В книге собраны сценарии прозаика и драматурга Валерия Залотухи – лауреата премии «Большая книга» за роман «Свечка» и премии «Ника» за сценарий фильма «Мусульманин». «После войны – мир» – первый сценарий автора, написанный им в двадцать два года, еще до поступления на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. У фильмов, снятых по сценариям «Садовник» и «Дорога», сложилась успешная кинематографическая судьба. Сценарии «Последние времена» и «Тайная жизнь Анны Сапфировой поставлены не были. «Тайная жизнь Анны Сапфировой» – это единственная мелодрама в творческой биографии автора, и она была написана для Людмилы Гурченко и Владимира Ильина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Садовник (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
После войны — мир
Это, наверное, раннее утро или вечер — солнца нет, но светло. Между огородами с отцветшей картошкой и приземистыми двухэтажными домами и сараями лежат на высокой насыпи рельсы железной дороги. Дома по одну сторону путей кирпичные, по другую — деревянные. Людей почему-то нет ни на огородах, ни около домов и сараев. Или их вообще нет, или они спят.
От огромного неживого террикона шел паровоз без вагонов. Он тяжело и шумно дышал, пуская вверх клубы серого дыма, напряженно, с хрустом работая стальными суставами.
И в эти, все заполняющие звуки машины вклинились другие звуки, похожие. Это человек. Где он? Было слышно, как человек дышал — как паровоз, только тише.
Паровоз набирал скорость: теперь он дышал часто и мощно, как сильный бегун.
И человек, видно, тоже набрал скорость — он тоже дышал часто и мощно. Он был сильный бегун.
Паровоз раздраженно и угрожающе загудел, пуская пар, предупреждая.
— Би-би-и-и! — пронзительно и тонко закричал человек. Он тоже предупреждал. Вот он! Он бежал навстречу паровозу и сам изображал паровоз: согнутые в локтях руки ходили наподобие шатунов взад-вперед. Человек увидел идущий навстречу паровоз и вновь встревоженно предупредил:
— Би-би-би!
Паровоз гудел не переставая и пуская пар, не в силах уже ни остановиться, ни даже сбавить скорость.
Лицо человека внимательно и тревожно. Он тоже не в силах был уже ни остановиться, ни даже сбавить скорость. Их разделяло совсем немного… Сейчас произойдет страшное…
И вдруг паровоз сошел с рельсов и, громыхая железом, спустился с насыпи на твердую глинистую землю. Он не снизил скорости и, успев пробежать с грохотом по земле метров двести, взобрался на насыпь и пошел дальше по рельсам, оставив человека позади.
Усталое и немолодое большое лицо человека с высокими залысинами спокойно: маленькие прозрачные глаза смотрят только вперед. На груди его, на кителе без погон позвякивают прицепленные кое-как медали и значки. Он в широких измятых и грязных галифе, но без сапог — на ногах подвязанные бечевкой галоши. В лице его, в глазах — навсегда обретенное счастье…
…Борис просыпается от стука закрывшейся двери. Напротив высокой металлической кровати, на которой он лежит, окно. В окне — белое утро, и видно, как мимо проходит мать, одетая поверх старенького платья в серый пиджак спецовки. Одной рукой она прижимает завернутый в газету шахтерский обед — тормозок, другой — привычно сильно взмахивает при ходьбе. Она уходит. В окне остаются лишь неподвижный корявый ствол тополя, дощатая серая стена сарая да утреннее белое небо.
Борис вскочил с постели, быстро натянул выцветшие шаровары и рубаху, пробежал по половичкам мимо большой железной кровати матери с красным куском материи на стене вместо ковра, а на ней фотография — портрет матери и отца, отец в пилотке со звездочкой, — мимо квадратного стола, покрытого белой вышитой скатертью, и этажерки с салфетками без книг — к прибитому в углу умывальнику. Плеснул в лицо пару горстей воды, быстро, на ходу, утерся концом рубахи и повернулся к стоящему рядом небольшому столу с голой скобленой столешницей. На ней — черная сковорода с жареной вчерашней картошкой и кусок хлеба. Борис торопливо набил картошкой рот, а хлеб спрятал за пазуху. С раздувшимися щеками он подбежал к ведру с водой, наклонился и попил, сделав губы трубочкой. У самой двери Борис сунул ноги в брезентовые самошитые тапочки, вытащил из замочной скважины большой ключ, вышел, закрыл дверь, повернув ключ два раза, спрятал его под лежащую на полу тряпку и выскочил на улицу.
Он посмотрел на небо, на совершенно безлюдную улицу, подошел к одному из окон дома, поднялся на невысокий цоколь и заглянул в окно. Комната очень похожа на ту, в которой проснулся Борис. Даже фотография на стене. Только на ней отец и мать Серого. Молодые, улыбаются. Серый спит. Суконное одеяло без пододеяльника сбито в ногах, подушка лежит на полу. Руки Серого раскинуты в стороны, голова запрокинута. Он худой, в больших выцветших трусах, без майки. Борис сильно постучал пальцами по стеклу. Серый мгновенно открыл глаза, перевернулся, посмотрел в окно и соскочил с кровати. Он оделся еще быстрее Бориса, посмотрел на картошку в сковороде, но есть не стал, а только сунул за пазуху хлеб.
Борис, улыбаясь, наблюдал сквозь стекло за другом.
Когда Серый уже подошел к двери комнаты, Борис, вспомнив, громко и торопливо вновь постучал в стекло.
Серый обернулся.
— Банку возьми! — крикнул Борис.
Серый смотрел непонимающе.
— Банку! Банку… — Борис изобразил руками и глазами что-то округлое и, не удержавшись, соскочил с узкой приступки цоколя.
Стукнула дверь, и из дома выскочил Серый. В руке он держал литровую стеклянную банку.
— Пошли, — сказал он недовольно. — До вечера успеть надо… Кур бы покормить… А, ладно… — Почесал лохматую со сна голову и, глядя на банку, спросил: — А чего сам не взял?..
— А мать вчера все банки сдала, — ответил Борис.
Они идут мимо сараев, мимо огородов и густой посадки молодых тополей, взбираются на высокую насыпь и шагают по шпалам рядом, положив друг другу руки на плечи, вперед, туда, где, сгорбившись, дремлет в последние утренние минуты седой от старости, разваленный надвое дождями и ветром террикон.
Дорога к шахте идет мимо деревянных дощатых домов, в которых со своими матерями живут Серый и Борис, и мимо других домов, разных: кирпичных, оштукатуренных и — сложенных из бревен.
Двери домов открывались, из них выходили люди: женщины, но больше мужчины, а иногда и женщины, и мужчины вместе, и у всех — у кого под мышкой, у кого в кармане или в сетке — свои тормозки, а также газетные свертки с полотенцем, мылом и мочалкой, чтобы мыться в бане после работы. Путь к шахте лежал через небольшое поле, с которого только что убрали хлеб, по узкой тропинке. Люди здоровались при встрече, кивая друг другу на ходу. Шли и парами, и тройками, о чем-то по-утреннему негромко разговаривая, а больше — по одному, думая об увиденных этой ночью снах. Так они тянулись цепочкой к шахте, где высился большой и живой, чуть дымящийся наверху террикон и крутилось, опуская людей под землю и вытаскивая оттуда выковырянный людьми уголь, шахтное колесо — копёр.
Мать Бориса поздоровалась с одной, с другой, с третьей, прошла в женскую раздевалку и вышла оттуда совсем другая — в брезентовой, почерневшей от угля спецовке и с противогазной коробкой на боку, в резиновых сапогах, в черной гофрированной каске с лампой «вольф» в руке, и поспешила к бункерам.
Клеть — шахтерский лифт — только поднялась. Из нее сначала вытащили какие-то ненужные сейчас внизу трубы, а потом вышли несколько чумазых до черноты шахтеров с не загашенными еще лампами «вольф». Они работали в ночную смену.
— Здравствуй, Федь, — сказала мать Бориса одному из них, большому, сутулому.
— А, здоров, Ань, — сказал он, при виде нее вскинувшись от лежащей на плечах усталости, и, снова ссутулясь, ушел.
— Чего задержались, ночники? — весело крикнул один из входящих в клеть.
Те не отвечали, улыбались устало.
— А у них там девки в закутке спрятанные, — хохотнул другой.
— И гармоня! — добавил первый.
Шахтеры засмеялись. И клеть полетела под землю.
Внизу все быстро освободили ее и пошли по черно-желтой подземной улице.
На откатке уже стояли женщины, с которыми работает мать Бориса, — маленькая толстая бабенка Любка и мать Серого.
— Чего опаздываешь-то? — тонко и весело закричала Любка.
— Проспала чего-то, — сказала мать Бориса и прибавила: — Здрасьте.
— Здорово! — крикнула Любка, видно, она не научилась тихо разговаривать. — Снилось чего хорошее?
— Ага…
— Расскажешь потом!
— Здравствуй, Ань, — бросила на ходу мать Серого. Она первая пошла к наполненным углем вагонеткам. Теперь их надо было откатывать до того места, где их может прицепить подземный поезд. Самое трудное — оттолкнуть вагонетку. Мать Серого уперлась плечом, подавшись вперед, мать Бориса откинулась назад, упершись спиной в стену и отталкивая вагонетку ногой. Рядом, в темноте проходки, вырываясь, оглушающе шипел сжатый воздух и били отбойные молотки.
— Пошли! — крикнула мать Бориса и, как мать Серого, наклонилась вперед и стала толкать вагонетки. Их лица напряжены, губы сжаты. Пошли…
Сзади навальщики — мужики. Большими шахтерскими лопатами они быстро наваливают в вагонетки уголь. Они снимают брезентовые робы и остаются в майках, грязных и рваных.
— Пошли-пошли! — кричит Любка.
Пошли…
В самой чаще густого кустарника, где вырыта землянка-штаб, сидят на редкой траве пацаны — те, кто живут со своими родителями в деревянных домах, а дрова, уголь и картошку хранят в деревянных сараях. Это — Витька, Вадим, Рыба и еще двое-трое больших ребят лет по пятнадцати. Остальные — пацаны от семи до двенадцати лет. Здесь же лежат два огромных лохматых пса, которые всегда с пацанами. Все молчат, потому что заняты делом серьезным и ответственным. У «больших», а также у Серого в руках длинные, похожие на старинные, самодельные поджигные пистолеты. Они счищают серу со спичек о края стволов — заряжают.
Между сидящими ползал на четвереньках остриженный наголо ушастый семилетний Колька и собирал очищенные спички. Он собрал целую горсть их и протянул на ладони Рыбе.
— Рыб, сколько здесь, посчитай!..
— Отвали, — отмахнулся Рыба.
— Юрик, посчитай, — обратился он к Юрику, который сам чуть больше Кольки.
Юрик долго смотрел на Колькину ладонь и наконец тихо сказал:
— Мы еще столько не проходили.
— Вить, посчитай, а?
Витька, похоже, самый взрослый из них. Он здесь командир, вождь. Он зажал пистолет коленями, взял с Колькиной ладони спички и пересчитал.
— Восемнадцать… А там у тебя сколько? — спросил он и указал на большую кучку обезглавленных спичек.
— Вот, — Колька показал пальцем на написанное на земле число — 838.
— Восемьсот тридцать восемь прибавить восемнадцать, — считает Витька, записывая на земле палочкой, — будет… восемьсот сорок шесть…
— Пятьдесят, — не отрываясь от дела, поправил его Вадим.
— Чего? — не понял Витька.
— Пятьдесят шесть, — пояснил Вадим, подняв на Витьку спокойные глаза.
— А-а, ну да, — поправился Витька и вывел на земле «856».
— Ты их сколько хочешь собрать, тысячу, что ли? — спросил Рыба.
— Тысячу девятьсот пятьдесят, — ответил Колька, четко выговаривая слова.
— Это почему же? — насмешливо спросил Рыба.
— Потому что сейчас — тысяча девятьсот пятьдесят, — ответил Колька, отодвинул в сторону спящую собаку и нашел под ней спичку.
— Во как, — хмыкнул Рыба. — Дает… Ну как ты целишься?! — прикрикнул он на Юрика, который подобрал с земли пистолет Рыбы и, приставив его рукояткой к лицу, сощурив один глаз, целился в одному ему известную мишень.
— Дай сюда! — Рыба отобрал пистолет. — Так без глаза останешься — отдача… Во как надо, — показал он, вытянув руку и сощурив глаз.
— Дай попробую, а, Рыб? — с тихой надеждой попросил Юрик.
— Вырасти сперва. — Рыба продолжал заряжать пистолет.
Все молчали, занимаясь своим серьезным делом.
— Всё, коробок зарядил, — заговорил первым Витька и бросил в сторону пустой коробок.
— Я — полтора, — подал голос Рыба.
Витька взял шомпол и, трамбуя, объяснил:
— Трубка новая, проверить надо… может разорвать.
Остальные тоже старательно трамбовали заряды, рвали газету на пыжи, засовывали их в ствол, снова трамбовали и после этого стали закладывать в стволы самодельные пули.
— Говорят, в ёлках нашли мужика и бабу с перерезанным горлом, — стал рассказывать Мишка, но замолчал, занятый своим пистолетом.
— Там банда, ее второй год ловят, говорят, и фрицы там есть, — продолжил Вилипутик.
— Хватит, — оборвал их недовольно Витька. — Я сколько раз туда за щавелем ходил… И не видел никого…
— Мало ли что не видел, — не согласился Мишка.
— А я в ёлки за миллион не пойду, — признался Рыба. — Давайте мне миллион — не пойду…
— Ага, просят тебя: «Рыба, возьми миллион!» — хмыкнул Вадим.
Пацаны засмеялись.
Рыба не обиделся, поднялся с пистолетом в руке.
— Получи, вражина, — тихо проговорил он, подготавливая в ямке на стволе «подкормку».
К тополю привязано пугало, одетое в форму немецкого солдата. Мундир страшно изорван, видимо, не одну пулю он уже получил. На его набитой тряпьем безликой голове — черная рогатая каска. Рыба встал, и сразу встали пацаны, глядя на «фрица». Рыба вытянул руку, прицелился и чиркнул боковушкой спичечного коробка по «подкормке». Сначала раздалось шипение. Пацаны вытянули шеи, подняли головы собаки. Выстрел ухнул. Ничто на мундире фрица не шелохнулось.
— Промазал! — первым крикнул Вилипутик, восьмилетний пацан с маленьким лицом и спокойными стариковскими глазами, младший брат Рыбы.
Пацаны и Рыба побежали осматривать мундир.
— Промазал, все дырки старые, — повторил Вилипутик бесстрастно.
Рыбе хотелось поспорить или дать брату пинка, но слишком явно было то, что он промазал.
— Сейчас бы шмайсер, как у Зверя, я б его напополам переломил, — сказал он, не отрывая глаз от фрица.
— Зверь из своего шмайсера голубя на лету сбивает, — негромко, но авторитетно произнес Вилипутик.
— Был бы шмайсер, ты б его, как тэтэшник, Скрипкину отдал, — сказал спокойно Вадим.
— Я отдавал, что ли? — сразу взорвался Рыба. — Он меня портфелем по спине стукнул, я свалился, а пистолет выскочил.
— Ладно, рассказывай, — словно и не Рыбе вовсе сказал Вадим, занимаясь своим «поджигом».
— Чего? Давай я тебя стукну по спине кирпичами? — продолжал горячиться Рыба.
— Давай, — тем же тоном продолжал Вадим. Он сильный. Это по всему видно. Он сильный и справедливый телохранитель вождя — Витьки.
— Хватит вам, — остановил их Витька.
— Вить, можно сейчас я? — спросил тихо Серый.
— Давай, — согласился Витька.
Серый вытянул руку, прицелился и выстрелил. На груди фрица возникли мгновенно три отверстия, из которых вылетел пух. Пацаны и Серый с пистолетом в руке подбежали осматривать пугало.
— В сердце!
— Нет, в середёнку, — вновь авторитетно сообщил Вилипутик.
— Эй, не стреляйте! — крикнул кто-то из кустов.
На поляну выбежал запыхавшийся пацаненок.
— Кирпичники Мишку бьют! — закричал он, задыхаясь.
— Где? — сразу вскочил Витька.
— На линии, там, — пацаненок махнул рукой.
Все кинулись сквозь кусты, на ходу засовывая пистолеты под рубахи.
…Прямо на шпалах дрались трое. Рядом стояли еще несколько человек и молча наблюдали. Увидев бегущих, они что-то крикнули дерущимся и сами побежали за насыпь к стоящим вдалеке кирпичным домам. С земли вскочили двое и бросились за ними, оставив на земле третьего. Ребята подбежали к лежащему вниз лицом Мишке и остановились. Мишка поднял лицо, измазанное кровью и пылью, в сторону кирпичных домов и сказал с пробивающимися сквозь голос слезами:
— Гады!
— За что они тебя?
— Да ни за что! — закричал Мишка. — К отцу на шахту ходил! Шел обратно, а они встретили.
Враги стояли метрах в ста отсюда, за насыпью.
Их стало больше. Они размахивали кулаками, бросали камни и кричали:
— Деревянщики! Эй, деревянные морды, еще получите!
— Говори честно, первый не задирался?! — глядя прямо в Мишкины глаза, спросил Витька.
— Ну, честно, Вить! — закричал Мишка, вытирая лицо рукавом рубахи. — Я еще поздоровкался! Там Лысый был… Я ему прошлым летом зуб сломал… А он через год отомстить, гад, решил…
— Давай дадим им, а, Вить, давай турнем, — заныли пацаны.
Витька смотрел на Вадима.
— Снова война начнется, — с сомнением произнес он.
— Кто не хочет жить в мире, того бьют всем миром, — рассудительно произнес Вилипутик.
— Отойди отсюда! — заорал Рыба на брата и влепил ему сильную злую оплеуху. — Отойдите, все на десять шагов отойдите!..
Пацаны пятились, оттесняемые Рыбой, и смотрели во все глаза на старших, ожидая их решения и желая только одного — войны.
Витька спрашивал что-то у Мишки, у Вадима, удерживал кричащего Рыбу и посматривал на кирпичников, видимо тоже жаждущих новой войны.
— Поджигные не брать, — тихо скомандовал Витька. — А вы, — крикнул он пацанам, — склады раскапывайте.
Все бросились в разные стороны: одни в огороды, другие к сараям — прятать в дровах пистолеты. Пацаны, стоя на коленях, по-звериному, руками быстро раскапывали землю на огородах в только им известных местах. Склады — это сложенные в ямки и засыпанные землей камни и железные болты. Ими все вооружаются, запихивают в карманы штанов, накладывают на руку, прижимая к груди.
— Цепью! — скомандовал Витька.
Все вытянулись в цепь и пошли на противника.
— Кирпичники, сейчас получите! — кричали пацаны. Кто-то из них бросил камень, хотя было явно далеко.
— Не бросать! — прикрикнул Вадим. Кирпичники швыряли камни не переставая, они уже падали среди наступающих.
— Вперед! — скомандовал Витька.
Все бросились за ним, швыряя на ходу камни, крича «ура». Кирпичники не выдержали и побежали.
…После такой быстрой победы были особенно возбуждены пацаны, они кричали, перебивая друг друга и хватая за руки, и рассказывали, как все было. У ног вились собаки, лаяли, но их никто не слышал. Большие старались сохранять спокойствие, но было видно, что и они рады такой быстрой и бескровной победе.
— Бибика! — закричал вдруг Колька, показывая пальцем назад.
Все резко остановились, обернулись. По линии шел, наклонившись, мужчина. При каждом шаге он наклонялся все больше и больше. Все смотрели на него до тех пор, пока Вилипутик не сказал:
— Дурак ты, Колька. Это ж пьяный… А Бибику еще в прошлом году поездом зарезало.
Это действительно пьяный. Все понимают это, поворачиваются и молча идут дальше, забыв неожиданно о победе.
Маленький и низкий зал клуба заполнен людьми. На первых рядах и прямо на полу пацаны глядят завороженно на экран. На экране двое — он и она. У них красивые одухотворенные лица. Они сидят то ли на горе, то ли на крыше дома и восторженно смотрят на восходящее солнце, держатся за руки, крепко их сжав, — это можно понять по лицам. Зрители в зале совсем другие, но глаза их похожи, они тоже радостно светятся.
Внезапно открылась входная дверь, в светлом проеме возникли трое. Один из них, всматриваясь в зал, протянул руку к выключателю и включил свет. Это большой, остриженный наголо рыжий парень. Он нашел того, кого искал, и сказал громко: «Сазан, на выход».
Со своего места поднялся щуплый паренек и, опустив голову, медленно пошел к выходу. Рыжий выключил свет и вышел следом, но дверь за собой не закрыл.
Из зала было видно: тот парень — Сазан, как назвал его стриженый, стоял у стены, а напротив трое. Один из них, светловолосый, что-то говорил ему, словно что-то доказывал. Но голоса слышно не было, так как с экрана гремели завершающие аккорды фильма — солнце почти взошло. Внезапно светловолосый ударил парня резко кулаком в лицо. Голова того дернулась и ударилась о стену. Из разбитого носа потекла на подбородок кровь. Парень закрыл лицо руками и медленно осел. Те трое повернулись и спокойно пошли прочь. Но один из них, маленький, чернявый, вдруг вернулся и с ходу ударил сидящего носком сапога в бок.
Парень медленно заваливается на бок. На экране возникает слово: «Конец».
…Они спускаются с насыпи и садятся на траву, отдыхая…
Борис взял банку и посмотрел на мир сквозь ее дно. Мир сделался круглым и немного смешным.
Серый достал клочок газеты, а в ней немного махорки, быстро и умело скрутил самокрутку. Борис вытащил спрятанную в резинке шаровар спичку и кусочек чирки от спичечного коробка, дал Серому прикурить. Тот затянулся и медленно, по частям, выпускал дым.
— Мне сегодня сон снился, — сказал Борис, заглядывая Серому в глаза, — как будто паровоз с рельс сошел, по земле проехал, а потом обратно на рельсы забрался и поехал.
— И мне тоже, — спокойно и тихо сказал Серый.
— Правда? — удивился Борис.
— Правда конечно. — Серого это почему-то ничуть не удивило. Он будто готовился сказать что-то более важное. — Да… К матери мужик один ночью приходит… Дядь Саша… Стукнет три раза, она открывает… Днем ему не разрешила приходить…
— Почему?
— Тебе хорошо говорить — почему. Вашего на войне убили. Твоя мать с кем пойдет, ей ничего не скажут. А наш — сидит. Они всю ночь в своем углу разговаривают. Жениться они хочут, только мать боится.
— Чего?
— Отца. И людей тоже. Говорит: чего люди скажут? А чего этого бояться, не понимаю…
— А моя, наверно, не женится никогда, — тихо сказал Борис.
— Женится, увидишь…
— К ней десятник на работе лезет. Я слышал, как она тёть Ире рассказывала. Она его ударила, а он ей за это денег меньше пишет… Ночью плачет, думает, не слышу…
Они замолчали. Борис взял оставшуюся половинку самокрутки, затянулся.
— Ты отца своего помнишь? — неожиданно спросил Серый.
— Не-а… Он на войну ушел — мне два года было. А когда уходил, я спал, мамка говорила…
— А я своего помню. Он с войны тогда пришел. Ордена на груди. С автоматом.
— Автоматы с собой брать не разрешали…
— Ему разрешили, у него разрешение было.
— А когда его в тюрьму сажали, помнишь?
— Не, — мотнул головой Серый.
— Я помню. Мильтоны приехали на мотоцикле с коляской, хотели его в коляску посадить, а он не давался. Они ему тогда руки крутить стали, а у него аж вот здесь кровь, — Борис дотронулся рукой до лопаток Серого. Серый молчал. — Я тогда еще маленький был, думал еще, его около сараев из пистолетов расстреливать будут… Серый, а за что его посадили? Я у мамки спрашивал, она не говорит…
— Моя тоже не говорит… Я у Скрипкина спрашивал. Он сказал: за то, что отец говорил чего не следует.
— А чего не следует?
— Не знаю… Я сперва думал — матом… А все мужики матерятся, кроме Скрипкина.
— Я, когда узнаю, чего не следует говорить, я не будут говорить, а ты, Серый? — тихо спросил Борис.
— Не знаю еще. Сперва узнать надо. Скажи честно, ты через ёлки боишься идти?
— Боюсь, — тихо и виновато признается Борис.
Под окнами их деревянного дома стоит вкопанный в землю стол и такие же лавки с двух сторон. На лавках — большие. Рядом примостились пацаны, среди них — Серый и Борис. На столе истрепанные игральные карты, ведро с водой и большая алюминиевая кружка. На земле под столом сидит со своей кучкой обезглавленных спичек Колька. Витька с Вадимом играют против Мишки и Рыбы.
— Ну, делай по уму, — с отчаянием в голосе призывал Мишка Рыбу.
— Делай… попробуй, если ни одного козыря нету! Швали всякой насовали, — злился Рыба, уткнувшись в веер карт.
— Вам, наверное, пить захотелось? Давно не пили, — издевался Вадим, — какая это кружечка будет, пятая или шестая?
— Шестая, — спокойно сказал Вилипутик.
— Уйди отсюда! — заорал Рыба и заехал брату.
— Быка не выиграешь, корову не проиграешь, правда, Вить? — обратился Вилипутик за помощью к вождю.
Петька рассматривал карты из отбоя. Особенно непонятны ему картинки. Он медленно поворачивал карту набок, стараясь поставить короля на ноги. У короля почему-то замазана черными чернилами голова. Вторая голова — нормальная, белая.
Петька поднял на больших глаза и спросил:
— А негры за кого, за наших или за немцев?
Никто не ответил, все задумались.
— Дурак ты, Петька! — вмешался, потирая затылок, Вилипутик. — Немцы бывают разные и негры разные тоже.
— Кто дурак? — возмутился Петька и поднялся, готовый драться сейчас же, здесь же.
— С погонами! — перебил его Вадим и пристроил на плечи Рыбе пару «шестерок». — Может, и водички попить захотелось?
— Пожалуйста, — Вилипутик протянул брату кружку.
Рыба одной рукой выхватил кружку, а другой отвесил Вилипутику оплеуху.
— Проиграл и не злись, — вступился за Вилипутика Мишка.
Он взял кружку и стал пить воду с шутовским удовольствием на лице, потешая пацанов.
Треск мощных мотоциклетных двигателей был сначала тихим, далеким, но все за столом насторожились. Треск приближался. Два больших трофейных мотоцикла вывернулись из-за угла дома и, подъехав на скорости к столу, резко остановились.
— Зверь, — успел сказать Вилипутик.
На первом мотоцикле сидел один, на другом — двое.
Наступила тишина. Мотоциклисты молча смотрели на сидящих за столом, а те старались не смотреть на мотоциклистов. Первый — Зверь, со светлыми вьющимися волосами и красивым лицом, в своей знаменитой кожанке. За ним — здоровый, рыжий, остриженный наголо — Кот; последний — маленький, чернявый, с темными мелкими глазками, его кличка Дохлый. Это они приходили в клуб.
— Ну что, пацаны, в картишки сыграем? — спросил наигранно лениво Зверь и слез с мотоцикла.
Двое пацанов вскочили с лавки, освобождая место. За Зверем оставили мотоцикл Дохлый и Кот и тоже сели на освобожденные сразу же места. Они сидели по обе стороны Витьки, а напротив — Зверь.
— Что, Витя, сыграем? — спросил Зверь тем же тоном, тасуя карты.
Витька молчал, уставившись взглядом в стол.
Из-за угла дома, откуда вывернулись мотоциклы, выходит Скрипкин. Он в низко надвинутой старой милицейской фуражке и в застегнутой под самое горло длинной и толстой темно-синей шинели. В руке у него маленький черный ученический портфель. Он идет неторопливо, а вернее — тяжело, и нетрудно рассмотреть его большое, немного одутловатое лицо, низкий лоб с тремя глубокими морщинами и маленькие глубокие глаза под лохматыми бровями. На лице — крупные капли пота.
— Скрипкин, — шепнул Вилипутик. Пацаны дернулись, но остались на месте.
Зверь спокойно продолжал тасовать карты. Скрипкин подошел к столу и из-за Витькиной спины протянул Зверю большую с толстыми пальцами ладонь.
— Давай, — сказал Скрипкин и пошевелил пальцами, — давай сюда.
Зверь еще немного потасовал, лениво и нагло глядя на Скрипкина, потом постучал ребром колоды по столу, складывая ее ровнее, и спокойно положил карты в нагрудный карман кожанки.
— Давай сюда, — жестче сказал Скрипкин.
— Мы не играли, — жалобно протянул из-за спины Вилипутик.
— Не играли и не надо, ладно, — примирительно сказал Скрипкин.
Он постоял некоторое время так, громко втягивая носом воздух и переминаясь с ноги на ногу.
— А место мне кто уступит? — спросил он. — Старшим надо место уступать… Не учили вас разве в школе?
Витька сгорбился еще сильнее, остальные пошевелились, но никто не поднялся.
— Да-а, — протянул Скрипкин и посмотрел сначала на рыжую голову Кота, потом на серую Витькину и остановился на черной лохматой голове Дохлого. — Подстригешься когда? — спросил Скрипкин и постучал пальцем по его голове.
Дохлый недовольно дернулся, но промолчал.
— Когда старшие спрашивают, надо отвечать, — продолжил Скрипкин, — и место им уступать! — Он схватил Дохлого за плечи и выдернул его из-за стола, как редиску из грядки.
Теперь, когда место освободилось, он, тяжело подняв одну ногу, перешагнул через скамейку, потом другую, поставил с глухим стуком портфель на стол и, вздохнув, сел, предварительно поддернув галифе.
— Стучат кирпичики? — с ухмылкой спросил Зверь, указывая на портфель глазами.
— Стучат, — согласился Скрипкин. — Стукнут они скоро, Зверев, тебя по башке. Ты парня, Карпухина, за что избил в клубе? Сапогами бил? У него ребро сломано…
— А ты видел? — спокойно спросил Зверь.
— Твое счастье, что не видел.
— Ну вот. Или заявление на меня есть?
— Заявления нет, — согласился устало Скрипкин. — А Валю Платонову из этого дома зачем ударил? Знаешь, что муж ее служит еще, некому заступиться?
— Нужна мне твоя Валя… Она что, заявление на меня написала?
— Не написала, не написала, — громче и жестче произнес Скрипкин. — А может, сказать пацану ее, чтоб он мать сюда позвал? — Скрипкин взглядом указал на опустившего голову Юрика. — Позвать и дать тебе при ней по башке этим портфелем!
— Не надо, — тихо сказал Юрик. Скрипкин вздохнул, щелкнул замком портфеля и вытащил оттуда листок и чернильницу-непроливайку с воткнутой в нее деревянной ученической ручкой.
— Повестка тебе. Явка в милицию. Вот здесь распишись.
— Неохота, — с издевкой в голосе сказал Зверь, — ты сам распишись лучше, у меня рука заморилась…
— Людей добрых бить она у тебя не заморилась… Ничего, я распишусь.
Скрипкин обмакнул еще раз ручку в чернильницу, посмотрел на перо, нет ли ворсинки, и, низко склонившись над столом, стал писать, медленно диктуя самому себе:
— В подписании повестки отказался. Старший сержант Скрипкин Мэ. Мэ.
— Мэ-мэ, — повторил Зверь.
— Да, мэ-мэ, — согласился спокойно Скрипкин и прибавил: — Ты уж лучше приди сам завтра, а то приедем, заберем. Нехорошо будет. Да-а. — Он оглядел сидящих и обратился к Витьке: — А ты самострел свой принеси или сломай его и выкинь в уборную. И все остальные… Я тебя за пистолет марки «Тэтэ» простил, а сейчас за самоделку в колонию отправлю…
— Нету у нас пистолетов, — жалобно протянул Вилипутик.
— Нету, — недовольно повторил Скрипкин.
Взгляд его упал на сидящего под столом Кольку и кучку спичек рядом.
— А это что такое? Подай-ка… — обратился он к Кольке.
Колька опустил голову и не двигался.
Скрипкин нагнулся, скрылся с головой под столом и, тяжело дыша, с побагровевшим лицом, поднялся. В ладонях его была вся куча обезглавленных спичек.
— Это чего? — спросил он.
— Не знаем, — пожал плечами Вилипутик.
— Зато я знаю, — повысил голос Скрипкин, — я знаю. Порох весь перевели, так теперь серу вместо него обчищаете?
Он достал из портфеля лист бумаги, завернул в него бывшие спички и все это спрятал в портфель.
— А вы?! — обратился он, повысив голос, к вздрогнувшим пацанам. — Кошек больше не вешаете?
— Не-е, — вновь тихонько пропел Вилипутик.
— И правильно, — одобрил Скрипкин и продолжил: — А то ведь сегодня кошек, а завтра кого?.. Теперь ведь всё для вас! — неожиданно обратился Скрипкин ко всем сразу. — В такой войне победили, столько жизней положили! И всё ведь для вас! Учитесь только… В люди выходите…
Скрипкин замолчал, тяжело поднялся, вздохнув. Но вдруг неожиданно резко перегнулся через стол и двумя пальцами выхватил у Зверя из кармана карты.
— А в карты играть не надо, — сказал он спокойно и назидательно. — Вы лучше…
Скрипкин замолчал, размышляя.
Все тоже молчали, ждали, что он скажет, что же им лучше делать.
–…стихи учите, — произнес он неожиданно, кажется, даже для самого себя и облегченно выдохнул на прощание: — Вопросы есть?
Он собрался было выйти из-за стола, завернув карты в кусок газеты и положив их в портфель, но его остановил Петька.
— Дядя Скрипкин, а вы почему в пальте, зиму встречаете? — спросил он, бесстрашно глядя снизу в глаза милиционера.
Скрипкин нахмурился.
— Я не зиму встречаю, как ты говоришь, а лихорадку из себя провожаю… Она меня два раза в год трясет. Вопросы есть?
— Есть, — кивнул Петька. — А негры за кого — за наших или за немцев?
— Негры? — Скрипкин задумался, опустив голову. — Негры… Вопрос серьезный. Сразу не ответишь. Я тебе… в другой раз расскажу, за кого они, — сказал он и, выйдя из-за стола, пошел по улице дальше — прямой, спокойный и тяжелый, с портфелем в руке.
Все смотрели на его сутулую, в шинели, непонятную спину и видели, как замедляет он шаг, как останавливается, вероятно задумавшись о чем-то, как возвращается Скрипкин назад.
— У меня одна задача, Зверев, — заговорил, подойдя, он. — Посадить тебя, покуда в армию не забрали. Таким, как ты, в нашей славной победоносной армии — не место. И я тебя посажу.
Скрипкин ушел.
— Томку позови, — зло сказал Зверь, глядя на Витьку.
— Я тебе не нанялся бегать, — по-прежнему не глядя на Зверя, ответил Витька.
— А я сказал — позови, — повторил медленно Зверь.
— А я сказал — не нанялся, — повторил Витька.
Томка выбежала из подъезда неожиданно. У нее, как всегда, слегка растрепаны волосы, и легкое ситцевое платье на ее налитом, живом, как речная вода, теле кажется прозрачным. Все замерли.
— Кого делите, меня, что ли? — крикнула она, смеясь.
Зверь еще раз взглянул на Витьку, поднялся, завел мотоцикл. Сзади села Томка. Она обхватила голыми руками Зверя за шею и прокричала ему в ухо:
— Задушу, если моего братика обидишь!
Мотоциклы срываются с места и исчезают за углом дома. За столом уже в который раз наступает тишина.
— Ох и сучка у тебя сестренка, — участливо заглядывая в глаза Витьке, говорит тихо Вилипутик.
Рыба молча и мгновенно отвешивает брату затрещину.
Серый и Борис минуют большие ворота, у которых стоит гипсовая скульптура шахтера с отбойным молотком на плече и за которыми начинается шахта, и быстрым шагом идут к кирпичному зданию конторы.
Крутится и гудит шахтное колесо, на террикон ползет вагонетка с породой, а наверху ее ждет человек, чтобы высыпать породу и отправить порожнюю вагонетку вниз. На самом верху, над шахтным колесом, бьется выгоревший на солнце флаг.
Серый и Борис прошли вдоль кирпичной стены мимо большого плаката, на котором рабочий, колхозница и воин держались за руки и было написано: «Страну отстояли, страну возродим!», и открыли тяжелую, обитую оцинкованным железом дверь. В почти квадратной полутемной комнате с высоким потолком и каменным полом с одной стороны — сплошная стена, с другой — натянутая от пола до потолка сетка. За ней на длинных полках лампы «вольф», противогазные коробки, гофрированные шахтерские каски. В стене — ниша, в которой торчат два водопроводных крана. Над одним написано краской «вода», над другим — «газ. вода».
Здесь же, в нише, несколько больших алюминиевых кружек на железных гремящих цепях. Серый и Борис взяли по кружке и по очереди поставили их под сильную струю газировки. Стукнулись кружками и стали пить. Первый же глоток выбил слезы. Они их вытерли рукавами и продолжали пить.
Дверь вдруг распахнулась, наполнив комнату светом. В нее ввалились с шумом большие тяжелые шахтеры в спецовках. Они сдали противогазы, лампы, каски и подошли к нише. Дверь то захлопывалась, то вновь открывалась, впуская вместе с входящими слепящий белый солнечный свет. И спецовки, и лица шахтеров грязные, некоторые почти совсем черные. Шахтеры пили газировку, крякали, переводили дух и пили снова. Один из них, высокий, кучерявый, с веселым улыбчивым лицом, заметил Серого и Бориса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Садовник (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других