Эта небольшая книжка рассказывает о замечательном корабле Российского флота – о деревянном парусном фрегате «Аврора». Речь пойдёт об истории его постройки, о дальних походах и жестоких сражениях, в которых корабль и его экипаж верно служили России. ФГБУ культуры и искусства «Центральный военно-морской музей им. Императора Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации благодарит ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в лице генерального директора ГА. Фокина за благотворительное пожертвование на финансирование издания серии книг «Неизвестная Аврора», посвящённого 120-ой годовщине с момента спуска легендарного крейсера I ранга «Аврора» на воду. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая «Аврора» Российского флота предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Охтенское адмиралтейство
Охтенские корабельные мастеровые оставались, однако, собственностью морского ведомства до середины 1858 года, когда Высочайшим указом они были отпущены на волю. В 1806 году Охтенская частная верфь была взята в казну…
Фрегат «Аврора». Художник И.К. Айвазовский. 1837 г.
Во вступлении мы уже сказали, что фрегат «Аврора» построили в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи или, как в те времена официально именовали это предприятие, на «Охтенском адмиралтействе» (тогда название верфи писали с буквой «е»).
Битва на Неве 15 (23) июля 1240 г.
Исторический район, расположенный вокруг устья невского притока — реки Охта, занимает особое место в истории нашего города. Устье Охты — ближайшая к морю местность, не затопляемая даже во время катастрофических наводнений, случающихся на Неве раз в сто лет. Парадоксально, но эта территория была городом задолго до того, как основали Санкт-Петербург. За ижорские и карельские земли долгое время Великий Новгород вёл борьбу со шведами. 15 (23) июля 1240 года выше по Неве войска Новгородской республики и карельское ополчение нанесли поражение шведско-норвежскому войску и финско-тавастийскому ополчению. Завоеватели пришли на кораблях, высадили десант и разбили военный лагерь на берегу Невы. В Великом Новгороде у собора Святой Софии великий князь Александр Ярославович, воодушевляя воинов перед походом, произнёс слова, сохранившиеся в тексте «Жития Александра Невского»:
— Братья! Не в силе Бог, а в правде!
Город Ниен и начало дороги на Нарву на карте. 1688 г.
Между событиями первой половины XIII века на берегах Невы и событиями, произошедшими более 600 лет спустя на Тихом океане, событиями, героем которых стал наш фрегат, можно обнаружить много интересных параллелей.
В 1300 году шведы строят в устье реки Охта каменно-деревянную крепость Ландскрона, через год новгородское войско, которое возглавлял князь Андрей Александрович Городецкий, сын Александра Невского, её разрушает. Противостояние длится долгие годы.
Крепость Ниеншанц. Современный макет-реконструкция. Музей Ниеншанц
В 1617 году в устье Охты создаётся шведская крепость Ниеншанц, под защитой которой строится город Ниенштадт. Земляная крепость имела пятиугольную форму. Крепость и город соединял подъемный мост. В крепости была кирха, в городе — две кирхи и православный храм. К середине XVII века Ниенштадт развился в крупный торговый город, имевший судостроительную верфь, дегтярный и смоляной заводы, пильные мельницы. В 1656 году при Московском царе Алексее Михайловиче русские войска под командованием полководца и дипломата Петра Ивановича Потемкина взяли Ниеншанц штурмом, но вернуть приневские земли России тогда так и не удалось.
Адмиралтейство. Первая верфь Санкт-Петербурга
Город Ниен. Вид на Охту зимой. Современная реконструкция-фантазия. Художник Эдуард Якушин
Крепость Ниеншанц была взята русскими войсками повторно и уже навсегда после недельной осады 1(12) мая 1703 года. Русский царь Петр I дал ей имя Шлотбург (голланд. Slotburg — Замо́к-город). Уже была построена ниже по Неве Петропавловская крепость, а на берегах Охты ещё стояли развалины шведской крепости вплоть до 1740-х годов. В Шлотбурге была братская могила, в которой обрели упокоение петровские солдаты и офицеры, погибшие при осаде и штурме Ниеншанца. Одно из охтинских старинных преданий рассказывает, что над захоронением насыпали земляной холм, на вершине которого Пётр I посадил дубок. Братское захоронение обнесли оградой из трофейных шведских пушек. Можно считать эту братскую могилу первым памятником боевой славы в нашем городе. К 1725 году в Шлотбурге поселились переведённые из разных мест для строительства судов плотники со своими семьями — так появилась Охтинская верфь и Охтинская слобода. В 1828 году территорию бывшего Шлотбурга включили в состав Санкт-Петербурга.
Верфь. Строительство парусного корабля
Верфь развивалась, от постройки гребных судов перешли к строительству парусных. В 1806 году верфь стала казённой, то есть государственной, получив название «Охтинское адмиралтейство». С 1809 по 1814 годы возвели пять эллингов. Предприятие осваивало строительство всё более крупных и сложных кораблей, с 1811 года — бригов, с 1817 — фрегатов, наконец в 1826 году был спущен на воду большой (линейный) корабль «Александр Невский», имевший на вооружении 74 пушки.
Созданные на Охтинском адмиралтействе корабли долгое время служили Родине в составе российского флота, имена многих из них стали известными, благодаря славным делам. Например, шлюп «Восток», построенный в 1818 году, стал флагманским кораблём кругосветной экспедиции Лазарева — Беллинсгаузена, дошёл до антарктического побережья. О фрегате «Паллада», вышедшем с верфи в 1832 году, речь уже шла.
Санкт-Петербург. Охтинская судостроительная верфь и церковь Сошествия Святого Духа. фотограф Альфред Лоренс. 1870-ые годы. Собрание РНБ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая «Аврора» Российского флота предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других