1. Книги
  2. Руководства
  3. Антон Владимирович Полихов

Сценарное мастерство

Антон Владимирович Полихов
Обложка книги

Книга «Основы сценарного мастерства» представляет собой подробное руководство для начинающих сценаристов. В книге рассматриваются основные принципы и методы создания сценариев, а также даются практические советы по их написанию и редактированию.В книге подробно рассматриваются следующие темы:Основы сценарного творчества: что такое сценарий, его основные функции и задачи.Структура сценария: как правильно выстроить сюжет, создать интересных персонажей, написать диалоги и т. д.

Автор: Антон Полихов

Жанры и теги: Руководства

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарное мастерство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Процесс производства фильма от А до Я

Виды кино

Кино — это вид искусства, который объединяет в себе различные жанры и направления. В зависимости от цели создания и содержания, кинофильмы можно разделить на несколько основных видов:

Игровой фильм — это фильм, в котором присутствуют актёры, исполняющие роли персонажей. Сюжет такого фильма может быть вымышленным или основанным на реальных событиях. Игровой фильм может иметь разные жанры, такие как драма, комедия, боевик, триллер, мелодрама и другие.

Игровой фильм — это вид кинематографа, в котором сюжет и персонажи представлены в виде художественного произведения. В отличие от документальных фильмов, где показываются реальные события, игровые фильмы основаны на вымышленном сюжете и персонажах.

В игровом фильме используются различные художественные приёмы, такие как актёрская игра, декорации, костюмы, грим, спецэффекты и музыка, чтобы создать атмосферу и передать эмоции зрителю. Сюжет может быть основан на различных жанрах, таких как драма, комедия, боевик, триллер, мелодрама и другие.

Игровые фильмы могут быть сняты с использованием различных технологий, включая традиционные методы съёмки с плёнкой или современные цифровые технологии. Они предназначены для развлечения зрителей и передачи им эмоций и впечатлений.

Документальный фильм — это фильм, основанный на реальных событиях и фактах. Документальный фильм рассказывает о жизни людей, природе, науке, истории и других темах. Он может быть направлен на обучение, информирование или развлечение зрителей. Анимационный фильм — это фильм, созданный с помощью анимации. Анимация может быть выполнена в различных техниках, таких как рисованная анимация, компьютерная анимация и другие.

Документальный фильм — это вид кинематографа, который основан на реальных событиях и фактах. В документальном кино режиссёр исследует определённую тему или проблему, используя реальные события, интервью с участниками событий, архивные материалы и другие источники информации.

Цель документального фильма — предоставить зрителям объективную информацию о событиях, людях или явлениях. Документальный фильм может быть посвящён различным темам: истории, культуре, науке, политике, спорту и т. д.

В отличие от художественного фильма, в котором события и персонажи вымышлены, документальный фильм стремится к достоверности и объективности. Однако это не означает, что документальный фильм не может иметь авторской позиции или интерпретации событий. Режиссёр может выражать своё отношение к событиям, но он должен делать это на основе фактов и доказательств.

Документальные фильмы могут быть разных жанров:

Информационный фильм: предоставляет факты и информацию о событии или явлении.

Обучающий фильм: объясняет сложные понятия или процессы.

Исследовательский фильм: исследует конкретную тему или проблему.

Репортажный фильм: показывает события в реальном времени.

Документальное кино является важным инструментом для распространения знаний и формирования общественного мнения. Оно помогает людям лучше понять окружающий мир и свою роль в нём.

Виды документального кино

Документальное кино — это вид киноискусства, в котором используются реальные события и люди. Оно может быть посвящено различным темам: истории, науке, искусству, спорту, природе и т. д. Документальное кино может иметь различные цели: информировать, обучать, развлекать, вдохновлять и т. п.

Существует несколько видов документального кино:

Репортаж: Это самый распространенный вид документального кино. Он представляет собой прямое или косвенное наблюдение за событиями, происходящими в реальном времени. Репортаж может быть посвящен спортивным соревнованиям, политическим событиям, природным явлениям и т. п.

Интервью: Этот вид документального кино представляет собой беседу с человеком или группой людей на определенную тему. Интервью может быть проведено в студии, на улице или в других местах.

Докьюментари: Этот вид документального кино сочетает в себе элементы репортажа и интервью. Докьюментари представляет собой глубокое исследование определенной темы или проблемы.

Фильм-портрет: Этот вид документального кино посвящен одному человеку или группе людей. Фильм-портрет может рассказать о жизни, работе, увлечениях и других аспектах жизни героя.

Образовательное кино: Этот вид документального кино предназначен для обучения и просвещения зрителей. Образовательное кино может быть посвящено истории, географии, биологии, физике и другим наукам.

Научно-популярное кино: Этот вид документального кино рассказывает о научных открытиях, исследованиях и экспериментах. Научно-популярное кино предназначено для широкой аудитории.

Документальная драма: Этот вид документального кино использует элементы драмы для создания более эмоционального и запоминающегося эффекта. Документальная драма может быть посвящена историческим событиям, трагедиям, конфликтам и другим темам.

Экранизация — это процесс создания фильма на основе литературного произведения, такого как роман, пьеса или рассказ.

Экранизации могут быть разных видов:

Буквальная экранизация. Это фильм, который точно следует сюжету и содержанию исходного литературного произведения. В таких фильмах обычно сохраняются диалоги, персонажи и основные события книги.

По мотивам. Фильм, основанный на литературном произведении, но с некоторыми изменениями в сюжете или персонажах. Это позволяет адаптировать историю для экрана и сделать её более интересной для зрителей.

Интерпретация. Фильм, который использует элементы литературного произведения для создания собственной истории. В такой экранизации может быть сохранена основная идея книги, но сюжет и персонажи будут изменены.

Пародия. Фильм, в котором используются элементы исходного произведения для создания комического эффекта. Пародии часто используют узнаваемые образы и ситуации из книги или фильма для создания юмористических ситуаций.

Переосмысление. Фильм, который берёт за основу литературное произведение, но полностью меняет его смысл и посыл. Переосмысления позволяют взглянуть на известную историю под новым углом и создать уникальное произведение искусства.

Сериализация. Фильм, созданный на основе серии литературных произведений. Сериализации позволяют рассказать длинную историю в формате фильма, сохраняя при этом ключевые моменты и персонажей из книг.

Смешение жанров. Фильм, сочетающий в себе элементы разных жанров, чтобы создать новое и интересное произведение. Например, экранизация романа может включать в себя элементы комедии, драмы или боевика, чтобы привлечь внимание зрителей разных возрастов и интересов.

Адаптация для другой аудитории. Фильм, адаптированный для детей, подростков или взрослых, чтобы учесть возрастные особенности и интересы целевой аудитории. Адаптации могут изменять содержание, язык и стиль исходного произведения, чтобы сделать его более доступным и интересным для определённой группы зрителей.

Важно отметить, что экранизация — это творческий процесс, который требует от режиссёра и сценаристов глубокого понимания исходного материала и умения передать его атмосферу и настроение на экране.

Структура создания документального фильма

Создание документального фильма включает в себя несколько этапов:

Идея: На этом этапе определяется тема и цель фильма. Идея может быть основана на личном опыте, наблюдении за событиями или исследовании определенной проблемы.

Сценарий: На основе идеи создается сценарий фильма. Сценарий определяет структуру, содержание и последовательность событий в фильме.

Съемка: На этом этапе происходит съемка фильма. Съемка может происходить в различных местах, с использованием различных методов и оборудования.

Монтаж: После съемки фильма происходит его монтаж. Монтаж включает в себя выбор кадров, их обрезку, добавление эффектов и музыки.

Озвучивание: После монтажа фильма происходит озвучивание. Озвучивание включает в себя запись голоса диктора, актеров и других участников фильма.

Постпродакшн: После озвучивания фильма происходит постпродакшн. Постпродакшн включает в себя добавление субтитров, титров и других элементов.

Презентация: Наконец, фильм готов к презентации. Презентация может происходить на кинофестивалях, телевидении, интернете и других платформах.

Анимационные фильмы могут быть предназначены для детей и взрослых, и иметь различные жанры, включая комедии, приключения, фэнтези и т. д.

Каждый из этих видов кино имеет свои особенности и преимущества. Они позволяют зрителям получить различные впечатления и эмоции, а также узнать что-то новое и интересное.

Анимационное кино — это вид кинематографа, в котором движущиеся изображения создаются с помощью последовательности рисунков, кадров или других элементов.

Существует несколько видов анимационного кино, которые отличаются по способу создания и технике исполнения:

Рисованная анимация: Это один из самых старых и традиционных видов анимации, при котором каждый кадр рисуется вручную. Этот процесс может быть очень трудоемким и затратным, но он позволяет достичь высокого уровня детализации и выразительности.

Кукольная анимация: В этом виде анимации используются куклы или марионетки, которые двигаются и взаимодействуют друг с другом. Куклы могут быть изготовлены из различных материалов, таких как дерево, пластик, ткань и т. д.

Компьютерная анимация: Компьютерная анимация использует компьютерные программы для создания и обработки изображений. Она позволяет создавать сложные и реалистичные эффекты, а также быстро и легко вносить изменения в проект.

Анимация стоп-кадра: Этот вид анимации использует неподвижные объекты, такие как рисунки или фотографии, и перемещает их или изменяет их положение для создания иллюзии движения.

3D-анимация: 3D-анимация использует трехмерные модели и графику для создания реалистичных и объемных изображений. Она широко используется в компьютерных играх, фильмах и рекламе.

Flash-анимация: Flash-анимация — это еще один вид компьютерной анимации, который использует технологию Flash для создания интерактивных и динамических изображений. Он часто используется для веб-сайтов, рекламы и образовательных материалов.

Motion graphics: Motion graphics — это техника анимации, которая использует движение, цвет и форму для создания визуальных эффектов и инфографики. Она часто используется в рекламных роликах, презентациях и видеоиграх.

2D-анимация в реальном времени: Это вид анимации, который создается в режиме реального времени с использованием специальных программ и технологий. Он позволяет создавать динамические и интерактивные изображения, которые реагируют на действия пользователя.

Каждый из этих видов анимационного кино имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Выбор вида анимации зависит от целей проекта, бюджета, технических возможностей и творческого подхода.

Очерк. Очерк — портрет

Очерк — это художественно-публицистический жанров литературе и журналистике; небольшое повествовательное произведение, в котором, в отличие от рассказа, зало-жены реальные события, факты, явления. Очерку присущи злободневность и оперативность, живое и популярное изложение материала.

Портрет (фр. portrait):

1. В изобразительном искусстве — изображение конкретного человека или группы людей; жанр изобразительного и фотоискусства; произведение этого жанра.

2. В литературном произведении — описание внешности персонажа, один из способов созданияхудожественного образа. Характер портрета зависит отжанра произведения, творческого метода и особенностейиндивидуального стиля писателя.

Один из важных этапов написания сценария — создание драматургической парадигмы.

Структура сценария линейная, с традиционной композицией в виде экспозиции, кульминации и разрешения. Подобная структура предполагает последовательное развитие событий без утяжеления сюжета композиционно и дополнительными приёмами.

В современной документалистике многое зависит от замысла режиссёра — каждый подход индивидуален для конкретной истории и зависит от целей, которые преследует автор.

Жанр

Жанр — это угол зрения на предмет изображения в фильме. Автор и зрители как бы договариваются смотреть на персонажей — на их поступки, манеры — определенным образом — или свысока, не очень серьезно (комедия, авантюрные жанры), или с сочувственным вниманием разбираясь в человеческих проблемах (драма, киноповесть), или чуть ли не преклоняясь перед героями (трагедия, эпическая поэма).

Отсюда — соответствующие эмоции: смех, сопереживание, страх, восхищение… Отсюда и определенные свойства формы фильмов.

Жанр стоит вне компонентов драматургии, но пропитывает их все, видоизменяя их (как свет).

Жанр (от франц. — род, вид) — определяет не столько содержание и героев, но в основном — зрительское отношение к ним и авторское отношение.

Жанр — угол зрения автора и зрителей на предмет изображения.

Жанры разделяются (по отношению автора к персонажам):

1) высокие (эпическая поэма, трагедия);

2) средние (драма, повесть, трагикомедия);

3) низкие (комедия, приключения, мелодрама).

Автор со зрителем заключают договор: на эти персонажи мы будем смотреть так, на эти — иначе. Зритель принимает или не принимает эту точку зрения.

С течением времени возник целый ряд средств выражения для каждого жанра.

Комедия: путаница, несуразица.

Детектив: тайна, расследование. И др.

По Аристотелю: трагедия — о высоком (катарсис), комедия — о безобразном (катарсиса нет).

Закрепленность определенных исторически сложившихся форм произведения для жанра.

1) чистый жанр (массовый зритель любит);

2) смешанный жанр (в произведении одного жанра есть много от других жанров);

3) сложный жанр (элементы разных жанров составляют новый жанр: трагикомедия, драмакомедия и т.д.)

Существует много подразделений внутри жанра:

комедия — бытовая, лирическая, эксцентрическая;

драма — психологическая, криминальная

Виды жанров

1) чистые. 2) смешанные. 3) сложные.

В основе образования жанра лежит не только предмет сам по себе, но и авторское отношение к нему. Под разными ракурсами предмет можно показать и комедийно, и трагедийно. Также есть конкретные моменты, присущие разным жанрам — напр. в трагедии катарсис, потрясение и просветление. Приключенческий фильм — это показ преступления; а детектив — это разбор уже свершившегося преступления.

В трагедии ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть нравственная вина героя, имеющая общечеловеческое значение (причем сначала герой может её и не осознавать. В трагедии также есть элемент эпический; весь мир становится ареной, театром. Трагедия обязательно должна заканчиваться гибелью героя за его преступление всемирного нравственного закона даже если герой и осознает свою нравственную вину. Наличие нравственной вины — отличительный признак трагедии перед драмой (напр. «Гроза» не трагедия, так как нет нравственной вины, нет преступления нравственного закона.)

Трагедию можно подавать под смешным, комедийным ракурсом (как автора, так и для зрителя). Ракурс автора не обязательно может совпадать со зрительным, тогда трагедия превращается в комедию. Одна из составляющих жанра — это «договор» между автором и зрителем по поводу определенного отношения к происходящему. Иногда этого «договора» не возникает, что означает провал.

Чистый жанр — это все признаки определенного жанра и отсутствие признаков другого, Зрители любят фильмы чистых жанров (жанровые фильмы) Ю так как им легко приписать единые, четко определенные правила. Смешанный жанр — это наличие в определенном жанре элементов других жанров. (Например «Калина Красная»)

Сложный жанр — это уже закрепленная смесь разных жанров (например, трагикомедия).

Мелодрама отличается от драмы отсутствием внутреннего конфликта, однобоким показом героев (хорошие или плохие), моментами, рассчитанными на чувственные реакции героев (причем сам автор относится к мелодраме иронически, хотя и скрыто).

Жанр играет важную роль в создании сценария, так как он помогает определить целевую аудиторию, установить рамки для сюжета и персонажей, а также создать визуальные и звуковые образы.

Основные жанры:

Трагедия — это жанр, который изображает трагические события и часто заканчивается гибелью главного героя. В трагедии обычно присутствуют элементы пафоса, героического поступка и конфликта между личными желаниями и общественными нормами.

В литературе трагедия имеет долгую историю, начиная с древнегреческих пьес, таких как «Царь Эдип» Софокла. В этих произведениях часто изображаются герои, которые сталкиваются с непреодолимыми обстоятельствами и в конце концов погибают. Трагический герой может быть благородным и мужественным, но его действия приводят к катастрофическим последствиям.

Комедия — это жанр, цель которого — вызвать смех у зрителей. Комедии могут быть основаны на сатире, фарсе, абсурде или других комических приёмах. Они часто используют преувеличения, нелепые ситуации и неожиданные повороты сюжета.

Литературные комедии также имеют давнюю историю. Например, произведения Уильяма Шекспира, такие как «Двенадцатая ночь», являются классическими примерами комедийного жанра. В них используются остроумные диалоги, комические ситуации и яркие персонажи для создания весёлой атмосферы.

Драма — это более широкий жанр, который может включать в себя элементы трагедии и комедии. Драмы обычно фокусируются на внутренних конфликтах персонажей, их эмоциональных переживаниях и развитии характера.

Литература также предлагает множество примеров драматических произведений. Роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» является классическим примером драмы, где главный герой сталкивается с внутренними конфликтами, моральными дилеммами и последствиями своих действий.

Таким образом, жанры трагедии, комедии и драмы находят своё отражение как в литературе, так и в кинематографе. Они позволяют авторам и режиссёрам исследовать различные аспекты человеческой жизни, эмоций и конфликтов.

Триллер — фильм, вызывающий напряжение и волнение у зрителей. Поджанры: психологический триллер (триллер, основанный на внутренних страхах героев), криминальный триллер (триллер о преступлениях и расследованиях), мистический триллер (триллер с элементами сверхъестественного).

Фантастика — фильм о вымышленных мирах и существах. Поджанры: научная фантастика (фильм о будущем и научных открытиях), фэнтези (фильм о магии и волшебных существах), ужасы (фильм, целью которого является напугать зрителя).

Боевик — фильм о сражениях, погонях и приключениях. Поджанры: военный боевик (боевик о войне), шпионский боевик (боевик о шпионах и секретных операциях), супергеройский боевик (фильм о супергероях).

Детектив — фильм о расследовании преступлений. Поджанры: классический детектив (фильм, в котором сыщик раскрывает преступление), нуарный детектив (детектив с мрачной атмосферой и циничными героями), политический детектив (детектив, связанный с политикой).

Исторический фильм — фильм о реальных событиях прошлого. Поджанры: исторический эпос (масштабный фильм о великих событиях), биографический фильм (фильм об известных людях), исторический роман (фильм о повседневной жизни людей прошлого).

Музыкальный фильм — фильм, в котором музыка играет важную роль. Поджанры: мюзикл (музыкальный фильм с танцами и песнями), рок-опера (мюзикл с рок-музыкой), музыкальный клип (короткий фильм, состоящий из одного музыкального номера).

Художественное (игровое) кино. Это вид киноискусства, в котором сюжет и характеры персонажей вымышлены. Художественное кино включает в себя множество жанров.

Документальное кино. В основе этого вида кино лежит актуальная реальность. Документальное кино может быть разных жанров: например, репортаж, портрет, кинохроника.

Анимационное кино. Этот вид кино использует мультипликацию для создания образов и действия. Анимационное кино также включает в себя разные жанры.

Жанры кино — это категории, которые определяют тематику, содержание и форму фильма.

Вот несколько основных жанров кино:

Боевик. Фильм, в котором основное внимание уделяется сценам драк, погонь, перестрелок.

Комедия. Фильм, который ставит перед собой задачу рассмешить зрителя.

Мелодрама. Фильм, сюжет которого построен вокруг романтической истории.

Драма. Фильм, в котором раскрываются глубокие характеры и конфликты.

Детектив. Фильм, основанный на расследовании преступления.

Фантастика. Фильм, действие которого происходит в вымышленном мире.

Триллер. Фильм, вызывающий у зрителя чувство тревоги и напряжения.

Фильм ужасов. Фильм, цель которого — напугать зрителя.

Жанры в литературе и жанры в кино имеют множество связей и пересечений. Некоторые жанры, такие как драма, комедия или триллер, существуют и в литературе, и в кино. Они могут иметь общие черты и принципы построения сюжета.

Группа эпических жанров характеризуется масштабностью повествования, силой обобщения. Обычно они рассматриваются по убыванию объемности и в непосредственной связи с художественной литературой: как правило, эпические жанры в кино — это экранизация соответствующего литературного первоисточника.

Киноэпопея — монументальная форма эпических жанров, где находят свое экранное воплощение переломные моменты истории и судьбы народа. Сюжетосложение ведется по принципу многослойности — на нескольких параллельных линиях («Рождение нации» Д. Гриффита, «Война и мир» С. Бондарчука, «Двадцатый век» Б. Бертолуччи).

Кинороман — крупная форма эпического повествования, представляющего человека в противоречиях жизненного процесса. Наиболее очевидный жанровый канон киноромана — разветвленное многоголосное сюжетосложение, прослеживающее судьбы главных действующих лиц в конкретном социальном контексте («Идиот» А. Куросавы, «Леопард» Л. Висконти, «Мефисто» И. Сабо, «Люди на болоте» В. Турова).

Киноповесть — средний по объему эпический жанр, охватывающий лишь часть эпизодов из жизни основного героя. В кино не редко повесть отождествляется с драмой («Дама с собачкой» И. Хейфица, «Затмение» М. Антониони, кинотрилогия «Три цвета: синий, белый, красный» К. Кесьлевского).

Киноновелла (от итал. novella — новость) — малая форма, отображающая частные поступки героев. Действие новеллы развертывается в повседневности, но сюжет завязан на необычной острой ситуации, резко нарушающей размеренность будней, «как бы взрывающей изнутри привычное, упорядоченное течение жизни». К киноновелле можно отнести фильмы «Приключение» М. Антониони, «Белый шейх» Ф. Феллини, «Расемон» А. Куросавы.

Группа лироэпического жанра — это такие произведения, которые сочетают в себе признаки лирики (эмоциональность) и эпоса (сюжетность).

Примеры лиро-эпических произведений: баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова, стихотворение Некрасова «Железная дорога», поэма Маяковского «Хорошо!», «Анна Снегина» Есенина, «Поэма без героя» Ахматовой, «За далью даль» Твардовского и т. п.

К лиро-эпическим жанрам принято относить поэму, оду, балладу, басню.

Баллада — это лирико-эпическое произведение среднего объема, которое имеет драматический сюжет и определенную тематику (преимущественно фантастическую и историко-героическую)

Кинолегенда — экранная наррация, основанная на фольклорном предании, где реальная основа оранжируется необычайностью и, оттесняясь на второй план, уступает место чудесному («Легендао Нарайяме» С. Имамуры, «Легенда о Сурамской крепости» С. Параджанова, «Легенда о Тиле» В. Наумова).

Киносказка — инвариация лиро-эпического жанра, опирающегося на фантастический вымысел, где добро обязательно побеждает зло в лице смелых прекрасных героев («Морозко» А. Роу, «Золушка» Н. Кошеверовой и М. Шапиро). Наиболее широкое развитие киносказка получила в анимации.

Кинопоэма — особая утонченная форма символико-метафорического киноповествования, где события и герои постепенно при обретают знаковую природу, а слагаемые изобразительно-звуковой образности рифмуются, пульсируют в виде рефрена «переговариваются» лейтмотивами («Земля» А. Довженко, «Мольба» Т. Абуладзе).

Однако жанры в кино могут быть более разнообразными и включать в себя различные поджанры:

Боевик: поджанрами могут быть военный боевик, шпионский боевик, фантастический боевик и т. д.

Комедия: могут быть романтические комедии, комедии положений, пародии и т. п.

Драма: могут существовать исторические драмы, психологические драмы, военные драмы и др.

Триллер: поджанрами являются политический триллер, мистический триллер, детективный триллер и т. д.

Эти поджанры могут иметь свои уникальные особенности и элементы, которые отличают их друг от друга.

Так, например, боевик может включать в себя большое количество экшена и спецэффектов, тогда как военный боевик будет акцентировать внимание на военных действиях и стратегии.

Важно отметить, что жанры и поджанры в кино постоянно развиваются и изменяются, адаптируясь к новым технологиям и предпочтениям зрителей.

Таким образом, жанры в литературе и кино тесно связаны и могут влиять друг на друга. Знание этих связей помогает лучше понять и проанализировать произведения искусства.

Короткометражный фильм — это фильм, продолжительность которого обычно составляет не более 40—50 минут. Он имеет свои особенности и характеристики:

Бюджет. Производство короткометражного фильма обычно требует меньше финансовых ресурсов, чем создание полнометражного фильма. Это позволяет молодым режиссёрам и начинающим киностудиям пробовать свои силы в кинопроизводстве.

Сценарий. Сценарий короткометражного фильма часто фокусируется на одной конкретной ситуации, эмоции или событии. Это позволяет создать более узкое и глубокое повествование.

Актёрский состав. В короткометражках обычно задействовано меньше актёров, чем в полнометражных фильмах. Это связано с ограниченным бюджетом и временем на съёмки.

Монтаж. В короткометражном фильме акцент делается на лаконичность и эффективность монтажа. Режиссёр должен передать основную идею фильма в коротком промежутке времени.

Полнометражный фильм, в свою очередь, имеет более продолжительную длительность — обычно от 90 минут и более. Полнометражные фильмы имеют следующие особенности:

Сюжет. Сюжет полнометражного фильма обычно более сложный и разветвлённый, чем у короткометражного. В нём могут быть несколько сюжетных линий, персонажей и мест действия.

Масштаб съёмок. Полнометражные фильмы часто снимаются с использованием более дорогих камер, оборудования и декораций. Это позволяет создавать более впечатляющие визуальные эффекты и сцены.

Прокат. Прокат полнометражных фильмов обычно осуществляется в кинотеатрах, где они демонстрируются в течение нескольких недель или месяцев. Это даёт зрителям возможность насладиться фильмом в более спокойной и комфортной обстановке.

Этапы производства

Производство фильма — сложный и многогранный процесс, который включает в себя множество этапов. Одним из важнейших этапов является разработка сценария. Сценарий — это основа фильма, которая определяет его сюжет, персонажей и события.

1 Создание фильма можно рассматривать как длительный процесс принятия решений не только режиссером, но и всеми специалистами, работающими в съемочной группе.

2 Фильм обычно проходит через три процесса: производство, дистрибуцию и кинопоказ.

3 Четыре этапа кинопроизводства: первый — сценарий и поиск финансирования, второй — подготовительный, или препродакшн, третий — съемочный, или продакшн, и четвертый — постпродакшн.

4 Большинство картин, выходящих в кинопрокат, являются результатом усилий сотни специалистов, работающих в кино. Это мелкозернистое разделение труда оказалось надежным способом подготовки, съемки и сборки высокобюджетных фильмов.

5 На первом этапе кинопроизводства две фигуры являются ключевыми — сценарист и продюсер.

6 Сценарий обычно пишется в несколько этапов: синопсис, тритмент, затем один или несколько сценариев полной длины, окончательный литературный вариант, режиссерский сценарий.

7 Продюсер должен подготовить бюджет с указанием расходов (above — the-line) «выше черты»: затраты на литературную собственность, работу сценариста, режиссера и актеров главных ролей, а также расходов (below-the-line) «ниже черты» — расходы, выделенные на съемочную группу, актеров второго плана, съемку и этапы постпродакшн, страхование и рекламу.

8 Роль режиссера и состав его департамента. Разделение обязанностей в подготовительный и съемочный периоды.

9 Препродакшн: продюсер и режиссер нанимают съемочную группу, проводят кастинг на роли, и вместе с оператором и художником разыскивают места для будущих съемок фильма.

10 Художник-постановщик и его департамент отвечают за визуальное решение фильма.

11 Оператор-постановщик и его департамент отвечают за качество изображения во время съемочного периода.

Производство фильма делится на три этапа:

Подготовка (пре-продакшн). На этом этапе пишется сценарий, подбирается актёрский состав, шьются костюмы, планируется расписание съёмок, выбирается натура, создаются декорации, решаются организационные моменты.

Производство (продакшн). Это съёмки фильма. Это самый дорогостоящий и длительный этап.

Пост-продакшн. Сюда входят монтаж, создание компьютерных спецэффектов, редакция, озвучка и другая обработка отснятого материала.

Этапы разработки сценария:

Идея фильма может возникнуть у сценариста спонтанно или быть результатом долгих размышлений. В любом случае, идея должна быть интересной и оригинальной.

Исследование.

Прежде чем приступить к написанию сценария, сценарист должен провести исследование. Это может быть изучение исторических событий, литературных произведений, реальных людей или просто наблюдение за окружающим миром. Исследование помогает сценаристу создать более реалистичный и убедительный сценарий.

Концепция.

На основе исследования сценарист разрабатывает концепцию сценария. Концепция определяет основную идею фильма, его жанр, атмосферу и целевую аудиторию.

Сценарий.

После разработки концепции сценарист приступает к написанию сценария. Сценарий представляет собой подробный план фильма, который описывает все его сцены, диалоги и действия персонажей.

Редактирование.

После написания сценария сценарист проводит его редактирование. Редактор помогает сценаристу улучшить сценарий, сделать его более логичным, последовательным и интересным. Утверждение. После редактирования сценарий отправляется на утверждение продюсеру. Продюсер оценивает сценарий с точки зрения его качества, бюджета и соответствия концепции фильма.

Разработка сценария — это сложный и творческий процесс, который требует от сценариста глубоких знаний, опыта и таланта. Сценарий должен быть увлекательным, оригинальным и запоминающимся, чтобы фильм стал успешным.

Вот несколько советов, которые помогут сценаристу написать хороший сценарий:

Определите целевую аудиторию.

Кто будет смотреть ваш фильм?

Дети, подростки, взрослые?

Мужчины, женщины?

Зная свою целевую аудиторию, вы сможете написать сценарий, который будет ей интересен. Создайте ярких персонажей.

Персонажи — это сердце фильма. Они должны быть интересными, привлекательными и запоминающимися. Напишите увлекательный сюжет. Сюжет должен быть захватывающим и интригующим. Он должен вызывать у зрителей желание узнать, что будет дальше. Используйте разные жанры. Жанр фильма определяет его атмосферу, стиль и тон. Используйте разные жанры, чтобы создать разнообразный и интересный фильм.

Создание фильма — это долгий и трудный путь, который начинается с разработки сценария. Сценарий определяет успех фильма, поэтому его разработка требует особого внимания и усилий.

ПРОИЗВОДСТВО

Процесс производства фильма начинается с написания сценария. Затем происходит подбор актёров и съёмочной группы, выбор мест для съёмок и подготовка к съёмкам. После этого проводятся съёмки фильма, которые могут занять несколько месяцев. Далее следует этап монтажа, во время которого отснятый материал обрабатывается и превращается в готовый фильм. Наконец, происходит озвучивание фильма, после чего он готов к показу. Кинобизнес — это отрасль, которая занимается производством, распространением и показом кинофильмов. Он включает в себя множество аспектов, таких как:

Производство: создание фильмов, включая написание сценария, съёмки, монтаж и озвучивание. Распространение: продажа прав на показ фильмов кинотеатрам, стриминговым сервисам и другим платформам.

Показ: демонстрация фильмов в кинотеатрах, по телевидению и на других платформах. Маркетинг: продвижение фильмов с целью привлечения зрителей.

Прокат: предоставление фильмов для показа в кинотеатрах на определённый срок за определённую плату. Дистрибуция: распространение фильмов среди кинотеатров, телеканалов и других платформ.

Финансы: управление финансами кинобизнеса, включая бюджетирование, прогнозирование доходов и расходов, а также оценку рисков.

Написание сценария

Сценарий — это основа фильма. Он определяет сюжет, персонажей, диалоги и другие элементы фильма. Сценарий может быть написан одним человеком или группой сценаристов.

Подбор актёров и съёмочной группы

После того как сценарий готов, начинается подбор актёров на роли. Актёры должны соответствовать образам персонажей и иметь необходимые навыки для исполнения ролей. Также подбирается съёмочная группа, включающая режиссёра, оператора, звукорежиссёра и других специалистов.

Съёмки

Съёмки фильма — это сложный процесс, который требует тщательной подготовки. Необходимо выбрать места для съёмок, подготовить оборудование и реквизит, а также обеспечить безопасность съёмочной команды. Съёмки могут длиться несколько месяцев и требуют больших затрат времени и ресурсов.

Монтаж

Монтаж — это процесс обработки отснятого материала и превращения его в готовый фильм. Монтажёр выбирает кадры, добавляет спецэффекты и музыку, а также создаёт переходы между сценами. В результате получается готовый фильм, который можно показать зрителям.

Озвучивание

Озвучивание — это процесс записи звука для фильма. Актёры озвучивают свои роли, а также добавляются фоновые звуки и музыка. Озвучивание может проводиться одновременно со съёмками или после них.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

После завершения производства фильма начинается процесс распространения. Фильмы продаются кинотеатрам, телеканалам и другим платформам для показа. Права на показ могут быть проданы на ограниченный период времени или на постоянной основе.

Продажа прав

Продажа прав — это основной источник дохода для кинокомпаний. Кинокомпании продают права на показ своих фильмов кинотеатрам, телеканалам, стриминговым сервисам и другим платформам. Цена продажи прав зависит от популярности фильма, его жанра и качества.

Прокат

Прокат — это предоставление фильма для показа в кинотеатре на определённый срок. Прокат обычно осуществляется на условиях, что кинотеатр выплачивает кинокомпании определённую сумму за каждый день показа фильма.

ПОКАЗ

Показ фильма — это его демонстрация зрителям. Фильмы могут показываться в кинотеатрах, на телевидении, в интернете и на других платформах. Показ фильмов является важным источником дохода для кинобизнеса.

Кинотеатры

Кинотеатр — это место, где зрители могут посмотреть фильм на большом экране. Кинотеатры являются основным местом показа фильмов. Они предлагают широкий выбор фильмов и обеспечивают высокое качество показа.

Телевидение

Телевидение также является популярным местом показа фильмов. Телеканалы показывают фильмы в рамках своих программ или в виде специальных выпусков. Телевизионный показ позволяет охватить более широкую аудиторию, но не обеспечивает такого высокого качества, как показ в кинотеатрах.

Интернет

Интернет становится всё более популярным местом показа фильмов. Стриминговые сервисы, такие как Netflix, Amazon Prime Video и другие, предлагают широкий выбор фильмов для просмотра онлайн. Интернет-показ позволяет зрителям смотреть фильмы в любое удобное время и месте, но требует оплаты подписки.

МАРКЕТИНГ

Маркетинг — это деятельность, направленная на привлечение зрителей к фильму. Маркетинговые кампании включают в себя рекламу, PR-мероприятия и другие способы продвижения.

Реклама — это один из основных способов маркетинга фильмов. Реклама может быть размещена в СМИ, на рекламных щитах, в социальных сетях и других местах. Рекламные кампании могут включать в себя использование знаменитостей, вирусного контента и других методов привлечения внимания зрителей.

PR-мероприятия — это мероприятия, направленные на создание положительного образа фильма. PR-мероприятия могут включать в себя пресс-конференции, интервью, участие в кинофестивалях и другие события.

Управление финансами — важный аспект кинобизнеса. Кинокомпании должны управлять бюджетом, прогнозировать доходы и расходы, а также оценивать риски.

Бюджетирование — это планирование расходов на производство, распространение и показ фильма. Бюджет должен учитывать все затраты, связанные с фильмом, включая оплату труда, аренду оборудования, покупку прав и другие расходы.

Прогнозирование — это оценка ожидаемых доходов и расходов от фильма. Прогнозы могут основываться на предыдущих фильмах компании, рыночных тенденциях и других факторах.

Оценка рисков — это анализ возможных проблем, которые могут возникнуть при производстве, распространении и показе фильма. Риски могут включать в себя финансовые потери, задержки в производстве, проблемы с правами и другие факторы.

Процесс творчества — это тайна, неподвластная никаким схематичным маршрутам. Но в рассуждениях об искусстве, в науке о нем без структурных систем не обойтись. Это — «географические карты», необходимые для ориентировки в художественном пространстве. Без них — запутаешься, неглавное примешь за главное, и наоборот. Верно сказано: именно потому, что между звездами оставлено пространство, по ним можно найти дорогу…

Создание фильма — это сложный процесс, в котором участвует множество людей. Вот основные цеха, задействованные в производстве фильма:

Сценаристы. Пишут сценарий фильма, определяют сюжет, персонажей и диалоги.

Режиссёры. Руководят съёмками, выбирают ракурсы, контролируют работу актёров и других членов съёмочной группы.

Операторы. Снимают фильм, выбирают оптимальные ракурсы и освещение.

Художники-постановщики. Создают декорации, костюмы и грим.

Композиторы. Пишут музыку к фильму.

Звукорежиссёры. Записывают и обрабатывают звук.

Монтажёры. Собирают отснятый материал в единое целое.

Продюсеры. Организуют процесс производства фильма и решают финансовые вопросы.

Это лишь некоторые из людей, которые участвуют в создании фильма. В зависимости от жанра и сложности фильма, в процессе могут быть задействованы и другие специалисты, такие как художники по спецэффектам, аниматоры, каскадёры и т. д.

Кино — продукт коллективного творчества, результат слаженной работы множества людей. Благодаря их усилиям, мы можем наслаждаться просмотром фильмов и получать удовольствие от просмотра.

Сценарист — это автор, который создаёт истории для фильмов, сериалов, мультфильмов и других произведений киноискусства.

Кинодраматург (или сценарист) — это специалист, который занимается написанием сценариев для кинопроектов, определяет сюжет, характеры персонажей и диалоги.

Задачи сценариста в киноиндустрии:

Разработка сюжета: сценарист должен создать увлекательную историю, которая будет интересна зрителям.

Создание персонажей: сценарист должен разработать ярких и запоминающихся персонажей, которые будут вызывать у зрителей симпатию или антипатию.

Написание диалогов: сценарист должен написать диалоги, которые будут передавать характер персонажей и развивать сюжет.

Работа с режиссёром: сценарист должен сотрудничать с режиссёром, чтобы создать фильм, который будет соответствовать его видению.

Сценарист — важный участник кинопроцесса, от которого зависит успех фильма.

Составные части фильма

Кадр — это отдельная картинка на киноплёнке или цифровом носителе. Кадр является основной единицей монтажа в кино.

План — это масштаб изображения, содержащегося в одном кадре. Планы различаются по крупности: дальний, общий, средний, крупный и деталь. Каждый план имеет свои особенности и используется для достижения определённых целей. Дальний план показывает место действия целиком, например, пейзаж или обстановку комнаты. Он создаёт общее представление о пространстве и может служить фоном для других планов. Общий план охватывает фигуру человека почти целиком. Такой план позволяет видеть движения персонажа и его взаимодействие с окружающей средой. Средний план даёт более детальное изображение фигуры человека. На нём видны голова, плечи и верхняя часть туловища. Средний план часто используется для передачи эмоций и взаимодействия персонажей. Крупный план фокусируется на лице или другой детали, которая важна для понимания сюжета. Крупный план подчёркивает эмоции и мысли персонажа.

Деталь — это очень крупный план, который выделяет конкретную деталь, такую как глаза, руки или предмет. Деталь помогает зрителю лучше понять смысл сцены.

Сцена — это часть фильма, происходящая в одном месте и в одно время. Сцена состоит из нескольких кадров и планов, которые вместе создают единое целое. Сцены могут быть связаны друг с другом через сюжет или персонажей.

Эпизод — это законченная часть фильма, имеющая свою собственную структуру и цель. Эпизоды могут включать несколько сцен и обычно имеют начало, середину и конец. Они помогают развивать сюжет и раскрывать характеры персонажей.

Сцена — более крупная и сложная структурная часть фильма: она составляется из кадров.

Часто смешивают два понятия: «сцена» и «эпизод». На самом деле это разные вещи: эпизод состоит из ряда сцен. Так, например, в новелле-эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы различаем следующие сцены:

Путешествие трех монахов.

Пляска скомороха в сарае и приход туда иконописцев.

Драка двух мужиков во дворе.

Арест скомороха дружинниками.

Проход монахов и проезд дружинников мимо озера.

Здесь мы насчитали всего пять сцен, но в эпизоде их может быть и значительно больше.

Что такое сцена?

Главные признаки сцены, отличающие ее от эпизода, это три единства:

— единство места,

— единство времени,

— единство действия.

Поэтому:

С ц е н а (от греч. skene — временное строение, площадка) — это часть фильма, состоящая из группы кадров и отмеченная единством места, времени и действия.

В подавляющем большинстве (в 95%) случаев такое определение сцены — правильно: изменилось одно из трех единств — возникла новая сцена.

Но бывают исключения.

Сцены отличаются друг от друга:

а) по уровню разработанности:

развернутая сцена — в сцене между Андреем Рублевым и призраком Феофана Грека в разоренном Успенском соборе мы можем найти все части сюжетной композиции — экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; в профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает две-три;

фрагментарная сцена — действенная сцена, в которой нет полного набора драматургических компонентов; подобных сцен в фильме, как правило, большинство; именно они чаще всего бывают незавершенными;

проходная сцена — небольшая по объему сцена, в которой чаще всего персонажи перемещаются из одного места действия в другое (последняя сцена в эпизоде «Скоморох»: монахи идут под дождем); сцены эти в сюжетном плане бездейственны, но без определенного их количества в сценарии и фильме обойтись нельзя: они привносят в картину «воздух», снимают с нее возможный налет театральности;

перебивкасцена, как правило, небольшая (часто один короткий кадр), перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся; в «Траффике» полицейские в фургоне подслушивают процитированный выше разговор Хелен и Арни — перебивка, после которой мы вновь обращаемся к сцене, происходящей в квартире Хелен;

параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.

Вот пример параллельно развивающихся сцен в «Криминальном чтиве» (после возвращения Винсента Вега и Мии из ресторана):

Винсент в туалете уговаривает быть «спокойным» самого себя.

Мия в своей комнате танцует.

Винсент разговаривает в туалете перед зеркалом со своим отражением.

Мия закуривает, находит героин.

Винсент продолжает заниматься в туалете самовнушением.

Мия принимает сверхдозу героина…

После чего Винсент находит ее в обморочном состоянии…

И еще один вид сцен:

флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; различаются «флэш» в настоящем времени: «Победа!» — слышится крик солдата в «Ивановом детстве», и вслед за этим пятнадцать кадров проносится перед нами за 15 секунд; «фэш-бек» (flashes-back) — быстрый монтаж кадров проишедшего в прошлом — в «Бойцовском клубе» Д. Финчера — представление героя о том, как взорвалась его квартира; «флэш-фьючерс» (flashes-futures) — что произойдет или что могло бы произойти в будущем: многочисленные фантазии героини фильма Тома Тывквера «Беги, Лола, беги!» о встречаемых ею персонажах.

Начинающим сценаристам и режиссерам следует помнить, что лучше строить свою вещь из сцен, не в одинаковой степени разработанных. Отличный пример в этом отношении — фильм Ж.Л.Годара «На последнем дыхании».

б) сцены различаются и по своим функциям:

экспозиционная сцена — упоминавшаяся уже первая сцена «Жертвоприношения»;

информативная — в такой сцене отсутствует видимое действие, ее функция — информировать зрителя о чем-то уже случившемся; как это происходит в сцене из сценария «Траффика»: «Детский приемник-распределитель, Цинцинати. Кэролин Вэкфильд лежит на нарах в камере. У нее на ногах тюремные тапочки, ее пояс отобран. Кэролин нехорошо, у нее похмелье». Все.

ретроспективная — сцена клятвы на кресте Малого князя в «Андрее Рублеве»;

поворотнаяв ней происходит важнейший сюжетный поворот: в разоренном Успенском соборе Андрей Рублев объявляет о своем отказе от иконописания и об уходе в безмолвие;

кульминационная сцена — в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» М. Формана сцена, в которой Мак-Мэрфи не бежит через открытое окно психлечебницы, медлит, а затем бросается на медсестру Рэчет;

финальная сцена — последняя сцена в картине, где ставится точка или многоточие в развитии действия;

— существует еще такое понятие, как главная сцена фильма — в ней происходит все решающее событие, слом течения сюжета. В картине Патриса Шеро «Королева Марго» это, конечно же, сцена Варфоломеевской ночи.

в) сцены следует различать и по уровню разработанной в них конфликтности: действие в развернутых и фрагментарных сценах рекомендуется чуть ли не в обязательном порядке строить на конфликтной основе (о видах конфликта смотри далее — в соответствующем разделе темы «Сюжет»).

г) сцены различаются по характеру места действия и съемки:

павильонные снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;

интерьерные — снятые в существующих помещениях;

натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).

Здесь мы не имеем дело только с техническим вопросом. Различия эти отражаются и на построении сцен (в частности, натурных), и на их чередовании. «Обычно трудно бывает соединить материал, снятый на натуре и в павильоне, если он идет большими кусками, блоками, — говорил Андрей Тарковский. — Гораздо лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны»1.

Профессиональный сценарист после написанной им сцены, происходящей в помещении, особенно если эта сцена развернутая, не задумываясь, переходит на сцену натурную, пусть даже очень короткую.

Способы сопоставления сцен.

а) по контрасту:

— сцены крестин младенца в фильме «Крестный отец» и — убийство врагов Майкла Карлеоне;

б) по соответствию:

— одна за другой идущие жестокие сцены набега ордынцев на Владимир в «Андрее Рублеве»;

в) по развитию:

— в картине «Пианино»:

— муж Ады узнает о ее любовном послании Бейнсу, бежит домой;

— схватив топор, он рушит в доме мебель и пианино;

— хватает во дворе вырывающуюся из его рук жену и отсекает ей палец.

Способы соединения сцен.

Те же два главных способа, что и при монтаже кадров:

столкновение — в вышеприведенном примере из «Крестного отца»;

сцепление из корчмы в эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы через речевой захлест переносимся в сцену пьяной драки во дворе корчмы.

Технические способы отделения и соединения сцен и эпизодов.

из затемнения (или «забеления») в затемнение (или «забеление») из черноты (или белизны) экрана постепенно возникает очертание изображения; или, наоборот, кадр затемняется (высветляется), уходя в черноту (белизну);

наплыв — двойная экспозиция: на продолжающееся изображение последнего кадра сцены накладывается начало следующей сцены;

шторка и вытеснение обозначенный линией (или без нее) первый кадр новой сцены сдвигает изображение последнего кадра сцены предыдущей;

фигурное затемнение (ранее называемое «диафрагмой») — медленно суживающееся к центру (или расширяющееся от центра) экрана затемнение; подобные фигурные «ЗТМ» мы можем найти не только в немых фильмах, но, например, у Ж.-Л. Годара в его фильме «На последнем дыхании»;

в нефокусность — из нефокусности таким способом в фильме Билли Уайлдера «Бульвар «Сансет» отделен пролог от основной части картины;

использование компьютерной графики в «Дракуле» Ф. Копполы яркое пятно в павлиньем хвосте раскручивается в железнодорожный тоннель, по которому мчится поезд; в некоторых сценах «Интимного дневника» П. Гринуэйя внутри кадра появляется «окошечко», в котором зритель видит начало следующей сцены.

Обозначения технических способов отделения и соединения сцен мы находим и в сценариях. Американские сценарии, как правило, начинаются и заканчиваются надписью: «ЗТМ». В сценарии «Ночи Кабирии», написанном Ф. Феллини с соавторами, все эпизоды отделены надписями «ЗТМ», а большинство сцен разъединены—соединены надписями «НПЛ» (наплыв).

Эпизод как элемент структурной композиции фильма.

Фильм делится на эпизоды.

Из кирпичей строится стена, из стен — этаж, из этажей — дом.

Из кадров составляется сцена, из сцен — эпизод, из эпизодов — фильм.

Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнанно, как деление их на сцены.

Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды.

Часто авторы картин сами настаивают на определенности их поэпизодной композиции. В таких произведениях структура выглядит очень выпуклой. Фильм «Андрей Рублев» состоит из эпизодов-новелл. На главы поделены картины Ларса фон Триера «Рассекая волны» и «Догвилль». Три эпизода с названиями находим мы в фильме «Криминальное чтиво». Три эпизода в картине «Беги, Лола, беги!».

В чем преимущество подчеркнутой, выявленной структуры кинокартины или сценария?

В большей выразительности. Известно, что лицо человека с определенными, резкими чертами лица более выразительно, чем лицо с чертами размытыми, неопределенными.

В лучшей воспринимаемости зрителями этапов движения сюжета, а через него — этапов развития идеи.

Есть и практический смысл для кинодраматурга делить свое произведение на эпизоды:

— сценарий отделывается по частям, что дает возможность автору доводить каждую часть до возможного совершенства;

— возникает процесс постепенного выстраивания здания драматургического произведения — ведь сценарий именно строится (что очень важно знать начинающему кинодраматургу), а не просто пишется;

— появляется возможность достижения соразмерности частей произведения между собой, что способствует стройности композиции сценария и согласованию каждой его части с целым.

Даже когда профессиональные авторы не прокламируют поэпизодную структуру своих фильмов, их работы легко делятся на отдельные большие части. Картина «Пролетая над гнездом кукушки» М. Формана, к примеру, распадается на пять эпизодов, а фильм П. Гринуэя «Отсчет утопленников» с четырьмя мужчинами-утопленниками — на четыре эпизода.

Чрезвычайно органично выглядит поэпизодная структура в картинах, сюжет которых основан на мотиве дороги (road-movie) — «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Пугало» Д. Шацберга, «Последний наряд» Х. Эшби — каждое пребывание героев на новом месте оформляется как очередной эпизод.

Однако порой конструктивное построение вещи не столь отчетливо, и тогда разделить ее на эпизоды не так-то просто. И все же деление таких фильмов на большие законченные части (если их сценарии выполнены на профессиональном уровне) внутренне в них заложено. В подобном случае нужно различить расставленные по всей картине подчеркнуто напряженные моменты — эпизодические кульминационные точки, после которых всякий раз следует спад сюжетного напряжения, знаменующий собой начало следующего эпизода.

К полноценно разработанным эпизодам могут добавляться пролог и эпилог. И тогда графическая схема структуры полнометражного фильма будет выглядеть так:

Пролог I эпизод II эпизод III эпизод IV эпизод эпилог

Основываясь на многолетних наблюдениях над созданием структуры сценариев и фильмов), можно сделать вывод, что чаще всего в полнометражной картине задействовано четыре эпизода, хотя бывает и три («Криминальное чтиво») и пять («Ночи Кабирии»). Если фильм по объему больше двух часов, то в нем эпизодов может быть значительно больше («Андрей Рублев» — восемь, «Рассекая волны» — семь).

Более сложное структурное построение: эпизоды «прослаиваются» еще одной историей — «Расёмон» Акиры Куросавы, «Дьявол и десять заповедей» Жюльена Дювивье, «Форест Гамп» Роберта Земекиса.

Деление сценария и фильма на эпизоды исходит из традиции театра и литературы. Пьесы древнегреческих авторов состояли, как правило, из 4—6 эписодиев; драмы, трагедии и комедии Нового времени делились на акты (действия). В шекспировских пьесах было, как правило, пять актов.

В литературе — повести делятся на главы, а романы еще и на части, а иногда и на книги.

Э п и з о д — (от греч. еpeisodion — вставка) — большая часть фильма, состоящая из ряда сцен, внутренне драматургически завершенная и, вместе с тем, развивающая сюжет и идею фильма в целом.

Что же соединяет сцены в эпизод?

Может быть история, переживающая начало, развитие, высшую степень напряжения и спад?

Скорее всего, так…

В третьем эпизоде фильма «Запах женщины» (режиссер М. Брест, сценарий Б. Голдмана), состоящем из одиннадцати сцен — это история о том, как юноша Чарли подрядился сопроводить слепого полковника до Нью-Йорка и как вынужден был (неожиданно для себя!) остаться при нем.

А первый эпизод «Таксиста» (режиссер М. Скорсезе, сценарий П. Шредера), состоящий из двадцати шести (!) сцен — это история любви ночного таксиста Тревиса к «женщине мечты» белокурой Бэтси, любви, окончившейся так неудачно и глупо.

Из историй, развертывающихся в каждом из эпизодов, складывается история, лежащая в основе сюжета всего фильма.

Свойства эпизода. Это:

а) наличие конгломерата (группы) сцен,

б) смена мест действия внутри эпизода,

в) смена времен действия,

г) смена действий.

То есть смена сцен, а в результате — смена всех трех единств.

Это — как правило. В девяноста пяти с половиной процентах!

Но, как всегда в искусстве, мы находим в кинематографе исключения. В фильме Сиднея Люметта «12 разгневанных мужчин» соблюдено единство времени и места: история происходит в течение одного дня и почти вся в одном помещении — в комнате присяжных заседателей, из которой они не могут выйти пока не вынесут вердикт — от него зависит жизнь подсудимого. Тем не менее, эта картина — совокупность нескольких эпизодов, каждый из которых состоит из ряда сцен.

А посмотрите… или лучше рассмотрите с этой точки зрения фильм А. Хичкока «Веревка» — там тоже вся история разворачивается на одной площадке и, по сути дела, в режиме реального времени. Попробуйте определить, на сколько эпизодов и на какие сцены внутри них эта картина делится.

Необходимо отметить также, что при всем сказанном, эпизод в редчайших случаях может состоять и из одной (или почти из одной) чрезвычайно развернутой сцены (сцена в гостиничном номере Патриции — «На последнем дыхании» Ж.Л.Годара).

Но поспешим ещё раз подчеркнуть — все эти случаи исключения. Как правило, эпизод — это смена сцен, сопровождаемая сменой трех единств.

Следующее свойство кинематографического эпизода:

драматургическая завершенность — самое главное и незыблемое: в отличие от кадра и сцены эпизод являет собой структурную единицу не открытую, а в значительной степени закрытую, самодостаточную.

Данное свойство эпизода — сосредоточенность внутри себя — в неодинаковой степени бывает выражено в разных по жанру драматургических построениях: в фильмах приключенческих, остросюжетных эпизоды в большей степени служат развитию сквозного действия, в фильмах же более сложных по сюжету они превращаются в законченные новеллы со своим собственным сюжетом («Андрей Рублев», «Сладкая жизнь», «Амаркорд»).

Но в любом случае эпизод фильма по своей функции двояк (антиномичен) — с одной стороны, по своей композиции он закончен, а с другой — является частью кинокартины, ступенью в развитии ее сюжета.

Отсюда — характерная особенность построения финала эпизода: если эпизод не является последним в фильме, финал его тоже двояк — он завершает историю и, вместе с тем, в нем сохраняется или возбуждается новый интерес, требующий продолжения, перекидывающий мостик в эпизод следующий.

Так, первый, идущий после пролога, эпизод фильма «Храброе сердце» (1996, режиссер и исполнитель главной роли Мэл Гибсон) посвящен трагической истории любви ирландского парня Уоллеса и девушки Марен. Эпизод заканчивается сценой мести Уоллеса английским солдатам за смерть своей любимой. Начальник отряда англичан жестоко убит — восстание шотландцев началось, Уоллес кричит: «Шотландия свободна!» Горит английский деревянный «острог». На этом заканчивается первый эпизод. Но зритель понимает, что до свободы Шотландии еще далеко, он ждет того, как отреагирует на происшедшее королевская власть. И в самом начале следующего — второго эпизода, фильм переносит нас в Лондон: король получает известие о «разбойнике» Уоллесе и посылает своего сына с войском на подавление восстания…

Данную особенность в построении финала эпизода, требующую от исполнителя определенных профессиональных навыков, можно сформулировать как — «завершенную незавершенность».

Один из приемов возбуждения в конце главы-эпизода нового импульса читательского интереса находим мы у Ф. Достоевского: в его романах порой возникает новый, порой незнакомый ни читателю, ни героям персонаж, на чем часть или глава обрываются. Так, в самом конце III части «Преступления и наказания», когда Раскольников пребывает в мучающем его сне, дверь в его комнате открывается, и появляется господин, который говорит: «Аркадий Иванович Свидригайлов, позвольте отрекомендоваться…» Или в конце великолепно, по всем драматургическим законам развернутой сцене признания Раскольникова Сонечке о совершенном им убийстве: «Белокурая физиономия господина Лебезятникова заглянула в комнату». Прием несколько театральный, но в драматическом сюжете вполне применимый: он резко движет сюжет вперед и возбуждает зрительское внимание…

Еще одно возможное свойство эпизода:

структурная сложность его построения.

В киноэпизоде мы находим все драматургические компоненты целого фильма. Казалось бы, кроме одного: он сам не поделен на эпизоды. Но…

…оказывается, что в некоторых случаях эпизод может включать в себя кроме сцен и более крупные структурные единицы:

— подэпизоды и — микроэпизоды.

Подэпизодструктурное образование, находящееся внутри большого эпизода.

Так история ослепления мастеров-строителей вставлена А. Тарковским в новеллу-эпизод «Страшный суд» (фильм «Андрей Рублев»; в сценарии новелла «Ослепление. Лето 1407 года» была самостоятельной).

В фильме Луиса Бунюэля «Призрак свободы», состоящем из ряда новелл, вы почти в каждой из них найдете подобные включения подэпизодов.

Микроэпизоды возникают при делении больших частей фильма на отдельные главки. В сценариях Г. Панфилова «Жанна д`Арк» и А. Тарковского «Гофманиана» микроэпизоды имеют свои названия.

Виды эпизодов.

Эпизоды внутри сценария и фильма отличаются друг от друга по месту, которое они занимают в композиции картины и — соответственно — по выполняемой каждым из них функции.

Исходя из этого, мы различаем следующие виды эпизодов:

а) пролог и эпилог их можно назвать эпизодами с некоторой оговоркой: в них вы не найдете полного и развернутого набора драматургических компонентов.

Пролог обычно выполняет функции:

— эпиграфа («Андрей Рублев», «Зеркало»; «Сны» А. Куросавы);

— сжатого изложения предыстории (II серия «Ивана Грозного», «Пианино», «Храброе сердце»);

— «стартовой площадки» для начала ретроспекций («Леди Гамильтон» А. Корда, «Форрест Гамп»).

Эпилог соответственно выполняет функции:

— сжатого изложения последующих событий («Пианино», «Храброе сердце»);

— постэпиграфа («Андрей Рублев», «Список Шиндлера»);

— завершение воспоминаний (те же «Леди Гамильтон» и «Форрест Гамп»).

Другой способ создания пролога и эпилога: один из эпизодов (или новелл) фильма разбивается на две части и как бы окаймляет внутренние эпизоды, в таком случае первая его часть служит прологом, а вторая эпилогом — как это сделано, например, в фильме Жюльена Дювивье «Дьявол и десять заповедей»; еще своеобразнее выполнен подобный прием в «Криминальном чтиве»: в этом фильме пролог — сцена с начинающими грабителями в кафе, но вторая часть этой сцены, перенесенная в финал вещи, является не эпилогом, а последней сценой основного действия картины.

б) экспозиционный эпизод как правило, первый эпизод картины, в функцию которого входит представление персонажей и обстоятельств, предшествующих завязке конфликтного действия и сама завязка.

в) эпизоды развития несколько серединных эпизодов, развивающих конфликт.

г) финальный эпизод, включающий в себя кульминационную сцену, развязку и финал.

Способы соединения эпизодов.

Эпизоды соединяются (разъединяются):

названиями («Андрей Рублев», «Рассекая волны», «Криминальное чтиво»);

закадровой речью автора или персонажа («Мой друг Иван Лапшин», «Дни радио»);

надписями от автора («Сны» А. Куросавы);

затемнениями («Ночи Кабирии», «Три негодяя в одной крепости» А. Куросавы; «С широко закрытыми глазами» С. Кубрика);

прослаиванием ретроспективных эпизодов кадрами, продолжающими сцены пролога («Форрест Гамп»).

1 Тарковский А. Замысел и его реализация // Андрей Тарковский: начало… и пути. С.129.

В своем анализе вам следует основываться на рассмотрении отдельных компонентов драматургии фильма.

Что это за «компоненты»?

Дело в том, что в живой практике искусства элементы содержания и формы произведения находятся в неразрывном единстве. Однако, анализируя ту или иную вещь, нам приходится в нашем понимании раскладывать ее на отдельные составляющие. Иначе мы не сможем выяснить, каким образом она сложена.

Эти составляющие драматургию фильма и есть суть ее компоненты. Основные из них: — жанр, — сюжет, — композиция, — тема и идея фильма. Существует еще много других, очень важных драматургических компонентов (например, конфликт, образ и характер персонажа, перипетия и т.д.), но все они входят в состав тех, что перечислены выше.

Пример разбора сцен-эпизодов из фильма «Путешествия на Луну» 1902 г.:

«1. Научный конгресс в Астрономическом клубе.

2 План путешествия, объясняемый учеными. Назначение исследователей

и их спутников. Всеобщий энтузиазм. Прощание.

3 Чудовищный завод. Построение снаряда.

4 Кузница, печи, строительство гигантской пушки.

5 Астрономы садятся в ядро.

6 Заряжают пушку.

7 Чудовищная пушка. Парад гвардии. Салют.

8 Полет в пространство. Приближается Луна.

9 Ядро попадает Луне в глаз.

10 Падение ядра на Луну. Свет Земли. Вид на Землю с Луны.

11 Долина кратеров. Извержения вулканов.

12 Сон (болиды, Большая Медведица, Феба, Сатурн и пр.).

13 Снежная буря.

14 40 градусов ниже нуля. Спуск в лунный кратер.

15 Внутри Луны, грот гигантских грибов.

16 Встреча с селенитами. Героическое сражение.

17 В плену.

18 Лунный король; армия селенитов.

19 Бегство.

20 Дьявольская погоня.

21 Астрономы находят ядро. Отъезд с Луны.

22 Падение вниз, в пустоту.

23 Ядро падает в океан.

24 В морских глубинах.

25 Спасение. Возвращение в порт.

26 Праздник. Триумфальный марш.

27 Увенчание лаврами и награждение героев путешествия.

28 Парад моряков и пожарных.

29 Водружение статуи в честь событий.

30 Народные празднества. Селенит, захваченный в плен на Луне, выставлен

на обозрение как редкость» {17}.

Последовательность сцен, имеющая самостоятельное повествовательное значение, называется эпизодом. Фильм «Путешествие на Луну» можно, в силу его краткости, считать единым эпизодом, но можно и выделить в нем несколько эпизодов, например сцены 1—7 как эпизод «Подготовка к полету», сцены 8—15 «Начало полета», сцены 16—21 «Конфронтация с жителями Луны» и сцены 22—30 «Спасение и возвращение на Землю».

О книге

Автор: Антон Полихов

Жанры и теги: Руководства

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарное мастерство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я