Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 гг. Том, №9, год 2013. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Вадим А. Климов, 2022
ISBN 978-5-0055-9200-2 (т. 9)
ISBN 978-5-0051-8547-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Здравствуйте, на протяжении 25 лет я был культурным обозревателем, рассказывал о культуре в городе Барнауле. Начинал в новостях, затем делал телепрограмму «Кемп», а потом передачу «Афиша», передача выходила почти 25 лет. Посмотрев на материалы программы «Афиша» я подумал, что из этого, может, получится сборник текстов. Это моя история культуры в одном городе с 2004 года. Хотя, передача «Афиша» начала выходить в эфир в 1996 году, но в моем архиве сохранились тексты только с 2004 года. Это уже 9 том. Год 2013.
В начале года я уезжал на новогодние каникулы, которые у меня затягивались до середины февраля и в эфире шли программы, которые мы называли «нетленки». Это были интервью, эпизоды спектаклей местных театров, концерты или клипы барнаульских исполнителей. С 2012 года выходила программа «Культурная столица» записывали мы ее в галерее «Республика ИЗО», это был интересный проект. Называлась она так, потому что губернатор края Александр Карлин в то время продвигал идею культурного развития города, которую назвал «Барнаул — культурная столица юга Сибири». У меня был интересные отношения с губером.
2013 год начался «Нетленками». А первая регулярная передача, наверное вышла 22 февраля.
22.02.13
Здравствуйте, меня зовут Вадим Климов. Я автор программы «Афиша»,
это программа о культуре в городе Барнауле. Я рассказываю о выставках, концертах, спектаклях, стараюсь не пропускать главные культурные события с моей точки зрения.
Может быть, для кого-то главным культурным мероприятием прошлой недели был концерт Фи. Киркорова, для меня главным стал фестиваль книги, поэтому мы посвятим этому половину программы.
На чашку чая в ресторан «Ку ку лекс» я пригласил известного писателя Анатолия Кирилина, говорили мы о местном литературном пространстве.
Дальше в программе три выставки, все в галерее «Республика ИЗО».
Будет сюжет про художника Юрия Эсауленко, 2 марта у него день рождение и этот день стал днем памяти этого гениального художника.
В финале программы будет немного анонсов. Начнем с разговоров про литературу.
Вступление или как говорят на ТВ «проход» или «подводка» в «Афише» были традиционным. Программа на протяжении многих лет мало менялась.
Кирилин
Анатолий Владимирович Кирилин — последний из плеяды советских писателей. Когда я с ним познакомился на семинаре молодых писателей в 1986 году, он казался молодым, а на самом деле он 1947 года рождения. Старше меня на 19 лет. Он меня откровенно не любил, но последние годы, благодаря Александру Быкову мы стали спокойно встречаться. В 2013 году Кирилин был председателем алтайского отделения Союза писателей. Понт с него давно сошел.
А. Кирилин.
Библиотека
Это интересная выставка для тех, кто еще читает местную литературу, для тех, кто вообще читает. На Алтае издается много разных книг; научная литература для узкого круга специалистов, презентационные книги, например, очередной, никому кроме управления по инвестициям не нужный толстенный фотоальбом природных достопримечательностей.
Во всем литературном валовом продукте публику интересует художественная литература и как не странно, научные труды историков. Об этом говорят и спорят, книги обсуждаются, авторам выговаривают комплементы или ругают последними словами. На выставке таких книг много, есть что посмотреть и почитать.
Местная художественная литература — явление особенное, книг местных авторов, как мне кажется, не читают, но про авторов говорят много. Меня удивило большое количество книг неизвестных мне писателей. Понятно, что всех я знать не могу, особенно не барнаульских авторов, но такого количества я увидеть не ожидал. О чем это говорит? Только о свободе художественно слова. Есть желание и возможности издавать свои произведения и авторы этим пользуются.
Отдельно стоит сказать о серии, которую издают на средства губернаторского гранта в рамках открытого конкурса. Помимо молодых поэтов Малыгиной и Образцова в этой серии стоит обратить внимание на книгу Александра Пешкова, который еще в конце 80-х годов отличался в своих текстах актуальными темами. И книгу Анатолия Кирилина — не позитивного публициста.
Ежегодный фестиваль книги, интересен для читающей публики. Местная литература находится в странном положении. Одни утверждают, что ее нет и читать не чего и что был только один писатель Шукшин и тот жил в Москве. Другие говорят, что книг много и есть, что почитать, только рекламы нет.
Эта выставка и показывает, что все не правы и книги есть и как можем их продвигаем. Посетите краевую библиотеку увлекательно и необычно как параллельный мир.
Вязенцев
Еще о книгах. Есть известные местные писатели; Гундарин, например, Вторушин. Их издают на родине. Но есть у нас писатель Вязенцев, который популярен в Сербии. Я уже несколько раз показывал его книги, изданные в этой стране, вот еще одна. А недавно стало известно, что его произведения попали в специальную государством изданную аналоги. Вот чудеса вот времена.
Я давно знаю Вадика Вязанцева, он играет на балалайке в самой дебильной группе — «Дубовая роща». Он очень талантливый человек, у него есть папа, который пишет стихи. А в начале 2000-х Вадика вынесло в Сербию, где он нашел друзей. Они решили издать стихи Вязенцева старшего. Чудны дела твои Господи.
Республика ИЗО
В галерее «Республика ИЗО» на окраине культурной цивилизации опять несколько выставок.
Начну с экспозиции «Кружева» Веры Бочковской. Она уже несколько раз показывала свои работы на разных выставках и надо заметить есть творческий рост. Автор все глубже зарывается в подсознание, выписывает нам мифологические истории, окружает архитипичными символами различных культурных эпох.
Бочковская плетет свои изобразительные сны, тут не может, иди речи о реальности, это иные представления. Она создает сложные конструкции, в которые заманивает зрителя. Ее работы не совсем кружева, они скорее паутина, очаровательная и загадочная когда на нее смотришь и губительная когда в нее попадаешь.
Я бы сказал, что Бочковская в изобразительной манере раскрывает для зрителя несколько слоев психологического состояния. На поверхности бабочки, они обычно у девочек в животе от счастья, глубже — рыбы, которые скользкие, но сильные и еще глубже монстры из народного эпоса и все это замешано на не уравновешенности и не уверенности. Все шатко и зыбко.
Произведения Бочковской интересно разглядывать и разгадывать, вычленять символы, знаки, составлять из них целую картину, которую потом так легко порушить и начать заново. Ее работы это позволяют.
В следующем зале «Республика ИЗО» выставка «Сборник» Геннадия Ракитина. Это выставка и устроена к 70-летию автора. Ракитин художник странный, он псевдопримитивист. Он пишет примитивно, но интересно. Мыслит в этой наивности, есть какая-то откровенность в его суждениях, открытость и простота, от которой становится неприятно за искусство. Автор настолько упрощает, что зрителю становится скучно.
Работы этого художника, некая попытка философствовать, вставить веское слово, емкое и грубое, что бы все поняли его. Но этого не происходит, публика воспринимает его работы не как философские высказывания, а как реплики не к месту. То есть в его работах есть идея, есть мысль, есть глубина и весомость, но автор говорит не там и не с теми и публика в этом не виновата.
Живопись Ракитина трудно воспринимается, потому что нет загадки, а есть излишняя простота. Не как у классических, наивных художниках, с их рябинкой и полосатыми ковриками. А условная простота, которая хуже воровства. Этот примитив навязчив как кокошники на хористках совкового народного коллектива имени колхоза 40 лет без урожая.
Мне работы Геннадия Ракитина интересны как раз этим, я вижу в них оригинальность. Выставка называется «Сборник» и половина экспозиции отдана портретам художника, сделанных разными местными художниками. Интересное решение устроить себе подарок к 70-летию, а почему бы и нет.
Еще в одном зале галери выставка «Горы», много интересных работ известных авторов все на одну тему — горы. А что может быть лучше гор? Тем более скоро туристический сезон. Пора в дорогу старина.
От Ракитина досталась большая работа. Я ее удачно продал. Теперь она висит на турбазе «Молодость» в горном Алтае. А выставка «Горы» — это беспроигрышный вариант на Алтае. Горы есть у всех художников.
Далее был сюжет про Юрия Эсауленко. Я повторял его каждый год.
Эс.
Он надломил в свое время художественное пространство Барнаула и не успел его разломать до конца. А надо было это сделать. Юрий Эсауленко художник, который за 15 лет творческой жизни сумел показать городу, что есть другое изобразительное искусство, где нет совка и пейзажной трусости, где есть фантастическая идея свободы в творчестве и соответственно в жизни.
Мне очень сложно говорить о феномене художника Эсауленко в изобразительном искусстве, потому что Юрий Эсауленко, художник, лидер актуального искусства в городе Барнауле, умер в 31 декабря 2000 года в последнюю ночь ХХ века в возрасте 33 лет.
2 марта у Эсауленко день рождение.
Мне трудно о нем говорить, потому что это мой друг, которого помнишь, который не ушел из моей жизни. Мы не можем встретиться и поговорить, мы не можем придумать очередной проект, он не придет вечером и не скажет, давай вот это сделаем.
Эсауленко много успел, было много интересных выставок, он был центром современного искусства в городе. Вокруг него вызревали новые идеи и появлялись новые люди, которые до этого сидели по углам. С ним в городе появилась, художественные группы, некоторые еще помнят творческую группу «Тихая мансарда», помнят «Темную галерею». И первый самиздатовский журнал «Графика».
Юра был тем художником, которые живут запредельным миром, тем миром, который они открывают для людей, он расшифровывал знаки.
В нем не было простого понимания искусства, он должен был раскрыть мир, а не зарисовать отдельную гору и березку с елочкой.
Все его выставки, акции, перфоменсы, опенэйры это было современно, это было за гранью периферийного представления об искусстве, но почему-то этому художнику верили, если даже не понимали о чем он, а это редко кто понимал.
Юрий Эсауленко гений нашего времени.
Остались его работы, наконец, то искусствоведы обратили внимание на его искусство, сегодня один из них кропотлива, собирает материалы для монографии. Друзья собирают фотографии и другую информацию на его странице фейсбука.
Недавно подумал, что в каждом крупном сибирском городе есть актуальный художник мирового значения в Красноярске Слонов, в Новосибирске Мизин, в Омске Муратов. В Барнауле сейчас такого нет, думаю, это было место Эсауленко, не до жил. След оставил.
Ю. Эсауленко.
Дамы и господа в финальной части программы я рассказываю о тех культурных событиях, которые мне приглянулись и отдельно про кино.
24 — в филармонии «Упоение джазом». 26 — романсы. 1 марта концерт Русского камерного оркестра. 2 — оркестр «Сибирь», «Весна идет».
4 — хор Сретенского мужского манастыря, 17 марта «Баянный фестиваль».
В драме премьера — «Рассказы Шукшина» в исполнении Михаила Переверзева, моноспектакль на малой сцене.
Выставки; в «Туриной горе», «Дар» Людмилы Никольской. В «Кармин» выставка из собрания Сергея Хачатуряна, выставка «Свет духовного мира» и графика Югаткина.
«Республика ИЗО»; «Кружева», «Сборник» Геннадия Ракитина и «Горы» — море пейзажей.
В ТАСС 25 — независимый «Северный полюс». 26 — «Дети понедельника», 27 — Болот Байрешев. 28 — в ресторане «Ку-Ку» «Шанель» Киева и с ними наш Петро Каменных. 28 — в «Чаплин», «День музыканта».
Кино мир: «Родина», «Европа», «Огни».
Крепкий орешек 5, Возвращение героя, Стукач, Прекрасные создания, Цель номер один. Гладиаторы Рима, Отверженные, Невозможное, Тепло наших тел, Калейдоскоп любви. Мрачные небеса, Метро, Мастер, Тихая гавань, Хичкок,
Всего доброго, берегите себя, пользуйтесь такси, это недорого. Такси называется «Эконом».
Творческих вам успехов.
Финал программы — это была реклама. Деньги я брал за то, что записывал интервью в ресторане «Ку-Ку Лекс», за то, что в кадре при съемках программы «Культурная столица» стояла вода с этикеткой. Брал за ролики такси, за кино, часто с организаторов концертов брад не деньгами, а билетами, которые раздавал. Телевиденье — это работа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других