В своей книге автор раскрывает сущность философии как науки, аргументирует потребность общества в философии. Книга является критическим ответом А. Никифорову на его книгу «Природа философии: Основы философии».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реальная действительность. Зачем человечеству философия? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Общественно-официальная форма мировоззрения
Общественно-официальная форма мировоззрения формируется из знаний о действительности, которые накоплены и сохранены обществом в процессе своего бытия и которые передаются последующему поколению. В обществе существует механизм накопления и сохранения знаний, добытых в процессе существования и развития общества, а также в обществе существуют механизмы передачи знаний последующим поколениям.
Как известно, только человеческий индивид способен чувственно и рационально познать действительность в процессе своего бытия и на основе этих знаний сформировать свое представление о действительности, т.е. сформировать свое индивидуальное мировоззрение. Однако человеческий индивид не вечен и с уходом в мир иной уходят с ним его знания и его представления о действительности, т.е. его мировоззрение. В такой ситуации, когда каждый человеческий индивид, уходя в мир иной, уносил с собой свои знания и представления о действительности, дальнейшее познание действительности индивидом обрывалось, ибо исчезал субъект познания. В этом случае каждый индивид последующего поколения начинал познавать действительность с нуля, ибо знания предыдущего поколения уходили вместе со старшим поколением в мир иной. Таким образом, познание действительности заканчивалось знаниями существующих индивидов. Знания индивидов ограничивались в силу физических и умственных способностей индивида. А способности познания действительности у каждого индивида разные. Соответственно своим потребностям, способностям и наклонностям, каждый индивид познавал действительность в разных направлениях в зависимости от практических целей.
В такой ситуации невозможно было сформировать представления человека о целостности и единстве действительности, что вело человечество к гибели, ибо человечество не способно развиваться без представлений о единстве и целостности действительности.
Но природа не могла допустить остановку развития человечества. Для этого необходимо было сохранение знаний о действительности, добытых человеческими индивидами, и передача их последующему поколению.
И природа создала инструмент (механизм) накопления и сохранения знаний о действительности в обществе и передачи сохраненных знаний последующему поколению. Таким инструментом является общение индивидов с помощью речи (языка), что позволяло индивидам передавать свои знания о действительности социально с помощью языка и письма последующему поколению и тем самым сохранять знания о действительности.
У животных знания о действительности основаны на чувственном уровне и сохраняются генетически в генах, что проявляется инстинктивным поведением животного. Человек существо сознательное и познает действительность не только чувственно, но и рационально, т.е. сознательно. В основе рационального познания лежит познание отношений, что недоступно животным. Но рациональное познание не способно сохраняться генетически и сохраняется только социально как интеллект индивида, который передается последующему поколению при помощи речи и письма.
«Интеллект — совокупность знаний, способствующая быстрому и правильному принятию решений возникших задач». — /Автор/
С возникновением языка и речи у человеческих индивидов появилась возможность общения между индивидами, что позволило индивидам передавать свои знания друг другу и последующему поколению и тем самым сохранять знания во времени и социальном пространстве.
«Общение — взаимодействие людей при помощи речи». — /Автор/
В процессе общественного бытия людей знания о действительности не только сохранялись, но и приумножались, ибо каждый индивид привносил свои индивидуальные знания в общую копилку. С развитием общественного бытия стали выделяться индивиды, которые кумулировали, т.е. накапливали знания о действительности в своей памяти и передавали эти знания другим индивидам.
«Кумуляция (позднелат. cumulatio — скопление, от лат. cumulo — накапливаю), 1) в физике — то же, что кумулятивный эффект; 2) в медицине — усиление действия лекарственного вещества при повторном его введении». 18
Эти люди не только собирали и передавали знания о действительности, но и осмысливали эти знания, открывая законы существования действительности, формируя представление о действительности как целостном едином образовании. Таких людей называли мудрецами. Как правило, это были люди старшего возраста, умудренные опытом общественной жизни, у которых было свободное время и возможности наблюдать действительность и проводить опыты и эксперименты. Как правило, это были монахи, которые были более свободны во времени.
«Мудрец во многих культурах — особо почитаемый человек, часто старейшина, наделенный мудростью, которой часто приписывается божественное происхождение. В Греции различали «мудрецов» (sophoi, ср. семь мудрецов) и «любителей мудрости» — философов (philosophoi), исторически поколение «мудрецов» сменилось поколениями «философов». В древнем мире понятие «мудрец» часто отождествлялось с понятием «ученый».19
Мудрецы, осознавая свою значимость в жизни человеческого сообщества, старались, по-видимому, активно собирать знания, активно вглядываться в действительность и наблюдать ее и тем самым формировать свое представление о действительности, т.е. формировали свое мировоззрение, которое передавали окружающим людям. Эти знания становились общественными, т.к. они были доступны всему обществу, каждому индивиду общества и формировали мировоззрение каждого индивида.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реальная действительность. Зачем человечеству философия? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других