Сила нарративного интеллекта. Расширение возможностей разума. Искусство понимать, влиять и действовать.

Арсен Аветисов

Книга рассказывает о роли нарративного интеллекта в условиях современного мира, его влиянии на поведение человека, способах его развития. Оригинальный взгляд на проистекающие кризисы и их антропогенные факторы показывает истинные причины решений и действий человека на всех уровнях сообществ – от корпоративного до национального. Книга предназначена для предпринимателей, бизнесменов, менеджеров, управленцев, всех тех, кто хочет понимать, влиять, действовать и расширить возможности своего разума.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила нарративного интеллекта. Расширение возможностей разума. Искусство понимать, влиять и действовать. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Два из шести

Как нас можно убедить в чём угодно. То, что ты видишь, зависит от того, как ты смотришь.

Фактов нет есть лишь интерпретации.

Фридрих Ницше

Среднестатистический человек смотрит, не видя, слушает, не слыша, трогает, не чувствуя,

ест, не чувствуя вкуса, движется без физических ощущений… и говорит, не задумываясь.

За последнее полстолетия было проведено много исследований и сделано немало открытий, которые в той или иной степени позволили человеку по-новому взглянуть и на самого себя и на то, что с ним происходило и происходит прямо сейчас. Даже когда он читает эти строки.

Несколько из этих исследований помогут представить картину того, что такое человек и что на самом деле делает его тем, каким он себя представляет. И главное — понять, на основании чего и как можно влиять на его поведение.

Первое исследование объясняет то, как люди воспринимают информацию, как хранят и как ею пользуются.

Канадский психолог Аллан Паивио долгое время работал над проблемой психологии памяти. Основной вопрос, который его интересовал — как человек запоминает всё то, что видит, слышит и чувствует. Как формируется его память и та ассоциативная библиотека, о которой упоминалось выше. На основании своих наблюдений и размышлений Паивио выдвинул идею о системе двойного кодирования.

У человека существуют две основные системы восприятия — визуальная и вербальная. Обе, работая параллельно, одновременно создают самостоятельные представления об увиденном и услышанном, производя некие специфические для своих систем коды. Созданный системой визуальный код отвечает за решение задач в пространстве здесь и сейчас. А вербальный код обеспечивает работу с абстрактной символикой, помогая представлению чего-либо в перспективе, в пространстве и в текущем времени. При этом каждая из этих систем при восприятии информации иерархически само организуется, последовательно взаимодействуя на четырёх уровнях.

На первом, начальном уровне, происходит чувственная обработка получаемой информации — это этап восприятия.

На втором уровне обработанная информация начинает контактировать с существующей системой долговременной памяти, чтобы найти в ней ассоциации, связанные с поступающей информацией.

На третьем уровне в памяти активизируются те элементы, которые имеют сходство с полученной информацией и поэтому этот уровень называется ассоциативным.

И, на самом последнем, четвёртом уровне, вербальная и визуальная система, взаимодействуя друг с другом, представляют конечную референцию полученной информации, запоминают её в долговременной памяти как изображение, которому присвоено обозначение. Или наоборот — название, которому соответствует изображение.

Если обобщить сказанное, то каждое слово в любом высказывании имеет свой особый референт — представление. Когда человек упоминает о чём-то, то он соотносит символ обозначаемого объекта с объектами его внеязыковой действительности.

Создаваемая и запоминаемая таким образом в сознании действительность с равной вероятностью может принадлежать как к реальному, так и воображаемому человеком миру. Для работы памяти важно только, чтобы человек мог себе её представить и обозначить. Вся система восприятия, каталогизации, запоминания и представления зависит от опыта человека, субъективных оценок, образов и суждений об окружении. По-другому всё это называется мировоззрением человека.

Самое простое из частных подтверждений теории Паивио: одновременное использование визуального и вербального каналов увеличивает правильность воспроизведения изучаемого материала. То есть люди лучше учатся чему-то, если им об этом не только рассказывают, но и показывают. У картинки должен быть звук и титры. И вроде это всегда было известно ещё со школы: наглядные истории запоминаются гораздо лучше, чем только прочитанный материал. Люди лучше понимают то, что мы можем им и рассказать, и показать.

От того, как люди представляют себе мир, зависят их жизненные позиции, убеждения, идеалы и правила. Создаваемое мировоззрение придаёт их деятельности осмысленный и целенаправленный характер.

В историческом плане человек сочетает в себе несколько типов мировоззрений. То мировоззрение, которым он пользуется каждый день на бытовом уровне — это так называемое обыденное мировоззрение. Формирование этого типа мировоззрения началось ещё в условиях первобытного общества, когда мышление основывалось на образном восприятии мира. На таком восприятии было сформировано и мифологическое мировоззрение. Типичный пример — знакомая всем со школы мифология древних греков. Создавая мифы, люди одухотворяли и уподобляли человеку и материальные предметы, и разные явления. Такое мировоззрение является сакральным, тайным, волшебным. Это мировоззрение дошло и до сегодняшних времён.

Следующий этап формирования мировоззрения человека основывался на вере в сверхъестественные силы. Один из примеров — религиозное мировоззрение. Это намного более жёсткий вариант суждений и представлений, который сочетается с системой моральных заповедей. Такое мировоззрение помогает поддерживать модели нравственного поведения человека.

И, наконец, следующий этап формирования мировоззрения — философское мировоззрение. Это сложное системное мировоззрение, где разуму человека отводится высочайшая роль. Если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — это логика и доказательность.

Но с течением времени с воспроизведением информации, которой владеет человек, происходят изменения. Она искажается, а при изменении мировоззрения может трансформироваться в нечто иное. Для нас естественно, когда процесс жизни предполагает, что мировоззрение человека не прекращает формироваться и уточняться.

И это, на первый взгляд, и привычно, и понятно. Но во всём этом есть одна тонкая, но важная деталь, которая становиться очевидной, если дать точные определения приводимым выше понятиям и процессам.

Первое понятие — это мироощущение. Оно выражается в настроениях, чувствах и действиях, то есть имеет эмоционально-психологическую основу.

Второе — это миропонимание. Познавательно-интеллектуальная концепция, наша доктрина окружающего мира.

Так вот, в тот момент, когда люди визуализируют свое представление о мире, то их мироощущение (эмоционально-психологическое) переходит на уровень, где становится их миропониманием (познавательно-интеллектуальная доктриной).

И это крайне важный момент для того чтобы понять механизм, который лежит в основе влияния и создания в сознании объективной или искаженной картины внешнего мира.

Информация о мире поступает через шесть каналов чувств. Глаза — зрение, уши — слух, язык — вкус, нос — обоняние, кожа — осязание, и ещё вестибулярный аппарат — равновесие, положение в пространстве, вес и т. д. Благодаря этим каналам человек получает и делает первичный анализ информации об окружающем мире.

Что-то удаётся делать на расстоянии — например, видеть, слышать. Для других каналов нужен непосредственный контакт или близость — осязание, вкус, запах. Бывает так, что при невозможности пользоваться одними каналами, другие каналы их компенсируют. Известно много примеров, когда при слабом зрении сильно развиты слух и обоняние. Это потому, что мозг постоянно нуждается в получении информации и старается использовать для этого все возможные каналы. Эта информация и создаваемая ей картина даёт ему ощущение безопасности.

До последнего времени все органы чувств в относительно равной мере принимали участие в формировании этой картины. Человек не только видел, слышал, он мог потрогать, почувствовать запах, попробовать на вкус. Даже не так давно, получая золотые монеты, их пробовали буквально на зуб, покупая что-то — щупали, примеряли, даже нюхали. Чем больше органов чувств и, соответственно каналов информации об окружающем мире используется, тем объективней мировосприятие.

Сколько из шести органов чувств для мировосприятия люди используют в последние четверть века по сравнению с тем, сколько использовали все последние тысячелетия? Получается, что с увеличением количества поступаемой информации сокращалась многоканальность и, следовательно, объективность её восприятия.

Лото миллион предлагает угадать пять цифр из 36. Это игра в случайность, удачу. Вероятность выиграть меньше, чем погрешность.

Человек сегодня в основном использует два канала восприятия из шести возможных. Вероятность распознать реальность наверное всё же выше, чем выиграть в лотерею. Но насколько?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила нарративного интеллекта. Расширение возможностей разума. Искусство понимать, влиять и действовать. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я