От гуманизма исторического к гуманизму вечному

Антонио Менегетти, 2010

В книге представлен анализ эволюции понятия гуманизм от греко-римского периода до эпохи Возрождения, разбираются прошлые и современные культурные модели от религии и искусства до науки и экономики. Дается определение фундаментальных принципов вечного гуманизма, разбираются вопросы онтологического познания как основы гуманизма будущего. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Глава первая. Кризис родачеловеческого[1]

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От гуманизма исторического к гуманизму вечному предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© НФ «Антонио Менегетти». Перевод на русский язык, оформление, подготовка к изданию, 2020.

http://meneghetti.ru

Глава первая

Кризис родачеловеческого[1]

1. Введение

Воспользуемся данной встречей в рамках живой культуры, чтобы уточнить принципы, в силу которых для человека ценно и важно быть самим собой. Фундаментально в данном случае разобраться с тем, что такое человек, поскольку каждый из нас, в первую очередь, является человеческим существом.

Понятие «человек» кажется вполне ясным, не вызывающим вопросов, вполне обыденным. На протяжении нескольких тысячелетий человек был объектом пристального изучения и в философии, и в религии, и в иных областях, однако до сих пор он остается самой большой загадкой[2]. Высказывания великих мудрецов, в том числе и Иисуса Христа, нельзя назвать ясными и понятными, поскольку в отношении самой фигуры человека пока не все ясно и понятно. Например, когда некто утверждает: «Я есть человек», смысл понятия «Я» (вот-бытие) и «есть» (быть) не вызывает вопросов, но что стоит за понятием «человек»?

Читая различные газеты и анализируя информацию о жизни на нашей планете, можно прийти к выводу о том, что мы утрачиваем истинное представление о том, что такое человек, и даже память о человеке. Мы говорим о галактиках, технологии, раке, политике, кросс-бизнесе, у нас появились новые «божества» культуры: internet, network, web, windows, yahoo, google, wikipedia и так далее.[3] Эта не требующая доказательств очевидность касается всех самых интеллектуально развитых и наиболее культурных представителей молодежной среды, как на Западе, так и на Востоке. Действительно, молодежь в Японии, Китае или Корее мало отличается от молодежи в Вашингтоне, Сан-Франциско, Берлине или Лондоне[4].

Я говорю о молодых, которые вершат будущее, чувствуют себя лидерами, выступают «индикаторами» всего человечества, как для людей, так для машины и средств массовой информации. Что касается политики, мировой экономики, медицины, философии и, конечно же, кино, театра, музыки, моды, обычаев и так далее, то эта молодежь уверена, что будущее зависит исключительно от нее и будет определяться ее стилем поведения. Иными словами, молодые люди перестраивают мир «с нуля». Прообраз героев мира «матрицы»[5] — это молодежь в возрасте 16–35 лет, одинаково одетая (нечто вроде casual черного цвета), с небрежно уложенными гелем волосами, и если пока не имеющая денег, то убежденная в том, что они у нее появятся, что мир крупных финансов нуждается в молодых. Это молодые люди, которые придумывают заголовки газет, выступают в качестве консультантов телепрограмм, организуют фестивали, представляют новости, рекламу и так далее. Эта молодежь знает, что теперь существует коллективный разум, который она же и создает. Для этого из всех средств массовой информации они выбирают web — своеобразную нить, кожу, леску, ткань, нечто объединяющее, — чтобы оставить свой след, оказать влияние, вписать свою страницу в историю, донести истину о человеке и обществе.

Матрица обозначает безграничный web, нейтральное полотно, которое никто не определяет как грязную завесу, как нечто, что обволакивает все возможное пространство коммуникации. На этой огромной странице, в этой газете, в этой энциклопедии молодежь пишет историю, создает науку, философию. Молодые люди ведут блоги[6], и появляется человек, без конца возникают нули-индивидуации, знаки, которые соответствуют миллионам аватаров[7], герои Second Life[8] — нового «рая на земле» (каждый может создать его для себя, продать и, таким образом, снова обрести независимость). А еще существует телевидение. Вполне возможно, что через несколько лет на телефоне появится голографическое телевидение: пользователь, включив свой телефонный аппарат в определенном режиме и находясь от него на некотором расстоянии (например, в 1 или в 10 метрах, в зависимости от установок), будет иметь перед собой оптический, он же — голографический, экран и сможет выбирать настройки. Таким образом, с собственного телефона человек будет управлять предустановленными изображениями, точно так же, как сегодня посредством пульта он переключает каналы. Маленький человек вписывает свою историю, мысли, убеждения в универсальное знание.

Проблема заключается в том, что будут созданы компьютеры с бесконечными вариантами ввода данных, но медицина останется позади, лень усилится, и когда у человека печень перестанет справляться с излишней желчью, глаза не будут видеть, сойдет на нет эротическая активность и прочее, он будет бесконечно создавать секс-символы, однако ему будет не хватать естественной эффективности, реальности, в которой он управляет удовольствием. У субъекта останется убежденность, психоделическое подтверждение, когда его психика будет получать удовлетворение от контакта с миром образов[9], но случаи заболевания раком и особенно патологической шизофренией участятся.

Если ситуация будет развиваться в том же ключе, то вполне вероятно, что получит свое распространение легальная система отношений через компьютер. Например, деньги исчезнут из обращения, и останутся только кредитные карточки. Дело в том, что если кредитная карта будет считана и признана «недействительной», то владелец миллионов аватаров, множества мест в Second Life, тот, кто составлял wikipedia, содержащую универсальное знание, не будет иметь денег, чтобы купить себе пиво или мороженное, автомобиль будет заблокирован, свет в доме не включится, не будет работать холодильник, окна и двери дома останутся запертыми и так далее[10]. Этот пример вовсе не из области научной фантастики. Достаточно подумать о том, что происходит, когда не работает пульт: все, что обычно управляется этим устройством, остается заблокированным. Если произойдет прорыв в области цифровых технологий, то вполне вероятно, что олимпиады будут проводить с участием аватаров. На уровне банков можно будет создавать видимость существования денег, даже если их и нет или отмечается крайне низкая покупательная способность. В сущности, мы стоим на пороге цивилизации, полностью основанной на робототехнике и дистанционном управлении, которое находится в руках взрослых детей, не знающих, что такое человек. О нем издавна говорится в мифах о Сфинксе и Эдипе*, о философе-кинике Диогене[11] (который ходил днем с огнем и искал человека), о человеке говорили викинги и аккадцы, ассиро-вавилонская и египетская цивилизации, иудеи и последователи христианского учения, в соответствии с которым даже Бог вочеловечился и сделал много доброго для людей.

Это не крайнее преувеличение, а констатация уже действующей формы: достаточно задуматься над тем, сколько молодых людей ежедневно получают подпитку от интернета, а тот, кто этого не делает, остается вне игры. Интернет — это новая Библия, закон, способ выделиться, спастись, это революция в жизни. Это мир концепций, образов, слов: больше нет «животных» чувств и войн — все внутри того, что интернет говорит, но не доказывает. Возможно, скоро появятся газеты, в которых читатель сможет переписывать новости, интерпретируя их по-своему. Таким образом, газета будет результатом того, что напишет один, а исправит другой, поскольку каждый претендует на обладание универсальным кодом информации. Аудитория интернета более многочисленная, чем у радио, телевидения и газет вместе взятых. С помощью этого средства массовой информации любой человек может заявить о себе на глобальном уровне. Но может также заразиться, лишиться всех своих аватаров, стать зашифрованным, прекратить свое существование или стать абсолютно выдуманным, получить осуждение, приговор или оправдание без физической апелляции. Единственный главный герой — это технологическая система интернета, она — поручитель и отправитель правосудия. Критерий заложен на уровне ввода данных и технической функции.

На сегодняшний день в интернете содержится множество знаний и документов, он стал сродни многочисленным министерствам и парламентам — и все погружены в него. Я использую интернет исключительно для того, чтобы уточнить какую-либо информацию, и нахожу некоторые данные действительно точными. Однако о многих вещах в интернете пока нет упоминаний. Любопытно видеть, что отдельные абсолютно точные сведения представлены людьми, которые обладают лишь убежденностью или же говорят в терминах вероятности.

Мне хотелось бы сделать акцент не столько на неточности данных, поскольку и в газетах освещение событий зачастую расходится с реальными фактами. Давайте посмотрим на экономические прогнозы: они никогда не оправдывались. Кроме того, сегодня главенствует информация мема, или копия, не соответствующая оригиналу, а значит — ложная. Именно этой проблеме было уделено особое внимание на XVI Международном конгрессе по онтопсихологии (18–21 мая 2002 года, Милан), в ходе которого была продемонстрирована ошибочность информации, образов, убеждений, которые называются «мемами».

2. Медиакультура США

Великая французская революция, ознаменованная взятием Бастилии 14 июля 1789 года, коренным образом меняет социально-политический уклад того времени, а также закладывает основу новой демократии и нового общества. Данный процесс получает свое распространение по всему миру. Ранее существовало каноническое знание, догмы — Библия, Святая Католическая церковь, различные противоборствующие или взаимодействующие между собой ветви протестантизма и так далее — иными словами, великий теологический системизм. Декарт[12], Кант[13], Фихте[14], Гегель[15], Шеллинг[16] и даже Маркс[17] были «детьми» монолитной культуры. Папа и даже монархи были облечены властью, которая утверждалась как снизошедшая от Бога: легенда о короле Артуре, Святом Граале, Меровингах, Хлодвиге[18], Крестовые походы, великие религиозные войны и так далее. Италия занимала особое положение, в ней ситуация складывалась иначе[19], все же остальные великие народы сосуществовали в монолите догматичной культуры, поэтому человек должен был соответствовать знанию. В противном случае ему грозила темница, костер, инквизиция, отлучение от церкви, охота на ведьм и прочее. Предать суду человека не составляло никакого труда. Например, достаточно было обвинить его в умении общаться с дьяволом. В случае если человек был богатым и влиятельным, его признавали виновным, а богатство разграбляли. Благодаря Великой французской революции начинается процесс освобождения сознания, наука обретает свободу, в первую очередь — от папства[20].

За несколько лет до Великой французской революции в свет вышла Энциклопедия[21]: просветители (в частности, Дидро[22] и д’Аламбер[23]) сформулировали универсальное знание, в котором каждый мог найти то, что было известно по данному вопросу, без фильтра и цензуры со стороны церкви и властей. Ученые, литераторы, истинно знающие люди писали каждый в соответствии со своей специализацией, по своей теме (что это было, какова была его история, каким он был, и какими были идеи других выдающихся людей). Этот гигантский труд стал освобождением от единообразного знания, даровал свободу знанию, послужил источником вдохновения для выпуска других известных энциклопедий, таких как Энциклопедия Британника (первое изд. в 1768–1771 гг.), Энциклопедия Брокгауза (первое изд. в 1809 г.), Большой универсальный словарь XIX века (известный как Larousse du dix-neuvieme, первое изд. в 1866–1870 гг.), Большая Советская Энциклопедия (ныне Большая Российская Энциклопедия, первое изд. в 1926 г.), Итальянская энциклопедия наук, литературы и искусства (известная как Энциклопедия Треккани, первое изд. в 1937 г.) и так далее. Есть некоторое расхождение данных, но, по сути, это книги, которые содержат достоверную научную информацию.

На сегодняшний день wikipedia, google и другие системы, которые в интернете размещают информацию, пытаются создать универсальный ключ к знаниям, и все это происходит практически в вызывающей манере. В реальности тот факт, что каждый может писать, не гарантирует объективности данных. Wikipedia — это свобода мнений, но чьих? Лучших мыслителей? Лучших ученых? Лучших практиков? Нет. Там пишет кто угодно, но для большинства молодежи именно это становится ipse dixit*, новым Евангелием.

Именно США являются той силой, которая стоит за всей этой культурой со всех точек зрения. Американцы всегда были невежественными из-за нехватки языковых знаний: они никогда в достаточной мере не владели греческим, латынью, арамейским, а европейцы, в свою очередь, в этой области всегда были на высоте. Например, нет ни одного американского фильма, в котором о Римской империи, а тем более о Римской республике, говорилось бы хорошо: складывается впечатление, что римляне могли лишь грабить и разрушать[24]. В реальности, оставив в стороне папство, можно сказать, что у Рима 2000-летняя история: Римская империя со всеми ее противоречиями была историческим, политическим, социальным и культурным фактом человечества. Право как таковое, то есть баланс рациональности вещей и фактов, возникло в Риме. Только по одной этой причине уже можно считать, что Рим занимает особое место среди всех когда-либо существовавших империй. Это была империя, где в метрической системе присутствовали названия частей человеческого тела: локоть, стопа (фут) и пр.[25]

Однако я хотел бы остановиться еще на одном аспекте: 45 американцам была присуждена Нобелевская премия в области экономики, но мы все равно переживаем экономический кризис, от которого страдают прежде всего американцы и их союзники. Из своего опыта могу сказать, что ни один американский ученый, с которым мне приходилось встречаться, на мой взгляд, не отличался особой компетентностью в науке. Я говорю об этом, невзирая на то, что в 1994 году нью-йоркский Университет Albany присвоил мне звание honoris causa (почётный доктор — Прим. ред.) по физике[26], организовав по этому случаю торжественную церемонию в Зале заседания парламентских групп в Риме.

Однако здесь дело не в стремлении США к превосходству, а в подчиненной позиции других стран, ищущих поддержку. Речь идет не о политике принуждения со стороны США[27], а о глупости других государств, Италии в том числе (в меньшей степени — Франции), которые завели такие традиции.

Тем не менее, началось языковое противостояние: у английского языка в мире стали появляться соперники. Предпринимаются попытки вернуться к эсперанто, который понимают все, и которым я тоже владел в молодые годы. Это приятный язык. Сегодня подобную линию проводят и в политике: некоторые партии борются за право вернуться к своей языковой культуре. Использование английского языка остается исключительно коммерческим вопросом. Качество языка зависит не от ареала его распространения, а от богатства культуры, которой он принадлежит.

Средства массовой информации — это главный бизнес США. В частности, интернет и киноиндустрия обеспечивают финансирование всех остальных сфер в Калифорнии. Все средства, получаемые за пользование интернетом в мире, перечисляются домену Калифорнии. Даже контроль над банковскими переводами (за исключением китайских переводов внутри Китая и российских по России) осуществляет федеральная полиция США.

С того времени, как после Второй мировой войны культура стала заложницей США, не было сделано ни одного научного открытия во благо человека. Продолжительность жизни зависит от благосостояния. Например, раньше хороший рис (или мясо, картофель, обувь, одежду) найти было нелегко, а в наше время его в любом количестве можно купить в любом магазине[28]. И все это благодаря предпринимателям, которые умеют работать и снабжают качественной продукцией. Они зарабатывают и при этом обеспечивают благополучие, привносят гигиену в различные области (от уборки дома до приготовления пищи и т. д.), сокращая количество страдающих от голода, жажды и болезней[29].

3. «Сбитая с толку» молодежь

Недавно мне довелось провести несколько дней в центре Милана. Там, конечно же, царят технологии, мода, новинки, идеи, которые потом появляются в Пекине, Лондоне и других городах. В Милане все делают превосходно. Неделю назад состоялся показ высокой моды[30]. По этому случаю в город приехало много молодежи из разных стран, в основном из Китая и Японии. Таким образом я увидел этих молодых людей, которые занимаются производством очень многих вещей: очков, носков, пластиковых часов и прочего. Их язык такой же, как у молодежи из других стран, он весь пестрит кибернетически-компьютерно-интернетовской лексикой. Возникла иная вселенная внутри иного знания, в котором, по сути, нет места тому реальному миру, где живет человечество. Даже когда они едят или пьют, то делают это внутри нескончаемого «реалити шоу». И даже те, кого это могло бы и не интересовать, фактически обусловлены данным типом реальности.

Таких своего рода «подсаженных» молодых людей достаточно много, и они постоянно находятся на начальном этапе развития: они не зарабатывают и ничего не реализуют, постоянно куда-то бегут, при этом мнят из себя невесть что. Можно было бы назвать их «сбитыми с толку». Как если бы их листья и цветы не имели связи с корнями, благодаря которым они могут существовать или не существовать: у них нет связи с собственным внутренним миром. Молодые люди кажутся жизнеспособными, и хочется верить (по проекции), что у них появится эта связь, то есть возникнет единство действия. А пока они существуют, но их мышление обусловлено чем-то другим, несуществующим. Можно сказать, что они представляют собой набор из нескольких стереотипов, лишенный онтологической связи. Потому в первую очередь следует анализировать молодежь на присутствие в ней связи, базового смысла.

20-30 лет назад молодые люди утвердили новый закон, в соответствии с которым нужно основываться не на вечных устоях классической культуры, а на новом откровении, на принципах нового мира молодых, которые думают и поступают так, то есть это «так» стало базовой системой их личности. Молодые, о которых я говорю, все целиком погружены в матрицу и остаются оторванными от своей природной основы. Иными словами, они утратили контакт с первичными инстинктами объективного восприятия самих себя, своего тела: они основываются на web. Web, будь то наркотики[31], игры или интернет, — это, тем не менее, что-то иное, не имеющее контакта с базовым принципом, в силу которого все мы живем.

Поэтому, проводя первый критический самоанализ, молодой человек должен проверить, синхронен ли он самому себе, находится ли он в едином и целостном контакте с собственной индивидуацией. Иными словами, присутствует ли его сознание в его ногах, руках, мозге, инстинктах и так далее.

Когда онтопсихология говорит об онто Ин-се, в сущности, имеется в виду информация[32] (ДНК, к примеру, является ее производной, феноменологией). Эта информация представляет собой формальную составляющую органической структуры под названием «человек»[33]. Все начинается с информации, то есть отпечатка вселенского разума: есть нечто, представляющее собой первичное семя, из которого затем развивается сложное единство действия под названием «атом», «апельсин», «теленок», «конь», «человек», «звезда», «планета Венера» и так далее. Есть четкие параметры, существует гармония множества элементов, то есть микрокосм, который живет не в фантазиях и абсолютной свободе, а согласно определенному порядку, в соответствии с волнами, впоследствии становящимися частицами. Во всем этом онто Ин-се является базовой информацией, от которой зависит все остальное[34]: человеческое существо для обеспечения своего благополучного существования должно продолжить выстраивать и развивать собственную жизнь в соответствии и во взаимосвязи с этой базовой информацией. Это касается как биологических, так психологических и бытийных аспектов. Действительно, поскольку онто Ин-се духовно, когда оно позиционируется, то представляет собой формулу, информацию, модуль, порядок, в соответствии с которым формируется система, это соотношение взаимозаменяемых частей, которые, тем не менее, имеют последствия, носящие также сенсорный, физический характер[35].

Следовательно, благодаря открытию онто Ин-се стало возможным восстановление основы и естественное развитие человека, его культуры, общества в целом. Действительно, любой человек, установивший и поддерживающий связь с собственным сущностным принципом, или с базовой информацией, в дальнейшем становится свободным в своих действиях, получает возможность иметь различные отношения и подходы.

Онтопсихология также выявила присутствие монитора отклонения[36]. Интернет является естественным web монитора отклонения, который не служит и не придерживается реальности: интернет все делает по-своему, он связан не с реальностью, а, скорее, с неким вымыслом, лишенным естественной основы.

Об этом можно говорить очень долго, но суть заключается в следующем: если индивид соответствует своей базовой информации, то есть «не сбит с толку» (в контакте с собой), тогда он живет хорошо, он счастлив, и все складывается так, как ему хотелось бы. Если у человека отсутствует контакт с собственной базовой информацией, то дела у него идут плохо, он постоянно проигрывает, его оставляют силы, и остается только надежда, то есть вера, что все будет хорошо.

4. Философия глупости: “be stupid”

В Милане в ходе недавнего события я увидел поразившую меня рекламу. Она была создана молодыми людьми из разных уголков мира. Это реклама, которая прививает снобизм и унижает, в которой молодые жители интернета предстают «суперучителями». Я уловил в ней чувство первенства, которое было воспринято и осуждено всеми остальными, которое отражает суть тех, кто находится внутри web, внутри этой чешуеобразной маслянистой оболочки[37]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Глава первая. Кризис родачеловеческого[1]

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От гуманизма исторического к гуманизму вечному предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

По материалам выступления А. Менегетти в Международном центре гуманистического искусства и культуры Реканто Маэстро (Бразилия) 5 марта 2010 года в ходе резиденса «Экзистенциальный критерий и психотея».

2

При этом концепция Бога уже четко «оформилась» в разных религиях мира.

3

Что означают все эти названия? Давайте рассмотрим некоторые из них. “Internet” — «внутри сети», но какой сети? Рыболовной? Паучьей? Сети из колючей проволоки Освенцима? “Yahoo”: похоже на мяуканье кота. “Google” — буль, буль, буль… напоминает лепет младенца, когда он просит пить. “Mouse” — «мышь», а можно было выбрать слово «искатель», «вектор», то есть одно из множества действительно подходящих для этого слов. “Wikipedia” похоже на слово ребенка, который еще не научился правильно произносить слово «энциклопедия», возникает впечатление, что это тоже лепечет ребенок. Одно из немногих подходящих названий — это “windows” (англ. — окна), здесь, действительно, есть ассоциация с окнами. В остальном же, анализируя происхождение «выдающихся» названий, можно сделать вывод о том, что эти слова были выбраны специалистами, которые говорили так в детстве или имели детей или внуков, произносящих эти слова. Так они и закрепились в нашем языке. Дело не в том, что слова не верны, проблема заключается в другом: ведомая масса мифологизировала фантазии некоторых людей, которые стали строить свой бизнес на этом, а молодежь теперь «упивается» этими принципами. См. Менегетти А. Право, сознание, общество. — М.: БФ «Онтопсихология», 2009.

4

Лондон является главным «очагом» культуры для Европы, а иногда и для обеих Америк. Какой-нибудь спектакль или музыка сначала делает первые робкие шаги в Лондоне, а потом уже получает свое распространение в других странах мира.

5

Фильм Э. и Л. Вачовски с участием К. Ривза, Л. Фишберна, К.-Э. Мосс и Г. Фостера, США, 1999.

6

Вести блог, общаться в блоге. Блог (термин происходит от “web-log”, то есть «ежедневник в сети») — это интернет-страница, на которой пользователь или структура, управляющая ею, периодически публикует свои материалы.

7

Фильм Д. Кэмерона с участием С. Уортингтона, З. Салдана, С. Уивера, Д. Рибизи, М. Родригеса, США, 2009.

8

Виртуальный трехмерный онлайн мир, населенный множеством пользователей. Создан в 2003 году американской компанией Linden Lab. Его развитие определяется самими резидентами. См. Чивитенга Н., Ди Пьетро Д., МакФарлейн А., Дзопполато А. «В интернете “Вторая жизнь”»? // Новая онтопсихология. № 2, 2008.

9

Это похоже на ситуацию, когда человек идет в кино, и ему нравится фильм (его герой побеждает, его принцесса выходит замуж и так далее) — и таким образом он доволен.

10

Попробуйте представить себе жизнь человека без документа, удостоверяющего личность, без паспорта: он сразу станет преступником. См. «Правовой системизм» в книге Менегетти А. Психология лидера. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2020.

11

412-323 гг до н. э.

12

1596–1650 гг.

13

1724–1804 гг.

14

1762–1814 гг.

15

1770–1831 гг.

16

1775–1854 гг.

17

1818–1883 гг.

18

Автор проанализировал истоки этих легенд и династий в ходе конференции «Концепция непорочного зачатия как источник вдохновения эдемского удовольствия», которая состоялась в галерее ОнтоАрт в Треви (Перуджа, Италия) 8 декабря 2008 года.

19

См. главу, посвященную гуманизму, в данном издании.

20

Для всей средневековой Европы папство было олицетворением высшей власти. Оно являлось теократической правящей структурой, действия которой основывались на воле Бога, на непререкаемом откровении. Папство обладало суверенной и абсолютной властью. Кроме того, это было вооруженное папство, которое контролировало как внешнеполитические вопросы, так и состояние сознания своей паствы. Для того чтобы понять всю его мощь, вспомним, что все правители (в Германии, Франции, Испании и других странах), не одобренные папой, теряли свой трон.

21

Обширнейший труд из 17 томов, которые вышли в свет в период с 1751 по 1765 год. Стоит отметить, что первые труды, содержащие энциклопедические знания, были опубликованы значительно раньше. Еще Аристотель задумывался над рациональной систематизацией знаний, имевшихся в то время в документальном виде. Плиния Старшего (23–79 гг. н. э.) с его трудом Naturalis historia (Естественная история) в 37 томах вполне можно считать энциклопедистом. Institutiones divinarum et saecularium litterarum (Основы божественных и светских наук) Кассиодора (490–583 г. н. э.) считается первой энциклопедией новой эры. В дальнейшем вышел в свет еще ряд трудов, имевших энциклопедический характер. Среди них можно упомянуть труд в 49 томах итальянского философа Средневековья Джорджо Валла De expetendis et fugiendis rebus (О сущностях, к которым надо стремиться и которых следует избегать).

22

1713–1774 гг.

23

1717–1783 гг.

24

См. синемалогию по фильму «Гладиатор» (Р. Скотта, с участием Р. Кроу, Х. Феникса, К. Нильсена, О. Рида, США, 2000) в журнале “Nuova Ontopsicologia”, n. 2/2001, в которой автор доказывает, что в этом фильме «чувствуется большое невежество создателей, с которым они демонстрировали величие Рима сквозь призму стремления к возмездию и провокациям, характерного для современной политической идеологии, служащей установлению господства США».

25

Также и знак, когда большой палец указывает вниз или вверх. Например, во время поединков он означал требование смерти для побежденного соперника или дарование ему жизни.

26

См. Менегетти А. Путь успеха // Новая онтопсихология, № 2, 2008.

27

Сначала американцы пытались выкрасть некий камень из Италии, чтоб вывезти к себе в США. Так, всем известная небольшая часовня Порциункола в Ассизи была воссоздана в США и вызывает благоговейное отношение, считается предметом истории и пр. Мы опять возвращаемся к понятию подражания (мема).

28

«…факт продления жизни зависит от космической интерференции: люди живут в тот период, когда Земля вышла на орбиту со всем солнечным и звездным циклом и позволяет достигнуть наибольшей жизненности вопреки озоновым дырам, загрязнениям окружающей среды, проблемам радиоактивности. Эра благоволит различным жизненным формам». Менегетти А. Кризис современной демократии. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2016.

29

Когда организуют сбор средств, например в помощь детям, умирающим от голода, то можно быть уверенным, что деньги никогда не дойдут до получателей: средства останавливаются на полпути и оседают в карманах «хозяев войны». Помощь приходит в страну, где ее ждут нуждающиеся, но там командуют генералы, которые всем и распоряжаются.

30

Неделя женской моды в Милане (Milano Moda Donna), 24 февраля — 1 марта 2010 г.

31

О молодежи и наркотиках см. Грех Евы и наркотическая утрата сознания // Новая онтопсихология, № 2/2009 — 1/2010.

32

Онтопсихология появляется как четкая наука: она имела тесную связь с философией, психологией и другими науками, но прежде всего это точное описание информации в физико-математическом смысле. Благодаря концепции онто Ин-се, наука онтопсихология олицетворяет собой будущее всего научного знания. Об этих взаимосвязях речь идет в книге «Этический критерий человека» (НФ «Антонио Менегетти», 2018). В ней представлены материалы выступлений А. Менегетти на I Всемирном (XV Международном) конгрессе по онтопсихологии, проходившем в Москве 8-12 октября 1997 года. В современной литературе не найти другую работу, где бы так глубоко, полно и основательно рассматривалась тема гуманизма, политики и общества.

33

См. Менегетти А. Онтический геном. — М.: БФ «Онтопсихология», 2009.

34

См. «Информационный нуклеотид: элементарный модуль, формализующий универсум» в книге Менегетти А. От сознания к бытию. — М.: БФ «Онтопсихология», 2010.

35

Среди 15 характерных свойств онто Ин-се есть «духовное, или трансцендентное» и «историческое». См. «Пятнадцать характеристик онто Ин-се» в книге Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2020.

36

См. Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.

37

Здесь уместно упомянуть еще об одном аспекте: с помощью устройств, которые находятся в некоторых сотовых телефонах или компьютерах, за человеком можно следить в любом месте, будь он в Нью-Йорке, в Вашингтоне или в каком-то другом городе. Иными словами, когда бы и где бы он ни находился, можно узнать, куда он идет, какие финансовые операции проводит и прочее. См. «Реальность Echelon и Big Brain» в синемологии по фильму «Матрица» в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемология — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я