О культуре в Барнауле. Том №11. 2015 г.

Вадим А. Климов

Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 г. Одиннадцатый том, год 2015-й. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №11. 2015 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

06.02.15

© Вадим А. Климов, 2022

ISBN 978-5-0055-9710-6 (т. 11)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В середине 80-х годов прошлого века в Барнауле сложилась интересная творческая группа: художники, литераторы, музыканты, актеры, режиссеры, драматурги. Одна из первых выставок, где я принимал участие, прошла в 1987 году. В 1988 появилась творческая мастерская, «Тихая мансарда», позже группа «Рыба». В 1988 году вышел журнал «Графика» — уникальное издание с оригинальной идеей. Я был директором проекта. Журнал «Графика» стал памятником культуры в городе Барнауле.

В 1991 году краевой Союз художников пригласил меня занять должность директора выставочного зала. В 1994 перешел на работу в телекомпанию, занимался телевиденьем до 2016 года. Был автором программы о культуре. Вел несколько PR проектов, сотрудничал с местными средствами массовой информации, читал лекции в университетах. С 1996 года начала выходить программа «Афиша». В 2020 я решил использовать тексты и написать собственную историю культуры города Барнаула. К сожалению, сохранились тексты только с 2005 года.

И вот уже 11 том, год 2015. За долгие годы программа незаметно менялась, но в целом оставалась в одном формате. В начале я рассказывал о том что будет в передаче, потом шли сюжеты и в финале программы были анонсы культурных событий.

В. Климов.

30.01.15

Здравствуйте, меня зовут Вадим Климов, предлагаю посмотреть программу о культуре в Барнауле. «Афиша» — передача с претензией на величье и гениальность, при полном отсутствие объективности, потому что я говорю о событиях культуры и отвечаю за свои слова. Сегодня в программе несколько сюжетов, начнем с выставок изобразительного искусства. В зале Союза художников выставка «Зимние каникулы». В галерее «Бандероль» графика Сани Закирова «Мульти макулатура».

Будет сюжет и про театр; премьера в драмтеатре спектакля «Оскар и Розовая дама» и в молодежном театре «Преступление и наказание». Это не премьера, а восстановление успешного спектакля. Будет и рок-н-ролл. Расскажу немного про уникальный коллектив. В финале передачи анонсов некоторых мероприятий.

СХ

«Зимние каникулы» актуальное название, публика привыкла к длинным каникулам, это теперь прекрасная особенность настоящего времени. А художники всегда быстро откликаются на реальность. Тем более художники реалисты, а спору нет, что наш краевой Союз художников ревностный хранитель традиций реализма во всех его проявлениях; натурализм, позитивизм, критический реализм, гиперреализм, наивный реализм и вечный соцреализм.

Выставка эта действительно отражает реальность; горы, реки и поля, это Родина моя и совсем немного пейзажей не родного края. Всего несколько работ Валерий Октябрь из Европы, пара жарких пейзажей из теплых стран, а все остальное холодная зима.

Но есть летние и осенние виды природы, и портреты есть, но в принципе концепция сохранена — «Зимние каникулы» в наше время, а художники, как я уже говорил, чутко реагируют на происходящее, показывают в первую очередь то, что надо, а сегодня надо развивать внутренний туризм и экспортозамещение.

Вы думаете, что в искусстве это не отражено, зря вы так. Сходите на выставку и посмотрите о чем думают, за что радеют наши художники. Это правильная любовь к Родине, без иронии и латентного либерализма. За многие годы наблюдения за работой выставочного зала, я заметил несколько закономерностей.

Первое — на главную итоговую, финальную стену, размещают знаковую работу, подчеркивающую концепцию, в этот раз там великолепные произведения выдающегося художника Владимира Каминского.

Второе — в последнем зале экспозиционная комиссия, по какой-то странной, еще советской традиции, размещают то, что им кажется модернизмом, постмодернизмом и всяким авангардизмом, тенденция последнего времени размещать туда же работы самодеятельных художников. Это объясняет отношение правления Союза к идеи модернизма. Я говорил в начале, что они ревностные хранители традиции реализма.

Третье — на этой выставки есть работы настолько самодеятельные художников, например Анатолия Байшемканова, которые вызывает много вопросов к компетенции выставочной комиссии, но может быть, это новая идеология и я чего-то не понимаю.

Для меня открытием выставки стали работы Алены Наволокиной 1993 года рождения, такой экспрессии, смелости, резкости я давно не видел. Работ ее не много, но начало отличное.

Посмотрите выставку, продлите зимние каникулы.

Бандероль

Саня Закиров, яркий художник, сейчас он не живет в Барнауле, а учится в Красноярском институте. Закиров хороший график, любимый выпускник Ново-Алтайского художественного училища.

Его работы сразу были замечены и отмечены, специалисты вели споры об идейности его произведений. Старшее поколение ничего не понимало в его картинках, так как полностью не ориентируется в современной поп-культуре. Им не понятен персонаж Люк Скайокер и вся плеяда героев «Звездных воин». Незнакомы герои культового фильма Тарантины «Башенные псы» мистер белый, синий, оранжевый.

Для них герои мультфильмов 90-х, 2000-х не существуют, а для поколения Закиорова Ленин такой же герой поп-культуры, как и Гомер Симпсон.

Это раздражает художников консерваторов, это не их культурная среда.

Саня Закиров выступает в неком плакатном контексте современной культуры, вполне возможно с критической, пропагандисткой программой. И это интересно, если доступно.

Но эта выставка меня несколько разочаровала. Все прошлые работы в жанре современного пост постмодернизма я уже видел, а новых работ всего две. Большая работа с портретами, это тоже не туда, есть в этой работе что-то от современного плаката, от граффити. Это сильно напоминает что-то из эпохи наглядной агитации, которую выдающиеся художники эпохи развитого соцреализма рисовали размером 10 на 15 метров и вешали на главной трубе завода.

Можно расценивать работу Закирова, как продолжение традиций, как возвращение к идеям пропаганды, но что сегодня продвигает художник? Видимую безыдейность.

Такая «Мульти макулатура» Сани Закирова в галерее «Бандероль». Художник уехал, продолжать учебу, посмотрим, что привезет в следующий раз, какие мульти-культур-мультурные идеи.

Ищем художника

Представляю сегодня опыты молодых искусствоведов и художников в области пропаганды искусства, мне показалось это любопытно, но пока далеко не профессионально, но любопытно.

Премьера проекта «Ищем художника» состоялось как раз на выставки Закирова, но идейный вдохновитель другой современный художник Иван Дмитриев. Надо сказать, что Дмитриев, к сожалению, уехал из Барнаула. Может еще вернется, а Закиров пока всем говорит, что после окончания учебы вернется в Барнаул. Может быть, кто знает, современные коммуникации упрощаются.

Оскар и розовая дама

Моноспектакль сложное произведение. В краевом драмтеатре мне помнится только спектакль «Эдит Пиаф» Галины Зориной, но в нем много эстрадного звучания, много музыки, спектакль про музыканта.

«Оскар и розовая дама» совсем другая история, горестная история. 10-летний мальчик Оскар умирает от рака к нему приходит дама волонтер, которая занимается с детьми, она не доктор, не медсестра, она человек, который говорит с больными детьми, она становится другом этого мудрого ребенка.

Сложная игра во взросление и личные отношения к богу, становятся на 12 дней жизнью и откровением. Сложная, наверное, тяжёлая работа актрисы Надежды Царининой и режиссера Александра Зыкова.

Говорить о боге, вере, о любви, смерти, задавать сложные вопросы, не отмалчиваться, не прятаться от ответов за сюсканьем, вот о чем этот спектакль.

Актриса на сцене одна и проживает две жизни, ведет диалог мальчика и дамы в возрасте. Дама мудрая, чуткая, с трудом сдерживающая слезы, но она честная, предельно честная с ребенком, потому что в этом ребенке бесконечная скорбь.

Он знает, что умирает, он хочет понять, как жить и почему. Его письма к богу — откровение. Он пишет не деду Морозу, он обращается к богу.

Текст романа Эрика — Эммануеля Шмитта — произведение о современном понимание Бога, о личном понимание веры без посредников, без института церкви и о современном мире, о цивилизации.

Трогательный спектакль, красивый, ничего сложного и замысловатого в декорациях, только кровать, стул, подушки, несколько игрушек, дерево с золотыми листочками и колокольчиками на которые мальчик Оскар вешает письма к богу, потому что адреса бога он не знает.

Надежда Царинина за гранью материала, видно, что история взяла верх над актерским мастерством, она утонула в этой трагедии и погрузила зал в молчание. Жидкие аплодисменты между письмами в логических паузах, мне показались не уместными. Простите актриса и режиссер, но аплодировать в финале не было сил. Опустив глаза, хотелось тихо выйти из зала. Сильно задело ваше произведение.

Н. Царинина.

МТА

Кто же не знает Родиона Романовича, каждый образованный россиянин знает, эту трагическую историю, написанную Ф. М. Достоевским в 1866 году. Если кто не помнит всего произведения, то фразу «тварь я дрожащая или право имею» многие повторяют, не понимая глубочайшего переживания, того излома личности, о котором говорит автор.

В молодежном театре спектакль «Преступление и наказание» был поставлен 10 лет назад. Он долго был в репертуаре, потом как-то сошел и теперь возродился. Режиссер Олег Рэмович Пермяков говорит, что переосмыслил постановку, теперь это иной контекст и другое пространство.

Хороший спектакль, динамичный незатянутый, есть в нем главное — движение, «хоровод смерти». С каждым кругом открывается следующий круг этого ада и в кульминации режиссер раскрывает всю его глубину, когда работяги — могильники появляются на колосниках, на самом верху над сценой и заглядывают в эту яму и там же, поверху ходит как в тюрьме полицейский. Мощная метафора во время диалога Раскольников — актер Александр Савин и следователя Порфирия Петровича — артист Валерий Лагутин.

Интересные актерские работы. Прекрасный эпизод старухи процентщицы — Нина Таячкина, монолог Мармеладова, суетливого, ничтожного, страдающего и осознающего страдание в исполнение Игорь Бочерикова. Хороша Любовь Хотиева в сложном монологе Катерины Ивановны, трогательно, но несколько прямолинейно, больно увлекся режиссер построением картин. Ему надо было застолбить центр сцены, где в конце Раскольников и встает на колени.

А что Соня Мармеладова? Эта жертва, эта униженная, загубленная, но чистая душей и верой в бога. Ее играет великолепная Юлия Юрьева, сложная роль и много не исполненных задумок, что подчеркивается сменой костюмов, то юбка белая, то черная, а то холщовая.

Спектакль населенный, отлично решена идея вовлечение в сценическое пространство невинно убиенных. Они пьют и закусывают, за соседним столом, они смотрят на то, что происходит. Помните, в романе идет ремонт дома, где проживает старуха процентщица, на фоне этого ремонта умершие, как в чистилище. Каждый круг «хоровода смерти» приносит им очередного гостя. И за каждым гробом идет процессия, поют «Господи помилуй» и священник, который каждый раз берет по целковому.

Почему то в финале режиссер меняет музыку, появляется скрипичная тема, какая-то странная, простите за вырождение «жидовская скрипочка». Но трогательно. Хороший спектакль, поучительный, мудрый.

Надо добавить несколько слов про второй план, отличные реплики Амалии Ивановны — актриса Ирина Новокрещенных, прекрасен Сведригайлов — Анатолий Кашкорев. Карикатурный Лужин. Раздражал картонный цилиндр на прохожем и наряды проституток из 60-х годы 20 века. Наверное, взяли из спектакля «Еще раз про любовь». Все остальное хорошо.

Даже кляча из сна Раскольникова присутствует. Неотъемлемая часть Петербурга 19 века. А на дворе век 21 и кто тут сверх человек, а кто подлый Лужин. И кто право имеет. Эх, Федор Михайлович. Левиафану Левиафаново. Как у нас теперь водится.

И. Бочерников.

ТАСС

Слава Кобзарь, Илья Усатюк, Андрей Волков и Евгений Каргаполов коллектив опытный, и говорить надо с интонацией глубоко уважения в голосе.

Кобзарь — выдающийся музыкант, он не был участником группы, он Слава Кобзарь и с ним всегда прекрасные музыканты. В его репертуаре великолепные песни, но главное он прекрасный, глубокий поэт. Это надо слушать.

Усатюк играл на флейте в легендарной группе «Дядя Го», потом были разные успешные проекты. Усатюк — отличный бас гитарист, один из последних его проектов «Лос Бакерос», который много выступает на барнаульских площадках.

Андрей Волков заслуженный ударник, мощный барабанщик с особенным ярким характером звука, с интересной артистической манерой, выступал со многими музыкальными коллективами, добился больших успехов в карьере. Покинул «Миссию антициклон», попал в другой фронт, но музыку не бросил. В его случае можно пошутить, вспомнив старый анекдот, что «Партия у нас одна»

Евгений Каргаполов — в нескольких словах, гениальный, легендарный, высокопрофессиональный, необыкновенно музыкальный.

Кажется, этот состав сформировался, они прекрасно звучат, интересно смотрятся.

Дамы и господа немного анонсов. Выставки; в ГМИЛКИА живопись Катерины Демкиной, в галерее «Проспект» выставка фотографий Александра Подусенко «Цикл». В галерее «Республика ИЗО» выставка «Номады 15 лет», это крупный выставочный проект, много разных художников: Барнаул, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Москва, Берлин, и даже Америка.

Концерты: 3 февраля в филармонии Бот Строджер из США и с ним три Аргентинских музыканта. Обратите внимание в ресторан-клубе «Наутилус», что на речном вокзале 3 и 4 тоже выступит Боб Строджер. Думаю, что будет удивительная атмосфера. Звоните, заказывайте столики с видом на сцену и ночную Обь. И там же в «Наутилусе» 13 открытие камеди клаба.

Гастрольная афиша Барнаула пестрит известными именами.

ТАСС, 30 «Альянс», 31 рок кавер бенд из Усть-Каменогорска, 1 февраля шорский этно-фолк ансамбль «Мать огня», 2 барды «Зеленый свет», 3 электро лайв проект Алены Дели, 6 «Ол райт», 7 легендарный суперстар бенд «The 9», 8 день рождение Боб марли, 10 короли пивного фолка из СПб, 12 «Территория тишины» из Ебурга, 15 трибют «Сплин» и «Би 2».

Кино, сеть «Киномир» представляет: Приключение Паддингтона, Игрок, Бердмен, Заложница 3, Черное море, Несломленный, Охотник на лис, Бабадук, Тупой еще тупее 2, Континуум, Елки лохматые. Ограбление по-американски, Кибер.

И еще одна большая новость, сеть «Киномир» разрастается до аймакс кинозала, уже 5 февраля в «Арене» состоится презентация и фильм Восхождение юпитера.

Напоминаю номер такси Европа, они всегда рядом. Куда же мы без Европы. Всего доброго, творческих успехов.

Примерно так выглядели стандартные передачи. Несколько сюжетов про выставки, спектакли. Зрители в моих рецензиях видели наезд и грубую критику. Газеты уже опять не позволяли себе правды, так что я оставался актуальным. В программе было разнообразие, газеты и другие ТВ не делали сюжеты про рок концерты, а для меня это было обычно. Как я мог пропустить и не рассказать про Кобзаря, Усатюка, Женю Каргаполова и Боцмана — Андрея Волкова. Слава богам, они все живы, только Андрея посадили в тюрьму, но он выйдет через пару лет. Боцмана закрыли по политической линии, правда, предъявили мошенничество в особо крупных размерах.

А художники Закиров и Дмитриев не вернулись в Барнаул, что и следовало ожидать. Галерею «Проспект» давно закрылась, «Бандероль» ели-ели работает. ТАСС и «Наутилус» давно нет.

В программе всегда было много скрытой рекламы. Это и кино, и концерты, рестораны и даже такси.

Почему первая календарная программа вышла только 30 января я не знаю, скорее всего, я был дома в Санкт-Петербурге. И «Афиша» выходила в формате «нетленки», а я в Петербурге сочинял тексты для сайта культбарнаул. К тому времени я начал писать пьесы, и текст про детские спектакли написал в форме пьесы.

Ну не Славянский базар

КРИТИК. Все это воспитание, нет уважения к старшим, нет уважения, к умным. Попутали приоритеты, кто сильнее тот и прав.

ДРАМАТУРГ. В смысле сила в правде.

КРИТИК. Все же ты далек от реальности, правда в силе. Посмотрел три сказки в наших театрах. Люблю сказки, считаю очень важным новогодние спектакли. Это приобщение детей к театру, они знакомятся с театральной культурой. Понимают, что такое гардероб и как нужно себя вести в театре, если родитель еще не утеряли театральную культуру. Сегодня мы наблюдаем еще тот период, когда не произошёл разрыв театральных традиций. Вот-вот что-то окончательно порвется в театральной традиции, начнется новый этап в понимание и восприятие театра, но сегодня традиция жива. Детей переодевают, некоторые дамы переобуваются, но вечерних нарядов редко можно увидеть в театре. Сказка, это проверка театра. Режиссеру позволительно впасть в детство и экспериментировать, придумывать и говорить, что это по-детски. Детки поймут, примут. Признаться, я видел такие сказки, когда у взрослых волосы шевелились, а дети смеялись и все понимали. Актеры в сказках могут так разыграться, что во взрослом спектакле такого не получится. Обычно артисты играют в сказку воодушевленно. Посмотрел сказки в музкомедии, в драме и молодежном театре.

ДРАМАТКРГ. Что скажешь?

КРИТИК. Что тут скажешь? В музкомедии «Конек горбунок», так далек от классического прочтения, что трудно в синем в яблоках коне угадать с первого раза милого Ершовского конька. Сказка красивая, яркая, то мотивы гжели на скатертей самобранке, то цыгане в присяду, не помню, они были с медведем или нет. Спектакль музыкальный, задорный все в кучу от романса до плясовой. Такое веселье в рамках музыкального театра, с его опретточной и водевильной культурой. Можно было ожидать чего-то необыкновенного, так как сказок в репертуаре театра много, режиссер руку набил. «Маугли» видел как интересно поставил? Кажется, режиссер не думает переносить спектакль в репертуар, выбросив новогоднюю мишуру и деда Мороза. А было бы очень уместна такая сказка в репертуаре по русскому автору в год литературы.

ДРАМАТУРГ. Ну не Пушкин же, а драма что?

КРИТИК. В драматическом театре все не просто, название сказки «Про Митю, старый год и волшебные часы». Согласитесь, символическое название. Театральная и около театральная публика вздрогнула, услышав такой намек. Как это в комитете по надзору пропустили не понятно. Многие до сих пор переживают историю про режиссера Митю Егорова, Молодежный театр и пожилого директора, а уже год прошел. История не красивая, громкая и памятная. А в сказке, как раз заглавные три снежные бабы — продажная, бумажная и черная душа. В 1960 вышел фильм «Снежная сказка» в одной из главных ролей Евгений Леонов, я бы это фильм и не вспомнил, но информационное пространство под новый год так устроено, что сразу после спектакля в театре, увидим эту картину по телеку, интересно доложу вам, сатирически остро. В театре злых снежных баб играют выдающиеся актрисы, хорош в роли старого года Сергей Стасюк. Костюмы интересные, модное пальто от Burberry у старого года. Декорация любопытная, создающая некое спиральное движение, в этом есть какой-то диалог со временем, намек на temporal paradox и бесконечность. Музыкальное оформление спектакля интересное, в основе классическая рок музыка. Мне показалось, я услышал там серьезную музыку, а не детские эстрадный песенки. Поставил спектакль Максим Астафьев и это примечательно. Он местный режиссер, а про местных режиссеров я могу долго говорить. Не понимаю, почему их не зовут на постановки. Творческая зависть.

ДРАМАТУРГ. Но это ты конечно, преувеличил.

КРИТИК. Напомните мне об этом рассказать. Захаров, Пермяков, Свободный, Астафьев, это те, кого сразу вспомнил, еще Строганов, Куц, Вахрамеев. Простите, отвлекся. Хорошая сказка у Астафьева получилась.

ДРАМАТУРГ. А в молодежном что? Трагедия?

КРИТИК. Ага. В молодежном классика «Щелкунчик». В прошлом году в ТЮЗе имени Брянцева, видел я «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» по Строганову. Писал тогда об этом восхищенно. У нас в МТА классика, по мотивам Гофмана. Поставил Юрий Ядровский. Все думаю Ядровский депрессивный художник, и это даже интересно. Он и сказку выбрал невеселую, но не ужасы как спектакль, который показали в 2012 г «Страх, или сокровище заколдованного замка». Тогда помнишь, случился скандал? И от «Щелкунчика» какой-то осадок есть.

ДРАМАТУРГ. Мышку жалко?

КРИТИК. Да, в сцене танца мышей, я понял, что видел это. Из пелены моей памяти, затуманенной новогодними праздниками, метелями и пургой, всплыл спектакль театра драмы. Ядровский ставил там похожего «Щелкунчика». Как-то неудобно получается. Еще 5 — 7 лет назад в театральных кругах не одобряли перенос спектакля из города в город. Упрекали режиссеров в теражированье. А у нас повтор случился в одном городе. Хотя, кто уже помнит тот спектакль кроме авторов. Даже я не сразу вспомнил. Видел, в молодежном театре есть искусственный снег.

ДРАМАТУРГ. Видел еще в Потоке.

КРИТИК. Так он валит и валит из спектакля в спектакль привычным, простеньким, сентиментальным спецэффектом. И все поют, точно оперетта. Тебе не кажется, что я как резковат и грубоват.

ДРАМАТУРГ. Ты со всеми неласковый я посмотрю.

КРИТИК. Что в драматическом театре, что в молодежном, в спектаклях заняты молодые артисты, талантливо играли. В сказках они живчики, веселые и незажатые. Как жаль, что каникулы кончились. А зима еще нет. В театр кукол не попал и это непростительно.

ДРАМАТУРГ. Надо извиниться за такую бестактность и что все? А городская елка во дворце спорта была?

КРИТИК. Была, да я не был, рассказывали, что в городском доме культуры Константин Яковлев с артистами театра музыкальной комедии поставил «Волшебника из страны Оз», говорят хороший спектакль.

ДРАМАТУРГ. Каникулы не кончаются только у пенсионеров. Может тебе пьесу новую почитать?

КРИТИК. Только не сегодня. Девушка, еще по кружечки за наш столик.

Конец.

06.02.15

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №11. 2015 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я