Из пустых разговоров и дискуссий искусственный интеллект (ИИ) давно перешел в технологии, которые применяется в различных отраслях. Пользователей социальных сетей с каждым годом становится все больше и больше. Поэтому разработчики стали внедрять в их развитие искусственный интеллект.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «AI для блогеров: прокачай свои социальные сети» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Введение
1.1. Моя история: почему я решила написать эту книгу
«Сават ди крап (ка)», — что в переводе с тайского языка — «здравствуйте». Меня зовут Валентина Палагина. Если вы любите путешествовать, то наверняка читаете тревел-блогеров. А если вы любите Таиланд и страны Юго-Восточной Азии, то уверена, что встречали моё имя на просторах Интернета. За всю свою жизнь я посетила более 60 стран. У меня один из самых популярных блогов о Таиланде в Instagram* (Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена) с аудиторией почти 300 тысяч человек и пользующийся популярностью канал «Страна Улыбок» в Youtube.
Я помогаю организовать путешествия известным российским артистам: в 2018 году вместе с коллегами мы поздравили в Таиланде с днём рождения певицу и ведущую Ольгу Бузову. В 2019 году благодаря нашим советам на острове Пхукет прекрасно отдохнула семья ведущей Ксении Бородиной и участники группы «Иванушки International». В 2024 году мы организовали прекрасный отпуск актрисе Юлии Пересильд с детьми.
«Не жизнь, а мечта», — наверняка думаете вы. С одной стороны, да. Но, с другой, к этой мечте я шла долгие почти 20 лет.
Мой блог — это не просто красивые фотографии и видео, сделанные в лучших локациях Таиланда. Это моё признание любви к Азии! Благодаря моим социальным сетям туристы узнают самую проверенную и интересную информацию о стране. Лучшие отели и кафе, порядок выдачи виз и получения медицинской помощи, обзор лекарств и еды в тайских аптеках и супермаркетах — я рассказываю обо всём, потому что знаю, что необходимо туристу на отдыхе.
Я и сама несколько лет подряд была обычным путешественником, который складывал в свой багаж знаний накопленный опыт проживания в других странах. Мне исполнилось 18 лет, когда я впервые на заработанные деньги уехала в свою первую туристическую поездку в Египет. Я купила самый обычный тур и на чартерном рейсе с десятками туристов поехала на 9-дневный отдых за границу.
«Уеду в Египет в отпуск, посмотрю, как за границей люди живут», — думалось мне. Тогда я представляла восточные базары, жаркую пустыню, себя в красивом платье верхом на верблюде, местные кафе, наполненные арабской речью. Я хотела посмотреть страну и вернуться работать менеджером в Москву. Но у судьбы был другой план на меня: после этой поездки моя жизнь перевернулась с ног на голову.
Египет одарил яркими эмоциями сполна. Приехав домой, мне снились разные страны, люди, языки, красивая и вкусная еда, национальные костюмы, закаты у океана и рассветы в горах. С каждым днём мне хотелось всё больше и больше путешествовать, прикасаться к другой культуре, проживать их жизнь. Но в то же время я хотела быть свободной в своих путешествиях. Я начала учить с ещё большим рвением английский язык и читать много литературы об азиатских странах.
Меня всегда привлекала Азия. Вы, наверное, хотите спросить, а почему? У меня было несколько причин. Во-первых, я, конечно же, хотела уехать в тепло. Холодная Москва меня вгоняла зимой в депрессию, мне хотелось жить у моря и постоянно греться на солнце. Поэтому, когда на родине начинают опадать желтые листья и появляется первый снег, многие, как перелетные птицы, уезжают на зимовку в тёплые края. Когда в одной части Юго-Восточной Азии сезон дождей — в другой светит солнце. Поэтому, какой месяц вы бы не выбрали для путешествия — всегда можно найти регион с отличной погодой.
Во-вторых, здесь огромный выбор экзотических продуктов для русского человека. И не только мною любимых морепродуктов, но и фруктов. В Азии можно питаться только ими. Хотя и другой еды хватает. В-третьих, визовая доступность и относительно других стран доступные условия проживания.
Сейчас я живу в Таиланде с мужем и двумя детьми. Наши сыновья — настоящие островитяне — родились и растут на острове. Я делюсь своей историей в блоге, рассказываю о семье, наших традициях и праздниках, даю советы и с радостью делюсь любой информацией, о которой спрашивают подписчики.
Если честно, то блог я начала вести для того, чтобы успокоить моих родных в России. Сначала я рассказывала им по телефону, как у меня всё хорошо складывается, а потом решила показать.
Всё началось с первой опубликованной фотографии в социальных сетях — тогда это был Instagram*. Когда я начала путешествовать, то мои многочисленные друзья и родственники просили отправить фотографии с мест, где до меня никто из них не был.
Индия, Малайзия, Вьетнам, Таиланд, Египет — многие эти страны были (а у некоторых и до сих пор остаются) несбыточной мечтой. И мне хотелось рассказывать о городах, деревнях, где приходилось добывать не дежурную информацию, которой пестрил интернет, а своё, личное восприятие, делиться эмоциями, а их спектр, уж поверьте, был от счастья до лютой ненависти.
И тогда я решила публиковать только фотографии в социальных сетях.
Площадок было несколько — на тот момент наиболее активными у большинства интернет-пользователей стали ВКонтакте (ВК), Одноклассники (ОК) и Instagram. Я публиковала один-единственный контент — фотографии с небольшой подписью.
Моей первой фотографией стал снимок, сделанный в 2014 году, на котором я решила показать людям прекрасную волейбольную площадку на пляже Пхукета. Затем были ночные пейзажи, местные рынки, известный пляж Майкхао, где видно, как приземляются самолеты. Я даже фотографировала и рассказывала о терминалах оплаты услуг связи.
Если вспомнить, то это были времена, когда Инстаграм только начал развиваться. Люди просто выкладывали фото своей еды, цветы, интересные локации, делились косметическими и медицинскими находками. И я не исключение — первые фото в моем блоге — это еда: любимый йогурт, тыквенный суп, освежающий напиток из гуавы. Мои подписчики смотрели фото, читали подпись к нему, оценивали, некоторые оставляли комментарии. Ни о какой монетизации и уж тем более блогерстве, как источнике заработка речи не было.
Как-то незаметно, но именно эта социальная сеть стала едва ли не главной площадкой для 90% людей, активно использующих Интернет. Я тоже быстро поняла, что именно здесь рост подписчиков, моей целевой, а самое главное, лояльной аудитории, идёт гораздо быстрее, чем в ВК и ОК. Потом появилась возможность загружать видео, писать личные сообщения, отмечать друзей на фото. С каждым годом разработчики добавляли нововведения, которые делали сеть лучше, как для блогеров, так и для подписчиков. И мы продолжали загружать снимки, рассказывающие о жизни людей в Таиланде. Тем более, что в этой стране мы и сами крепко-накрепко осели к тому времени.
Моя основательная история переезда за рубеж (туристические поездки, о которых я рассказала вначале, были лишь средством для знакомства с разными странами) началась в 2008 году, когда я впервые уехала в Индию, где познакомилась со своим будущим мужем Леонидом.
Мы вместе вернулись в Москву и стали планировать переезд. Ту поездку мы организовали самостоятельно: читали путеводители, искали дома, арендовали мотобайк. Я несколько лет работала в рекламном агентстве, накопила 15 тысяч долларов, а у мужа была удаленная работа. Но мы готовились к тому, что по приезду в Гоа будем открывать совместный бизнес. Нельзя сказать, что мы сильно рисковали, переехав в другую страну. В Москве у нас оставались родители, недвижимость, мы не сжигали мосты, а понимали, что в случае неудачи вернемся назад. Но мы верили и знали, что всё у нас будет хорошо!
В 2009 году, когда мы уже жили в Гоа, к нам обратились приехавшие на отдых друзья с просьбой организовать им досуг. Так появился наш первый бизнес — компания по организации экскурсий. Тогда прекрасно работало сарафанное радио. С приходом социальных сетей появилась конкуренция. Многие думали (а некоторые и до сих пор так считают), что стать блогером легко, достаточно выложить красивое фото. И мне поначалу так оказалось. Лишь спустя много лет я поняла, что блогерство — это отсутствие страха и желание не только сделать мир подписчиков лучше, но и облегчить им некоторые ситуации. К примеру, мне очень часто пишут туристы, отдыхающие в Таиланде с просьбой помочь. Я стараюсь не отказывать никому. Мы возили туристов в больницы, помогали решить вопросы с банковскими картами.
Блогерство для меня сейчас — не только работа, это стиль жизни, а мои подписчики — моя вторая семья, с которыми мы посредствам моего блога смотрим на жизнь в моменте. И, поверьте, мне есть что вам рассказать и чему вас научить.
В сегодняшнем мире быть блогером интересно, плюс — это еще и хорошо оплачивается. Конечно, для инфлюенсеров, нейросети открыли новые возможности по созданию контента и разработке персонажей. Если раньше у нас работала команда, то сейчас некоторых сотрудников заменил искусственный интеллект. Благодаря инструментам AI зазор между идеей и ее воплощением в жизнь уменьшается с каждым днем. Нейросети будут проникать все глубже в контент, сервис, аналитику соцсетей, а пользователи привыкнут к новому типу и темпу коммуникации.
1.2. Искусственный интеллект и социальные сети
Из пустых разговоров и дискуссий искусственный интеллект (ИИ) давно перешел в технологии, которые применяется в различных отраслях. Пользователей социальных сетей с каждым годом становится все больше и больше. Поэтому разработчики стали внедрять в их развитие искусственный интеллект.
Наверняка каждый из вас пользуется расшифровкой голосовых сообщений, записывает аудио. А знаете ли вы, что пользуетесь ИИ? Вот и получается, что рутинные задачи, которые для большинства уже стали обычным делом, сейчас автоматизированы и упрощены для пользователя. Специальные алгоритмы справляются со многими задачами быстрее, а у вас как у пользователей есть время заняться другими вопросами, например, созданием контента.
Популярность социальных сетей дает возможность собирать и обрабатывать огромные объемы пользовательских данных. Алгоритмы делают это намного быстрее, чем если бы этим занимался человек. Социальные сети классифицируют каждую публикацию и размещают контент, который больше всего интересует пользователей, в топе новостных лент. Этому есть еще другое название «умная лента».
На основе данных ИИ определяет предпочтения пользователей и показывает им соответствующий контент. Делясь своими мыслями, фотографиями или видео в социальных сетях, как компании, так и частные лица добавляют большой объем данных, который только увеличивается с каждым годом. И этим объемом управляется ИИ. Он генерирует контент, улучшает таргетинг рекламы, понимает поведение пользователей, может мониторить социальные сети для последующего анализа трендов, отношения к брендам или событиям. И конечно, сегодня и социальные сети, и ИИ являются неотъемлемой частью современного маркетинга.
А теперь давайте рассмотрим примеры, которые использует каждая социальная сеть:
В Instagram искусственный интеллект может предупреждать об оскорбительном высказывании к фото или видео, которое пользователь решается разместить в своей ленте. Также благодаря ИИ определяются тренды, благодаря размещению которых можно получить большие охваты и выйти в рекомендованные страницы. Алгоритмы без труда могут определить фейковый контент и автоматически его удалить из соцсети.
Facebook активно использует технологию распознавания лиц, что помогает найти фото, сделанное с вами, и защитить аккаунт при попытке взломать его. Социальная сеть также может распознать при помощи ИИ посты с суицидальным содержимым и в случае необходимости направить сообщение с рекомендациями в получении психологической помощи.
Социальная сеть ВКонтакте одной из первых в России запустила расшифровку голосовых сообщений. ВК использует целый комплекс алгоритмов, которые распознают речь, переводят её в текст и расставляют знаки препинания. Искусственный интеллект помогает оптимизировать рекламные объявления и модерировать комментарии.
В Одноклассниках работает «Робби» — искусственный интеллект, помогающий фильтровать контент и мониторить массовый спам в группах и дублированные фотографии.
Несмотря на постоянное улучшение алгоритмов искусственного интеллекта, потребуется достаточно времени, чтобы эта технология смогла полностью взять на себя все сложные и рутинные задачи без личного участия человека. Инструменты с поддержкой ИИ, например, Jasper AI и CopyAI, генерируют уникальные и высококачественные статьи и заголовки на основе заданной темы или ключевых слов. Нейросети можно использовать и для создания графического контента. Приложения MidJourney и Retomagic AI создают изображения, которые впоследствии можно использовать для постов.
Но есть одно важное правило для блогера — не стоит забывать про свой уникальный Tone of voice — стиль и голос в написании публикаций, изготовлении фото и видео. Помните, что ИИ в блогинге всего лишь помощник, он не способен заменить человека полностью. Теоретически может, но это сразу поймут подписчики и перестанут читать страницу блогера. Искусственный интеллект можно привлекать при планировании контент-плана и постов. С его помощью можно анализировать показатели вовлеченности, и предлагать контент, которым можно поделиться, исходя из интересов подписчиков. Искусственный интеллект дает возможность блогерам управлять своими сообщениями и комментариями, составлять автоматические ответы для повышения эффективности общения с аудиторией.
В 2024 году маркетологи платформы по управлению социальными сетями Hootsuite сформулировали основные тренды в социальных медиа. В исследовании, проведенном в августе 2023 года, приняли участие как маркетологи (4281 чел.), так и потребители (4508 чел.). Помимо проведения первичных интервью с экспертами (партнерами, лидерами и практиками из социального маркетинга) компания проанализировала более 15 тыс. статей и провела контент-анализ 1 млн. анонимизированных сообщений в социальных сетях из базы аккаунтов, подключенных к Hootsuit. В ходе исследования представители 61% опрошенных организаций отметили, что первая задача использования искусственного интеллекта — снизить рабочую нагрузку сотрудников.
Они выделили 8 основных задач, для решения которых компании обращались к ИИ:
●
Редактирование и совершенствование текста (67%)
●
Создание рекламных текстов (66%)
●
Развитие новых идей (57%)
●
Переработка и внесение правок в текст (37%)
●
Создание текстов для клиентской поддержки (20%)
●
Редактирование изображений (15%)
●
Генерация изображений (22%)
●
Использование чат-ботов для ответа на сообщения (11%)
В 2024 году компании планируют еще больше привлекать искусственный интеллект к решению этих задач. Самый большой показатель роста — использование чат-ботов (46% в 2024 против 11% в 2023), редактирование изображений (54% в 2024 против 15% в 2023) и создание текста для клиентской поддержки с нуля (59% в 2024 против 20% в 2023). Однако важно оценивать и минусы использования ИИ в работе компании: 62% пользователей доверяют информации меньше, если знают, что она сгенерирована искусственным интеллектом. В основном недоверие исходит от старших поколений, молодые люди не так критичны. В связи с этими данными исследователи советуют изучать и анализировать свою аудиторию, а главное создать правила использования ИИ внутри компании. В настоящее время нет единого этического кодекса по использованию искусственного интеллекта.
1.3. Искусственный интеллект в технологиях: от медицины до маркетинга
Искусственный интеллект широко применяется в различных сферах современных технологий и активно способствует крупным изменениям во многих областях.
В отрасли медицины искусственный интеллект используется для изучения обширных массивов информации, что дает возможность обнаруживать закономерности, невидимые для человеческого взгляда, и способствует созданию индивидуальных планов лечения. В сфере автомобильного производства ИИ способствует развитию автономных систем управления, обеспечивая машинам возможность самостоятельного ориентирования и обнаружения препятствий. В области продаж ИИ улучшает логистические процессы и индивидуализирует опыт покупателей, изучая предпочтения и поведение потребителей. В финансовой отрасли алгоритмы искусственного интеллекта прогнозируют направления рынка, содействуя инвесторам в принятии обоснованных выборов. Поэтому ИИ — это инструмент, способствующий увеличению производительности, безопасности и уровня жизни.
Если говорить о времени, когда он зародился, то надо вспомнить середину XX века. Важным моментом стал 1956 год, когда в Дартмутском университете (США) прошло собрание, положившее начало изучению в области искусственного интеллекта. Уже в 1960-х годах возникли первые приложения, способные играть в шахматы и решать арифметические задачи. В последующие десятилетия произошли значительные инновации, в том числе появление технологий, способных интерпретировать речь. Существенным изменением стало применение машинного обучения и нейронных сетей, позволяющих искусственному интеллекту автоматически извлекать информацию из обширных объемов данных. Вследствие этого прогресса искусственный интеллект стал неотъемлемой составной частью современных технологий, раскрывая новые перспективы в медицинской сфере, образовании, производстве и повседневном быте людей.
С одной стороны, расцвет искусственного интеллекта открывает горизонты для новшеств в здравоохранении, окружающей среде, образовании и прочих областях. Взаимодействие между индивидуумом и автоматом предоставляет уникальные перспективы для улучшения уровня жизни. Но, с другой стороны, молниеносное развитие искусственного интеллекта требует тщательного осознания его возможностей и ограничений, а также установления норм и правил, способствующих безопасному и моральному использованию технологий искусственного разума.
От медицины до финансов, от образования до перевозок, искусственный интеллект способствует формированию более результативных, защищенных и новаторских решений. Вместе с этим, увеличение искусственного интеллекта порождает вопросы морали, безопасности и личной жизни, требуя от общества создания новых методов контроля и применения технологий. В перспективе процветание искусственного интеллекта будет в значительной степени зависеть от способности общества приспосабливаться к новым задачам, соблюдая равновесие между новшествами и моральными нормами. Поддержание общественной уверенности в ИИ и расширение компетенций для взаимодействия с новыми технологиями станут основными факторами, воздействующими на масштаб и интенсивность его позитивного воздействия на общество.
1.4. Обзор социальных сетей и их значимость в бизнесе
Социальные сети стали уже неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей по всему миру. В них пользователи общаются, делятся контентом, находят новых друзей и поддерживают связь с уже существующими. Бизнес-компаниям соцсети представляют уникальную возможность продвигать свои товары и услуги, привлекать потенциальных клиентов и взаимодействовать с аудиторией, то есть использовать социальные сети в своих маркетинговых стратегиях.
Многочисленные исследования показывают, что компании, активно ведущие свою деятельность в социальных сетях, имеют больше шансов на успех и рост своего бизнеса. Отзывчивость, профессионализм и эффективное использование возможностей социальных платформ растет пропорционально росту аудитории и увеличению уровня доверия к бренду.
Сегодня практически все компании имеют свои аккаунты в популярных социальных сетях. Компании могут использовать социальные сети для рекламы своих продуктов и услуг, проведения маркетинговых кампаний, общения с клиентами и получения обратной связи. Важно отметить, что социальные сети открывают новые возможности для исследования рынка и анализа потребностей потенциальных клиентов.
Благодаря социальным сетям компании могут также улучшить свою репутацию и доверие потребителей. Активное присутствие в социальных медиа позволяет показать прозрачность бизнеса, оперативно реагировать на возникающие вопросы и проблемы, участвовать в диалоге с аудиторией и создавать позитивное восприятие бренда. Разумное использование социальных платформ позволяет компаниям быть конкурентоспособными и успешными в современном рыночном окружении.
Одной из наиболее популярных социальных сетей для бизнеса в РФ является ВКонтакте. Она предоставляет компаниям возможность создавать брендированные страницы, размещать рекламу, проводить опросы и конкурсы, а также взаимодействовать с клиентами через чаты и комментарии.
Одноклассники предоставляют возможность компаниям создавать профессиональные профили, находить новых партнеров и сотрудников, а также делиться информацией о своей деятельности и достижениях. Instagram становится все более популярной социальной сетью среди бизнеса, благодаря своей визуальной природе и широкой аудитории. Компании используют ее для публикации креативного контента, сторис, рекламы и взаимодействия с подписчиками.
YouTube является лидером в сфере видеомаркетинга и предоставляет компаниям возможность создавать качественный видеоконтент для продвижения своих товаров и услуг.
Выбор платформы зависит от специфики бизнеса, целевой аудитории и маркетинговых стратегий компании. Важно учитывать особенности каждой платформы и использовать их для достижения конкретных целей и задач бизнеса.
Для эффективного присутствия в социальных сетях важно разрабатывать стратегии, которые максимально подходят под особенности бизнеса.
Первое, на что стоит обратить внимание, это выбор социальных платформ, на которых будет присутствовать компания. Необходимо изучить, где находится целевая аудитория, какие платформы популярны у ваших потенциальных клиентов и какие цели предпринимательский проект ставит перед собой.
Далее следует разработать контент-стратегию в социальных сетях: определить основные темы и форматы контента, которые будут интересны вашей аудитории, и четко выстроить планы публикаций. Важно не только предлагать потенциальным клиентам интересный и полезный контент, но и поддерживать постоянное взаимодействие с ними, отвечая на комментарии и вопросы.
Также важно использовать рекламные возможности социальных сетей для продвижения продуктов или услуг компании. Таргетированная реклама позволяет привлекать целевую аудиторию, увеличивать узнаваемость бренда и повышать конверсию.
Наконец, необходимо следить за результатами и анализировать их, чтобы корректировать стратегию присутствия в социальных сетях и совершенствовать подход к коммуникации с аудиторией. Регулярный мониторинг позволяет быстро реагировать на изменения и эффективно использовать потенциал социальных сетей в бизнесе.
1.5. Статистика социальных сетей в мире
Более пяти миллиардов людей в мире используют соцсети — таковы данные 2024 года. Только задумайтесь, это больше 62% населения Земли. Больше всего пользователей у зарубежных соцсетей Facebook** и Instagram**.
В социальных сетях больше женщин, чем мужчин, и они проводят онлайн почти 14% своего времени. 91% пользователей предпочитают заходить в соцсети с мобильных устройств. С каждым годом число людей, пользующихся соцсетями, увеличивается. С 2023 года их количество выросло на 5.7%, а с 2017 года на 89.4%. К 2027 году число пользователей соцсетей должно увеличиться до 5.85 млрд. Каждую секунду в среднем регистрируется 8 новых пользователей социальных сетей.
Самой популярной социальной сетью в мире является Facebook**, которая в 2024 году насчитывает более 3 миллиардов активных пользователей в месяц.
На втором месте — YouTube (2.5 млрд пользователей). Третье место — Instagram** (2 млрд), четвертое — WhatsApp* (2 млрд) и на пятом месте TikTok (1.5 млрд).
Общая аудитория топ-5 соцсетей мира превышает 11 млрд пользователей.
В мире существует семь популярных социальных медиа-платформ, каждая из которых насчитывает более миллиарда активных пользователей в месяц.
Meta Platforms (Meta Platforms признана экстремистской организацией, запрещена в РФ) владеет четырьмя социальными сетями, каждая из которых имеет более миллиарда активных пользователей в месяц. Это Facebook** (основная платформа), WhatsApp*, Facebook Messenger* и Instagram**.
Совокупная аудитория этих соцсетей сейчас составляет более 8 млрд пользователей.
Вот статистика самых популярных соцсетей в мире в 2024 году:
Facebook — 3.06 млрд
YouTube — 2.50 млрд
Instagram — 2 млрд
WhatsApp — 2 млрд
TikTok — 1.58 млрд
WeChat — 1.34 млрд
Facebook Messenger — 1.01 млрд
Самые популярные типы контента в социальных сетях — это короткие видеоролики (66%), изображения (61%), прямые эфиры (37%), GIF-изображения и мемы (32%), а также текстовые посты (32%) и авторский контент (26%).
В Китае более 1 млрд человек пользуются социальными сетями. По прогнозам, к 2027 году это число вырастет до 1.21 млрд. Индия занимает второе место в мире по количеству пользователей социальных сетей — 755 млн человек. За ней следуют США и Индонезия с 302 и 217 млн пользователей соответственно. На пятом месте — Бразилия со 165 млн пользователей. Россия занимает 6-е место по количеству пользователей соцсетей.
В среднем интернет-пользователи тратят на соцсети 2 часа 20 минут.
Изначально социальные сети были созданы для общения молодежи, но сейчас люди всех возрастов используют их для общения, бизнеса и знакомств. С развитием цифровых технологий растет и популярность социальных сетей. И основной вывод, который можно сделать сейчас: онлайн-платформы меняют привычные способы общения людей по всему миру.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «AI для блогеров: прокачай свои социальные сети» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других