Этот текст – сокращенная версия книги «Финансовая азбука для руководителей». Только самое главное: идеи, техники, ключевые цитаты. Не секрет, что само словосочетание «финансовая отчетность» вызывает страх у большинства людей, которые не являются профессиональными бухгалтерами. Многие руководители, обращаясь к услугам банков, аудиторских компаний, финансовых консультантов, очень слабо представляют себе профессиональную «кухню» и вынуждены зависеть от специалистов, компетентность которых не могут проверить. Основная цель мини-книги «Финансовая азбука для руководителя» – вывести шаманство из бухгалтерии, то есть сделать процесс финансового учета прозрачным и понятным для любого человека, но в первую очередь для руководителя предприятия. Напоминаем, что этот текст – краткое изложение книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткое содержание «Финансовая азбука для руководителей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Не секрет, что само словосочетание «финансовая отчетность» вызывает страх у большинства людей, которые не являются профессиональными бухгалтерами. Многие руководители, обращаясь к услугам банков, аудиторских компаний, финансовых консультантов, очень слабо представляют себе профессиональную «кухню» и вынуждены зависеть от специалистов, компетентность которых не могут проверить.
Основная цель мини-книги «Финансовая азбука для руководителя» — вывести шаманство из бухгалтерии, то есть сделать процесс финансового учета прозрачным и понятным для любого человека, но в первую очередь для руководителя предприятия.
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Это базовые постулаты, по которым отражают бизнес-операции в документации. Без них невозможно научиться правильно «читать» финансовую отчетность.
1. Объективность
Финансовая отчетность должна отражать не желаемое, а реальное состояние дел в компании. Поэтому финансовая отчетность учитывает все события, которые произошли на предприятии за определенный период.
2. Учет по начислению
При учете финансовых операций компании в отчетность попадают все операции, по которым начислены или могут быть начислены деньги. Но эти деньги совсем не обязательно должны быть получены или заплачены физически, то есть в отчетности фиксируются не только реальные денежные транзакции (выручка от продаж, выплата дивидендов и заработной платы и т.п.), но доходы, которые компания вправе получить и расходы, которые она обязана оплатить. Получены ли доходы или оплачены ли расходы, не важно. Кроме того, учитывать надо и «виртуальные деньги» — бартер, продажи в кредит, обмен активами и обязательствами, доходы от электронной коммерции и т.д.
3. Соответствие
Согласно этому принципу доходы в отчетности должны соответствовать расходам, а издержки списываться равномерно в течение всего отчетного периода. Так, например, расходы будущих периодов необходимо записывать как активы и переводить их в расходы постепенно, по мере получения экономического эффекта. Как это выглядит на практике: компания застраховала имущество. Срок страхования 12 месяцев. Вся сумма страховки перечислена страховщику. Сначала она записывается в отчетности как актив — расходы будущих периодов. А затем ежемесячно списывается частями как издержки.
4. Консерватизм
Принцип консерватизма говорит о том, что лучше занизить показатель прибыли в отчетности, чем завысить его. Иными словами, включаемая в отчетность положительная информация (например, об увеличении размера активов компании или прибыли) должна быть хорошо проверена и подтверждена. Например, если у вас есть опасения, что проданный товар вернут как бракованный, вы не должны фиксировать у себя прибыль от этой продажи, пока не истечет гарантийный срок.
5. Разумность
Принцип разумности помогает избегать излишней детализации при учете и тем самым сокращать издержки на его ведение. Например, в любой компании используют канцелярские принадлежности — ручки, бумагу и т.д., — каждая единица которых обладает очень малым влиянием на финансовую отчетность. Абсолютно бессмысленно учитывать в расходах каждую ручку — это слишком маленькая цифра для бизнеса. Поэтому компании однократно списывают на расходы весь объем канцелярских принадлежностей, потраченных за определенный период (например, за месяц).
6. Уравнение баланса
Уравнение бухгалтерского баланса соблюдается всегда и при любых условиях: дебет должен быть равен кредиту, а пассив — активу.
ВЫРУЧКА: ТРИ ПОДХОДА К УЧЕТУ
Увеличение выручки далеко не всегда приводит к повышению показателя чистой прибыли и росту эффективности предприятия. Почему нередко происходит так, что при росте выручки пропорционально растет сумма просроченных долгов или иных убытков? Почему снижается биржевая стоимость акций предприятия? Объяснить руководителю причины не всегда в состоянии даже главный бухгалтер: бухгалтерская отчетность отражает только фактический результат хозопераций, фиксирует происходящее с финансами, и не более того. Понять, какие экономические процессы скрыты за цифрами выручки, можно путем анализа финансовой отчетности, составленной по международным стандартам (МСФО).
Пример из практики: корректировка отчетности
Сейчас широко используется практика продажи покупателям вместе с товарами контрактов на сервисное обслуживание.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткое содержание «Финансовая азбука для руководителей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других