Здесь собраны материалы студии, которую десять лет вёл в «Живом Журнале» автор многочисленных опубликованных книг разных жанров. Благодаря оригинальной методике, тот, кто хочет овладеть писательскими навыками, также может теперь стать участником книжного варианта студии. Отвечая себе на вопросы к занятиям, выполняя «возможные задания», можно освоить прочитанное практически. Различные вариации затронутых тем помогут взглянуть на писательскую работу с разных точек зрения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки” предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Занятие 15 (21.9.09): Как управиться с текстами
Новый цикл наших занятий (новый семестр) во многом будет основан на тех вопросах и темах, которые возникали на занятиях прошлого семестра. Поэтому ещё раз прошу задавать вопросы, предлагать темы — всё в своё время пойдёт в дело.
Основным инструментом для чисто текстовой работы у нас останется жанр афоризма-определения, о нём шла речь в занятии 4. Кстати, хочу задать вопрос: почему все так мало используют в определениях слово «это»? Оно, конечно, вовсе не обязательно, но может служить для смягчения недостаточного соответствия определяющего слова — определяемому (например, различие в роде или в числе).
Как управиться с текстами
У пишущего человека всегда много текстов. Речь идёт даже не об арифметическом количестве, а о разных видах текстов — с точки зрения писательской работы. Казалось бы, управиться с ними — чисто техническая проблема. К тому же Борис Пастернак писал:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись…
Но архив, безотносительно к известности пишущего человека, образуется сам. К счастью, прогресс подарил нам возможность компьютерной работы с текстами. О ней мы сегодня и поговорим. Надеюсь, все знают, что такое файл (в нашем случае это компьютерный текст с именем, которое мы ему определили) и папка (компьютерный раздел, тоже с именем, для хранения файлов). Папки можно вкладывать друг в друга, и получившаяся структура — это и есть ваш способ хранения текстов. Ниже я опишу своё представление о такой структуре, которое складывалось у меня много лет. Каждый может сопоставить его со своим представлением и решить, как изменить свою структуру хранения текстов.
Все тексты у меня располагаются в трёх папках: 1. Текущее; 2. Свежий архив; 3. Давний архив. Архив для компьютерных текстовых файлов очень важен, потому что позволяет нам посмотреть, какими были прошлые варианты текста.
Папка «Текущее» — основная. В ней собраны папки, названные по темам. Темой может быть название жанра или особо интересующей нас сферы жизни: Дневники, Проза, Сказки (это тоже проза, но особо важный для меня жанр), Стихи… У меня таких папок около двадцати. Рядом с каждой папкой расположена папка с таким же названием, но с припиской «итог». Например: «Проза» и «Проза_итог». Это нужно для того, чтобы сразу понимать, что нуждается в доработке, а что доведено до конца. (Папку «Проза» я буду дальше использовать для примера.) Кстати, в папках «Свежий архив» и «Давний архив» папок типа «Проза_итог» не будет, поскольку итог — всегда актуален.
В папке «Проза» будет несколько папок, обозначающих жанры или темы. Но если сегодня мне ясно, что в какой папке, это не исключает того, что со временем я могу забыть, что я обозначил тем или иным именем. Поэтому полезно в папке «Проза» иметь особый файл, где будут перечислены имена всех входящих сюда папок с комментариями (для себя): что хранится в каждой папке. Чтобы этот файл был в начале списка файлов, можно начать его со знака конкатенации (подчёркивания: «_») или даже с двух.
Кроме того, в папке «Проза» (как и в каждой другой) есть папка «Ящик архива». Зачем, если у нас есть «Свежий архив» и «Давний архив»? Для удобства — чтобы легко перенести в «Ящик архива» устаревшую версию файла, а потом уже, когда файлов здесь накопится много, перенести их все сначала в «Свежий архив», а через некоторое время в «Давний архив».
Удобно к имени каждого файла с текстом сразу добавлять номер версии (то есть текущего варианта). Например, «Повесть о любви_1». Перед тем, как вносить в текст заметную правку, надо сохранить файл под следующим номером (Повесть о любви_2) и вносить правку в этот текст, а предыдущий отправить в папку «Ящик архива», чтобы знать, как было раньше.
Что касается самих файлов с текстами, то прежде, чем стать итоговыми, они могут пройти через несколько разновидностей:
— Темы (даже если одно слово, тему всегда стоит записать) могут составить особый файл в каждом разделе. О таком списке шла речь на занятии 5 (Собрание несочинений). Полезно помечать тему датой её возникновения.
— Наброски. Это уже отдельные файлы по каждому произведению.
— Произведения.
— Сборники, в которые можно сгруппировать несколько произведений. Помните, что либо отдельный файл с произведением, либо сборник должны стать тем местом, куда будут вноситься изменения текста. С этим надо чётко определиться, чтобы не было так, что в одном месте изменения есть, в другом нет, и трудно понять, где правильно.
Если у кого-то есть свои находки в области ведения своих текстов, напишите, это интересно. И помните, что чем раньше организовать структуру своих текстов, тем меньше сложностей с этим возникнет в дальнейшем.
ВОЗ
1. Напишите коротенькую юмореску про робота-секретаря, имеющего свои взгляды на вашу литературную деятельность.
2. Напишите эссе про смысл черновиков.
3. Слова для афоризмов-определений: ЛИСТ (бумаги), НОВЕЛЛА, ПЛАЩ, РАБОЧИЙ, РОДСТВО.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки” предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других