Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1

Борис Мирошин

В первой части третьего тома рассказывается о жизни в СССР в начале эпохи Брежнева. В эти годы автор закончил Орский машиностроительный техникум и отправился служить в армию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сессия Верховного Совета СССР. Из доклада заместителя Председателя Совета Министров СССР — Председателя Госплана СССР Н.К.Байбакова. ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР В 1965 ГОДУ

Установленные на 1965 год задания по выпуску многих важнейших видов продукции были перевыполнены. Сверх плана было произведено значительное количество стали, проката, нефти, газа, угля, машиностроительной продукции и товаров народного потребления.

Однако были недовыполнены задания по производству минеральных удобрений, химических волокон, пластических масс, целлюлозы и некоторых других видов продукции, что было вызвано главным образом затяжкой ввода в действие новых мощностей и медленным освоением уже введенных мощностей.

На основе решений мартовского Пленума ЦК КПСС в текущем году были осуществлены крупные экономические меры по подъему сельского хозяйства. В трудных погодных условиях текущего года колхозники, рабочие совхозов и специалисты с большим упорством боролись за выращивание хороших урожаев сельскохозяйственных культур и увеличение производства продуктов животноводства.

Однако вследствие засухи в ряде крупных земледельческих районов план заготовки зерновых культур был недовыполнен.

В связи со сложившимися неблагоприятными видами на урожай Центральным Комитетом нашей партии и правительством были своевременно приняты необходимые меры, обеспечивающие нормальное снабжение населения хлебом, крупяными и мучными изделиями в 1966 году при одновременном улучшении качества этих продуктов. По другим сельскохозяйственным культурам был получен хороший урожай, который превышал среднегодовые показатели за 1959—1964 годы.

В результате упорного труда хлопкоробов нашей страны в текущем году был получен высокий урожай хлопка. Заготовки хлопка-сырца были значительно больше, чем когда-либо в прошлом.

Валовой сбор сахарной свеклы и подсолнечника был намного больше среднегодового сбора за 1959—1964 годы. Увеличилось также производство картофеля и овощей.

Все это показывало, какие большие резервы имелись у нас в сельском хозяйстве для увеличения производства продукции.

Колхозы и совхозы страны добились значительных успехов в развитии животноводства. Годовой план закупок животноводческой продукции был выполнен досрочно.

Государство получило за 11 месяцев текущего года молока на 7,2 миллиона тонн, мяса — на 1 миллион тонн, яиц — на 2,2 миллиарда штук больше, чем было закуплено за это время в прошлом году. Возросло поголовье скота и птицы в колхозах и совхозах, а также в хозяйствах колхозников, рабочих и служащих, чему способствовала отмена правительством необоснованных ограничений личного подсобного хозяйства.

В итоге, говорилось в документе, валовая продукция сельского хозяйства хотя и был в 1965 году несколько ниже, чем в урожайном 1964 году, однако объем ее превысил уровень, достигнутый ранее в любой другой год.

На основе принятых партией и правительством мер в текущем году заметно повысился жизненный уровень колхозников и работников совхозов, возросла оплата труда колхозников, увеличились неделимые и оборотные фонды, укрепилось финансовое положение колхозов. Однако мы еще не добились повышения рентабельности многих совхозов, не везде благополучно обстояло с этим делом и в колхозах.

В 1965 году объем государственных капитальных вложений в целом по народному хозяйству возрастал примерно на 9 процентов по сравнению с 1964 годом. При этом ввод в действие основных фондов увеличивался на 7 процентов.

Вместе с тем план ввода в действие основных производственных фондов выполнялся неудовлетворительно. Особенно неблагополучно обстояло дело с вводом мощностей в химической промышленности и черной металлургии, а также с вводом мощностей в легкой и пищевой промышленности и в сельском хозяйстве.

В 1965 году осуществлялись предусмотренные государственным планом крупные мероприятия в области повышения уровня жизни народа. Численность рабочих и служащих в текущем году возрастала на 3,6 миллиона человек, а их заработная плата — на 5,5 процента против 4,5 процента по плану. В 1965 году было завершено начатое в прошлом году повышение заработной платы работникам просвещения, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и другим, непосредственно обслуживающим население. В результате примерно у 20 миллионов человек заработная плата повысилась на 20—22 процента.

Значительно увеличилась продажа населению товаров народного потребления, улучшилось снабжение населения такими видами продукции, как сахар, растительное и животное масло, молочные продукты. По линии государственной и кооперативной торговли было реализовано товаров населению на сумму 103,5 миллиарда рублей, или на 8,2 миллиарда рублей больше, чем в 1964 году. Для удовлетворения растущих потребностей населения в течение года дополнительно было изыскано товарных ресурсов более чем на 2 миллиарда рублей. В 1965 году по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР было проведено снижение розничных цен на ряд товаров народного потребления. От этого снижения население выиграло более 1,2 миллиарда рублей в расчете на год. Оживилась торговля и на колхозных рынках, что привело к снижению рыночных цен.

Большая работа была проведена в 1965 году по жилищно-коммунальному строительству. В нынешнем году были введены в эксплуатацию жилые дома обшей площадью более 80 миллионов квадратных метров, то есть с ростом по сравнению с 1964 годом более чем на 7 процентов. Эти цифры были бы еще большими, если бы все союзные республики обеспечили выполнение плана ввода в действие жилой площади.

Недовыполнялся план жилищного строительства в Российской Федерации, Туркменской и Грузинской ССР. В текущем году значительно возрастали расходы на народное образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение. Расширялась сеть детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, больниц и других социально-культурных учреждений.

План грузооборота всеми видами транспорта был перевыполнен примерно на 2,5 процента, при этом грузооборот по сравнению с 1964 годом возрастал на 9,8 процента.

В нынешнем году продолжались работы по механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствованию технологии и организации производства. В результате этого производительность труда во всей промышленности возрастала на 4,7 процента и в строительстве — на 6,2 процента. От снижения себестоимости промышленной продукции была получена экономия примерно в сумме 2 миллиардов рублей.

Наши успехи были неоспоримы. Однако, говорилось в документе, мы могли и должны были работать намного лучше, полнее вскрывать имеющиеся резервы и более эффективно их использовать для повышения темпов развития советской экономики и улучшения благосостояния народа. На эту сторону дела особое внимание обращалось на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС и шестой сессии Верховного Совета СССР. Мы не полностью выполнили задания семилетки по развитию легкой, пищевой, химической, газовой, лесной и бумажной промышленности и промышленности строительных материалов, хотя в целом семилетний план производства промышленной продукции был перевыполнен. В последние годы замедлились темпы развития сельского хозяйства. Намечавшиеся семилетним планом задания по росту производства продукции земледелия и животноводства не были выполнены.

Медленно устранялись недостатки в капитальном строительстве. Не обеспечивалась необходимая концентрация материальных, финансовых и трудовых ресурсов на пусковых и важнейших стройках, в ряде случаев плохо было организовано строительное производство, неудовлетворительно использовалась строительная техника, велики были простои рабочих, нарушались сроки и очередность поставки материалов и оборудования, что затягивало сроки строительства и приводило к удорожанию строительных и монтажных работ.

Наличие указанных недостатков в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве требовало в предстоящем году быстрейшего осуществления решительных мер по повышению уровня хозяйственного руководства, укреплению государственной дисциплины во всех звеньях народного хозяйства и улучшение планирования.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР НА 1966 ГОД.

Главными задачами плана на 1966 год являлись обеспечение подъема сельского хозяйства, преимущественное развитие отраслей промышленности, обеспечивающих технический прогресс и рост производительности труда во всем народном хозяйстве, быстрейшее внедрение достижений науки и техники и дальнейшее повышение уровня жизни народа.

В соответствии с решениями мартовского Пленума ЦК КПСС в проекте плана предусматривалось направить на развитие сельского хозяйства значительную часть прироста материальных и финансовых ресурсов страны. Намечалось значительное увеличение средств на сельскохозяйственное строительство, укрепление материально-технической базы, на затраты, связанные с надбавками к закупочным ценам на скот. Наряду с этим предусматривалось снижение подоходного налога с колхозов и распространение на сельскую местность цен на промышленные и продовольственные товары, действующих в городах. Валовая продукция сельского хозяйства должна была возрасти в будущем году на 8—10 процентов.

Основные показатели плана характеризовались следующими данными. Валовая продукция промышленности возрастала по сравнению с 1965 годом на 6,7 процента (по планируемому кругу), в том числе производство средств производства (группа «А») увеличивалось на 6,9 процента и производство предметов потребления (группа «В») на 6 процентов. Предусмотренные в проекте плана на 1966 год темпы роста промышленной продукции были определены с учетом ресурсов сельскохозяйственного сырья, получаемых 1965 году. Следовало также иметь в виду, говорилось в докладе, что на темпы роста промышленного производства оказывало влияние и то обстоятельство, что в будущем году фонд рабочего времени был на три дня меньше.

Практическое осуществление решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС позволяло вскрыть дополнительные резервы производства, в связи с чем темп роста промышленного производства, намечаемый на 1966 год, был значительно превышен.

В проекте плана было предусмотрено увеличить национальный доход на 6,4 процента по сравнению с 6 процентами ожидаемого прироста в 1965 году. При этом фонд потребления увеличивался на 6,8 процента, а его доля в национальном доходе повышалась примерно до 73 процентов. Если учесть, что часть фонда накопления шла на строительство жилья, больниц, школ и других учреждений, обслуживающих население, то все материальные блага, предназначенные для удовлетворения потребностей народа, составляли примерно 80 процентов национального дохода.

Развитие промышленности и транспорта.

В плане на 1966 год намечалось дальнейшее увеличение производства промышленной продукции и повышение ее качества. При этом предусмотренные в проекте плана задания по развитию промышленности были разработаны с учетом совершенствования структуры промышленного производства, ускорения технического прогресса и улучшения использования имеющихся производственных фондов.

Прирост продукции промышленности по важнейшим отраслям предусматривался на 1966 год в следующих размерах (в процентах к 1965 году):

электроэнергетика 11,3

металлургия 6,4

нефтяная и газовая промышленность 12,3

химическая промышленность 12,0

машиностроение и металлообработка 9,1

производство предметов потребления 6,0

Производство электроэнергии в будущем году возрастало до 560,5 миллиарда киловатт-часов, что позволяло повысить энерговооруженность труда. При этом потребление электроэнергии в сельском хозяйстве увеличивалось на 18 процентов. Чтобы выработать такое количество электроэнергии и расширить энергетическую базу европейской части СССР, предусматривалось ввести в действие более 10 миллионов киловатт новых мощностей. Установленная мощность всех электростанций страны достигала к концу 1966 года 124 миллионов киловатт. Будут построены высоковольтные лини электропередачи протяжением 30 тысяч километров. Энергосистемы Западной Украины и Северного Кавказа намечено было объединить с энергосистемой Юга.

План по топливной промышленности был составлен исходя из задачи более полного удовлетворения потребности народного хозяйства в топливе. В 1966 году намечалось довести добычу нефти до 264 миллионов тонн, газа — до 148 миллиардов кубических метров, угля — до 598 миллионов тонн. Кроме того, предусматривалось произвести более 3 миллионов тонн сжиженного газа. В результате удельный вес нефти и газа в общем производстве топлива поднимался более чем на 1 процент и достигал 53,5 процента.

Однако и при намеченных размерах добычи топлива все еще имело место некоторое напряжение в обеспечении народного хозяйства отдельными видами нефтепродуктов, а также углем районов европейской части СССР. Это обязывало работников нефтяной, газовой и угольной промышленности не только обеспечить выполнение намеченных заданий по добыче топлива, но и добиться их перевыполнения.

В связи с этим необходимо было обратить особое внимание на мобилизацию внутренних резервов, пуск простаивающих скважин и более активное освоение новых нефтегазодобывающих районов в Тюменской области, на полуострове Мангышлак в западном Казахстане, которые имели решающее значение для дальнейшего развития нефтяной и газовой промышленности в нашей стране.

Для достижения намечаемых уровней добычи нефти и газа, а также производства нефтепродуктов предусматривалось ввести в эксплуатацию более 3.500 нефтяных и газовых скважин, новые мощности первичной переработке нефти, магистральных газопроводов с отводами общей протяженностью 4,3 тысячи километров. Чтобы довести добычу угля до запланированного объема, предусматривалось увеличить мощности угольных шахт и разрезов на 20 миллионов тонн.

Планом на 1966 год намечалось увеличить выплавку чугуна на 6,4 процента, стали — на 6,3 процента, производство проката — на 7 процентов и стальных труб — на 9,7 процента. При установленном объеме производства проката в количестве 75,6 миллиона тонн и стальных труб — 9,8 миллиона тонн баланс металла и труб складывался с некоторым напряжением. Это обязывало более экономно расходовать указанные материалы и изыскивать пути увеличения их производства.

Необходимо отметить, говорилось далее в докладе, что рост черной металлургии за последние годы несколько отставал от увеличивающейся потребности в металле других отраслей промышленности. Недостаток металла и труб в настоящее время сдерживал темпы развития машиностроения, а также нефтяной и газовой промышленности, а также ирригационного строительства.

При рассмотрении Государственного плана развития народного хозяйства СССР в ЦК КПСС и Совете Министров СССР было признано необходимым увеличить в 1966 году объем капитальных вложений на развитие черной металлургии на 100 миллионов рублей и установить его в сумме 1.713 миллионов рублей с тем, чтобы ускорить ввод в действие важных металлургических объектов. Госпланом СССР вместе с Министерством черной металлургии СССР и союзными республиками разрабатывались мероприятия, которые должны были обеспечить выполнение плана производства и ввода новых мощностей в 1966 году. В предстоящем пятилетии намечалось усилить темпы развития черной металлургии, улучшить качество черных металлов, расширить сортамент проката труб и метизов. Предусматривалось также совершенствование технологии их производства.

В 1966 году дальнейшее развитие получала химическая и нефтехимическая промышленность. Продукция этих отраслей, говорилось в докладе, увеличивалась на 12 процентов. Опережающие темпы развития получало производство пластических масс и синтетических смол — на 29 процентов, синтетического каучука — более чем на 14 процентов, минеральных удобрений — на 14 процентов. Намечено было выработать 475 тысяч тонн химических волокон, что позволяло значительно расширить сырьевую базу легкой промышленности и тем самым увеличить выпуск недорогих добротных тканей.

Достижение намеченных темпов прироста указанной продукции в значительной степени зависело от своевременного ввода в действие и освоения мощностей. Однако эти вопросы решались еще неудовлетворительно. Серьезное отставание в освоении мощностей имело место на Куйбышевском, Ефремовском, Волжском заводах синтетического каучука, Воскресенском химическом комбинате, Сумгаитском и Самаркандском суперфосфатных заводах, Уфимском химическом заводе и некоторых других.

Министерству химической промышленности и Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, говорилось в докладе, следовало обстоятельно разобраться в причинах неудовлетворительного освоения технологических процессов на новых предприятиях, принять неотложные меры по ускорению освоения всех производств и обеспечению своевременного ввода новых мощностей.

Основным направлением в развитии машиностроения в 1966 году должно было стать освоение новых экономичных и технически совершенных машин и оборудования, повышение качества их изготовления, обеспечение опережающих темпов развития автомобилестроения, станкостроения приборостроения, химического и нефтяного машиностроения и радиоэлектроники. Важнейшей задачей машиностроительной промышленности в 1966 году являлось удовлетворение растущих нужд сельского хозяйства в сельскохозяйственных машинах и другой технике. В 1966 году было выпущено 383,5 тысячи тракторов средней мощностью 60 лошадиных сил, 91,5 тысячи зерноуборочных комбайнов 203 тысячи тракторных культиваторов, много других сельскохозяйственных машин. Потребовалось освоить производство почти семидесяти наименований сельскохозяйственных машин новых конструкций, организовать конструирование 370 машин, необходимых для комплексной механизации труда в сельскохозяйственном производстве.

С каждым годом возрастали потребности народного хозяйства в цементе, стекле, кровле и других строительных материалах. В плане на 1966 год намечалось выпустить 78 миллионов тонн цемента, или на 8,3 процента больше, чем в текущем году. Производство шифера составляло 4,4 миллиарда штук плиток, оконного стекла 205 миллионов квадратных метров, мягких кровельных материалов свыше 1 миллиарда квадратных метров.

Однако для более полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в строительных материалах, говорилось в докладе, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам необходимо было изыскать возможности для дальнейшего увеличения их производства, особенно производства местных строительных материалов — кирпича, туфа, ракушечника, извести и других. Наряду с этим следовало также обратить внимание на необходимость резкого снижения потерь цемента при производстве и транспортировке, на сокращение норм его расходования в строительстве за счет повышения качества песка, гравия и других инертных материалов.

В развитии лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности большое значение имело ускорение темпов роста химической переработки древесины и улучшение использования древесных отходов. В плане на 1966 год предусматривалось увеличить производство древесностружечных плит более чем 13 285 тысяч кубометров, или на 34 процента, и довести объем их производства до 1,1 миллиона кубометров; выпуск целлюлозы возрастал на 750 тысяч тонн, или на 23 процента, и достигал примерно миллионов тонн; производство бумаги увеличивалось на 330 тысяч тонн, или на 10,3 процента, и составляло свыше 3,5 миллиона тонн, что в основном удовлетворяло неотложные нужды страны. Вывозка деловой древесины при этом достигала 261 миллиона кубометров, или увеличивалась на 3,6 процента.

Особое внимание в плане было уделено мероприятиям по расширению ассортимента и улучшению качества товаров народного потребления. В этих целях предусматривалось увеличить производство и обеспечить более широкое применение химических волокон, высококачественных заменителей кожи, более прочных и ярких красителей. В будущем году, говорилось в докладе, мы сможем значительно больше продать населению сорочечных тканей с несминаемой отделкой, набивных тканей, шерстяных тканей плащевых тканей из синтетического шелка, камвольных костюмных тканей, различного трикотажа, верхней одежды из синтетических дублированных тканей и обуви. Кроме того, предусматривалось освоить производство новых видов шерстяных тканей с применением фасонной пряжи для пальто, костюмов и платьев, искусственной кожи на пористых полимерах для обуви. В плане предусматривалось выпустить около 7900 миллионов квадратных метров тканей, более 1 миллиарда штук бельевого и верхнего трикотажа, 510 миллионов пар обуви.

Намечено было произвести товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода более чем на 10 миллиардов рублей, или на 11 процентов больше, чем в 1965 году. При этом выпуск телевизоров возрастал на 17 процентов, а холодильников — почти на 32 процента.

Несмотря на известные трудности с сельскохозяйственным сырьем, правительство приняло меры по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества таких важнейших продовольственных товаров, как цельномолочная продукция, сыр и брынза, растительное масло, консервы и рыбопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и другие пищевые товары.

В целях увеличения производства продовольственных товаров в плане предусматривались меры по комплексному и рациональному использованию сырья. Резко сокращался расход зерна на производство спирта, возрастала переработка масличных семян методом экстракции, улучшалось использование обезжиренного молока, шире внедрялись непрерывно диффузионные процессы в сахароварении, увеличивалось производство синтетических моющих средств.

В 1966 году предусматривалось дальнейшее комплексное развитие транспорта, а также его техническое перевооружение с целью лучшего обеспечения потребности народного хозяйства и населения в перевозках. Грузооборот всех видов транспорта в соответствии с ростом общественного производства и намечаемой структурой топливно-энергетического баланса увеличивался на 7,1 процента. При этом на железнодорожном транспорте доля грузооборота, выполняемого наиболее экономичными видами транспорта — электровозами и тепловозами, возрастала до 90 процентов против 85 процентов в 1965 году. В 1966 году было введено в действие примерно 1.400 километров новых железнодорожных линий и электрифицировано более 2.000 километров железных дорог.

В области связи намечалось дальнейшее развитие кабельных и радиорелейных линий, радиовещательных и телевизионных станций. Расширялось применение прогрессивных видов телевизионной и радиосвязи с помощью искусственных спутников Земли.

Начало освоения цветного телевидения.

Решающим условием повышения экономической эффективности производства, ускорения темпов развития народного хозяйства и обеспечения успешного выполнения намеченных в плане заданий являлось осуществление мероприятий по ускорению научно-технического прогресса, быстрейшему внедрению достижений науки и техники. Отечественный опыт и опыт других индустриальных стран мира со всей очевидностью показывал, говорилось в докладе, что улучшение показателей эффективности производства, качества, надежности продукции в решающей степени зависело от широкого внедрения новой техники и передовых технологических процессов.

Между тем в этой области у нас не все было благополучно, в ряде отраслей промышленности даже наметилось некоторое замедление роста технического прогресса. Вновь организованным отраслевым министерствам необходимо было в короткие сроки разработать и осуществить конкретные меры, обеспечивающие ускорение технического прогресса и безусловное выполнение предусматриваемых заданий по производству и внедрению новой техники.

В плане на 1966 год было намечено освоить производство 315 новых видов машин, изделий и материалов, внедрить примерно 350 автоматических и полуавтоматических линий, или в 1,5 раза больше, чем в 1965 году. Было запланировано снять с производства более 144 видов машин, оборудования и приборов устаревших конструкций.

Более широкое применение получали передовые технологические процессы. Так, выплавка стали с применением кислорода увеличивалась на 10 миллионов тонн, при этом выплавка кислородно-конвертерной стали возрастала в 1,8 раза и непрерывная разливка стали — почти в два раза.

Будут и дальше развиваться работы по применению искусственного воздействия на нефтяные пласты, а также другие технические мероприятия с целью интенсификации добычи нефти и увеличения нефтеотдачи пластов.

В машиностроении намечалось внедрить 350 новых установок, в том числе по электроэрозионной, ультразвуковой, световой и другим прогрессивным способам обработки металла. В текстильной промышленности будет внедрено 116 машин для совмещения прядильно-крутильного процесса.

Большое значение для повышения экономической эффективности производства имело более широкое применение укрупненных агрегатов и увеличение единичных мощностей установок. Однако работы в этом направлении проводились пока медленно. Госплан СССР имел в виду совместно с министерствами и ведомствами СССР в ближайшее время разработать конкретные мероприятия по переходу в промышленности и строительстве на укрупнение агрегатов, как это было осуществлено в свое время в цементной промышленности.

Задание по росту производительности труда в промышленности в плане было определено в размере 4,7 процента, при этом суточная производительность труда увеличивалась на 5,5 процента. Министерствам и Советам Министров союзных республик, говорилось в докладе, необходимо было усилить внимание к выполнению плана по производительности труда имея в виду, что за счет этого фактора предусматривалось получить около 70 процентов всего прироста промышленной продукции против примерно 60 процентов, ожидаемых в 1965 году.

В 1966 году средние общеобразовательные школы в отличие от прошлых лет окончат значительно больше юношей и девушек, чем в текущем году, в связи с одновременным выпуском 10—х и 11-х классов. В связи с этим в плане намечалось увеличение приема их в высшие и средние специальные учебные заведения и в профессионально-технические училища.

Наряду с этим Советам Министров союзных республик и министерствам, говорилось в докладе, надо было теперь же позаботиться о трудоустройстве в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и в сфере бытового обслуживания населения юношей и девушек, оканчивающих средние школы, с тем, чтобы вся молодежь была занята общественно полезным трудом.

В плане предусматривалось снижение затрат на 1 рубль товарной продукции государственной промышленности в размере 1,3 процента, что было несколько выше уровня снижения себестоимости, достигнутого в нынешнем году. Для того чтобы выполнить это задание, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам, говорилось в докладе, необходимо было разработать и осуществить конкретные организационно-технические мероприятия, направленные на более экономное использование материальных и трудовых ресурсов.

Расход многих видов сырья и топлива на единицу продукции у нас был еще велик. Особенно это относилось к расходу металла в машиностроении, где коэффициент его использования составлял только 0,6. Экономия сырья, материалов, топлива и электроэнергии в промышленности являлась крупным резервом дальнейшего роста производства. Наряду с этим важное значение для выполнения плана 1966 года имело ускорение сроков освоения новых мощностей, улучшение использования производственных фондов, снижение запасов неустановленного оборудования и сверхнормативных запасов материальных ценностей.

Все это говорило о том, что нам предстояло проделать большую работу по более эффективному использованию материальных ресурсов и улучшению организации материально-технического снабжении. Как известно, говорилось в докладе, партией и правительством были приняты решения об улучшении организации материально-технического снабжения народного хозяйства. Был образован союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению с управлениями снабжения на местах. Государственный комитет по материально-техническому снабжению и его организации, в тесном контакте с министерствами и ведомствами, должны были обеспечить бесперебойное материально-техническое снабжение предприятий и экономное использование сырья, материалов, топлива и оборудования.

В решении сентябрьского Пленума нашей партии были определены важнейшие принципы новой системы хозяйственного руководства. Была дана исходная база для последующей разработки большого числа организационных, хозяйственных и экономических проблем, с учетом накопленного опыта. В 1966 году необходимо было сделать серьезный шаг в деле внедрения новых методов планирования и экономического стимулирования промышленного производства.

В последнее время, говорилось в докладе, в Совет Министров СССР поступали предложения о переводе отдельных предприятий на новую систему с начала 1966 года. Совет Министров СССР рассмотрел эти предложения и обязал министров СССР представить перечень предприятий, которые целесообразно в первую очередь перевести на новую систему планирования и экономического стимулирования. Имелось в виду уже в начале 1966 года перевести на новую систему группу предприятий с тем, чтобы по мере накопления опыта постепенно расширять их число.

Госпланом СССР, Министерством финансов, Госбанком, Государственным комитетом по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС совместно с министерствами и ведомствами проводилась подготовительная работа по переводу отдельных предприятий на новую систему планирования и стимулирования производства. Это давало возможность накопить известный опыт, проверить ряд конкретных методических вопросов, более квалифицированно подготовить необходимые нормативы и указания для отдельных отраслей промышленности. С учетом этого опыта можно будет уже во втором полугодии 1966 года перевести на новую систему отдельные отрасли промышленности, по которым с 1 июля 1966 года могут быть введены новые оптовые цены. Это возможно будет осуществить в первую очередь в ряде отраслей легкой и пищевой промышленности, а по мере накопления необходимого опыта и разработки новых оптовых цен в последующем будут постепенно переводиться на новую систему остальные отрасли промышленности.

Нет сомнений в том, говорилось в докладе, что перестройка руководства промышленностью по отраслевому принципу, постепенное внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования дадут возможность полнее использовать внутренние резервы промышленности, значительно повысить эффективность производства и обеспечить на этой основе более высокие темпы роста промышленной продукции.

Развитие сельского хозяйства.

В соответствии с решением мартовского Пленума Центрального Комитета партии наше государство перешло с нынешнего года к твердым планам закупок сельскохозяйственных продуктов на ряд лет.

Исходя из этого, объем государственных закупок основных сельскохозяйственных продуктов и сырья на 1966 год был установлен в следующих размерах:

зерновые культуры 55,7 млн. тонн

картофель 10,1

сахарная свекла (фабричная) 75,4

хлопок-сырец 5,3.

скот и птица (в живом весе) 8,9

молоко 34,6 млн. тонн

шерсть (в зачетном весе) 361 тыс. тонн

яйца 10 млрд. штук

Опыт текущего года в области закупок животноводческой продукции, а также хлопка, картофеля и некоторых других культур показал, насколько велико стимулирующее значение новой системы заготовок и закупочных цен.

В плане на будущий год не мог не учитываться этот фактор, и поэтому были предусмотрены в ресурсах сельскохозяйственного сырья сверхплановые закупки основных продуктов.

Принятые в расчетах объемы производства и закупок сельскохозяйственных продуктов позволяли обеспечить текущие потребности населения в продовольствии и промышленности в сырье, а также пополнить государственные резервы.

В народнохозяйственном плане на 1966 год предусматривались всесторонние меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства. Сельскому хозяйству было поставлено около 263 тысяч тракторов, или на 23 тысячи больше, чем в 1965 году, 85,5 тысячи зерноуборочных комбайнов, или на 5,5 тысячи больше, около 130 тысяч грузовых автомобилей, или на 41 тысячу больше, чем в 1965 году. Увеличивалась поставка и других сельскохозяйственных машин.

В 1966 году промышленность даст сельскому хозяйству 29,5 миллиона тонн минеральных удобрений, или почти на 3 миллиона тонн больше, чем в 1965 году. Для сравнения, в 1958 году сельскому хозяйству было поставлено немногим более 10 миллионов тонн минеральных удобрений. Запланированный на 1966 год уровень поставок позволял полностью обеспечить потребности сельского хозяйства в минеральных удобрениях для посевов технических культур, значительно расширить использование их под посевы зерновых культур и тем самым создать предпосылки для повышения урожайности.

В целях создания условий для получения более устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур в плане на 1966 год предусматривались мероприятия по дальнейшему развитию орошаемого земледелия и значительному расширению мелиоративных работ.

Общий объем государственных централизованных капиталовложений в водохозяйственное строительство планировался в сумме 1,2 миллиарда рублей с приростом за год орошаемых земель в количестве около 290 тысяч гектаров. Кроме того, предусматривалось провести значительные работы по осушению земель и культурно-технические работы за счет операционных затрат по бюджетам союзных республик в колхозах, расположенных в районах избыточного увлажнения.

В 1966 году, в отличие от прошлых лет, было уделено больше внимания проведению мероприятий, связанных с повышением плодородия земель существующего орошения, а также выполнению комплекса работ по осушению земель в районах избыточного увлажнения нечерноземной полосы. Мелиоративные работы по осушению заболоченных земель намечалось провести в северо-западных областях РСФСР, в Белорусской ССР, прибалтийских республиках и в Полесье Украины.

В районах хлопководства были продолжены работы по орошению и освоению новых земель в Голодной степи, в Сурхан-Дарьинской долине и Центральной Фергане Узбекской ССР, в зоне Каракумского канала в Туркменской ССР, Яван-Обикиикской долине в Таджикской ССР.

Намечалось значительно расширить ирригационное строительство в засушливых районах РСФСР — Ростовской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, на Украине и в Молдавии. Водохозяйственное строительство получало значительное развитие в районах рисосеяния. С этой целью намечалось форсировать работы по сооружению оросительных систем для рисосеяния в низовьях рек Сыр-Дарьи, Аму-Дарьи, на Кубани, в низовьях Волги, на базе Северо-Крымского канала.

Для выполнения такого большого объема водохозяйственного строительства выделялось значительное количество землеройной техники. Сельское хозяйство получало в 1966 году около 13 тысяч экскаваторов, 13 тысяч бульдозеров и 5,5 тысячи скреперов.

Таким образом, планом на 1966 год предусматривались значительные затраты финансовых и материально-технических средств на развитие сельского хозяйства. Задача состояла в том, чтобы наиболее эффективно и рационально использовать выделяемые средства и технику.

Нельзя мириться с тем, говорилось в докладе, что во многих колхозах и совхозах страны еще недостаточно хорошо использовались выделяемые капиталовложения, минеральные удобрения, техника, а также пахотные и ирригационно-подготовленные земли, не был организован надлежащий уход за лугами и пастбищами.

Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и их органам на местах, говорилось в докладе, необходимо было совместно с Советами Министров союзных республик принять дополнительные меры к более эффективному использованию в сельском хозяйстве орошаемых и осушенных земель, а также выделяемых государством средств и материально-технических ресурсов.

Решение задач быстрого и всестороннего развития сельского хозяйства, обеспечение высоких темпов сельскохозяйственного производства требовали дальнейшего усиления материально-технического оснащения колхозов и совхозов. Это обязывало Сонеты Министров союзных республик и министерства в процессе выполнения плана 1966 года дополнительно изыскивать ресурсы и направлять их на развитие сельского хозяйства.

Капитальное строительство.

В 1966 году предстояло осуществить большую программу капитального строительства, имеющую важное значение для дальнейшего развития экономики нашей страны, расширенного воспроизводства основных фондов и улучшения основных народнохозяйственных пропорций.

Объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования увеличивался в 1966 году на 6,4 процента и составлял 52,9 миллиарда рублей. Государственные централизованные капитальные вложения были определены в сумме 40,4 миллиарда рублей; по сравнению с 1965 годом они увеличивались на 2,4 миллиарда рублей, или на 6,3 процента, в том числе строительно-монтажные работы на 1,6 миллиарда рублей, или на 7,6 процента.

За счет намечаемых в проекте плана капитальных вложений должны были быть осуществлены крупные мероприятия по техническому перевооружению действующих предприятий и завершению строительства пусковых и других объектов, а также дальнейшее расширение жилищного, коммунального, культурно-бытового строительства.

В плане на 1966 год наиболее высокие темпы роста капитальных вложений предусматривались в сельское хозяйство, легкую промышленность и некоторые другие отрасли. На развитие сельского хозяйства государственные централизованные капитальные вложения были определены в размере 6,1 миллиарда рублей, или на 15,6 процента больше, чем в 1965 году; с учетом средств колхозов капитальные вложения в сельское хозяйство составляли 11,5 миллиарда рублей.

В промышленность направлялись капитальные вложения в объеме 193 миллиарда рублей, или на 5,2 процента больше, чем в 1965 году.

Крупные ассигнования предусматривались на развитие машиностроения. Капитальные вложения в эту отрасль возрастали на 13 процентов, в том числе в автотракторное и сельскохозяйственное машиностроение — на 26,5 процента, приборостроение — на 12,4 процента, на развитие специализированных предприятий по производству литья, поковок и штамповок — более чем на 33 процента.

Капитальные вложения в черную металлургию увеличивались на 10,5 процента, в нефтяную и газовую промышленность — на 8,2 процента, в том числе в газовую промышленность — на 13 процентов.

Капитальные вложения в легкую промышленность было предусмотрено увеличить против 1965 года на 22 процента. При этом капитальные вложения на развитие предприятий по производству тканей из искусственных волокон увеличивались примерно в 1,5 раза, предприятий трикотажной промышленности — на 30 процентов, на строительство предприятий швейной промышленности — в 2 раза. В будущем году намечалось завершить строительство около 80 предприятий легкой промышленности.

На жилищное и коммунальное строительство было намечено выделить по всем источникам финансирования 9,5 миллиарда рублей, или на 6,8 процента больше, чем в 1965 году, в том числе из государственных централизованных капитальных вложений 6,6 миллиарда рублей, или больше на 6,2 процента.

На развитие просвещения, культуры и здравоохранения выделялось в 1966 году свыше 1,3 миллиарда рублей государственных централизованных капитальных вложений, при этом капиталовложения на строительство объектов здравоохранения возрастали более чем на 9 процентов.

В 1966 году предусматривалось ввести в действие основные фонды стоимостью 38,3 миллиарда рублей, или на 6,4 процента больше, чем в 1965 году. В целях концентрации капитальных вложений в проекте плана было предусмотрено направить на пусковые стройки 70 процентов общего объема капитальных вложений, выделяемых на развитие промышленности. В план было включено 327 вновь начинаемых строек сметной стоимостью 2,5 миллиона рублей и выше, имеющих важное хозяйственное значение. Для сравнения, в 1965 году таких строек было 463. При этом для вновь начинаемых строек в 1966 году был установлен объем капитальных вложений примерно в размере 12 процентов их общей сметной стоимости, в то время как в 1965 году для таких строек было выделено капитальных вложений всего лишь в размере 8 процентов их сметной стоимости. Таким образом, в будущем году будут созданы лучшие условия для сокращения сроков строительства предприятий.

В связи с этим, говорилось в докладе, следует особо сказать о необходимости улучшения проектно-сметного дела. За последнее время недопустимо снизилась ответственность проектных организаций за качество смет и их исполнение, укоренилась практика занижения проектными организациями стоимости работ на первоначальной стадии проектирования и увеличения сметной стоимости процессе строительства. Все это подрывало реальность планов капитальных вложений и приводило к большим потерям в народном хозяйстве. Необходимо было в самые короткие сроки навести должный порядок в этом деле, усилить ответственность проектных организаций за качество разрабатываемой ими проектно-сметной документации.

Чтобы успешно выполнить намеченный на 1966 год большой объем капитальных вложений, требовалось значительно улучшить организацию строительных работ, укрепить специализированные строительно-монтажные организации, повысить индустриализацию и механизацию строительных работ, экономно использовать материалы. В проекте плана предусматривалось повысить производительность труда в строительстве на 6 процентов.

Необходимо было также серьезно улучшить строительство на селе, принять дополнительные меры к оснащению передвижных механизированных колонн подрядных строительно-монтажных организаций, созданных в сельских районах, механизмами, автотранспортом, а также укомплектованию их рабочей силой. Следовало обратить внимание на улучшение комплектации строек технологическим оборудованием. Предприятия-заказчики должны были проявлять больше оперативности в решении вопросов, связанных с использованием неустановленного оборудования.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА.

Намечавшийся рост общественного производства и национального дохода страны позволял предусмотреть в плане на 1966 год дальнейшее повышение жизненного уровня советских людей. Реальные доходы, которые являлись обобщающим показателей жизненного уровня народа, намечалось увеличить в расчете на одного человека на 6,5 процента. Это высокий прирост. Он почти в два раза больше среднегодового прироста реальных доходов за 1959—1965 годы.

В плане намечались высокие темпы роста доходов колхозников от общественного хозяйства. Они повышались примерно на 12 процентов.

Значительно возрастали общественные фонды потребления. Из этих фондов обеспечивалось бесплатное образование, медицинское обслуживание, выплата пенсий и пособий, предоставлялись различного рода льготы. Если в текущем году на эти цели был израсходован 41 миллиард рублей, то в 1966 году предусматривалось 44,5 миллиарда рублей.

Численность рабочих и служащих увеличивалась примерно на 2 миллиона 900 тысяч человек и достигала почти 80 миллионов человек.

Большое внимание уделялось дальнейшему расширению торговли и общественного питания, строительству учреждений культуры и коммунально-бытовых предприятий.

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли намечался на 1966 год в объеме 110,5 миллиарда рублей, или увеличивался в сопоставимых ценах по сравнению с ожидаемым выполнением за 1965 год на 7,4 процента. Населению будет продано товаров почти на 8 миллиардов рублей больше, чем в 1965 году. Значительно увеличивалась продажа молочных продуктов, рыбы, растительного масла, кондитерских изделий, телевизоров, радиоприемников и других товаров. Продажа холодильников возрастала более чем на 30 процентов, их будет продано свыше 2 миллионов. Продажа деловой древесины увеличивалась почти на 50 процентов, древесностружечных плит — на 40 процентов, цемента — на 19 процентов, оконного стекла — на 10 процентов.

Министерство торговли СССР и Центросоюз, говорилось в докладе, должны были улучшить обслуживание покупателей, полнее изучать их спрос, более рационально размещать товарные ресурсы по районам страны. Особое внимание было уделено улучшению торговли и росту товарооборота в сельской местности. Этому способствовала предстоящая отмена имеющихся сельских наценок на хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, сахар и кондитерские изделия. Таким образом, цены на товары в городе и сельской местности будут одинаковыми.

В плане на 1966 год намечалось значительно улучшить обслуживание населения. Общий объем оказываемых населению платных услуг увеличивался более чем на 10 процентов. Объем бытового обслуживания возрастал на 17 процентов. При этом еще быстрее развивалось бытовое обслуживание сельского населения, что способствовало сближению уровней бытового обслуживания населения города и села.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, говорилось в докладе, проявляли постоянную заботу об улучшении жилищных условий трудящихся. В 1966 году, как и в предыдущие годы, осуществлялось в больших размерах жилищное строительство за счет государственных средств и средств населения. Проектом плана было предусмотрено ввести в эксплуатацию за счет этих средств жилые дома общей площадью около 90 миллионов квадратных метров, или на 11,6 процента больше, чем в нынешнем году. Ни в одном из предыдущих лет не было введено такого большого объема жилой площади. Об этом говорят следующие цифры: в 1963 году было построено 79, в 1964 году — 75, а в 1965 году ожидался ввод в действие более 80 миллионов квадратных метров общей площади жилых домов. В предстоящем году свыше 11 миллионов человек улучшат свои жилищные условия.

Все большее распространение получало кооперативное жилищное строительство. За счет жилой кооперации в 1966 году введено 8,5 миллиона квадратных метров против 4,8 миллиона квадратных метров в 1964 году и 7,2 миллиона квадратных метров в 1965 году. Строительство домов осуществлялось по типовым проектам, обеспечивающим некоторое улучшение планировки квартир.

В проекте плана на 1966 год предусматривалось дальнейшее развитие просвещения, культуры и здравоохранения. Расширялась сеть санаториев, домов отдыха и других оздоровительных учреждений.

В 1966 году свыше 8,5 миллиона детей воспользовались детскими яслями и садами, это почти на 11процентов больше, чем в 1965 году. В результате в городах около 44 процентов детей дошкольного возраста были обеспечены яслями и садами.

Предусматривалось увеличение приема в девятые классы средних школ из числа учащихся, оканчивающих восьмые классы, с 58 процентов в 1965 году до 70 процентов в 1966 году.

Правительство, говорилось в докладе, выделяло значительные средства на развитие культурно-бытового строительства и здравоохранения. Однако они систематически недоиспользовались. В предстоящем году необходимо было принять решительные меры к ускорению ввода в действие объектов культурно-бытового строительства и снижению его стоимости, обратив особое внимание на ускорение строительства больниц и детских учреждений.

Советам Министров союзных республик и исполкомам местных Советов, говорилось в далее докладе, надо навести в этом деле необходимый порядок.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я