занятия специалисту психологической службы важно обеспечить соблюдение ряда ключевых моментов:

— признание и уважение обучающимися авторитета специалиста;

— организацию справедливой игры, уважения среди участников, честности, нетерпимое отношение к жестокому поведению и травле, привлечение всех детей к занятиям — особенно тех из них, кто находится в неблагоприятном положении, таких как дети с особыми образовательными потребностями и аутсайдеры;

— профессионализм ведущего проявляется в предварительном планировании занятий и приспособлении их к целевой группе, сложившимся обстоятельствам и инклюзивным образовательным стратегиям;

— обеспечение положительных наглядных примеров, когда ведущий является примером подражания, а его поведение служит залогом приобретения уважения в кругу детей, условием создания уважительной и доверительной атмосферы;

— наличие и соблюдение договоренностей об основных правилах честной игры и уважении до начала занятий; использование положительной дисциплины для управления конфликтами и создания атмосферы взаимопонимания, солидарности, взаимовыручки среди участников; достижение согласия со всеми участниками о последствиях нарушения правил. Это может достигаться в ходе открытого обсуждения идей, когда организатор игры может задать следующие вопрос участникам: «Как ты думаешь, какое вероятное последствие будет, если кто-то проведет фол в игре?», «Как ты думаешь, какое вероятное последствие будет, если кто-то толкнет/ ударит кулаком/ ударит ногой кого-то?».

— развитые навыки создания групп или команд с учетом ряда общих принципов их формирования.

Что важно учитывать при формировании групп/ команд?

Группы/команды, созданные самостоятельно, гораздо сложнее поддаются руководству. Формирование группы по собственному усмотрению детей приводит к тому, что они, зачастую, предпочтут оставаться в уже созданном кругу сверстников. Такие группы становятся менее открытыми к новым участникам, что может привести к состязательности и исключению среди групп/команд вместо поддержки и сотрудничества.

Случайно созданные группы/команды могут создаваться благодаря организации игр. Новые группы, без предварительно установленных связей между детьми, более открытые к процессу налаживания коллективной работы.

Ниже представлены несколько идей по созданию групп/ команд.

Идеи по созданию групп

— Если вы знаете, сколько групп вам нужно образовать (например, восемь), рассчитайте участников от одного до восьми.

— Если необходимо объединить участников в две группы, рассчитайте их на: день и ночь; я и ты; левый и правый; жаворонок и сова; земля и небо и т. д.

— Объединить в три группы можно расчетом по цветам светофора (зеленый, желтый, красный), именами сказочных персонажей (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф) и т. д.

— В четыре группы можно объединить по временам года (зима, весна, лето, осень), названиям океанов (Индийский, Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый), сторонам света (север, юг, восток, запад) и т. д.

— Если необходимо объединить участников в семь групп, можно рассчитать их по цветам радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), нотам (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или дням недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

— Разрежьте открытки на 2—6 частей. Раздайте их участникам и предложите объединиться в группы, составив из частей целые открытки. Открыток может быть столько, сколько вы желаете создать групп. Например, на занятии 40 детей, вы хотите объединить их в четыре группы. Вам необходимо четыре открытки, каждую из которых вы разрезаете на десять частей.

— Раздайте учащимся геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, ромбы, параллелепипеды). Предложите им объединиться по этим формам.

— Рассчитайте участников на котят, щенков, петушков и поросят. Предложите закрыть глаза и лишь с помощью характерных звуков объединиться в группы. Это упражнение помогает не только сформировать группы, но и хорошо снимает мышечное и психологическое напряжение.

— Рассчитайте участников по названиям цветов (розы, лилии, ромашки, подснежники), фруктов (яблоки, бананы, апельсины, виноград), овощей (капуста, огурец, свекла, морковь), видам зерновых (рожь, пшеница, рис, гречка), маркам автомобилей (БМВ, мерседес, мазда, тойота), мобильных телефонов (самсунг, нокиа, сименс, моторола), напитков (фанта, пепси, кола, спрайт) и т. д.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация досуга с обучающимися. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я