Ранее книга выходила под названием «Мама, я боюсь! Как научить ребенка справляться со страхами». Книга поможет заботливым взрослым найти подход к детским страхам, успокоить напуганного ребенка и научить его извлекать пользу из древней и естественной эмоции. Познавая мир, ребенок может найти в нем много страшного: от злой собаки до чудовища под кроватью. Порой его охватывает тревога перед контрольной или пугает возможная потеря близких. Взрослым – родителям, учителям, бабушкам и дедушкам – бывает трудно обсудить эти страхи с детьми, не обесценивая и не пристыжая, ведь мы сами легко поддаемся панике. Авторы книги, эксперты в области эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и Александра Чканикова, предлагают не избавляться от страхов и не отрицать их, а находить в них пользу и ресурс – так, чтобы страх становился для ребенка не врагом, а союзником. К каждой главе книги прилагаются практические задания и упражнения для детей и родителей, а также примеры диалогов с ребенком в каждой конкретной ситуации. Благодаря этому вся семья сможет шаг за шагом подружиться со страхами. От авторов Когда в какой-нибудь книге, статье или на учебном вебинаре вам предлагают «избавиться от страха», знайте: этому ресурсу нельзя доверять. Избавление от страха – это утопия, а бесстрашие само по себе почти несовместимая с жизнью патология. Нет смысла мечтать о том, чтобы ваши дети ничего не боялись. Лучше давайте подумаем, как научить их бояться так, чтобы страх, эта сильная, древняя эмоция, не мешал им жить, а, наоборот, помогал. Не вызывал дикую боль, а подавал ценный сигнал. Не вводил в ступор, а побуждал к полезному и разумному действию. Именно для этого мы и написали нашу книгу – чтобы родители через повседневный диалог учили детей бояться правильно. P.S. Мы не рекомендуем давать эту книгу детям: она написана в первую очередь для тех, кто собирается помогать другим справляться со страхом. Давайте не будем делегировать детям такую сложную функцию – лучше освоим ее сами. Для кого эта книга Для всех взрослых, которым приходится сталкиваться с детскими страхами: родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестер, педагогов, воспитателей и тренеров. Книга объяснит, как справиться со своими эмоциями и как помочь ребенку. Фишки книги В каждой главе есть разделы «Практика» и «Говорим с ребенком». В «Практике» даются полезные советы и упражнения для взрослых, а также инструкции для проведения социально-психологических игр, которые помогут изучить собственные эмоции и развить эмоциональный интеллект. В разделе «Говорим с ребенком» приводятся примеры конкретных диалогов и родительских реплик. Вы можете использовать их практически дословно. Но лучше попробовать сказать все то же самое, только своими словами – так, чтобы они звучали естественно и понятно для вашего ребенка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детские страхи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Механика страха
Внимание: в этой главе мы рассказываем о нейрофизиологическом процессе возникновения страха. Мы постарались описать его как можно проще, использовали только необходимые термины. Но если вы понимаете, что вам эта тема не очень интересна, просто пролистните главу. У вас всегда будет возможность вернуться к ней и разобраться в том, что такое неокортекс, лимбическая система и зачем эти слова бывают нужны родителям.
Один из самых эффективных способов справиться со страхом заключается в том, чтобы понять, как он работает. Так что давайте поговорим, как мы боимся.
На то, как именно мы ощущаем страх, какие выдаём реакции, влияет множество факторов, в том числе наши индивидуальные физиологические и анатомические особенности. У нас в мозгу на уровне висков есть удивительная область, напоминающая по виду два симметричных миндальных ореха. Это миндалевидное тело — часть головного мозга, влияющая на формирование эмоций. (Кстати, существует крайне редкое генетическое заболевание — всего около 300 случаев с момента открытия, — при котором миндалевидное тело практически разрушается. Пациенты с таким заболеванием вообще не испытывают или почти никогда не испытывают страха.)
Так вот, правое и левое миндалевидные тела развиваются неравномерно и у каждого человека по-своему, в своём темпе. Раннее развитие левой миндалины заставляет ребёнка более резко реагировать на опасности, позднее — делает его чуть более заторможенным в момент страха. Миндалевидное тело у мужчин и женщин тоже ведёт себя неодинаково, обеспечивая разную остроту реакций.
Когда я была маленькая, мама мне часто говорила: «Ты сама себе свой страх напридумывала!» Или: «Не накручивай себя, это не так страшно!» Оправданы ли такие высказывания? Может ли человек действительно сам себя «накрутить» до состояния сильного страха?
Забегая вперёд, ответим: да, отчасти так оно и бывает. Мы можем неосознанно раздуть большой страх из маленького повода. Но независимо от того, накрутил себя человек или нет, он испытывает схожие чувства, и ему в любом случае нужна помощь. Давайте разбираться, как это работает!
Человеческий мозг можно условно (очень условно!) разделить на три функциональных блока (в теории американского нейробиолога Пола Маклина — «три слоя»).
1. Рептильный, или ретикулярный, мозг — очень древний блок, доставшийся нам в наследство от рептилий. Отвечает за базовые функции организма: условные и безусловные рефлексы, чувство голода, инстинкт самосохранения, репродуктивную функцию и т. д. Этот мозг простой, но очень быстрый. Мы ещё не поняли, что произошло, а наше тело уже отреагировало так, как было нужно для нашего спасения или решения каких-то других задач. На рептильном уровне нет эмоций: это лишь рефлексы, импульсивные действия, а они не совсем похожи на то, что мы называем чувствами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детские страхи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других