Книга рассказывает о роли нарративного интеллекта в условиях современного мира, его влиянии на поведение человека, способах его развития. Оригинальный взгляд на проистекающие кризисы и их антропогенные факторы показывает истинные причины решений и действий человека на всех уровнях сообществ – от корпоративного до национального. Книга предназначена для предпринимателей, бизнесменов, менеджеров, управленцев, всех тех, кто хочет понимать, влиять, действовать и расширить возможности своего разума.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила нарративного интеллекта. Расширение возможностей разума. Искусство понимать, влиять и действовать. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Два из шести
Как нас можно убедить в чём угодно. То, что ты видишь, зависит от того, как ты смотришь.
Фактов нет — есть лишь интерпретации.
Среднестатистический человек смотрит, не видя, слушает, не слыша, трогает, не чувствуя,
ест, не чувствуя вкуса, движется без физических ощущений… и говорит, не задумываясь.
За последнее полстолетия было проведено много исследований и сделано немало открытий, которые в той или иной степени позволили человеку по-новому взглянуть и на самого себя и на то, что с ним происходило и происходит прямо сейчас. Даже когда он читает эти строки.
Несколько из этих исследований помогут представить картину того, что такое человек и что на самом деле делает его тем, каким он себя представляет. И главное — понять, на основании чего и как можно влиять на его поведение.
Первое исследование объясняет то, как люди воспринимают информацию, как хранят и как ею пользуются.
Канадский психолог Аллан Паивио долгое время работал над проблемой психологии памяти. Основной вопрос, который его интересовал — как человек запоминает всё то, что видит, слышит и чувствует. Как формируется его память и та ассоциативная библиотека, о которой упоминалось выше. На основании своих наблюдений и размышлений Паивио выдвинул идею о системе двойного кодирования.
У человека существуют две основные системы восприятия — визуальная и вербальная. Обе, работая параллельно, одновременно создают самостоятельные представления об увиденном и услышанном, производя некие специфические для своих систем коды. Созданный системой визуальный код отвечает за решение задач в пространстве здесь и сейчас. А вербальный код обеспечивает работу с абстрактной символикой, помогая представлению чего-либо в перспективе, в пространстве и в текущем времени. При этом каждая из этих систем при восприятии информации иерархически само организуется, последовательно взаимодействуя на четырёх уровнях.
На первом, начальном уровне, происходит чувственная обработка получаемой информации — это этап восприятия.
На втором уровне обработанная информация начинает контактировать с существующей системой долговременной памяти, чтобы найти в ней ассоциации, связанные с поступающей информацией.
На третьем уровне в памяти активизируются те элементы, которые имеют сходство с полученной информацией и поэтому этот уровень называется ассоциативным.
И, на самом последнем, четвёртом уровне, вербальная и визуальная система, взаимодействуя друг с другом, представляют конечную референцию полученной информации, запоминают её в долговременной памяти как изображение, которому присвоено обозначение. Или наоборот — название, которому соответствует изображение.
Если обобщить сказанное, то каждое слово в любом высказывании имеет свой особый референт — представление. Когда человек упоминает о чём-то, то он соотносит символ обозначаемого объекта с объектами его внеязыковой действительности.
Создаваемая и запоминаемая таким образом в сознании действительность с равной вероятностью может принадлежать как к реальному, так и воображаемому человеком миру. Для работы памяти важно только, чтобы человек мог себе её представить и обозначить. Вся система восприятия, каталогизации, запоминания и представления зависит от опыта человека, субъективных оценок, образов и суждений об окружении. По-другому всё это называется мировоззрением человека.
Самое простое из частных подтверждений теории Паивио: одновременное использование визуального и вербального каналов увеличивает правильность воспроизведения изучаемого материала. То есть люди лучше учатся чему-то, если им об этом не только рассказывают, но и показывают. У картинки должен быть звук и титры. И вроде это всегда было известно ещё со школы: наглядные истории запоминаются гораздо лучше, чем только прочитанный материал. Люди лучше понимают то, что мы можем им и рассказать, и показать.
От того, как люди представляют себе мир, зависят их жизненные позиции, убеждения, идеалы и правила. Создаваемое мировоззрение придаёт их деятельности осмысленный и целенаправленный характер.
В историческом плане человек сочетает в себе несколько типов мировоззрений. То мировоззрение, которым он пользуется каждый день на бытовом уровне — это так называемое обыденное мировоззрение. Формирование этого типа мировоззрения началось ещё в условиях первобытного общества, когда мышление основывалось на образном восприятии мира. На таком восприятии было сформировано и мифологическое мировоззрение. Типичный пример — знакомая всем со школы мифология древних греков. Создавая мифы, люди одухотворяли и уподобляли человеку и материальные предметы, и разные явления. Такое мировоззрение является сакральным, тайным, волшебным. Это мировоззрение дошло и до сегодняшних времён.
Следующий этап формирования мировоззрения человека основывался на вере в сверхъестественные силы. Один из примеров — религиозное мировоззрение. Это намного более жёсткий вариант суждений и представлений, который сочетается с системой моральных заповедей. Такое мировоззрение помогает поддерживать модели нравственного поведения человека.
И, наконец, следующий этап формирования мировоззрения — философское мировоззрение. Это сложное системное мировоззрение, где разуму человека отводится высочайшая роль. Если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — это логика и доказательность.
Но с течением времени с воспроизведением информации, которой владеет человек, происходят изменения. Она искажается, а при изменении мировоззрения может трансформироваться в нечто иное. Для нас естественно, когда процесс жизни предполагает, что мировоззрение человека не прекращает формироваться и уточняться.
И это, на первый взгляд, и привычно, и понятно. Но во всём этом есть одна тонкая, но важная деталь, которая становиться очевидной, если дать точные определения приводимым выше понятиям и процессам.
Первое понятие — это мироощущение. Оно выражается в настроениях, чувствах и действиях, то есть имеет эмоционально-психологическую основу.
Второе — это миропонимание. Познавательно-интеллектуальная концепция, наша доктрина окружающего мира.
Так вот, в тот момент, когда люди визуализируют свое представление о мире, то их мироощущение (эмоционально-психологическое) переходит на уровень, где становится их миропониманием (познавательно-интеллектуальная доктриной).
И это крайне важный момент для того чтобы понять механизм, который лежит в основе влияния и создания в сознании объективной или искаженной картины внешнего мира.
Информация о мире поступает через шесть каналов чувств. Глаза — зрение, уши — слух, язык — вкус, нос — обоняние, кожа — осязание, и ещё вестибулярный аппарат — равновесие, положение в пространстве, вес и т. д. Благодаря этим каналам человек получает и делает первичный анализ информации об окружающем мире.
Что-то удаётся делать на расстоянии — например, видеть, слышать. Для других каналов нужен непосредственный контакт или близость — осязание, вкус, запах. Бывает так, что при невозможности пользоваться одними каналами, другие каналы их компенсируют. Известно много примеров, когда при слабом зрении сильно развиты слух и обоняние. Это потому, что мозг постоянно нуждается в получении информации и старается использовать для этого все возможные каналы. Эта информация и создаваемая ей картина даёт ему ощущение безопасности.
До последнего времени все органы чувств в относительно равной мере принимали участие в формировании этой картины. Человек не только видел, слышал, он мог потрогать, почувствовать запах, попробовать на вкус. Даже не так давно, получая золотые монеты, их пробовали буквально на зуб, покупая что-то — щупали, примеряли, даже нюхали. Чем больше органов чувств и, соответственно каналов информации об окружающем мире используется, тем объективней мировосприятие.
Сколько из шести органов чувств для мировосприятия люди используют в последние четверть века по сравнению с тем, сколько использовали все последние тысячелетия? Получается, что с увеличением количества поступаемой информации сокращалась многоканальность и, следовательно, объективность её восприятия.
Лото миллион предлагает угадать пять цифр из 36. Это игра в случайность, удачу. Вероятность выиграть меньше, чем погрешность.
Человек сегодня в основном использует два канала восприятия из шести возможных. Вероятность распознать реальность наверное всё же выше, чем выиграть в лотерею. Но насколько?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила нарративного интеллекта. Расширение возможностей разума. Искусство понимать, влиять и действовать. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других