Дальний Восток

Антон Кротов

Практический и транспортный путеводитель по всем регионам Дальнего Востока. Описаны Приморский край, Хабаровский, Сахалин, Камчатка, Якутия, Чукотка, Амурская область, Забайкальский край, Еврейская автономная область – весь Дальний Восток от Кяхты до Анадыря! Особенности транспорта, дешёвого попадания в эти регионы, цены, места ночлега, зимники, пароходы и прочее по сведениям на 2018 год.

Оглавление

Пути попадания

На Дальний Восток можно попасть несколькими путями. Все они будут рассмотрены в этой книге. Аналогично путям попадания можно и выбраться обратно, только движение нужно осуществить в обратную сторону.

Исторически россияне попадали из Западной России в Сибирь и на ДВ комбинированным, пеше-водным путём. До Бурятии (она в древности называлась Даурия) ещё какие-то сухопутные участки были, дальше на восток — реки были основными транспортными артериями в XVII — XVIII веках. Сибирский тракт протянулся постепенно до Кяхты и Нерчинска. Грузы и людей возили из Одессы во Владивосток и на Камчатку морскими судами вокруг Евразии; плавали суда по Амуру, Колыме и Лене. С постройкой Транссибирской ж. д. магистрали основной поток грузов и людей на ДВ стал поступать по ней. В наше время люди попадают на Дальний Восток самолётом, поездом, реже — на своей машине и Западной России, кораблём из Кореи или Японии, ещё реже — на автобусе, на велосипеде, пешком.

Водные пути, соединяющие почти всю Россию в средние века, сейчас при дальних переездах из прочих регионов фактически неактуальны.

На самолёте из центральной России

Быстрее всего попасть на Дальний Восток с помощью самолёта. Так и делают многие люди, имеющие малый запас времени. Радостно знать, что авиабилеты, в рублёвом исчислении, не очень-то подорожали за последние десять лет, а во многих направлениях даже подешевели. Из Москвы до Владивостока и Хабаровска долететь на самолёте, в не-пиковый сезон, ненамного дороже, чем доехать в плацкартном вагоне поезда. Но есть и грустная весть — в самый кочевой месяц, август, дешёвые билеты разбирают заранее, и остаются только дорогие.

Летают из Западной России на Дальний Восток традиционно — «Аэрофлот», «S7», «Россия», «Аврора» (дочка Аэрофлота) и некоторые другие авиакомпании.

В 2018 году стандартная цена перелёта в одну сторону из Москвы во Владивосток, Магадан, Хабаровск, Якутск, Петропавловск-Камчатский составляла 12500—15000 рублей, если брать билет заблаговременно. Перелёт туда-обратно стоил, в среднем, 22000—25000 рублей. Чуть более дешёвые билеты попадаются иногда в Хабаровск или без него (в районе 10000 рублей или чуть меньше). Распродажи авиабилетов с большой скидкой на Дальневосточном направлении бывают редко, хотя иногда в не-пиковый сезон и такое случается.

Кроме как из Москвы, можно полететь на ДВ из Новосибирска, это второй по важности пункт отправления, откуда регулярно летают самолёты и во Владивосток, и в Хабаровск, в Благовещенск, Якутск, Магадан и Петропавловск-Камчатский. Не думайте, что это дешевле, чем с Москвы: та же цена будет, тысяч пятнадцать летом, или десять-двенадцать зимой.

По некоторым дням недели есть авиарейсы во Владивосток и Хабаровск из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска. Цена на ближние рейсы такая же, как и с Москвы примерно (с Петербурга — несколько дороже).

Несколько дешевле, чем в другие регионы, можно прилететь в Читу и особенно в Улан-Удэ, куда относительно недавно начала летать дешёвая авиакомпания «Победа». При стандартной зимней цене Москва — Улан-Удэ около 5000—6000, летней — 10000 рублей, можно напасть на распродажи и случайно ухватить себе билет по смешной цене 500—3000 рублей в один конец, но, правда, без багажа.

В году есть пиковые периоды (июль-август и конец декабря-начало января), когда спрос на все билеты в России повышается, и человек, желающий взять билет из Москвы в Хабаровск или Владивосток на завтра, будет неприятно удивлён — 25, 35, даже 45 тысяч рублей в один конец. Та же горестная участь ждёт того, кто на Камчатку хочет полететь прямо завтра — если это августовское завтра, то 50 тысяч рублей в один конец может получиться, а может, и наоборот, 25 — всё зависит от спроса на билеты в данный момент!

Лоукостов типа «Победы» или «Air Asia» до 2018 года восточней Улан-Удэ не было, и сейчас нет. Уже много лет говорят о том, что Айр Азия начнёт летать во Владивосток — но не летает. Междальневосточные перелёты Хабаровск — Магадан, Хабаровск — Петропавловск-Камчатский обходились примерно в 10,000 рублей. Региональный авиаперевозчик «Аврора» (дочка «Аэрофлота»), пытаясь притвориться лоукостом, одно время (2017) рекламно предлагал билеты из Магадана в Петропавловск за 3000 рублей, но в нынешние времена их уже не наблюдается. Перелёты из облцентров в небольшие города Севера стоят обычно значительно дороже, чем полёты из Москвы в этот же облцентр.

Стоимость авиабилетов — довольно хитрая штука. Цена билета не зависит напрямую от расстояния. В одно и то же время года, например, из Петропавловска-Камчатского можно долететь до Москвы, скажем, за 12.000 рублей (6700 километров по прямой), а до села Никольского (Алеутские острова) — потребуется 25.000 в один конец (550 километров). Билеты из Якутска почти в любой райцентр Якутии стоят на уровне билетов до Москвы, и так далее. Попасть на север Камчатки стоит вообще 50.000, это опять же из Петропавловска, цена в любое время одна, но в августе ещё и не улетишь так запросто — билетов на месяц вперёд нету!

И дело тут не в расстоянии, а в количестве народу, что живёт в том или ином поселении. Чем больше город, тем крупнее аэропорт, тем длиннее взлётно-посадочная полоса, тем больше размер самолётов, которые прилетают в этот город. А чем крупнее самолёты, тем дешевле себестоимость авиаперевозок. А в маленькие городки летают маленькие самолётики или даже вертолётики, и себестоимость перевозок очень большая. И, тем более, в маленькие городки летает только одна авиакомпания-монополист, которая устанавливает свои монопольные цены — как правило, любые (если местные рейсы не дотирует администрация). Всё равно будут летать, по любой цене — да и мало кто летает за свои деньги, всё больше за казенный счёт, в отпуск или командировку… А в больших городах несколько авиакомпаний, из-за конкуренции цены могут быть ниже, и тем ниже, чем больше город, в который вы летите.

Важнейшие авиационные узлы региона — Хабаровск и Владивосток.

Хабаровск — для внутрироссийских рейсов Дальневосточного региона, самый большой город ДВ и транспортный узел. Лететь туда из Москвы прямее, чем, например, во Владивосток (который тоже большой город, почти как Хабаровск). Потому что из Москвы во Владивосток самолёты летят не напрямую, над Китаем, а кривым путём, по территории России, облетая Китай, и тратят больше горючего. Так что именно Хабаровск притягивает значительную часть авиарейсов на Дальнем Востоке.

Владивосток — полезней для рейсов международных, туда тоже кое-что летает, особенно в Азию: Токио, Осака, Сеул, Пусан, Пекин, Гонконг, Шанхай, Пхеньян (всё это от 10 тысяч рублей или подороже). Есть во Владивостоке и региональная авиация, по Приморскому краю (Дальнегорск, Кавалерово, Терней). В отличие от внурикамчатской авиации, внтуриприморские авиалинии не очень дорогие.

Но через Тихий Океан из российских городов Дальнего Востока не летает почти ничего. Нет прямых рейсов в США из Владивостока, Магадана, Хабаровска — всё только с пересадкой через Токио или Сеул. Редкие самолёты, позволяющие попасть с востока России в США беспосадочно, это рейсы Петропавловск-Камачатский — Анкоридж (авиакомпания «Якутия», цена летом 45—55 тыс руб в один конец, летают с июля до начала сентября) и ещё интересные рейсы, что принадлежат авиакомпании Bering Air и летают иногда из Анадыря или Провидения на Чукотке в аляскинский Ном.

Чартерные рейсы «Беринг Айр» раньше, до 2017 года, ходили по заказу клиентов (не ежедневно, может быть в неделю раз, не было стойкого расписания), авиакомпания продавала пустые места в этом маленьком самолётике, если заказчики чартера занимали не всё место. http://www.beringair.com/russian-travel/.

Перелёт через Тихий океан в самом узком месте Берингова пролива обходился пассажиру примерно во столько же, сколько перелёт Тихого Океана в широком месте с Владивостока через Пекин или Токио. В последние годы (2017—2018) поток пассажиров через Берингов пролив поиссяк из-за ухудшения международных отношений, и в момент написания путеводителя рейсы фактически не летали.

…Дальше — аэропорты Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Якутск, Чита и Улан-Удэ, туда можно прилететь с Москвы или Новосибирска. Также, из Москвы и Новосибирска летают самолёты напрямую в Мирный и в Нерюнгри (Якутия). Всё по обычной цене 10—15 тысяч рублей или выше.

Слабый аэропорт в Благовещенске. Туда летает всего несколько самолётов в день. И ещё непутёвый авиационный хаб — столица Чукотки, Анадырь. Ну ещё есть Биробиджан, в который не летает ничего.

Итак, города Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Якутск, Магадан, Чита, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский притягивают большое число самолётов из Москвы (ежедневно), и малое число — из Питера, Новосибирска, Иркутска, Екатеринбурга, Красноярска.

Летом ещё бывают прямые рейсы из этих городов на курорты в Краснодар и обратно. Самые дорогие авиабилеты — во второй половине августа, когда все готовы улететь за любые деньги к концу отпуска, каникул или ещё зачем-то. И всё лето довольно дорого, а также перед Новогодними и майскими праздниками. Более дешёвые авиабилеты — осенью и холодной весной. Тогда могут найтись самые необычные распродажи — о них надо заранее разыскивать предложения в Интернете.

Самолёт — не маршрутка: тут бывает, что один заранее купил билет по распродаже за 8 тыс.руб, а сосед — за 25 тыс.

Зимой есть, как правило, чартерные рейсы из этих городов в южные курортные места типа Таиланда, во Вьетнам, на остров Хайнань в Китае.

Что касается мелких городов Дальнего Востока — тех городов, в которых нет ста тысяч жителей — авиабилеты туда весьма дороги. Из Москвы в Певек и обратно можно слетать, но это будет втрое дороже, чем из Москвы в Хабаровск. В Анадырь тоже дороговато. В совсем маленькие городки северо-востока нужно лететь с пересадкой через областной центр. Внутренняя региональная авиация в Якутии и на Камчатке очень дорогая, на Чукотке и в Приморском крае — дотируется, и от этого дешевле.

Если хотите улететь условно дёшево, озаботьтесь билетами заранее. Билеты за 12—15 тыщ есть почти всегда, кроме пиковых периодов, которые лучше приобретать за пару месяцев — хотя и на завтра бывает, в холодные месяцы. Если нужна заброска куда-то на крайний север, можно уже за полгода начинать следить за ценами и брать билет — самолёты там маленькие, редко бывает что-то со скидкой, разве что для пенсионеров иногда выкидывают ограниченное число билетов по льготной стоимости, внутри Якутии, например.

Билетов по тысяче рублей или по $50 или около того в направлении Дальнего Востока, кроме Улан-Удэ, не бывает и давно уже не было. Только на Улан-Удэ можно при везении или настойчивости найти дешёвый билет из Москвы.

Так вот, с самолётами, вроде, всё понятно.

На поезде из Центральной России

Не все города Дальнего Востока снабжены железной дорогой, а только южные. Стальную магистраль на Якутск, замышлявшуюся ещё при царизме, строят уже тридцать лет, но пассажирских поездов на Якутск всё ещё нет (в эпоху 2008—2018 годов пассажирское сообщение было только до полпути, до Томмота). Железные дороги в Анадырь и в Америку, в Магадан, Корякию и на Камчатку, когда-то анонсированные нашими руководителями, не будут построены никогда, до конца нашей жизни. На Сахалине существует изолированная ж.д.система, не соединённая с материком; есть проекты по пересечению Татарского пролива тоннелем или мостом, но в ближайшее десятилетие тут ничего не будет построено. В результате, из областных центров ДВ, с ж.д.системой основной России соединены только Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Биробиджан, Хабаровск и Владивосток.

Плацкартный билет из Европейской России на Дальний Восток, как правило, выходит дешевле самолётного билета, если не считать стоимости самого времени, которая у читателей индивидуальна и с годами, как правило, растёт. Зимой цена билет существенно ниже; разница примерно вдвое. Летом в августе стоимость плацкартного билета почти достигает цены самолётного, купленного заранее (ну а если брать авиабилет перед отлётом, то в августе он может оказаться несусветно дорог). Но само время у трудящихся становится всё дороже, и вот всё больший процент людей из Москвы и Петербурга добирается на Дальний Восток самолётом. Поезд РЖД удобен тем, кто едет не с самой Москвы, а с какого-то другого промежуточного пункта, откуда прямых авиарейсов на Дальний Восток нет. Также, если вам нужно закинуться не в сам Хабаровск или Владивосток, а в какой-то промежуточный пункт. Также, если у вас много времени или много вещей, которые не влезают в самолётный багаж, и вы их почему-то не хотите отправлять отдельно от себя грузовой компанией. Также, если вы просто любите поезда.

Жителю Нижнего Новгорода, желающему переселиться в Шимановск Амурской области, имеет смысл поехать поездом. А вот москвичу или питерцу, получившему двухнедельный отпуск и мечтающему посмотреть Приморье, наоборот, следует лететь на самолёте, иначе весь отпуск туда-сюда на поезде и прокатается.

С течением десятилетий, с развитием авиаперевозок, процент людей, едущих из Европейской России на Дальний Восток поездами супердальнего следования, уменьшается.

Поездов, соединяющих Центральную Россию с Дальним Востоком, имеется всего несколько — пересчитать по пальцам. Мы сейчас перечислим их все с описанием их сущности. Покупать билеты лучше всего не в кассах, а зарегистрироваться на сайте РЖД www.rzd.ru и брать билеты по Интернету самостоятельно, без очередей — цена будет такая же, но вы можете внимательно посмотреть все поезда, билеты и выбрать то, что вам нужно, а не то, что вам подсунет кассир, зачастую спешащая и не очень компетентная тётечка, обычно не заинтересованная в том, чтобы продать более дешёвый билет, а лишь в том, чтобы скорей избавиться от клиента, всунув ему билет с бельём и страховку впридачу.

Но нужно сделать несколько замечаний о сущности российских железных дорог и о тарификации проезда в поездах. Отметим несколько важных вещей:

Во-первых, помните, что цены на российские поезда зависят от даты отправления поезда. Каждый год ОАО «РЖД» вывешивает график «гибкой тарификации» цен на билеты. Этот график меняется из года в год, но в главном схож: в период наибольшей наполненности поездов билеты дороже, а в периоды, когда людей ездит мало, билеты дешевле. Самые дорогие билеты РЖД — 29—30 декабря (перед новогодними праздниками), 29—30 апреля (перед майскими праздниками) и в течение второй половины июля и всего августа. В такие дни они стоят, как правило, 120—130% от «базовой цены». Самыми дешёвыми оказываются, обычно, билеты в холодные периоды года — в октябре-ноябре и в феврале-марте — 80—90% «базовой» стоимости.

Для плацкартных мест имеет значение лишь дата отправления поезда, а покупать билеты на неё можно в любой день, сейчас даже за 90 суток. Купейные выгоднее брать заранее.

Во-вторых, цена на проезд на поезде, примерно линейно изменяющаяся на расстояниях от 300 до 4000 км, становится относительно дешёвой на большом расстоянии (свыше 4500 км). Так, если проезд от Москвы до Тайшета (4600 км) на каком-то поезде стоит, например, 6000 рублей, — то от Москвы до Владивостока (9300 км, вдвое дальше) — будет 9000 рублей. Так что далеко ехать выгодно по деньгам (если время условно бесконечно). Выгодней, чем брать два билета по полдороги.

В-третьих — знайте, что в холодные непиковые периоды года РЖД нередко устраивает приятные скидки для короткотелых пассажиров, способных ехать в плацкарте на верхних боковых полках или же в последнем купе возле туалета. Скидки на такие места бывают аж 40%, что даёт стоимость проезда от Москвы до Владивостока 5000—6000 рублей (цены 2018 года; в апреле было 5800, в октябре даже 4800). Также бывают скидки на верхние места купейных вагонов, когда они продаются по цене обычного нескидочного плацкарта. Место №34 получше, место №36 хуже — постоянно хлопает по ногам дверь туалета; самое неудачное место — №38 (но оно чаще и продаётся со скидкой).

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я