Борис Орлов — классик современного искусства. Он оказался свидетелем многих судьбоносных для отечественной культуры событий. Его друзьями и коллегами были Дмитрий Пригов, Леонид Соков, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Гриша Брускин, Иван Чуйков, Михаил Рогинский, Эрнст Неизвестный. В воспоминаниях Орлова — быт, творчество и вдохновение: как работали и жили художники, что читали, смотрели и слушали. Это бесценные свидетельства очевидца, проливающие свет на многие явления художественной жизни в СССР.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хронограф» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Оттепель
Тем временем кругом торжествовало искусство Союза художников.
До начала оттепели48 структура союза была демократической даже по современным меркам. Все руководящие места были выборными, и время пребывания в должности не ограничивалось, поэтому в промежутках между голосованиями каждый избранный босс-«патрон» стремился окружить себя как можно большим числом верноподданных, чтобы обеспечить себе статус-кво. Молодой художник сразу попадал под чью-либо опеку. «Патрон» наставлял, направлял, обеспечивал начало карьеры, а материальное устройство проходило через систему заказов на выставки или закупок готовых работ с выставок. Как правило, предварительную цензуру проводили сами «патроны».
Успех художника складывался постепенно, по мере продвижения его в должностной иерархии Союза. Сначала надо было стать членом бюро своей секции, желательно на несколько сроков; потом попасть в правление Московского отделения, потом РФ, затем в правление Союза художников СССР. Именно эти структуры формировали лауреатский корпус, корпуса заслуженных деятелей и парадных художников, а также продвигали в академию. Они же формировали закупочные комиссии, выставочные комитеты, художественные советы. Там же распределялись квартиры, машины и прочие блага. Эта система работала бесперебойно до наступления оттепели. Даже сложились определённые паритеты в борьбе между кланами.
Однако оттепель внесла в эту систему некоторые поправки. Соцреализм не подразумевал проявлений творческой индивидуальности художников, наоборот, ценилось лишь умение точно следовать канону. Но после смерти Сталина и массовых реабилитаций, когда вернулись репрессированные художники и был снят запрет с подражания западному искусству, авторы наконец получили право на индивидуальность.
Возникли группы молодых художников, враждебно настроенных к соцреализму сталинской эпохи. Их возмущал его идеализм, радостный до идиотизма оптимизм и установка на уже обрыдлый классицизм. Новые, в отличие от «сталинцев», называли себя «ленинцами» (потому что они якобы возвращались к ленинским нормам в ответ на сталинские перекосы), и стояли за суровый реализм. Идиотическому оптимизму они противопоставляли аскетизм и жертвенность. На самом деле они, конечно, оставались соцреалистами: даже переодетые в тёмное, их герои сохраняли в глазах большевистский блеск. И соцреализм делает отчаянную попытку сохранить status quo, имитируя историческое развитие внутри доктрины. В 1960 году впервые прозвучал термин «суровый стиль»49.
Во главе этого движения в искусстве встали вчерашние творцы соцреализма первой волны, такие как Михаил Ромм50 и Илья Эренбург51.
К сожалению, строгие рамки соцреализма и неумолимый бег времени обрекли это направление на короткую жизнь. Это был последний вздох соцреализма, и самым мужественным его выразителем был, на мой взгляд, Гелий Коржев52.
В начале оттепели появилась ещё одна достаточно большая группа фрондёров, искателей «чистого» искусства. Они были искушены в довоенном авангарде и пробовали протащить его, по кусочку, внутрь, сквозь узкие ячейки решётки соцреализма. Естественно, по закону природы то, что легко пролезло сквозь ячейки, было не первой свежести.
Если суровый стиль противопоставлял неправде жёсткую правду, то здесь атеистичности искусства сталинской поры противопоставлялась духовность. Лидерами группы были Шаховской53, Красулин54, Дмитрий55 и Нина Жилинские, Пологова56. Они ощущали себя кастой избранных хранителей остатков чистоты в распадающемся мире. У каждого под подушкой лежала Библия*.
* Вспоминается смешной случай начала 70-х: из Киева приехал один мой знакомый, скульптор Борис Лежен. Он походил по мастерским и увидел выставку, где как раз выставились художники группы Шаховского. Уезжая домой, он сказал мне в ужасе: «Вы все тут сошли с ума. Киев — это последнее место, где ещё хранится чистота в искусстве».
Характерной особенностью обеих групп было активное неприятие новейшего западноевропейского искусства.
Когда мы (то есть я, Пригов, Косолапов57, Соков58), закончив обучение в Строгановском училище, вдруг оказались в их поле зрения, художники группы Шаховского-Красулина встретили нас враждебно. Нам приклеивали такие ярлыки, как «шум журналов», «западная плесень», «синтетические макароны», «слышали звон, не знают где он», «вторичные», «провинциальные».
Сами же они были уверены, что творят некую новую школу, называли себя «Московская школа живописи», «Московская школа скульптуры»*.
* На самом деле о существовании каких-либо школ (кроме Московской школы живописи, которая была любимым детищем МОСХа) говорить не приходится. Школа — это институт непрерывного воспроизведения и утверждения устоявшихся ценностей. 70-е же годы были бурным временем, с борьбой и революционными противостояниями. Ни о каких школах в то время не могло идти и речи. В итоге обе эти «школы» к 80-м годам выродились в чудовищный маньеризм, который мы называли «левый МОСХ».
На наше счастье, с началом оттепели преследования инакомыслия в искусстве официальными институтами прекратились. Академия художеств и Союз художников решили просто не замечать существование подобных вещей, сняв таким образом проблему (и тем самым создав самые благоприятные условия для собственного загнивания).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хронограф» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
48
Оттепель — принятое в литературе название процесса демократизации общественной жизни в СССР в 1950—1960-х. Название связано с одноименной повестью И. Г. Эренбурга, написанной в 1953, опубликованной в 1954. После закрытого доклада Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС (1956) развернулась критика культа личности и осуждение репрессивной политики И. В. Сталина. Важным явлением стала реабилитация жертв политических репрессий. Это породило надежды на жизнь без страха, переоценку ценностей. Впервые публично заявили о себе диссиденты.
49
Суровый стиль — направление в советской живописи конца 1950—1960-х, характерной чертой которого является романтическая героизация трудовых будней. Основные темы: грандиозные стройки, освоение космоса и дальних земель. Главные представители: Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, Д. Д. Жилинский, В. И. Иванов, Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, П. Ф. Никонов, И. П. Обросов, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Т. Т. Салахов, А.А. и П. А. Смолины и др.
50
Ромм Михаил Ильич (1901, Иркутск — 1971, Москва) — режиссёр, сценарист, педагог, публицист. Заслуженный деятель искусств (1940), Народный артист СССР (1950). Лауреат пяти Сталинских премий. Кавалер двух орденов Ленина. Среди наиболее известных фильмов: «Ленин в Октябре» (1937), «Человек №217» (1945), «Девять дней одного года» (1962), «Обыкновенный фашизм» (1966). Среди учеников: В. Ю. Абдрашитов, Г. Н. Данелия, А. С. Кончаловский, Н. С. Михалков, А. А. Тарковский, С. А. Соловьев, Г. Н. Чухрай.
51
Эренбург Илья Григорьевич (1891, Киев — 1967, Москва) — писатель, общественный деятель. Повесть «Оттепель» (1954), написанная сразу после смерти И. В. Сталина, дала название целой эпохе.
52
Коржев (Коржев-Чувелёв) Гелий Михайлович (1925, Москва — 2012, Москва) — советский, российский художник, педагог. Действительный член АХ СССР (1970), Народный художник СССР (1979). Представитель «сурового стиля». Творчество проникнуто трагическим пафосом. Известные работы: триптих «Коммунисты» (1957—1960), произведения серии «Опалённые огнём войны» (1962—1967, все — в ГРМ). Преподавал в МВХПУ им. С. Г. Строганова. Профессор (1966).
53
Шаховской Дмитрий Михайлович (1928, Сергиев Посад — 2016, Москва) — художник, скульптор, педагог, академик РАХ, лауреат Государственной премии РФ (1995) и премии Совета министров СССР. Работал в области монументально-декоративной скульптуры. Среди самых известных работ — подвижные куклы для часов на здании Центрального театра кукол С. Образцова в Москве (выполнены совместно с П. Шимесом), алюминиевые маски для Московского театра сатиры. В 1990-е участвовал в строительстве и восстановлении храмов Москвы. За строительство деревянного храма Новомучеников в Бутово (Москва) отмечен грамотой патриарха.
54
Красулин Андрей Николаевич (р. 1934, Москва) — скульптор, художник, муж писательницы Людмилы Улицкой. Работал как скульптор-монументалист. С 1960-х экспериментировал с техниками. В качестве материала использовал бумагу, гофрокартон, старые доски, коробки, строительную сетку, металл.
55
Жилинский Дмитрий Дмитриевич (1927, Сочи — 2015, Москва) — живописец, Народный художник РСФСР (1987), действительный член РАХ (1988). Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1944—1946) и в МХИ (1946—1951) у Н. М. Чернышёва, С. А. Чуйкова, П. Д. Корина, А. М. Грицая. Заметное влияние на творчество оказало наследие древнерусской иконописи и живописи итальянского Раннего Возрождения. Известные произведения: «Семья» (1962, ГТГ), «Гимнасты СССР» (1964—1965, ГРМ), «Воскресный день» (1974, ГТГ). Преподавал в МХИ, Московском полиграфическом институте. Среди учеников: Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова. Жена — скульптор Нина Ивановна Жилинская (1926—1995).
56
Пологова Аделаида (Алла) Германовна (1923, Екатеринбург — 2008, Москва) — скульптор. Заслуженный художник РФ (2000), лауреат Государственной премии СССР (1989), действительный член РАХ (2001). В своём творчестве сочетала классическое понимание формы с традициями народного искусства и элементами примитивизма.
57
Косолапов Александр Семёнович (р. 1943, Москва) — художник, живописец, график, скульптор. Один из представителей соц-арта. Учился на скульптурном факультете МВХПУ им. С. Г. Строганова. В 1975 эмигрировал в США, живёт и работает в Нью-Йорке. Произведения строятся на ироничном совмещении узнаваемых символов советской идеологии и массовой культуры.
58
Соков Леонид Петрович (1941, с. Михалёво — 2018, Нью-Йорк, США) — скульптор, живописец, график, автор объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов, оформлял детские площадки, парки, общественные здания. С 1973 участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 эмигрировал в США. Творчество представляет собой синтез концептуального искусства, соц-арта и поп-арта с характерной иронией, основанной на изображении противоположных друг другу символов искусства, политики, массовой культуры.