Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей

Бэла Головина

В книге представлены методические рекомендации по музыкальному развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В пособии содержатся практические материалы по организации и планированию образовательного процесса во всех видах детской музыкальной деятельности. Также представлены материалы по аттестации музыкальных руководителей, в которой есть материалы по разработке и планированию деятельности по теме самообразования. Предназначена для музыкальных руководителей ДОУ.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1. Организация образовательного процесса по ФГОС ДО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1. Организация образовательного процесса по ФГОС ДО

1.1. Каковы современные тенденции развития образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними.

Основные тенденции развития образовательного процесса:

1. Гуманизация.

2. Психологизация.

3. Технологизация.

4. Интеграция.

5. Информатизация и компьютеризация.

6. Регионализация.

Организация педагогической деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса.

1. Гуманизация. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации; гармонии отношений с окружающими. Обучение носит личностно-ориентированный характер.

Основными характерными чертами такого обучения являются:

— приоритет развития над обучением;

— субъект-субъектные отношения;

— знания, умения и навыки как средство развития личности;

— использование активных методов обучения;

— включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.

2. Психологизация. О психологизации образовательного процесса можно судить по количеству психологических понятий и терминов, которые сопровождают педагога каждый день. «Развитие», «эмоциональность», «творчество», «способности», «мышление», «воображение», «память», «познание», «восприятие», «рефлексия» — это всё психологические категории. Но речь идет не о количестве психологических понятий и категорий, а о построении на их основе процесса образования и развития дошкольников.

Необходимо повышение уровня психологической компетентности всех взрослых (включая родителей), взаимодействующих с ребёнком, в том числе:

— знание возрастных особенностей и закономерностей психического развития дошкольника;

— организация психолого-педагогического сопровождения в процессе образовательной работы с детьми;

— формирование психологической культуры педагогов и родителей.

Результатом психологизации образовательного процесса для всех участников образовательных отношений является:

— повышение творческой активности;

— развитие самостоятельности;

— повышение уровня рефлексивности.

3. Технологизация. Реализация задач современного образовательного процесса невозможна без системного подхода в решении педагогических проблем. Это значит, что при проектировании и организации самого процесса должна соблюдаться технологичность, то есть определенный алгоритм действий, система способов и средств, которые гарантируют результат.

Технологичность образовательного процесса определяется:

— наличием образовательной цели и задач;

— поэтапным описанием способов достижения заданных результатов;

— системным применением психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки информации;

— системным использованием обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

— гарантированностью достигаемых результатов.

Благодаря технологизации:

— активизируется образовательный процесс, создаются условия для творческой деятельности воспитанников, их познавательной самостоятельности, развития способностей;

— повышается профессиональный уровень педагога — он способен разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников и т. д.

4. Интеграция. Сущность интегрированного образовательного процесса заключается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех компонентов этого процесса для формирования у дошкольника целостной картины окружающего мира.

Компонентами образовательного процесса в данном случае будут:

— образовательные области развития воспитанников;

— различные виды детской деятельности;

— формы взаимодействия педагогов с детьми;

— методы обучения и воспитания;

— взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач.

Системообразующим фактором является комплексно-тематическое планирование, поэтому интеграция компонентов образовательного процесса будет естественной необходимостью для раскрытия темы.

В результате интеграции образовательного процесса дошкольник не только познает картину мира, но и овладевает способами усвоения знаний. У него появляется мотивация для самовыражения, готовность творчески выражать себя.

5. Информатизация и компьютеризация. Разработка информационной составляющей образовательного процесса предусматривает:

1). Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Предполагается наличие компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и другой компьютерной техники.

2). Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. Должна быть сформирована электронная библиотека для педагога (дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.) и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.

3). Информационную интеграцию педагогов и родителей. Подразумевается информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ и группы, о рекламе образовательных услуг, о современных технологиях развития детей и т. д.

6. Регионализация. Следует учитывать особенности региона в процессе выстраивания стратегии педагогической деятельности и конкретного ее планирования. Региональное содержание образовательного процесса определяется как комплекс климатических, исторических, культурных структурных элементов, которые связанны между собой региональными характеристиками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1. Организация образовательного процесса по ФГОС ДО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я