Катакомба

Атаман Вагари, 2022

Милена, успешная бизнес-леди, одержима фобией. Она с детства боится приезжать в принадлежащую ей по праву старинную усадьбу. Ситуация усугубляется, когда живущие там родственники Милены перестают выходить на связь. Клотильда, молодая сыщица, едет в усадьбу, чтобы помочь развеять страхи Милены и найти исчезнувшую пожилую пару. Она попадает в плен к тем, кто поселился в старом доме задолго до семьи Милены. Чтобы выбраться, спасти душу последней наследницы и свою собственную, Клотильда вынуждена искать пути в загадочные подземелья.

Оглавление

Б

иблиотека

Ирис была огорчена, что мы разминулись на секретной Базе и она уже уехала. Она очень извинялась, предлагая мне встречу в её личной библиотеке. Я же напротив обрадовалась возможности прогуляться сегодня вечером, вдобавок встречаться в библиотеке мне показалось более интересным, чем в привычной обстановке Базы.

— Я, право, не думала, что вы с Айрой окажетесь так шустры. Неужели вы поедете в усадьбу Лесное Сердце прямо завтра? — встретила меня Ирис у входа в библиотеку.

— Для меня тоже это был сюрприз. Но я довольная. Я больше всего опасалась, что мои последние школьные каникулы за выпускной класс будут скучными и рядовыми, — улыбнулась я.

— Да, вот так спонтанность. Я не думала, что Айра всполошит тебя, да ещё и так быстро — я предполагала, что она сначала поработает с Миленой, а потом они на следующей неделе вместе туда поедут.

— Айра так и поступит, поработает с Миленой, и они туда поедут. А я — разведчик-лазутчик, которого Айра выслала вперёд, — пошутила я.

— Ох, Клот, а ты не боишься этого дома? Впрочем, что я спрашиваю?! Я тебя больше двух лет знаю, и если ты до сих пор выжила — это говорит явно в пользу твоего опыта и умения справляться с аномальными явлениями! — сделала мне Ирис изысканно-интеллектуальный комплимент.

Замок, а следом дверь заскрипели. Одна из самых крупных городских библиотек располагалась в старом здании. Библиотека тоже была старой, чуть ли не с конца 19-го века, но считалась особенно продвинутой и популярной в научных кругах, имела много наград и регалий. Она была собственностью Ирис — молодой учёной, девушки-гения, которая работала в команде профессора Демоуса. Профессор Демоус обеспечивал секретной шпионской техникой всех сотрудников ТДВГ. Ирис участвовала во многих научных разработках. То, что у неё в собственности целая городская библиотека — явно говорит в пользу её гениальности.

Номинально и формально Ирис значилась как директор этой библиотеки. Она однажды обозначила, что библиотека была приобретена ею у города в собственность, чтобы и она, и коллеги из ТДВГ в любой момент времени могли получать доступ к редким книгам, а также к конспиративному пространству. Я догадывалась, что библиотека хоть и записана на Ирис, фактически принадлежит ТДВГ.

Сейчас, 3 января, тем более вечер, и библиотека закрыта на новогодние праздники. Пока Ирис открывала дверь, я прочитала режим работы — откроется только 8 января. Это значило, что сегодня нам здесь никто не помешает.

— Проходи, раздевайся, сейчас организую нам с тобой чай. Приятно выпить чаю с морозу, — Ирис скинула пальто на вешалку и быстро удалилась в глубины читальных помещений.

Я была здесь первый раз, но с Ирис было настолько комфортно, что я ничего не стеснялась. Мне очень захотелось рассмотреть библиотеку подробнее. Сначала я зашла в уборную при входе, вымыла руки. Потом прошлась по нескольким читальным залам, с большими потолками, лабиринтами стеллажей, по старому скрипящему паркету. Отметила, что здесь есть лекторий, концертная зала.

— Всё готово! Пока я сюда бежала, купила нам с тобой пирожные. Мне, право, так неудобно, что я тебя сюда выдернула! — продолжала оправдываться Ирис.

— Это вообще не вопрос! Не стоило так беспокоиться. Наоборот, я очень рада, что ты меня сюда пригласила, — успокоила я коллегу, подойдя к ней.

Ирис устраивала чаепитие в своём директорском кабинете. Старая мебель и стены, старые картины в потемневших рамах, старые шторы наводили на мысли о загадочных музеях, о временах, которые здесь бурлили и кипели лет 50-100 назад. Мы на фоне этой старины казались пришелицами из другого времени.

Ирис очень подвижная, энергичная, небольшого роста, бойкая. Как учёная, очень увлекающаяся натура, трудолюбивая и творческая. У неё светлые кудрявые волосы до плеч, на глазах очки в толстой оправе, которые придают ей ещё более умный вид — рядом с ней даже профессор всех профессоров почувствует себя студентом-неучем. Но Ирис совсем не заносчива, никогда не кичится своим зашкаливающим интеллектом — напротив, она очень любезна.

— Я пригласила тебя в библиотеку, потому что здесь книги, — проговорила Ирис, наливая чай. И весело рассмеялась: — Вот так каламбур! Надо же, только что с тобой придумала новый анекдот! Я имела в виду — здесь есть некоторые книги, которые будут полезны тебе в твоём расследовании.

— Айра рассказала, что ты тоже провела своё расследование. Я читала твои конспекты об усадьбе Лесное Сердце, проделанная работа потрясает!

— На самом деле я проделала её некачественно. Тяп-ляп, да, и всё из-за отсутствия временного ресурса… — опустила глаза Ирис немного стыдливо. — Когда Айра рассказала о своей пациентке, о том, что у неё фобии про место, я стала искать всё, что связано с этим местом. Нашла не так много, как хотелось бы. В основном я пользовалась теми источниками, что нашла у нас на Базе. Вчера я составила подборку, которую ещё не успела проштудировать. История города Лета и окрестностей изобилует любопытными подробностями. Впрочем, как и история любого места.

Мы ходим по улицам каждый день и даже не задумываемся — а что же тут было раньше. Мы привыкли воспринимать мир вокруг себя как что-то обыденное, опостылевшее. Если бы мы хоть чуточку умели смотреть на окружающие пейзажи и здания глазами туриста, историка, краеведа — мир бы заиграл совершенно другими и поразительно яркими красками.

— Иногда то, что мы узнаём об истории того или иного места — наша профессия, наши расследования, — подхватила я мысль, высказанную Ирис. — Например, в позапрошлом году мы узнали, что на месте квартала Хороший Путь было языческое поселение, где вызывали богов и духов сна.

— Вот и я о том же. Считаю, что любой мало мальски старый или заброшенный дом должен проверяться нашими агентами на регулярной основе. На предмет аномальной активности и всякого такого, — высказала мнение Ирис. — Попей пока чай, поешь пирожные, я сейчас принесу тебе книги.

— Те, по которым ты делала конспект? — уточнила я.

— И те, и другие, — пояснила Ирис. — Многие воспринимают книги как что-то ненужное. Мол, стоят, собирают пыль. Но книги бывают разные. Бывают такие, которые спасают жизни. Бывают такие, которые убивают, по-настоящему убивают. Потому что книги пробуждают мысли, а на мыслях держится вообще всё. Нас бы не было, цивилизации бы не было, если бы не мысли. Дети бы не рождались, если бы не мысль родителей завести детей. Мы все — продукт мыслей. И то, что мысль материальна — уже не кажется вымыслом фантастов.

Проговорив эти мысли, Ирис порывисто убежала. Я услышала гулкий стук её удаляющихся каблучков по старому скрипучему паркету.

Я люблю книги и люблю читать. Если бы я не попала в ТДВГ — я бы проводила свой досуг только с книгами и ни с чем больше. Учась в школе, я всегда читала в дополнение к учебникам различные книги, расширяющие узкую школьную программу. Больше всего люблю научно-познавательную литературу, причём в детстве читала не всегда детскую: лет в одиннадцать освоила учебник по квантовой физике. Конечно же, особая моя страсть — книги об аномальных явлениях, феноменах, загадках природы, человека и космоса. Из художественных книг любила фантастику и детективы. Именно любила — в прошедшем времени. Когда я попала в ТДВГ, то практически перестала читать вымышленные истории о вымышленных преступлениях и монстрах. Потому что стала сталкиваться с невымышленными.

Я и все мои коллеги — друзья из Великолепной Шестёрки, другие юные агенты-стажёры, всегда с большим уважением относимся к книгам. Библиотеку я воспринимаю как священный храм знаний, а также как место, в котором можно найти Истину. Верю в то, что умный человек с головой на плечах найдёт в книгах ответ на любой вопрос. Книги могут стать реальными друзьями и собеседниками. Когда на Земле случится апокалипсис и останется всего один-единственный человек — он не одичает и не превратится в немую обезьяну, если будет читать.

Когда автор пишет книгу — он ведёт диалог с читателем. С первого невнимательного взгляда может показаться, что это монолог. Дескать, автор пишет и не видит читателя, а читатель может прочитать книгу, когда автора уже не будет в живых, и автор никак не сможет услышать его комментарии. Но Ирис совершенно права: книга пробуждает в нас ответные слова и мысли. Мы ведём диалог с автором, автор с нами. Процесс взаимный. На основе чтения книги мы создаём в голове свою книгу — книгу жизни. Автор может научить с помощью своего опыта, дать взгляд со стороны на те вещи, которые мы привыкли воспринимать однобоко.

Ирис долго не было, и я решила сходить поискать её, предложить помощь, а заодно и осмотреть библиотеку как следует.

Едва я вышла в один из читальных залов, осознала — насколько эта библиотека огромна. Сначала, когда мы вошли сюда, я прошла всего через три больших зала, следуя на голос Ирис, и так попала в её кабинет. Но сейчас я обнаружила, что эти три зала — первые от входа — были лишь малой частью храма знаний.

Сколько же здесь книг? Десятки, сотни тысяч? Миллионы? Это публичная библиотека — это означало, что рано или поздно каждая из этих книг найдёт своего читателя. Но наверняка тут есть такие книги, которые никто не брал и так и не возьмёт в руки. Кто-то может решить, что книги — это бессмертие. Но иногда книги — это самая страшная смерть, ещё страшнее смерти человека, который никогда не был писателем.

В первых трёх залах располагались более или менее новые книги, журналы, даже стоял шкаф с раритетными виниловыми пластинками, которые можно брать напрокат. Я окликнула Ирис — она не отозвалась, видимо, удалилась совсем далеко. Тогда я пошла в другие залы, ища коллегу и попутно рассматривая стеллажи.

Длинные вереницы стеллажей, во многих местах они представляли собой извилистые лабиринты. Я нашла исторические книги, старинные книги, древние книги, книги по различным научным дисциплинам, и не заметила как заблудилась. В какой стороне, интересно, кабинет Ирис остался?

Ища кабинет Ирис, нашла небольшой зал, в который была приоткрыта дверь, и там было темно.

— Ирис? — тихо позвала я.

Нет ответа. Я рискнула и вошла в этот тёмный зал, нашла выключатель. Здесь было особенно тихо, потому что это был небольшой зал без окон. Литература, которая находилась здесь, сразу похитила моё сердце. Целое собрание книг по эзотерике, аномальным явлениям. На глаза попадались корешки тех книг об НЛО, полтергейстах, духах, которые я уже читала. Ещё здесь были журналы, газеты — подшивки газет, посвящённых оккультным темам: загадкам, гороскопам, колдовству, астрологии. Мне сразу захотелось взять несколько книг.

Меня остановило только то, что во-первых библиотека находится довольно далеко от моего дома, и чтобы вернуть книги через месяц, мне придётся выбрать день приехать сюда. Во-вторых, не хотелось подводить и задерживать Ирис — а я могла бы закопаться в этом зале часика на три. Поэтому я с сожалением покинула этот зал-сокровищницу.

И удивилась. Оказывается, я вышла через совсем другую дверь! Выходит, этот зал с оккультной литературой — проходной? Как же далеко я забралась!

Я очутилась в лабиринте из книг — большом зале с художественной литературой, с кучей стеллажей. Пошла по направлению к окнам — так я рассчитывала, выглянув в окно, понять, в какой части библиотеки нахожусь и сориентироваться, куда мне идти к выходу. А как от выхода попасть в кабинет Ирис — я знала.

То ли моё посещение зала с книгами по эзотерике, то ли мой воспалённый-возбуждённый мозг — что-то одно из двух, а может, эти два фактора сыграли свою роль. Мне казалось, я попала в сюрреалистическое царство, параллельный мир, сплошь состоящий из бесконечной библиотеки.

Я шла в сторону окон, а коридор между двумя стеллажами, по которому я шла, казалось, удлинялся. Возможно, так разыгралась моя фантазия. Но когда я услышала явственный шум слева, и прямо передо мной с одной из полок на старинный потёртый паркетный пол выпала книга, сама по себе выпала, я остановилась как вкопанная.

Я не испугалась, потому что первая моя мысль была — я в том зале, где сейчас Ирис, и это Ирис с другой стороны стеллажа берёт книги, и одна из них упала. Я принялась объясняться:

— Ирис, это я. Извини, что я без спроса тут хожу, я подумала, может, тебе нужна помощь, перенести книги?

Мой голос прозвучал сиротливо. И гулко.

— Ирис?

Я сделала несколько шагов назад, туда, где кончались шкафы, и заглянула за угол. Никого. Такой же коридор.

— Ирис! — крикнула я погромче.

Снова нет ответа.

Тогда я пошла посмотреть, что за книга упала. Надо её поставить на место.

Книга старого издания, где-нибудь годов 70-80-х, судя по обложке. То есть вполне себе могла принадлежать моим бабушкам-дедушкам или мамам-папам. Невзрачная обложка, название стёрлось и слилось. Старая пожелтевшая бумага. Я открыла форзац и прочитала:"Карин Бартул. В объятиях прекрасного принца".

По жанру — любовный роман. Я подняла голову, осмотрела корешки книг. Так и есть, слева находились вереницы любовных романов всех времён и народов. Я вспомнила, что Карин Бартул — довольно известная писательница в жанре мелодрам, весьма плодовитая — написала что-то около 400 любовных романов. По многим из её романов снимали сериалы для домохозяек. Я такое никогда в жизни не смотрела — ведь я слишком молодая для этого, тем более любовями-морковями тоже никогда не интересовалась.

Я хотела поставить книгу на место, но напоследок полистала её. И тут…

Между страницами что-то мелькнуло. Оставленная кем-то закладка? Какие-то сложенные листы, и судя по шрифту и консистенции бумаги, оборванному краю — явно вырваны из другой книги. Я начала читать. Сверху значилось крупными буквами:

Д А Г О Н

Далее шёл текст, но прочитать я его не успела.

— Клот?

Ирис вдруг вышла откуда-то, образовавшись впереди, в проёме.

— Ирис?! Вот это да! Я заблудилась. Пошла тебя искать, предложить, может, чем помочь! — выдохнула я с облегчением.

Ирис весело рассмеялась:

— Здесь не мудрено заблудиться! Вполне себе можно устраивать квесты и игру в минотавра! Нет, спасибо, помощь не нужна, я собрала тебе книги, как говорится, для внеклассного чтения. Кстати, если тебе что понравится, бери! Ты можешь взять столько, сколько сможешь унести.

— Благодарю. Я возьму, пожалуй, вот это, — я подошла к коллеге, показала книгу у себя в руках.

— У тебя отличный вкус, — улыбнулась Ирис. — Одна из талантливейших женщин. Она написала 487 романов, можешь себе представить? И все разные! И все — о любви! Жанр любовный роман часто недооценивают. Считают его слишком женским, слишком конъюнктурным, для ширпотреба, высосанным из пальца. Но если уметь читать между строк, каждый любовный роман — это о психологии отношений. Особенно те романы, которые написаны столь выдающимися людьми. Она писала не ради денег, она писала, потому что не могла не писать. Настоящий практик, госпожа Бартул реально рубила в любви и отношениях с мужчинами. Была восемь раз замужем, правда детей маловато родила — всего четверых.

— Как интересно. Не знала об этом, — сконфуженно проговорила я.

О том, что внутри книги лежали посторонние листы и что книга эта сама собой буквально выскочила передо мной из шкафа, я предпочла умолчать.

— Вот, я подобрала для тебя книги, — Ирис снова привела меня в свой кабинет, окольными путями и через те залы, которые я даже не видела.

Ирис дала мне весьма внушительную стопку, но я была только рада. Ведь могло так сложиться, что мне придётся безвылазно четыре дня сидеть в усадьбе, ожидая, пока вернутся Миленины дядя с тётей, либо пока Айра с Миленой приедут. Коллега комментировала:

— Вот эта книга — про геоаномальную и геопатогенную активность возле города Лета. В основном исследователи пишут про поле ближе к западу — сборища НЛО, шабаши ведьм и так далее. А усадьба Лесное Сердце находится на востоке от Лета. Но всё равно почитать будет познавательно. Вот ещё книга — она про подземные города. Спелеологи-энтузиасты в пятидесятых годах исследовали пещеры тоже в окрестностях Лета. Они писали о громадных подземных ходах, очень древних и явно искусственного происхождения.

Тем временем я взяла в руки третью книгу, потому что меня привлекла обложка. Там была изображена старинная гравюра — палуба корабля, пушки, такелаж и в центре — женщина-пират, размахивающая саблей. Книга называлась"Выдающиеся женщины-пираты".

— До того, как стать приличным загородным домом семьи Неверри, усадьба Лесное Сердце была пиратским вертепом. Там базировался пират по имени Жак Соурис, а прозвище его было Мышиный Король. Один из кровавых и жутких пиратов начала восемнадцатого столетия. Самое прикольное — он был благородных кровей, поэтому и владел такой роскошной резиденцией. У Жака Соуриса были две подруги — не жены, не любовницы, а именно подруги: Анна и Мария. Они наводили такой страх на морях, что их боялись больше, чем головорезов-мужчин. В этой книге приведена их история, плюс даётся упоминание, что у Жака Соуриса во владении был этот самый дом в окрестностях города Лета.

— Сразу приходят мысли о спрятанных сокровищах. Не мудрено, что этот пират окопался так далеко от всех морей, явно для того, чтобы спрятать там награбленное добро! — предположила я.

— Не исключено, — кивнула Ирис. — Вот ещё пара книг. Пособие по общению с душами умерших, не обретящими покоя — полезная монография известного медиума. Фактически — это правила поведения, как себя вести при встрече с призраками. Или правила поведения для привидений.

— Благодарю. Это будет интересно почитать. Эти знания могут пригодиться в любой момент.

— Всё когда-нибудь пригождается, — одобрительно кивнула Ирис.

— Скажи, а в твоей — этой — библиотеке водятся привидения? — спросила я.

Мой вопрос смутил Ирис — так мне показалось. Она даже замерла на несколько мгновений:

— Ты знаешь, я не встречала, хоть я живу здесь около шистиста лет.

Она произнесла это с серьёзным выражением лица. До меня не сразу дошло, что это шутка:

— А ты отлично сохранилась, — высказала я.

Мы дружно и звонко рассмеялись.

— Надеюсь, у меня здесь нет призраков. Иначе они распугают мне читателей, — выдохнула Ирис, отсмеявшись. — Читатели нынче такой редкий вид, что призрака вероятнее встретить, к сожалению. Вот ты спросила про призраков — мне из глубин памяти пришла книга. Я забыла автора, забыла название, поскольку читала очень давно. В книге той говорилось, что есть некий дух или демон — Тот, Кто Бродит Среди Книг. Он появляется только ночью, то есть после заката, питается энергией книг, а иногда — припозднившимися читателями. Автор этой книги, как говорилось в послесловии, на самом деле умер в библиотеке.

— Карамба, ну и дела! Как это интересно! — выдохнула я.

— По твоим глазам я вижу, что ты очень жаждешь познакомиться с этим автором, — улыбнулась Ирис.

— Нет. Скорее, с Тем, Кто Бродит Среди Книг.

— О. Да ты камикадзе, Клот Итчи!

— Предполагаю, что мы бы с ним подружились, я ведь тоже питаюсь энергией книг, — улыбнулась я в ответ. Разумеется, я шутила.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я