Словарь понятий по обществознанию. Может быть использован на уроках, для самостоятельной работы, для подготовки к ОГЭ 2024 г. Использованы учебники по обществознанию Боголюбова и др., 6-9 кл., 2023 г., под ред. Никонова, 7-9 кл., Котовой, Лисковой, 7-9 кл., Сорвина и др., 7-9 кл.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь понятий по обществознанию для подготовки к ОГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Д
Движимые вещи — вещи, не относящиеся к недвижимости, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги. (Сорвин, 7 кл.)
Девиация — поведение, не соответствующее нормам или ценностям определённой группы или общества. (Сорвин, 9 кл.)
Дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Иными словами — это возможность пользоваться своими правами и приобретать новые права. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Дееспособность человека — способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. (под ред. Никонова, 8 кл.)
Дееспособность — способность субъекта права своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. (Котова, Лискова, 7 кл.)
Дееспособность гражданина — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. (Сорвин, 7 кл.)
Действия (в юридическом смысле) — определённые законом любые юридические факты, которые являются результатом волевого поведения человека. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Декларация прав ребёнка — международный документ, в котором провозглашены основные принципы защиты прав ребёнка; принята в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. (Сорвин, 7 кл.)
Демократический режим — политический режим, при котором гражданам гарантируется политическое и правовое равенство, соблюдаются права и свободы человека, а государственные органы оказываются подконтрольны населению, от мнения которого зависят принимаемые государством решения. (Сорвин, 9 кл.)
Демократия — политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии политических решений и выбирать своих представителей в органы власти. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Демократия — форма политического устройства, основанная на принципах народовластия, верховенства законности, политического плюрализма, свободы и равноправия граждан. (под ред. Никонова, 7 кл.)
Демократия — политический (государственный) режим, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти. (Котова, Лискова, 9 кл.)
Демократия — совокупность принципов, устанавливающих равное право всех граждан участвовать в процессе принятия политических решений и управления государством. (Сорвин, 9 кл.)
Денежная масса — все наличные и безналичные деньги, которыми семьи, фирмы и государство владеют и которые используют для расчётов и в качестве сбережений. (Котова, Лискова, 8 кл.)
Денежное обращение — движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также различные платежи (выплаты зарплаты, уплата налогов, предоставление и возврат кредитов и т. д.). (под ред. Никонова, 9 кл.)
Денежно-кредитная политика — часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение ценовой стабильности и снижения инфляции с целью повышения благосостояния граждан. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Денежный перевод — перевод денежных средств по почте или по банковской системе. (под ред. Никонова, 9 кл.)
Деньги — специфический товар, который является всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг. Деньги обладают следующими функциями: мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления, мировые деньги. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Деньги — всеобщий эквивалент, мерило стоимости товаров и услуг, средство обращения, накопления, а также платёжное средство. (под ред. Никонова, 9 кл.)
Деньги — особый товар, являющийся универсальной мерой стоимости всех других т товаров и услуг. (Котова, Лискова, 8 кл.)
Деньги — финансовый актив, который является средством обмена (обращения), измерения стоимости (мера стоимости), сбережения (сохранения ценности). (Сорвин, 8 кл.)
Депозит — денежные средства, размещаемые в банке под проценты. (Сорвин, 8 кл.)
Дети, оставшиеся без попечения родителей, — несовершеннолетние, оставшиеся без заботы, помощи и защиты своих родителей. (под ред. Никонова, 8 кл.)
Дефицит — ситуация на рынке, когда при данной цене величина спроса превышает величину предложения. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Дефицит бюджета — превышение общих расходов над общими денежными поступлениями. (под ред. Никонова, 9 кл.)
Дефицит бюджета — превышение расходов над доходами. (Сорвин, 8 кл.)
Дефляция — снижение общего уровня цен. (Сорвин, 8 кл.)
Дефолт — невыполнение финансовых обязательств в установленный срок. (Сорвин, 8 кл.)
Децентрализация — процесс передачи государством некоторых своих полномочий (при сохранении контроля над их осуществлением) региональным органам власти и органам местного самоуправления. (Сорвин, 9 кл.)
Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Диалог культур — взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение различных культурных регионов. (Котова, Лискова, 9 кл.)
Диаспора — устойчивая и сплочённая часть этноса, которая проживает вне страны своего происхождения и стремится к поддержанию своей идентичности и общности. (под ред. Никонова, 7 кл.)
Дискриминация — ущемление прав людей по причине их принадлежности к определённой социальной группе. (Котова, Лискова, 9 кл.)
Дистанционное банковское обслуживание — предоставление банковских услуг при удалённом доступе с использованием телефонной или компьютерной сети. (под ред. Никонова, 9 кл.)
Дисциплинарная ответственность (дисциплинарное взыскание) — юридическая ответственность, предусмотренная нормами трудового права, устава (например, воинского) или положение о дисциплине, применяемая к лицу, совершившему дисциплинарный проступок. (Сорвин, 7 кл.)
Дисциплинарный проступок — нарушение трудовой, учебной, служебной или воинской дисциплины. (Сорвин, 7 кл.)
Добро — всё, что несёт благо другому человеку. (Сорвин, 7 кл.)
Добродетель — способность человека осознанно и твёрдо следовать добру. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Договор — соглашение между субъектами правоотношений, направленное на возникновение, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей. (под ред. Никонова, 8 кл.)
Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. (Сорвин, 7 кл.)
Должность — служебное место, связанное с определённым кругом обязанностей и полномочий. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Домохозяйство — обособленная ячейка общества, состоящая из одного человека или группы людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Домохозяйство — хозяйственная единица, которая может состоять из одного или нескольких лиц, объединённых общим бюджетом и местом проживания. (под ред. Никонова, 9 кл.)
Домашнее хозяйство — группа лиц, ведущих общее хозяйство и совместно принимающих экономические решения. (Сорвин, 8 кл.)
Дополнительное образование — необязательная часть общего образования, дающая возможность обучающемуся удовлетворить потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. (под ред. Никонова, 7 кл.)
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Духовная сфера — область социальных взаимодействий/отношений, возникающих при создании, усвоении, хранении и передаче духовных ценностей. (под ред. Никонова, 7 кл.)
Духовное потребление — удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях, вере, красоте и т. д.). (под ред. Никонова, 7 кл.)
Духовное производство — процесс создания духовных ценностей. Результатом этого производства (созидания) являются не только идеи, теории, художественные образы, но и духовный мир человека, духовные отношения. (под ред. Никонова, 7 кл.)
Духовные ценности — предметы, явления, идеи и т. д., важные для культуры, для духовной, связанной с внутренним нравственным миром жизни народа, общества, человека. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Духовные ценности — совокупность научных, политических взглядов, нравственных, религиозных убеждений человека, представляющих для него особую значимость. (под ред. Никонова, 7 кл.)
Духовный мир — внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. (Боголюбов, 6-9 кл.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь понятий по обществознанию для подготовки к ОГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других