Книга известного музыковеда и аранжировщика представляет собой небольшой сборник очерков о К.С. Алексееве, основанных на важных аспектах из истории русского народного оркестра. Предназначена для музыкантов профессионалов и любителей музыки. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Константин Сильвестрович Алексеев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Константин Сильвестрович Алексеев (1889–1951)[1] (Очерк первый)
К истории развития русских народных оркестров в Москве в той или иной степени причастны четверо Алексеевых. Для того чтобы не запутаться в том, кто есть кто, советую «разделить» их на две пары. Первая состоит из двух родных братьев — Петра и Сергея Ивановичей. Пётр Иванович — создатель обоих ведущих московских оркестров, которыми в общей сложности руководил 26 лет. Сергей Иванович — его правая рука во всех начинаниях.
Константин Сильвестрович и Пётр Николаевич не были родственниками ни между собой, ни по отношению к братьям Алексеевым. Их можно объединить по принадлежности к Московскому музыкальному училищу имени Октябрьской революции, где оба были в числе пионеров создания в Москве домровой исполнительской школы, оба руководили учебными оркестрами.
Еще одна общая черта — они не были только народниками, как братья Алексеевы. Константин Сильвестрович — заметная фигура среди хоровых деятелей Москвы первой половины прошлого века, а Пётр Николаевич руководил не только струнными, но и духовыми кружками в самодеятельности. Видимо, сказались семейные традиции — его отец был флейтистом[2].
И, наконец, все четверо Алексеевых сыграли очень важную роль в становлении и развитии музыкальной самодеятельности Москвы в период от первых послереволюционных лет до начала 50-х годов XX века. Об этом времени, конечно, можно что-то прочитать, но в подсознании современного народника (и даже ученого-народника) оно оценивается как предыстория ко всеобщей профессионализации музыкантов-народников, с которой как бы и начинается подлинная история народно-оркестрового искусства.
Алексеевых стали забывать как деятелей «самодеятельной эпохи». В лучшем случае они перешли в ранг только упоминаемых. Если бы сын К. С. Алексеева, известный московский теоретик Борис Константинович Алексеев, в свое время не позаботился о помещении в справочную литературу сведений об отце, то сегодня мы бы о нем ничего не знали.
Переходя теперь непосредственно к теме статьи, должен предупредить читателя, что первая публикация, естественно, не может претендовать на полноту исследования. Передо мной задача другого рода: вывести имя музыканта из небытия, восстановить важное звено исторического процесса, — вот всё, на что претендует публикуемый материал.
Константин Сильвестрович Алексеев родился 9 (21) марта 1889 года в городе Ярославле, в семье Сильвестра Алексеевича Алексеева и Надежды Христофоровны Алексеевой (урожденной Мартыновой). Отец из бедной дворянской семьи (сын майора) и, как сказано в одном из документов, «имения как родового, так и благоприобретенного не имеет». Мать из купеческого рода.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Константин Сильвестрович Алексеев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других