Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках, является важнейшей задачей развития туристской отрасли, решение которой может стать драйвером отечественной экономики. Развитию внутреннего туризма сегодня посвящено множество документов стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вместе с тем правовое регулирование отдельных видов туризма еще не совершенно, а меры государственной поддержки отрасли недостаточны. В настоящей монографии изложены основы правового регулирования и направления развития социальных, мотивационных видов туризма, а также видов туризма, в основе которых находится использование туристских ресурсов Российской Федерации. Монография «Виды внутреннего туризма: правовые основы и направления развития» может быть использована в научной и образовательной деятельности при обучении специалистов по самым различным направлениям подготовки, включая юристов, экономистов, экологов, социальных работников; в законотворческой и правоприменительной деятельности в различных областях отношений, связанных с туристической сферой. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Рецензенты: Шестерякова Ирина Владимировна, д.ю.н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Исмаилов Исмаил Шапурович, к.ю.н., доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Д. Г. Алексеевой кандидата юридических наук, доцента И. Е. Михеевой
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виды внутреннего туризма: правовые основы и направления развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Социальные виды туризма[30]
2.1. Понятие и классификация видов социального туризма
Важной задачей стимулирования спроса согласно Стратегии развития туризма до 2035 года является реализация социальной функции туризма — повышение доступности туризма для тех групп населения, которые в настоящее время не имеют возможности совершать туристские поездки, а также групп населения, испытывающих наибольшие потребности в отдыхе и оздоровлении. Таким образом, ключевой группой для стимулирования спроса является именно социальный туристский поток.
Цели туризма, закрепленные законодательно, также, как и задачи, свидетельствуют о выделении особой социальной функции туризма
В соответствии со ст. 4 Закона об основах туристкой деятельности, основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
• обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
• охрана окружающей среды;
• создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
• развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
В ст. 7 Модельного закона «О туристской деятельности» предусмотрено, что основными целями государственного регулирования деятельности в сфере туризма являются:
• обеспечение конституционных и общепризнанных мировым сообществом прав и охраняемых законом интересов туристов на охрану жизни, здоровья и сохранность имущества, прав граждан на оплачиваемый отпуск, отдых, свободу передвижения, досуг и иных прав при совершении туристских поездок, путешествий и в связи с ними;
• увеличение реальных доходов граждан, субъектов туристской индустрии и государства от туристской деятельности, доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте государства, увеличение экспорта услуг, развитие международных контактов и связей;
• интеграция в мировую экономику и разделение труда;
• охрана окружающей природной среды, сохранение, восстановление и развитие, приумножение, рациональное использование туристских ресурсов, природного и культурного наследия как национального достояния;
• создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, духовное и физическое оздоровление граждан на принципах общественной морали и добропорядочности, фундаментальных принципах гостеприимства и взаимопонимания между народами;
• создание новых рабочих мест в дестинации, прежде всего для местного населения[31].
Помимо признания социальной функции всех видов туризма в целом, также выделяют отдельные виды туризма, которые относят к социальным. Таким образом, следует отметить двойственность использования понятия «социальный» в туристской индустрии.
Для настоящего исследования интерес представляют именно те виды туризма, которые являются социальными.
Понятие социальных видов туризма
Действующим законодательством предусмотрено легальное определение понятия «социальный туризм».
В ст. 1 Закона об основах туристкой деятельности социальным туризмом признается туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Схожее определение содержится в Стандарте (Туристские услуги для людей пожилого возраста), согласно которому социальный туризм — это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей[32].
Социальный туризм в соответствии с Модельным законом «О туристской деятельности» является разновидностью туризма, направленным на преодоление социального неравенства и для расширения доступа к туризму различных категорий граждан, имеющих ограниченные физические или материальные возможности и слабую социальную защищенность, который опирается на совокупность мер законодательного, административного, юридического, налогового характера, принимаемых государством и обществом в отношении этих категорий граждан.
Социальному туризму посвящена Манильская декларация по социальному воздействию туризма[33], в которой предусмотрено, что социальное воздействия туризма включает повышение уровня жизни местного населения, увеличение занятости и доходов, повышение благосостояния женщин и социальных групп, находящихся в неблагоприятном положении, а также борьба с бедностью. Решено поддерживать все меры по предотвращению эксплуатации детей, молодежи и женщин в рамках туристской деятельности, решая эту задачу на основе сотрудничества заинтересованных сторон.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальный туризм в нормативных правовых и международных актах рассматривается по-разному. В одном случае, данный вид туризма раскрывают только с учетом источника финансирования (бюджетные средства, внебюджетные средства, средства работодателя), тогда как в других случаях, социальный туризм рассматривается с учетом субъектного состава (дети, инвалиды, пожилые люди), а также того эффекта, который достигается в результате путешествия (оздоровление, охрана окружающей среды, развитие территорий и т. д.).
Представляется, что законодательное закрепление социального туризма только в зависимости от источника финансирования не позволяет в полной мере раскрыть его содержание и значимость. В этой связи необходимо выделять другие признаки (критерии) для разграничения его от других видов туризма.
Зарубежные авторы рассматривают понятие социальный туризм в более широком социальном аспекте: как фактор социальной интеграции (увеличивает самооценку, улучшает семейные отношения), средство демократизации и равных прав среди различных групп населения[34], что представляется более убедительным.
Рассмотрим различные аспекты социального туризма.
Субъектный критерий социального тризма
Социально-ориентированный туризм основан на социальной значимости и адресности, то есть направлен на определенную целевую аудиторию. Основной задачей социальной политики в туристской сфере является обеспечение доступности туристских услуг, в том числе наименее социально защищенных групп[35].
Таким образом, социальный туризм прежде всего следует рассматривать с учетом субъектного состава, а именно, в отношении социально незащищенных граждан.
Созданием условий для развития туризма в стране для социально незащищенных слоев населения занимается Российская ассоциация социального туризма (АРСТ)[36].
Категория социально незащищенных граждан по-разному рассматривается в действующем российском законодательстве.
В Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[37] указаны категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; другие категории граждан, участвующие в ВОВ и работающие в это время, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и блокадников Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды. В указанном законе также предусмотрена государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Очевидно, что выделять виды социального туризма с учетом указанных критериев нецелесообразно.
Вместе с тем, именно в зависимости от субъектного состава следует разграничивать социальный туризм. На практике социальный туризм разделяют на детский, молодежный, семейный труизма, а также туризм для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
Следует напомнить, что в стране имеется успешный опыт развития социального туризма для отдельных категорий граждан, сформированный еще в советские времена, что позволяло поддерживать данную категорию граждан. В СССР на долю социального туризма приходилось более 80 % объема всего национального туристского потока. В постперестроечный период часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, ведомственные туристские базы, детские лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. Уровень социального туризма и доля его в общем объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения данного общества[38].
В настоящее время отмечается снижение доступности социально-ориентированных туристских услуг для отдельных категорий граждан. Территориальные диспропорции в развитии социально-ориентированного туризма опосредуются проводимой индивидуальной региональной политикой поддержки социально-ориентированных туристских услуг[39].
Вместе с тем именно разделение социального туризма на виды с учетом субъектного подхода позволит определять наиболее эффективные инструменты поддержки разных категорий граждан.
С учетом источника финансирования социальный туризм можно разделить на следующие виды: финансируемый за счет бюджетных средств, внебюджетных средств, за счет работодателя, за счет самого туриста и частичной поддержки со стороны государства.
В зависимости от направленности социальный туризм можно классифицировать по разным видам.
Учитывая разнонаправленность социальной сферы, разграничивают функции социального туризма. Так, например, А.И. Сеселкин, выделяет воспитательную, образовательную, рекреационную и оздоровительную функции, их развитие в процессе эволюции социального феномена туризма[40].
С учетом направленности социального туризма можно выделить множество подвидов социального туризма, однако, особо следует обозначить ту категорию указанного вида туризма, которая обеспечивает защиту отдельных категорий граждан, обеспечивает охрану окружающей среды, поддержку развития территорий, в частности: экологический и устойчивый туризм, сельский туризм.
Современное состояние социального туризма, как отмечают П. П. Чуваткин и А. Ю. Боджгуа, претерпело множество трансформаций и развивается в соответствии с современным развитием науки, техники и общества. Массовое потребление в конечном счете привело к появлению индивидуализации и конкретизации личных субъективных потребностей. Развитие техники и технологий, информационной среды сформировало новый потребительский спрос[41].
Несмотря на трансформацию туризма, направления его развития в преобладающей части сохраняются.
По мнению С. П. Шпилько, социальный туризм в современном мире следует понимать широко — как весь туризм, признанный приоритетным для решения социальных задач обществом и государством[42].
В странах Европейского Союза социальный туризм классифицируют, основываясь на модели осуществления социального туризма (выбранные ЕС) и разделяют на четыре основные категории, которые отличаются в зависимости от специфики турпродукта и целевых групп населения: модель участия, включения, адаптации и стимуляции[43].
Представляется, что социальный туризм следует рассматривать в совокупности с учетом субъектного состава, результатов, которые достигаются в рамках путешествия, а также с учетом источника финансирования.
Важно напомнить, что активное развитие рыночных отношений в 1990-е гг., повсеместная коммерциализация, в том числе и туристских структур, привели к распаду системы социального туризма в России. На смену Центральному совету по туризму и экскурсиям ВЦСПС пришла Российская ассоциация социального туризма, которая в тяжелый период перестройки экономики России не смогла актуализировать социальные туристские услуги. Резкий спад бесплатного или льготного внутреннего туризма сопровождался активным подъемом востребованности международного туризма, доступного состоятельным гражданам за счет собственных средств[44]. Учитывая текущую ситуацию, связанную с ограничениями выездного туризма, представляется важным развитие социальных видов внутреннего туризма
Согласно Стратегии развития туризма до 2035 года в рамках реализации государственной политики по стимулированию спроса на услуги туризма для граждан Российской Федерации необходимо обеспечить, в том числе:
• поддержку работодателям, участвующим в развитии социального туризма, в том числе полностью или частично компенсирующую работникам затраты на организацию отдыха;
• реализацию специальных мер и программ поддержки социально значимых видов туризма, в особенности детского, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного и других видов туризма;
• развитие системы работы с социальным туристским потоком в рамках деятельности учреждений здравоохранения и органов социального обеспечения;
• совершенствование нормативно-правового обеспечения развития социально значимых видов туризма, в особенности нормативно-правового регулирования обеспечения приема, организации общественного питания и транспортного обслуживания организованных групп детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• поддержку общественных инициатив и проектов по развитию социально значимых направлений туризма, расширению участия в них волонтерских организаций.
Вопросам развития социального туризма в Российской Федерации посвящено несколько нормативных правовых актов. Существенно, что общей тенденцией, выраженной в них, является отграничение друг от друга понятий «социальный туризм» и «организация отдыха», что противоречит международным актам, где подобный вид туризма тесно связан с организацией отдыха[45].
Актуальная необходимость разработки механизмов координаций и реализации государственной политики в отношении социально-ориентированного сектора туризма, включающей нормативно-правовое регулирование, минимизацию трансакционных издержек (финансовых, временных, организационных), финансовое обеспечение, стимулирование предпринимательской деятельности, обоснована потребностью формирования благоприятной институциональной среды и мер социальной политики в сфере социально-ориентированного туризма с использованием инструментов государственной поддержки, субсидий и дотаций, льготного налогообложения, инвестиционной политики, долевого финансирования и поддержки[46]. Реализация принципов государственной политики поддержки социально-ориентированного туризма требует обеспечения благоприятной и стабильной институциональной среды, представляющей собой сложный организационный механизм взаимодействия общественно-политических, государственных, региональных и муниципальных институтов, опосредующих равновесный баланс правил и норм хозяйствования[47].
Одной из проблем обозначается слабая информированность населения о социальной поддержке туризма. Так, в частности, население не всегда знает о социальных путевках[48].
Представляется, что социальный туризм следует рассматривать в широком смысле, а именно, к социальному туризму следует относить любой туризм, целью которого является благополучие гражданина (создание рабочих мест, развитие инфраструктуры и т. д.), а также и в узком смысле, т. е. как туризм, предусмотренный для социально незащищенных граждан (несовершеннолетних детей, молодежи, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями) или его целью является охрана окружающей среды (экологический, устойчивый туризм, сельский).
Список литературы
1. Викулова О. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // Юстицинформ. 2008. 192 с.
2. Донскова, Л. И. Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. С. 47–55.
3. Морозов П. Е. О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях // Туризм: право и экономика. 2021. № 2. С. 8–11.
4. Сеселкин А. И. Социальный туризм: социально-культурное воспитание и развитие молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 6 (145). С. 107.
5. Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма // Вестник Академии знаний. 2022. № 52(5). С. 320–327.
6. Шпилько С. П. К вопросу об определении понятия «социальный туризм» // Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: матер. «круглого стола» (г. Москва, 20 марта 2014 г.). М.: Логос, 2014. С. 12–15.
2.2. Детский туризм[49]
Понятие детского туризма
Одним из приоритетных видов туризма в настоящее время является детский туризм, который, по мнению П. И. Ананченкова, способствует гармоничному развитию личности ребенка, укреплению его здоровья, повышению культурного уровня, разумного использования им свободного времени[50]. В большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным[51].
Открытие в 1918 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР Бюро школьных экскурсий (с 1932 г. — Центральная детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) Министерства просвещения РСФСР) с сетью подмосковных естественно-исторических станций (баз) для приема юных путешественников признают началом развития детского туризма в советской период[52].
Согласно п. 2 ст. 2 Глобального этического кодекса туризма[53] во всех видах туристской деятельности необходима защита и обеспечение прав человека, включая менее защищенные группы населения, в частности детей.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрены меры обеспечения прав детей на отдых и оздоровление (ст. 12).
Указом Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»[54] 2018–2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Распоряжением Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»[55] было принято решение, в том числе создать к 2020 году во всех субъектах Российской Федерации центров детско-юношеского туризма, обеспечить повышение безопасности детского активного туризма.
Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»[56] одной из задач указано — увеличение охвата детей различными формами активного детско-юношеского туризма; повышена доступность детского туризма в субъектах Российской Федерации; увеличено количество детей, принимающих участие в походах, слетах, экспедициях, экскурсиях, соревнованиях; участие детей в туристско-краеведческой деятельности (поход, экскурсия, экспедиция, слет, туристский маршрут); увеличено количество детей, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью.
В Стратегии развития туризма до 2035 года среди основных мер выделяется актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере детского туризма, законодательное закрепление основных понятий в сфере детского туризма, разработка и внедрение классификации видов детского туризма. Также предлагается детский туризм выделить в отдельный вид туризма и раскрыть его содержание.
Таким образом, исследование особенностей детского туризма представляется актуальным.
Действующим законодательством предусмотрено легальное определение понятия «детский туризм». Так, согласно Закону об основах туристкой деятельности туризм детский — это туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя (ст. 1).
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает, что отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Таким образом, в понятие «отдых и оздоровление», исходя из указанного определения, включается также и туризм, что, как считает Н. В. Караваев и О. Н. Бармина представляется неверным. Подобное смешение влечет и другие последствия: издание разобщенных и дублирующих друг друга положений различными компетентными министерствами и ведомствами (Минкультуры России, Минобрнауки России, Минздрав России, Минтранс России, Главный государственный санитарный врач РФ и др.)[57].
В научной литературе данное понятие вызывает дискуссии.
По мнению П. Е. Морозова, организация отдыха детей с позиций российского законодательства о туризме носит несколько ограниченный характер и характеризуется прежде всего как функционирование организованной группы несовершеннолетних туристов. Более того, детский туризм рассматривается с точки зрения походов, экспедиций несовершеннолетних в природной среде. При этом, по сути, речь в данных нормативных актах идет не столько об организации отдыха, сколько об обеспечении безопасности детей и охране их здоровья[58].
Детский туризм подразумевает путешествие без родителей. Выделяют следующие специфические особенности детского туризма: наличие организованной группы детей с руководителями, несущими ответственность за жизнь и здоровье детей, занимающимися организационными вопросами и т. п.; определенная возрастная категория (преимущественно школьного возраста); обязательное наличие педагогического состава в специализированных местах размещения (детские лагеря, базы и так далее); развивающий, обучающий характер туров[59].
Согласно Стратегии развития туризма до 2035 года характер детского туризма обусловлен реализацией трех базовых функций:
1. Развития личности (обучение, воспитание).
2. Отдых.
3. Оздоровление[60].
Развитие личности ребенка, как одной из базовых функций, может обеспечиваться разными мероприятиями. Так, например, мастер-классы способствуют развитию каких-либо навыков. Простор мастер-классов для детей безграничен. Это могут быть такие мастер-классы как кулинарные, фото-, видео — занятия, творческие и т. д. После посещения мастер-классов у ребенка может проявиться интерес к какому-либо занятию и впоследствии стать хобби. Творческое времяпрепровождение подразумевает развитие творческих способностей ребенка, таких как актерское мастерство, вокал, танцы, организация процесса и многое другое. Примерами могут быть небольшая театральная постановка для родителей, шоу талантов и др. Игры с детьми могут быть как настольные, так и активные на свежем воздухе. Вариативность игр зависит от желания детей, погодных условий, условий проведения. Примерами могут быть различные квесты, игра «Крокодил», настольные игры. Детский отдых и спорт обычно сочетаются в игровой форме. При организации спортивного досуга могут быть использованы игры с мячом («Вышибалы», «Снайпер», волейбол, баскетбол, футбол и др.), мини-соревнования (бег, прыжки и др.), игры с высокой физической активностью[61].
К отдыху и оздоровлению ребенка предъявляются повышенные требования, в частности, связанные с обеспечением его безопасности.
Социальный характер детского туризма заключается в оплате государством перечисленных услуг и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно от родителей (Стратегия развития туризма до 2035 года).
Особенности детского туризма согласно Национального стандарта Российской Федерации (Туристские услуги. Услуги детского туризма) зависят от возраста и физических возможностей несовершеннолетних туристов и экскурсантов[62].
Дано определение несовершеннолетнего туриста: ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 7 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении руководителя, в составе организованной туристской группы.
Обязательное участие руководителя организованной группы несовершеннолетних туристов: физическое лицо (гражданин), которое(ый) сопровождает организованную группу несовершеннолетних туристов (экскурсантов) по туристскому маршруту и (или) на экскурсии и несет обязанности их законного представителя. Обязательное участие также и сопровождающего лица.
Следует отметить, что в советские времена детскому туризму придавалось особое значение. В период своего расцвета (1980-е гг.) отечественная туристско-экскурсионная система представляла собой конгломерат взаимодействующих между собой независимых друг от друга организаций и ведомств. В нее входили Центральный совет по туризму и экскурсиям, бюро Международного молодежного туризма «Спутник» (республиканские, областные, городские), Госкомитет СССР по иностранному туризму и Управление дальних путешествий и экскурсий школьников Министерства просвещения с региональными подразделениями — республиканскими, краевыми, областными, городскими Станциями юных туристов и турбазами[63].
В настоящее время профессионально организацией детского туризма занимается Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения, которое осуществляет организационно-методическое руководство развитием туристско-краеведческой, экскурсионной деятельности в системе дополнительного образования детей, подростков и молодежи. Является одним из старейших государственных образовательных учреждений, созданным в 1918 году. Через сеть туристско-краеведческих учреждений, которых в России насчитывается около 400, развивает туристско-краеведческую деятельность, проводя спортивно-оздоровительные походы, туристские слеты и соревнования по различным видам туристского многоборья, полевые туристские, экологические и краеведческие лагеря[64].
С учетом изложенного, под детским туризмом следует понимать путешествие несовершеннолетнего ребенка (группы детей) под руководством сопровождающего лица (руководителя), соответствующего, установленным Правительством РФ требованиям, для культурно-познавательного развития, отдыха и оздоровления.
Правовое регулирование детского туризма
Нормативно-правовое регулирование детского туризма обеспечивается государственными стандартами, Национальной стратегией действий в интересах детей[65], Национальной программой детского культурно-познавательного туризма, Федеральными законами, государственными программами, а также иными нормативными актами.
Следует в начале обозначить Федеральные законы, которые носят общий характер, но содержат отдельные требования, относящиеся к отдыху детей, а именно:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает общие требования организации экскурсий в рамках образовательного процесса.
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[66] разграничивает полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей.
Специальное законодательство
Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»[67].
Приказ Минпросвещения России № 702, Минэкономразвития России № 811 от 19.12.2019 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виды внутреннего туризма: правовые основы и направления развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
30
Автор: Михеева И. Е. — кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой банковского права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА).
31
Постановление № 42–14 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О новой редакции Модельного закона «О туристской деятельности» (Принято в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015). // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2015. № 63 (часть 2).
32
ГОСТ Р 57286–2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования. // М.: Стандартинформ. 2016.
33
Манильская декларация по социальному воздействию туризма. Итоговый доклад. Филиппины. Манила. Принята 22–23 мая 1997 г. [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/901813693 (дата обращения: 02.06.2023).
34
Донскова Л. И. Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика. // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. С. 48.
35
Чуваткин П. П., Боджгуа А.Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 323.
36
Российская ассоциация социального туризма — АРСТ [Электронный ресурс] // URL: https://aorst.ru/ (дата обращения: 31.05.2023).
38
Викулова О. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). // Юстицинформ. 2008.
39
Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 323.
40
Сеселкин А. И. Социальный туризм: социально-культурное воспитание и развитие молодежи. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16 № 6 (145). С. 107.
41
Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 325.
42
Шпилько С. П. К вопросу об определении понятия «социальный туризм». // Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: матер. «круглого стола» (г. Москва, 20 марта 2014 г.). М.: Логос, 2014. С. 12.
43
Донскова Л. И. Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика. // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. С. 51.
44
Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52(5). С. 325.
45
Морозов П. Е. О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях. // Туризм: право и экономика. 2021. № 2. С. 8.
46
Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 320.
47
Чуваткин, П. П., Боджгуа А. Ю. Принципы социальной политики развития социально-ориентированного туризма. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 327.
48
Донскова Л. И. Актуальные аспекты развития социального туризма: теория и практика // Наука и туризм: стратегии взаимодействия: сборник статей / под ред. А. Г. Редькина. Вып. 6 (4). Барнаул, 2017. С. 24–33.
49
Автор: Михеева И. Е. — кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой банковского права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА).
50
Ананченкова П. И. Семейный лагерь как перспективное направление развития семейного туризма и отдыха. // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 23–24 ноября 2017 года. Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. С. 186.
51
Викулова О. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // Юстицинформ. 2008.
52
Особенности развития детского туризма в СССР. [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/1190054/turizm/detskiy_turizm_1930 (дата обращения: 03.06.2023).
53
Глобальный этический кодекс туризма (Принят в г. Сантьяго 01.10.1999 Резолюцией a/RES/406(XIII) на 13-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации).
57
Караваев Н. В., Бармина О.Н. Детский туризм и отдых в России: проблемы правового регулирования и перспективы совершенствования. // Российская юстиция. 2020. № 2. С. 40–44.
58
Морозов П. Е. О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях. // Туризм: право и экономика. 2021. № 2. С. 8–11.
59
Айгина Е. В., Тульская Н.И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации. // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 10.
61
Гриненко С. В., Логинова А. Д. Гастрономический туризм как форма детского и семейного туризма. // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 2(10). С. 50.
62
ГОСТ Р 54605–2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 № 1562-ст). // М.: Стандартинформ. 2017.
63
Арцыбашев Д. В., Арцыбашева Т. Н. Детско-юношеская туристско-экскурсионная деятельность в Советском Союзе: Государственная политика и формы организации. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. Т. 1 № 3 (51).
64
Информация о Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения. [Электронный ресурс] // URL: https://tssr.ru/child/473/ (дата обращения: 17.05.2023).