В этом томе исследовано десять посланий апостола. В результате анализа всех посланий Павла выявился безупречный монотеизм апостола Христова, без каких-либо намеков на Троицу Божественных Лиц и, довольно неоднозначный характер его высказываний. Как наставник христианской нравственности, апостол ограничивается общими призывами к праведной жизни, чаще всего, не давая конкретных советов, как достичь праведности.В книге сделана попытка составления психологического портрета ап. Павла.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том II» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Послание к Ефесянам
Глава 1
(1) Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
Павел, апостол Иисуса Христа, но не волею Христа, а волею Бога, ибо и Иисус исполнял волю Пославшего Его Отца (Ин. 4:34; Гал. 1:4). То есть воля Божия в приоритете, что указывает на различие воль и Личностей (Сущностей) Бога и Христа.
(2) благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Обычное приветствие Павла. Бог называется Отцом нашим, и Отцом Господа Иисуса Христа. Если бы Павел хотел сказать, что благодать и мир посылаются от Бога Отца и от Иисуса Христа, как толкуют на разные лады экзегеты, то апостол неверно выразился. Ему надо было добавить предлог «от», тогда получилось бы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и от Господа Иисуса Христа. Так, например, выразился ап. Иоанн Богослов: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа» (2Ин. 1:3). Поэтому не правомерно приписывать исхождение благодати от Иисуса Христа, когда говорится, что она исходит от Бога. Если бы было сказано только о Христе, как, например: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 16:20,24; 1Кор. 16:23; 2Кор.8:9, 13:13). Но и в этом случае мы знаем, что она исходит от Бога, Который во Христе Человеке. Точно так же и от святых исходит благодать Божия.
(3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
Благодаря союзу «и», Бог именуется не только Отцом Иисуса Христа, но и Его Богом, то есть Сам Иисус не является Богом.
Бог благословил нас во Христе, то есть бытием Иисуса Христа, Его спасительным подвигом. Благословил всяким духовным благословением в небесах, то есть, предуготовил богатую духовную жизнь на небесах. Такое понимание вписывается в следующий стих.
(4) так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
Бог избрал нас во Христе (тех, кто уверовал и уверует во Христа), прежде создания мира, ибо Бог, а не Христос, вне времени, для Него не существует прошлого и будущего, для Него все в настоящем. Именно поэтому Он всех и всё знает наперед, ибо и всё, еще не существующее, имеет в Нем бытие, как существующее (Рим. 4:17).
(5) предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
Иисус выступает не усыновителем, а посредником усыновления Богу. Бог по Своей воле усыновляет нас, как христиан. Но, в сущности, все люди: и христиане, и не христиане, и грешники, и праведники — все являются детьми Божьими по самой своей природе. Более основательно этот феномен рассмотрен нами в книге «Бог, Иисус Христос и потомки Адама»20.
(6) в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
Бог усыновляет нас христиан Своей благодатью для того, чтобы мы хвалили эту благодать Его, являющую собой славу Божию. Витиевато и не вполне точно изложена суть сказанного. Дело в том, что благодать Божия, это Его деяние (блага даяние), а слава присуща Его естеству, Его природе; Он Сам являет Собою славу — величие, великолепие, торжество света, тепла и благости; Его присутствие наполняет духовное существо: Ангела или очистившегося человека — неописуемой сладостью, а демонов и грешных людей — неописуемым ужасом и неизбывной горечью.
(7) в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
Этот стих о Христе (Возлюбленном). Именно во Христе мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его. Это «Его», читается как относящееся к Иисусу Христу, но имеет отношение к Богу Отцу, что обнаружится в следующем стихе. Богатство благодати Христа имеет место быть, потому что во Христе Бог находится во всей полноте Своей природы.
(8—9) каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
А эти стихи о Боге Отце. Расшифруем пошагово. Каковую (благодатью) Он (Бог) в преизбытке даровал нам (Павлу и другим) во всякой премудрости и разумении (во всей полноте уразумения Божественной истины), открыв нам (Павлу) тайну Своей воли (Свое сокровенное желание) по Своему благоволению (благому решению), которое (благоволение) Он (Бог) прежде положил в Нём (положил во Христе тайну Своей воли). Суть этой тайны Божией раскрывается в следующем стихе.
(10) в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
Полнота времен (ветхозаветных и новозаветных), определена Богом и устроена Им так, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом. Как это понимать? Христос — глава Нового времени, в котором соединены ветхозаветные и новозаветные времена, а центром бытия этих времен является Бог, воплотившийся в Иисусе Христе. Существо Иисуса Христа и являет Собой единство полноты небесной природы, в Лице Бога Отца, и полноты земной природы, в Лице Человека Иисуса Христа.
(11) В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
Во Христе (то есть став христианами) мы сделались наследниками Божьими. И предназначены мы к этому наследию по определению Божию, Который совершает все по изволению воли Своей. Воля Божия превыше всего; по воле Бога и Отца Своего жил и действовал Иисус Христос.
(12) дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
Бог делает нас наследниками для того, чтобы мы, которые ранее уповали на Христа, — славили Бога. Для этого, собственно, и сотворил Бог человека.
(13) В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
Услышав слово истины о Христе, которое проповедовал ап. Павел ради их спасения, ефесяне, которые уверовали во Христа, запечатлены обетованным (обещанным) Святым Духом.
(14) Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
Св. Дух является залогом (частью выкупа) получения будущего наследства (Царства Божия) посредством выкупа. Для искупления удела Его, значит, христиане, посредством благодатной помощи Св. Духа, должны добрыми делами выкупить Царство Божие (удел Св. Духа). Только, если Царство Божие является наследством детей Божиих (Рим. 8:17; Гал. 3:29), то о каком выкупе идет речь? Очевидно, под выкупом надо понимать труды, то есть, получить Царство Божие можно только потрудившись; значит, не даром дается райская жизнь в наследство, и это совершенно справедливо.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том II» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других