Эта книга посвящена моей поездке автостопом – невероятному опыту, который смог изменить мою жизнь.Каждый раз, когда меня просят выступить и рассказать эту историю путешествия из Стокгольма в Москву (!) на попутках (!!) в ноябре (!!!) со 100 евро в кармане (!!!!), весь зал замирает и погружается вместе со мной в это удивительное приключение.Поездка заставила меня взглянуть на жизнь, на события, на людей под совершенно другим углом. Я даже и представить не мог, к чему это все приведет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги АВТОСТОП. Шесть дней, которые изменили мою жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ДЕНЬ 1
НЕОЖИДАННОЕ НАЧАЛО
27 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. В 6 утра мы еле встали в квартире, которую арендовали через airbnb. На улице темно, шел мелкий дождь. Погода вообще не способствовала такому путешествию. Хотелось завернуться под одеяло и попросить какао в кровать.
Но мы уже объявили всем о нашем путешествии в социальных сетях, так что в любом случае надо было собираться и выдвигаться. Мы заварили чаю, позавтракали и отправились в путь.
План на этот день был такой: доехать до выездного шоссе из города, поймать машину и доехать до другого конца Швеции, до Мальме (около 600 км). Оттуда уже на второй день доехать до Германии.
Выйдя на улицу, мы пошли по карте до ближайшей автобусной остановки. Мы не планировали тратиться на автобус, так как знали, что для туристов они работают бесплатно!
Добравшись до метро, мы поехали на конечную станцию Hallunda, на другой конец Стокгольма. Очень удобно было стартовать с этой точки. Станция находится как раз напротив шоссе, по которому нам нужно было ехать.
Мы вышли из метро, вдохнули поглубже чистый шведский воздух, перекрестились и пошли на заправку рядом с шоссе.
В последний день перед поездкой, я посмотрел на youtube ролики тех, кто уже давно путешествует автостопом, послушал их советы. Одним из них был — ловить машину именно на заправках. Этот лайфхак очень нам помог.
Когда мы нашли заправку, то с радостью обнаружили Макдональдс. Почему с радостью? Потому что на таких заправках всегда останавливается больше водителей, чтобы перекусить и согреться.
С собой у нас были предварительно заготовленные картонки с написанным на них маркером словом «Мальме».
В самом начале мы встали вдвоём прямо напротив машин, которые заправлялись. Достали свои таблички и махали ими проезжавшим мимо машинам. Пытались обратить на себя внимание водителей больших машин, минивенов. Прошел час и ничего не работало. Мы стали замерзать. Мне в голову стали закрадываться сомнения: зачем, для чего мы это делаем, кому и что пытаемся доказать? Мысль о том, что есть деньги (а у нас были кредитные карты), можно поехать в аэропорт, купить билеты за 4 тыс. рублей в Москву, улететь и через 2—3 часа быть дома, не давала мне покоя. Но я публично пообещал проехать этот путь и это обещание — единственное, что согревало меня. Я постоянно себе твердил: «Нет, мы идём до конца!».
Спустя час безуспешных попыток найти попутку, мы с приятелем решили разойтись. Я подумал, что люди нас не подбирают, потому что мы стоим вдвоём, два здоровых мужика. Вероятно, водители боятся нас брать на борт.
И действительно, впоследствии мы выяснили, что самая хорошая комбинация для путешествий автостопом — это две девушки, им помогают чаще. Чуть меньше везёт девушке с парнем. Ну и меньше всего шансов на успех имеют два взрослых парня. Когда мы разделились, периодически стали останавливаться машины. Мой друг стоял около входа в Макдональдс, а я напротив заправляющихся машин.
Так мы простояли еще час. Кто-то останавливался, чтобы спросить куда мы едем, но все ехали в другие города. К этому времени мы уже изрядно устали и окончательно замёрзли, пошли греться в кафе. Мне в голову пришла идея, почему бы нам не указать на табличках 2—3 ближайших крупных города, лежащих на пути следования к Мальме. А вдруг кто-то едет туда, в нужном нам направлении, но не останавливается, считая, что ничем не может помочь! Нам нужно в Мальме, а водитель сворачивает раньше.
Продвинуться вперёд, хотя бы на небольшое расстояние — это лучше, чем стоять на месте. Автостоп вынуждал очень быстро реагировать на ситуацию. Не получилось так? Сообразили, оперативно придумали другой вариант. Снова не получилось? Ничего страшного, думаем дальше, пока не достигнем желаемого результата! Мы поменяли таблички, добавили города и разошлись в разные стороны — эти действия помогли нам поймать первую машину всего за 3 часа с момента старта. Теперь я знаю, что это довольно быстро (как выяснилось потом).
Как нам удалось поймать первую машину и сделать этот первый шаг? Ко мне подъехал автомобиль по типу нашей газели, и парень на ломаном шведском начал что-то объяснять. Он стал показывать пальцем на город на моей табличке. По интонациям и жестам я догадываюсь, что этот молодой человек едет в город (Nykoping) и предлагает свою помощь мне. Это примерно 30% от запланированного пути. Я пытался говорить на английском, но мы друг друга совсем не понимали, приходилось общаться буквально на пальцах:
— Друг, нас двое.
— Нет, только одно место, — показывает на пальцах, — на втором матрас.
Я заглянул в машину. Действительно, второе место было занято. Не отступая, я стал буквально умолять водителя что-нибудь придумать и взять нас с собой. После 10 минут уговоров парень всё-таки поддался и решил убрать матрас назад, мы с приятелем сели внутрь теплой кабины. Первый шаг сделан! Это была забавнейшая ситуация. Она показала, что моё упорство может принести свои плоды. Всё так же, как и в жизни. Когда мы идём до конца, имеем чёткое намерение и прикладываем усилия, всё начинает получаться. Вы не представляете, как мы были рады поймать машину спустя 3 часа, когда нас всё чаще стали посещать мысли: «для чего это, зачем, ещё и холодно, зачем мы поехали осенью». Это было чувство небывалой эйфории и счастья! У нас получилось! Мы смогли поймать свою первую в жизни машину! Сидеть в этой машине и ехать дальше — в тот момент для нас не было большего счастья. Мы так замёрзли на улице в поисках попутки, что в дороге нас даже немного разморило, настолько тепло и комфортно было.
Пару часов в дороге пролетели незаметно. Парень высадил нас на дороге, дальше его путь лежал в город в стороне от трассы. Вокруг бескрайние зелёные поля. Машины здесь не останавливаются, это шоссе, даже съездов поблизости нет. Простояв с вытянутой рукой минут 15, мы поняли, что не дождемся так результата, и просто пошли пешком вперёд искать заправку или населенный пункт по пути. У нас не работал интернет, мы просто шли наугад. Шли мы так около часа, держа руку вытянутой вперёд на случай, если кто-то остановится.
Внезапно я слышу сирену позади себя. Оборачиваюсь, а там — полицейский. Мы с Артёмом поспешили убрать таблички и невозмутимо пошли дальше. Машина с сиреной продолжала спокойно, очень медленно двигаться за нами. Немного погодя, полицейский остановился и окликнул нас. Я подошёл к нему:
— Вы знаете, что запрещено ловить машину на трассе? — спросил меня страж порядка на английском. Конечно, об этом я слышал и раньше, но «включил дурачка». Все-таки уроки выживания на youtube не прошли даром!
— Ой, простите, пожалуйста! Просто мы заблудились, нас высадили на дороге, мы не знаем, как ехать дальше.
Полицейский вошёл в наше положение, не стал штрафовать и подсказал, что через 500 метров есть заправка. Не просто подсказал, а даже проводил до неё, всё так же следуя за нами на своей машине. Подвозить таких нарушителей запрещено, если только в участок. Эта АЗС была очень большая, тоже с Макдональдсом.
На самом деле, заправки с Макдональдсом — самый удачный вариант для того, чтобы ловить машину. Это самая популярная сеть быстрого питания, которая привлекает ещё больше водителей. Мы потёрли руки в предвкушении найти попутчиков за полчаса и ехать дальше, ничего же сложного.
Прошел еще час и стало смеркаться. Поначалу тот факт, что ловить машину придётся после 4х часов дня, нас не смущал. Но потом стало ясно: в тёмное время суток шансы практически равняются нулю. Самые удачные часы для автостопа — с 9 утра до 16 вечера. И в этом трудность путешествия зимой. К горлу начал поступать ком. Где нам ночевать? Почему все так трудно? Почему никто не помогает?
Мы действовали по стандартной схеме. Написали на табличках названия близлежащих городов, разделились: я стоял у макдональдса, Артём — на заправке. Прошёл еще час, ещё полчаса.
Я решил поменять позицию и пошёл на перекрёсток, откуда люди заезжают на заправку. Возможно, там получится поймать машину быстрее, ведь не все заезжают на АЗС — кто-то просто проезжает мимо. Интуитивно мне казалось, что это правильное решение.
Через 10 минут ко мне подъезжает машина, разворачивается, и мой приятель открывает заднюю дверь. В машине семья. Муж, жена и на заднем сиденье мой друг с их маленькой дочкой. Это было очень неожиданно. Закинув рюкзак назад, я сел, и мы снова двинулись в путь. По ходу нашего знакомства выяснилось, что эти открытые, добрые, приветливые люди сами когда-то путешествовали автостопом. Для европейцев — это нормальное времяпрепровождение. В России же к автостопу относятся негативно, считают очень рискованным занятием и даже опасным.
Поэтому я очень впечатлился тем, что люди взяли нас с собой, посадили вместе со своей дочкой, спящей в люльке. Представляете, какой уровень доверия первым встречным! Меня это поразило до глубины души. Конечно, они постоянно поглядывали назад, проверяли, всё ли хорошо, но мы подружились, добавили тут же друг друга в социальных сетях и до сих пор иногда переписываемся. Во время нашей поездки солнце окончательно село и пошел дождь. Я стал сомневаться, что сегодня мы доедем до Мальме…
Эти люди довезли нас до города Jonkoping, который расположился ровно посередине между Мальме и Стокгольмом. Времени было уже около восьми часов вечера. Небольшой дождь продолжал идти.
Проехав полпути, мы от души поблагодарили тех, кто помог нам в этом. Далее в наших планах было добраться до Мальме, а оттуда на пароме отправиться прямиком до Дании. Наш маршрут лежал через 6 стран: Швеция, Дания, Германия, Польша, Беларусь и Россия. Очень интересно, что из Швеции летали самолёты в Польшу всего за 20 евро. Узнав об этом, мы задумались, что могли бы сократить свой путь, но тогда он не был бы таким интересным и впечатляющим.
Когда мы приехали в Jonkoping — небольшой промышленный городок, то сразу пошли искать заправку, она была неподалёку. Судя по карте, это должна была быть большая АЗС, но на деле оказалось, что там все 3 колонки с бензином и машин было совсем немного.
Простояв какое-то время с нашими намокшими табличками, мы поняли, что здесь ловить больше нечего и решили пойти на соседнюю заправку побольше. Всё бы ничего, но в 10 часов вечера она закрывалась, это меня очень поразило и испугало. Куда идти, если вдруг не поймаем?
Мы простояли около 40 минут, но машину так и не поймали. Стало появляться раздражение, как следствие усталости. Все-таки весь день в пути и погода не очень радовала.
Тогда было принято решение пойти вглубь города. Откровенно говоря, к этому моменту наши сомнения усилились, и негативная энергия начала выливаться наружу. Я постоянно сравниваю автостоп с нашей обычной жизнью. Прелесть автостопа в том, что каждый день что-то может пойти не так, как ты запланировал. Ты должен быть к этому готов, воспринимать это как норму. Только тогда есть шанс на успех, когда ты спокойно принимаешь решения, без лишних эмоций и суеты. Так и в жизни. Тебя в любой момент могут уволить, или угнать твою машину, или тебе придётся переехать в другой город — ты должен быть к этому готов. Но мы так скрупулезно планируем свою жизнь, настолько уверены в мнимой стабильности, что внезапные изменения ввергают нас в шок или ступор. Так получилось и в этот день. Мы с приятелем начали ссориться. Он злился и недоумевал, почему мы так упрямо хотим именно сегодня доехать до Мальме. Уже холодно, темно, он замёрз и хочет есть. Почему мы должны тратить только 100 евро? Почему нельзя снять нормальный тёплый номер в гостинице?
Я ему начал объяснять:
— Послушай, мы так договорились, мы озвучили условия сразу. Может быть тяжело, может быть непонятно, как действовать. Но мы должны собраться и двигаться дальше к цели, а не опускать руки при первых же трудностях!
Оказалось, что у нас с приятелем были совершенно разные ожидания от поездки. Я был готов к сложностям, я понимал, что такое возможно. Мой приятель же ожидал лёгкой спокойной прогулки, когда машины сами выстраиваются в ряд, чтобы отвезти нас до какого-то пункта и мы двигаемся легко и непринужденно. Поэтому он никак не мог принять и понять ту ситуацию, в которой мы оказались, сопротивлялся ей.
Мы дошли до ближайшего Макдональдса, чтобы сесть и подумать, как быть дальше. Времени было уже около десяти вечера, и силы меня тоже покидали. Я понимал, что мы можем опять пойти на заправку, ловить там машины. Но не факт, что кто-нибудь остановится. Городок находился в стороне от трассы, многие машины чаще просто проезжали его. Мы написали в социальные сети пост с просьбой о помощи. Надеялись, что у кого-то из наших друзей есть знакомые в этом городе. Но всё было напрасно.
Тогда было решено остаться на ночь в Jonkoping. Нужно было найти место для ночлега. С этим проблем не было. Поблизости располагался хостел, в котором нам предложили комнату на двоих за 50 евро за ночь. Недолго думая, мы согласились. К тому же, в стоимость был включен завтрак. Это играло нам на руку — мы могли взять еду с собой и хотя бы завтрашний день не думать, где же можно перекусить, не тратить деньги. Мы зарегистрировались, пришли в комнату и сразу легли спать. Это была, наверное, одна из самых мягких и комфортных кроватей в моей жизни, тем более, после такого трудного дня. Ведь всё начиналось довольно хорошо. Когда мы, счастливые, поймали свою первую машину и поехали из Стокгольма навстречу приключениям. Однако потом не всё было так радужно. Трудности постоянно пытались наступить нам на пятки, сломить веру в себя и свою цель, но я сам себе постоянно говорил «нет, мы будем двигаться дальше!»
В поисках ночлега в Мальме мы заранее установили и просмотрели приложение CouchSurfing. В нём отзывчивые люди по всей планете предлагают бесплатно поселить у себя на время таких странников, как мы. Но из Мальме предложений переночевать не было. И вот, волей судьбы мы застряли в Jonkoping. Кто знает, может, так оно всё и должно быть?
По итогу первого дня нашего путешествия я немного изменил правила. Изначально предполагалось, что тратить 100 евро мы можем только на еду. Теперь же эту сумму мы можем тратить на что угодно, и на транспорт, и на проживание. Но главное осталось неизменным: потратив по 100 евро, мы остаёмся ни с чем и не имеем права тратить деньги с карт.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги АВТОСТОП. Шесть дней, которые изменили мою жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других