Наша жизнь сложна и многообразна и радость от нее испытывают не все. Но нам не следует унывать даже в самые неприятные моменты. О жизни и ее перипетиях и повествует автор этой книги. Мы рекомендуем почитать рассказы, в которой сочетаются драматические и юмористические моменты, из которых собственно и состоит ткань нашей жизни. Крохотные рассказы и печальны, и смешны. Персонажи рассказов вымышленные, но без реальности происходящего невозможно дотронуться до сердца читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зерна судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мы, как музейные работники…
Осенняя слякоть довольно быстро, всего за одну ночь, превратилась в зимние сугробы. От неожиданности все жители мегаполиса пустились всплескивать руками и тревожиться обстановке на дорогах. Из года в год публика не уставала удивляться, что зима всё же приходит, хочешь ты этого или нет. Именно на этот день была назначена конференция представителей музеев Москвы, которая была запланирована еще в прошлом году и обещала быть выездной. Местечко выбрали в Звенигороде в Саввино-Сторожевском монастыре, где располагался Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Мне давно хотелось посетить это уникальное место, где еще в 1398 году начала формироваться божья обитель. Длинная, полная драм и трагедий история существовала у этих мест и этого монастыря. Хотелось своими глазами увидеть многовековые храмы и прикоснуться к историческому прошлому России.
Я участвовал в конференции как представитель зоологического музея кафедры зоологии, экологии и охраны природы Московской ветеринарной академии. Фонды нашего музея составляют учебные и научные материалы по биологии и экологии различных групп животных, а также растений. Число единиц хранения — 2100. Музейный работник — это особая категория человечества. Узкая специальность музеев не накладывает отпечаток ограниченности на представителей этой группы трудящихся, а наоборот, делает их пытливыми, всесторонними и любознательными.
Каждый знает, что слово музей произошло от греческого слова μουσεῖον что в переводе означает Дом Муз. Дом, который объединяет под своей крышей памятники искусства, предметы техники, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес. Музы в переводе — «мыслящие» — богини в древнегреческой мифологии, дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери богини Гармонии, живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами, от этого слова и произошел «музей».
Нашу команду в количестве 16 человек поджидал автобус, и мы по свежескользкой сугробной дороге отправились из Москвы в Звенигород.
Наталья Петровна Свирская, представитель музея Московского государственного университета, просвещала наш коллектив пока мы ехали по Звенигородскому шоссе, подробнейшим образом рассказывая нам об истории монастыря. Она сообщила о том, что монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, который для уединения ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал монастырь, стремясь превратить его в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века, где-то около 1402 года, монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города. В XV–XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Фёдор Иоаннович.
При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Царь Алексей Михайлович, придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры и лишь только позже такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных. По нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.
Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. 12 сентября 1812 года у стен монастыря состоялся бой под Звенигородом. Монастырь, занятый после этого французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 года сюда прибыл с мандатом продкомиссара, некто Константин Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. С июля 1920 года здесь располагался Музей церковной старины; основная часть коллекции которого состояла из монастырской ризницы, библиотеки, архива и «обстановки в бывшем дворце бывшего царя Алексея Михайловича Романова».
В 1941 году во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол, который был изображён на гербе Звенигорода, звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы. В начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный.
После 1944 года музей именуется: Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Саввино-Сторожевский монастырь, закрытый в 1919 году, был взят под охрану музейным отделом Наркомпроса как ансамбль памятников. Уникальный в своём роде, он бережно сохранялся и реставрировался музейными работниками и художниками-реставраторами до 1995 года, пока 9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом не был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождавшимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
К тому моменту, как пишут церковники, монастырь находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. По воспоминаниям архимандрита Саввы (Фатеева), работы по его восстановлению велись медленно. «Службы велись по музейному распорядку. Если повсеместно всенощная начиналась где-то в 5 часов вечера, то у нас — в 2. Потому что в 5 музей уже закрывался. Монахов не было. Был один трудник — даже не трудник, а просто охранник. Ситуация была плачевная, она не устраивала ни церковное начальство, ни самого тогдашнего наместника отца Иеронима.
В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Ныне в обители 30 монахов. Восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
Наталья Петровна перевела дух, зачитывая нам из Википедии исторические факты жизни обители.
— Мы, как музейные работники, — произнесла Тамара Васильевна, представитель музея академии Тимирязева, — твёрдо знаем, что музей — это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Как человек проводящий экскурсии, она авторитарным тоном продолжила, — Сначала понятие МУЗЕЙ обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также и здание, где располагаются экспонаты. С XIX века к этому присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев — специальные проекты для детей, подростков и взрослых.
— Что вы говорите?! — воскликнул Петр Фёдорович, представитель музея Глинки, — а мы и не знали!
Все захихикали и несколько оживились. Уже около часа продолжался наш путь, и кое-кто достал кофе и бутерброды.
— Дорогие мои, продолжила Тамара Васильевна, — А ведь именно музейные работники сохранили множество старинных икон, картин, рукописей и даже зданий, — Об этом нельзя забывать!
— Мы не будем забывать, главное, чтобы священнослужители помнили, а кстати, в монастыре, куда мы едем, готовят легендарный квас, настаивая на изюме, дающем дополнительное «винное» брожение, — сказал Сергей Александрович, представитель музея квартиры Ермоловой, — Я читал, что при монастыре планируется открыть Музей церковного вина, — и причмокнул.
— Фу, — фыркнула Наталья Петровна, — Мужчины, есть мужчины!
— А я люблю квас! И вино тоже, — сказала Ольга Николаевна, представитель музея Пушкина, — и захихикала, как будто вино уже употребила.
Автобус припарковался у стен монастыря. Делегацию встретила директор музея Анна Аркадиевна и экскурсия по старине звенигородской Руси началась. Музейщики бродили от собора Рождества-Богородицы к храму Живоначальной Троицы, от Церкви преподобного Сергия Радонежского до трапезной храма Преображения Господня, от Царицыных палат 1652–1654 годов возведения, дворца, построенного для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича, до звонницы, и везде чувствовалась поступь веков русской истории.
Утомившиеся путешественники пили чай, и кофе в Царицыных палатах пока кто-то не спросил:
— А как вы господа музейщики сосуществуете с церковниками?
Тут и началась дискуссия о том, как попы выживают музей из монастыря.
— Однажды, в наш монастырь приехал Владимир Владимирович Путин — наш Президент, — почти шёпотом начала рассказывать сотрудница музея, — Так нас даже не подпустили к общению. Местная пресса записала фильм его посещения, а потом, когда он уехал, дали нам посмотреть. И что вы думаете? Президент также беседовал со священнослужителями об их взаимоотношениях с работниками расположенного на территории монастыря Звенигородского архитектурно-художественного музея. Главе государства рассказали, что в 2005 году музей планируется полностью вывести за стены обители и построить для него специальное здание.
— Нам очень хочется, чтобы обитель процветала, для этого нужно освободить её от музея, — говорил архимандрит Феоктист, а В.В. Путин побагровел и произнёс:
— С музейными работниками нужно дружить! — потом помолчал и продолжил:
— Мы не должны действовать так, что одно лечат, а другое калечат. Отношения между двумя хозяйствующими субъектами нужно выстраивать очень аккуратно, и искусственных барьеров быть не должно.
Президент выпил квасу и уехал. И что вы думаете? Отношения наладились! Вот такие дела.
Мы вышли в морозный день. Полюбовались башнями: Красной, что над Святыми воротами, Житной, Водовзводной и Усовой. Анна Аркадиевна устало вздохнула и произнесла:
— Сколько сил приложено в советское время с 1950 года до 1973! Смотрите: реставрировали в 1950-е трапезную и Троицкую церкви В.И. Федоров и М.Д. Циперович; в 1955–1958 проводили раскопки под руководством Н.С. Шеляпиной; в 1969–1975 очищали фрески — Д.Е. Брягин, реставрировали в 1970-е—1980-е башни. Делали это Л.К. Россов, О.В. Скороходов, и Л.Э. Тэпфер, а Россов реставрировал и Рождественский собор. Всё старались сохранить и поддержать. А теперь ходим по краешку и с попами не дружим.
Обратный путь показался слишком скорым. Вдали маячила Москва. Местный квас оказался обыкновенным, как и все другие квасы России. Я ехал домой и думал:
— Какой же наш Президент молодец!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зерна судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других