В книге даны теоретические и практические подходы к проблеме обеспечения международной безопасности и соблюдения прав и свобод человека в современном мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международная безопасность и соблюдение прав и свобод человека в современном мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК АСПЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
§1. Общее описание понятия и системы прав человека
Права человека — это те неотъемлемые права, которые даны каждому человеку от рождения, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Стремление защищать человеческое достоинство всех людей является ядром концепции прав человека. Идея достоинства человека такая же древняя, как и история человечества, и существует в различных формах во всех культурах и религиях. Например, высокую ценность человека можно проследить в африканской философии «убунту» или в защите иностранцев в исламе. Золотое правило, согласно которому к другим следует относиться так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам, существует во всех основных религиях. То же самое относится и к обязанности общества заботиться о своих нищих, и к фундаментальным идеям о социальной справедливости. Однако, идея «прав человека» является результатом философской мысли современности, основанной на философии рационализма и Просвещения, на либерализме и демократии, а также на социализме. И хотя современная концепция прав человека в основном исходит из Европы, необходимо заметить, что идеи свободы и социальной справедливости, являющиеся фундаментальными для прав человека, присущи всем культурам. Организация Объединенных Наций под руководством Элеоноры Рузвельт, Рене Кассин и Джозефа Малика разработала ВДПЧ, над которой трудились 80 человек с Юга и Севера, оттачивая ее идеи и язык. Права человека стали всемирной концепцией, с сильным влиянием Востока и Юга, т.е. концепцией экономических, социальных и культурных прав, права на самоопределение и развитие, свободу от расовой дискриминации и апартеида41.
Концепция прав человека утверждает, что каждый человек имеет право пользоваться своими правами человека без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Права человека обеспечиваются законодательством по правам человека, защищая индивидов и группы от действий, противоречащих основным свободам и человеческому достоинству. Они выражены в договорах, международном обычном праве, сводах законов и других источниках права. Законодательство по правам человека возлагает на государства обязательство действовать определённым образом и запрещает государствам осуществлять определённую деятельность. Однако, закон не устанавливает права человека. Права человека — это такие права, которые приходят к каждому человеку, как следствие того, что он является человеком. Договоры и другие источники права обычно служат для формальной защиты прав индивидов и групп в отношении действий или отказа от действий правительства, которые препятствуют осуществлению их прав человека. Понятие «права человека» вошло в употребление и стало общепринятым только в XX-м в. Одни из самых характерных черт прав человека: права человека основаны на уважении достоинства и ценности каждого человека; они универсальны, т.е. они применяются в равной степени и без дискриминации ко всем людям; права человека являются неотъемлемыми; права человека едины, взаимосвязаны и взаимозависимы42.
Идея прав человека о том, что каждый обладает комплексом незыблемых прав только на основании того, что является человеком, независимо от правового статуса, происхождения и предъявленного обвинения является продуктом Европейской мысли XVII и XVIII вв. Она появляется как идея Гуманизма в период Раннего Нового времени и становится основной мыслью Эпохи Просвещения в XVIII в. Идея прав даже не всегда существует в каждом обществе или развитой цивилизации, т.к. права — это не тоже самое, что определенные нормы поведения, за нарушение которых следует наказание согласно законам со стороны органов власти. Эти законы могут иметь под собой несправедливые основания по отношению к отдельным лицам или использоваться для притеснения меньшинств43.
Известно, что реформы Урукагина из Лагаша, самый ранний из известных правовой кодекс (ок. 2350 до н.э.), должен содержать в некоторой степени концепцию прав, но сам текст его указов до сих пор не найден. Старейший правовой кодекс, сохранившийся до наших дней, Нео-шумерский Кодекс Ур-Намму (ок. 2050 до н.э.). Несколько других сводов законов также происходят из Месопотамии, включая Кодекс Хаммурапи (ок. 1780 до н.э.) один из самых известных примеров такого рода документов. Он устанавливает правила и меры наказания в случае нарушения этих правил, по ряду вопросов, включая права женщин, права мужчин, права детей и права рабов. Некоторые историки полагают, что Ахамединская империя древнего Ирана заложила беспрецедентные принципы прав человека в VI-м в. до н.э. под руководством Кира Великого. После исторического завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. король выпустил Цилиндр Кира, который рассматривается сегодня как один из первых документов по правам человека. Заявление о религиозной терпимости, основанной на равноправии содержится в эдиктах царя Ашоки, в которых подчёркивается важность толерантности в государственной политике правительства. В этих эдиктах также осуждается убийство или захват военнопленных44. Самые ранние нормы, определяющие правила поведения, носили предписательный или запрещающий характер. Нарушение этих норм могло привести к конфликту. История знала великих законодателей — римлян, византийского императора Юстиниана, который в VI в. издал свой Свод законов, в котором попытался ввести единую схему прав и обязанностей. Все мировые религии имеют своей целью ввести понятные и единообразные правила поведения, основанные на божественных законах. Во всех них содержится глубокая идея о достоинстве человека, наличии у него обязанностей по отношению к ближнему, природе, Богу и, вообще, ко всему, что нас окружает45. Многие реформы в области прав человека проходили в Исламе, в период правления Мохаммеда. Это были реформы в таких сферах, как социальное обеспечение, семья, рабство, права женщин и меньшинств. Великая хартия вольностей 1215 г. оказала самое значительное влияние на обширный исторический процесс, приведший к установлению конституционного права. Она также оказала влияние на развитие общего права и появление многих конституционных документов таких, как Конституция США и Билль о правах. Для нового времени, лучше всех выдержавшим испытание временем наследием Великой хартии вольностей считается право Хабеас корпус. Хартия включает также права на справедливое судопроизводство46. Покорение Америки испанцами в XVI в. оживило обсуждение прав человека в Испании. Дискуссия 1550—1551 гг. между Лас-Касас и Хуаном Гинесом де Сепульведа в Вальядолиде, вероятно, первая на тему прав человека в истории Европы.
Однако до начала XVII в. попытки ввести систему подобных прав, с социальной, правовой, светской или церковной точки зрения, больше зависели от статуса человека и его положения в обществе, чем от понимания абстрактных прав, которыми человек наделялся вне зависимости от происхождения.
Затем внимание переместилось от социальной ответственности к нуждам индивида и участия в общественной жизни. Под влиянием таких мыслителей, как Гроций, Гоббс и Локк, эти ценности стали считаться основой благосостояния. Позже они стали называться «естественными правами», или «правами человека». Эти естественные права стали частью этики. Само понятие быстро распространялось по мере исчезновения экономических барьеров между государствами. Концепция естественного права состояла в том, что все люди свободны и равны. Локковские естественные права не зависят от гражданства, от законов государства, не ограничивались конкретной этнической, культурной или религиозной группой47. Защита прав, особенно на участие в политической жизни и на свободу религиозных взглядов, от тирании правительства, стала одной из главных причин Английской революции 1640 г. (когда правительство возглавил Оливер Кромвель, а король был казнен), «славной революции» 1688 г., восстановившей монархию, но приведшей к Биллю о правах 1689 г. К концу XVIII в. благодаря философу Дж. Локку, встал вопрос о том, что божественным законом был предусмотрен запрет приносить вред жизни окружающих, их здоровью, свободе и имуществу. Эти права неотчуждаемы, для их защиты нужно делать все. Такая точка зрения уменьшала роль правительств. Подчинение могло быть только по желанию. Правительства должны были защищать естественные права. Круг их полномочий сужался. Если они выходили за рамки своих полномочий, от таких правительств можно было избавиться.48
Подобные взгляды предопределили появление Американской Декларации независимости 1776 г. В ней утверждалось, что правительства должны управлять с согласия народа. Декларация прав Вирджинии от 1776 г. устанавливает ряд основных прав и свобод. Более поздняя Декларация независимости США включает принципы естественных прав и гласит, «что все люди созданы равными что они наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Аналогично французская Декларация прав человека и гражданина определяет набор индивидуальных и коллективных прав людей, которые распространяются не только на французских граждан, а на всех без исключения. Философы, такие как Томас Пейн, Джон Стюарт Милль и Гегель развивали тему универсальности в течение XVIII и XIX вв.. В 1831 г. Уильям Ллойд Гаррисон написал в газете «Освободитель», что он пытается заручиться поддержкой своих читателей в «великом деле защиты прав человека». Таким образом, понятие «права человека» возможно вошло в применение где-то между «Правами человека» Пэйна и публикацией Гаррисона. В 1849 г. Генри Дэвид Торо, пишет о правах человека в своем трактате «О гражданском неповиновении», который позже оказал влияние на философию прав человека и гражданско-правовых мыслителей. Создание Международного комитета Красного Креста, Кодекс Либера 1864 г. и первая Женевская конвенция заложили основы Международного гуманитарного права. В 1919 г. после окончания Первой мировой войны на переговорах по Версальскому договору была учреждена Лига Наций. Целями Лиги были разоружение, предотвращения войны благодаря коллективной безопасности, урегулирование споров между странами посредством переговоров, дипломатии и улучшения всеобщего благосостояния. В её Уставе был закреплён мандат по поощрению многих прав, которые впоследствии были включены во Всеобщую декларацию прав человека. В результате усилий Анри Дюнана, основателя Международного комитета Красного Креста между 1864 и 1949 гг. появилась Женевские конвенции. Конвенции защищают права человека лиц, вовлеченных в конфликт, и последующие Гаагские конвенции от 1899 и 1907 гг. являются первой попыткой международного сообщества установить правила войны. По итогам Второй Мировой войны конвенции были пересмотрены и снова стали применяться мировым сообществом в 1949 г.49 Всеобщая декларация прав человека, являющаяся рекомендательной, была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. отчасти в ответ на варварство Второй мировой войны. Всеобщая декларация прав человека призывает государства-члены содействовать обеспечению прав человека, гражданских, экономических и социальных прав, утверждая, что эти права являются составным элементом «основы свободы, справедливости и мира во всем мире». Декларация была первой законной попыткой ограничить деятельность государств и навязать им обязательства перед своими гражданами в соответствии с моделью дуализма права-обязанности.
Самые известные права — право на жизнь, на собственность (ограничивая область государственного вмешательства), гражданские права (голоса, национальности, участия в общественной жизни), право на равенство перед законом и на его защиту, а также социальные, экономические и культурные права. Последние приобрели необыкновенную актуальность в XX в. До сих пор обсуждается важная и непростая тема социальной справедливости и равномерного распределения благ50.
Современная система защиты прав человека представляет собой совокупность несколько элементов. Основу системы составляют концептуальные идеи и принципы, документы, которые принимаются для реализации этих идей, и структуры (органы и организации), принявшие эти документы и призванные претворять их в жизнь51.
Существуют следующие группы организаций по защите прав человека: Органы ООН, региональные органы, международные представители и неправительственные организации.
Организация Объединенных Наций (ООН) создала всемирную структуру для защиты прав человека, в значительной степени на базе ее устава, не обязывающих декларациях, юридически обязывающих договорах и на различных действиях, нацеленных на продвигающуюся демократию и права человека во всем мире.
ООН часто считает необходимым определить права в осторожной манере, поскольку это ведущий чрезвычайно разнообразной группы государств-членов, с разными экономическими, социальными, культурными и политическими историями. Впоследствии, ООН должен приспособить эти различия в его механизмах по защите прав человека, которые выделены в соглашениях и декларациях. Таким образом, эти методы могут быть менее независимыми или нуждаться в строгом осуществлении по сравнению с теми из региональных учреждений. Широкие соглашения позволяют ООН приспосабливать спектр различных точек зрения. ООН, таким образом, затрагивает больше наций и еще больше людей, чем могло бы любое региональное учреждение.
Система ООН по защите прав человека имеет три главных компонента: сначала, устанавливает международные стандарты через свой устав, юридически обязывающие договора, необязывающие декларации, соглашения, и документы; затем, имеет мандаты Специальных Peпopтepoв и экспертов, и групп, типа рабочих групп, комитетов и организмов соглашения, работать в различных манерах для поощрения и защиты прав человека; наконец, предлагает техническую помощь через Добровольный Фонд для Консультаций и Технической Помощи в области Прав человека52.
Совет по правам человека — основной политический орган ООН, ответственный за распространение культуры прав человека на основе универсальных ценностей и принятие мер по защите жертв нарушений прав человека во всем мире53.
Несколько договоров ООН по правам человека предусматривают создание механизмов контроля за их соблюдением и органов, осуществляющих этот контроль. Такие органы принято называть договорными (англ. «treaty bodies»). На сегодня существует шесть договорных органов ООН: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток и Комитет по правам ребенка. Международная организация труда и Юнеско также обладают рядом полномочий и процедур по защите прав человека в области своей компетенции54.
В дополнение к всеобщим инструментам защиты прав человека были разработаны несколько региональных систем прав человека, которые обычно предоставляют более высокий стандарт прав и их реализации. Преимуществом региональных систем является их способность разрешать жалобы более эффективно. Суды могут выносить обязательные для исполнения решения с компенсацией, а рекомендации Комиссий по правам человека обычно серьезно воспринимаются государствами. Они могут привести не только к прецедентным делам, толкующим и проясняющим положения инструментов прав человека, но также и к изменениям в национальном законодательстве для приведения его в соответствие с международными обязательствами в области прав человека. Кроме того, региональные системы уделяют большое внимание культурным и религиозным проблемам, если для этого существуют веские причины.
Европейская система прав человека55 состоит из 3 слоев: системы Совета Европы (в настоящее время 47 членов), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (57 членов) и Европейского Союза (в настоящее время 27). Европейская система прав человека является наиболее развитой региональной системой. Она развилась в качестве реакции на масштабные нарушения прав человека во время Второй мировой войны. Права человека, верховенство закона и плюралистическая демократия являются краеугольными камнями европейского правопорядка.
Межамериканская система прав человека56 берет начало от Американской декларации прав и обязанностей человека, которая была принята в 1948 г., одновременно с Уставом Организации американских государств (ОАГ). Межамериканская комиссия по правам человека, созданная ОАГ в 1959 г. и состоящая из семи членов, является основным органом системы. В 1978 г. вступила в силу Американская конвенция о правах человека, принятая в 1969 г. Конвенция также предполагает создание Межамериканского суда по правам человека, который был учрежден в 1979 г. и находится в Коста-Рике, где также находится Межамериканский институт прав человека57.
Африканская система прав человека58 была создана в 1981 г. с принятием ОАЕ Африканской хартии прав человека и народов, которая вступила в силу в 1986 г. Она учредила Африканскую комиссию по правам человека и народов, состоящую из 11 членов, со штаб-квартирой в г. Банджул, Гамбия. В настоящее время все 53 государства-члена Африканского союза (АС), который сменил ОАЕ в 2001 г., ратифицировали Африканскую хартию, которая пошла по пути Всеобщей декларации прав человека, объединяя все категории прав человека в едином документе. У Комиссии есть обширный мандат в сфере продвижения прав человека, она также может получать жалобы от государств (чего до сих пор не происходило) и от физических лиц или групп. Критерии приемлемости широки и позволяют НПО и физическим лицам представлять интересы жертв нарушений. Однако, Комиссия не имеет права выносить юридически обязательных решений, что является одной из причин принятия протокола к Хартии об учреждении Африканского суда по правам человека и народов.
После принятия Конвенции ООН о правах ребенка в 1989 г., в 1990 г. была принята Африканская хартия прав и благополучия ребенка, вступившая в силу в 1999 г.
Арабская хартия прав человека была разработана арабскими экспертами по правам человека и принята Советом Лиги арабских государств в 1994 г. и вступила в силу в 2008 г.
Существует также Евро-Азиатский диалог между Европейским Союзом и десятью государствами ASEM в области прав человека. Подобный диалог осуществляется также между Европейским Союзом и Китаем59.
В системе защиты прав человека можно выделить в отдельную группу также международных представителей, таких как Верховный Комиссар ООН по правам человека, Верховный Комиссар ООН по делам беженцев, Комиссар Совета Европы по правам человека, Верховный Комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам, специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, представитель ОБСЕ по свободе СМИ.
Влияние гражданского общества, представленного в основном неправительственными организациями (НПО), на развитие системы прав человека было решающим. Деятельность НПО основывается на свободе ассоциаций, защищенной статьей 22 МПГПП. Они являются ключевыми субъектами гражданского общества, защищающими и поощряющими права человека. В рамках ООН они стали своего рода «совестью мира». Они часто занимаются защитой конкретных интересов, таких как свобода выражения и свобода средств массовой информации («Article 19»), а также предотвращением пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения («Ассоциация по предотвращению пыток», АРТ). НПО, такие как «Международная Амнистия», используют специальные процедуры, например, «воззвание к срочным действиям» для того, чтобы оказать давление на государства. Стратегия «мобилизация стыда», осуществляемая в основном с помощью независимых средств массовой информации, может быть очень эффективной. Такие НПО, как «Международная Хельсинская Федерация (IHF)», «Международная группа по предотвращению кризисов» (ICG) и «Human Rights Watch», оказывают влияние на государства и международное сообщество путем подготовки отчетов высокого качества, основанных на выяснении фактических обстоятельств и мониторинге. Еще одним эффективным подходом НПО является подготовка «теневых отчетов» в международные органы мониторинга параллельно с официальными государственными отчетами. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи 1998 г. — Декларации о правозащитниках — людям и НПО, работающим на благо прав человека, необходимо предоставить необходимую свободу для этой деятельности и защищать их от всех преследований60.
Права человека — универсальны и присущи каждой культуре и религии, каждому региону, хотя их окончательное оформление принадлежит Европейской мысли. Основные этапы складывания системы защиты прав человека приходятся на XX-й в. Сложившаяся система имеет многоуровневую структуру, в рамках которой происходит взаимодействие и сотрудничество по защите прав человека. Каждый уровень системы защиты прав человека имеет свои преимущества и создаётся для повышения эффективности работы системы прав человека. Принятие некоторых инструментов прав человека, таких как конвенции или договора, учреждение новых органов по правам человека может занимать продолжительный период времени. Между организациями, между государствами продолжает оставаться ряд противоречий по правам человека, но уважение к ним — сегодня черта любого демократического государства.
§2. Тенденции развития международного сотрудничества в области прав человека в современном мире
Как свидетельствует опыт современных международных отношений, проблема международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой. Важное значение, которое придается государствами защите и поощрению прав и свобод человека, делает необходимым тесное международное сотрудничество в этой области, в том числе при помощи укрепления режима международного контроля. Такое сотрудничество на данный момент стало важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности. Одновременно следует иметь в виду, что современные институты и механизмы международного контроля в области прав человека, за исключением, пожалуй, регионального измерения, являются продуктом правового, а зачастую и политического компромисса. На специфику такого контроля сильнейшее воздействие оказало деление мира на два полюса, противостояние между социалистической и капиталистической системами — в прошлом, а также развитых и развивающихся стран — в современный исторический момент. В этой связи международный контроль в области прав человека в настоящих условиях носит во многом мягкий, непревентивный характер (своеобразный контроль post-factum). Думается, что данная особенность развития международных контрольных правозащитных механизмов будет сохраняться до тех пор, пока на практике, в действительности не изменится подход различных государств и групп государств к межгосударственному сотрудничеству в рассматриваемой области61.
Одной из современных тенденций эволюции контроля в области прав человека является, по сути, отказ от такого его основополагающего качества, как субсидиарность. Контрольные органы и целый ряд государств выступают за то, чтобы международные контрольные механизмы и институты были задействованы на как можно более ранней стадии, фактически еще до вынесения последнего решения национальными органами. Думается, что данная тенденция противоречит сущности международного контроля в области прав человека — тем принципам, на основе которых эта система создавалась изначально. Именно в данном контексте следует рассматривать, в частности, предложение Парламентской Ассамблеи Совета Европы о создании поста Прокурора при Европейском Суде по правам человека, который был бы наделен целым рядом контрольных функций и полномочий в рамках механизма по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Эволюция международной контрольной деятельности в области прав человека ясно свидетельствует если не об отказе, то, по крайней мере, о существенном ограничении действия и сужении сферы применения принципа невмешательства во внутренние дела государств в том, что касается международного права прав человека. Следует предположить, что данная тенденция будет сохранена и в будущем. В любом случае политика и практика государства в правозащитной области уже не могут рассматриваться как относящиеся исключительно к сфере внутренней компетенции. Функционирование систем контроля в области защиты прав человека является подтверждением правильности вывода Всемирной конференции по правам человека 1993 г. о том, что «поощрение и защита прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества»62.
В последние десятилетия наблюдается процесс появления новых государств — субъектов международного права. Одновременно как «старые», так и «новые» государства все активнее рассматривают вопрос об участии в международных договорах в сфере прав человека.
Ежегодно в Женеве в марте — апреле проводятся очередные сессии Комиссии ООН по правам человека продолжительностью 6 недель. В ходе указанных сессий принимаются более ста резолюций и решений по широчайшему кругу проблем, который за последние несколько лет неуклонно увеличивается. Причем многие из таких проблем с большой натяжкой можно отнести к строго правозащитным. Например, перевозка токсичных отходов, разоружение, доступ к легкому и стрелковому оружию, международная торговля и т. д. Подобное стремление со стороны отдельных государств «объять необъятное» и заставить Комиссию, по сути, выйти за пределы своей компетенции, тем самым нарушить собственный мандат, далеко не всегда способствует повышению авторитета этого органа, а также эффективности его деятельности.
Кроме того, внесение на рассмотрение Комиссии заведомо конфронтационных проектов резолюций и решений неизбежно приводит к политизации дискуссии, усилению взаимного недоверия государств. Возникает ситуация, при которой обсуждение проблематики поощрения и защиты прав и свобод человека содействует не объединению, а разобщению стран, результату, прямо противоположному целям и принципам ООН. Более того, это противоречит и мандату, и предназначению самой Комиссии. Такая ситуация является, несомненно, парадоксальной и неприемлемой63.
По мнению большинства исследователей в области международного права в области прав человека, наиболее эффективная система международного контроля была создана именно на региональном уровне — в рамках Совета Европы. Следует в полной мере согласиться с бывшим председателем Европейского Суда по правам человека Ролвом Рисдалом в том, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека более эффективную, нежели та, которая была создана… в Страсбурге». Основополагающая роль региональных механизмов в поощрении и защите прав человека была особо отмечена в итоговом документе Всемирной конференции по правам человека (1993 г.)
В последние годы участники ОБСЕ не раз выражали озабоченность относительно давления на судей, нарушений прозрачности судебного процесса, преград доступу к правосудию, коррупции, недостаточности финансирования судов, а также ограничения доступа к юридической помощи. БДИПЧ/ОБСЕ также было отмечено, что право на эффективные средства защиты было подорвано дискуссиями и практикой, связанной с международной борьбой с терроризмом64
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международная безопасность и соблюдение прав и свобод человека в современном мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
41
Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека / Под ред. В. Бенедек, М. Николова. — Варшава, 2005. С.14
43
Rayner M. History of Universal human rights — up to WW2. — URL: http://www.universalrights.net/main/histof.htm
45
Rayner M. History of Universal human rights — up to WW2. — URL: http://www.universalrights.net/main/histof.htm
48
Rayner M. History of Universal human rights — up to WW2. — URL: http://www.universalrights.net/main/histof.htm
49
Rayner M. History of Universal human rights — up to WW2. — URL: http://www.universalrights.net/main/histof.htm
50
Rayner M. History of Universal human rights — up to WW2. — URL: http://www.universalrights.net/main/histof.htm
52
Геес С. Система Прав Человека Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Ассоциация по обучению в области прав человека (HREA). — 2003. — Адрес ссылки: http://www.hrea.org/ru/learn/guides/UN.html
53
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. — М., 2003. С. 89.
54
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. — М., 2003. С. 103.
57
Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека / Под ред. В. Бенедек, М. Николова. — Варшава, 2005. — С. 33—34.
59
Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека / Под ред. В. Бенедек, М. Николова. — Варшава, 2005. — С. 34 — 37.
60
Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека / Под ред. В. Бенедек, М. Николова. — Варшава, 2005. — С. 28.
61
Лукьянцев Г. К. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека [Электронный ресурс] // Lawmix.ru. — Адрес ссылки: http://www.lawmix.ru/comm/2425
62
Лукьянцев Г. К. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека [Электронный ресурс] // Lawmix.ru. — Адрес ссылки: http://www.lawmix.ru/comm/2425