Век великих экспериментов

Виктор Кустов, 2017

В книге представлены публицистические статьи, относящиеся как к истории, так и к сегодняшней ситуации в мире. Особое внимание уделено законам циклического развития общества и человеческой цивилизации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Век великих экспериментов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История и циклы

Дорога любого поиска непредсказуема, хотя и очевидна. Третье тысячелетие началось с тотального постижения наличия иных, тонких материй, с понимания законов времени и, может быть, даже запрограммированности существования и мира, и человечества, и отдельного индивидуума. Предсказания Нострадамуса, иных провидцев и экстрасенсов стали владеть не единицами. И не только обывателем. Потребность осмыслить неведомые прежде тайны ощутили и многознающие ученые…

Во время написания «Игры» я познакомился с Юрием Николаевичем Соколовым, ныне академиком, доктором философских, а тогда ещё только кандидатом химических наук, автором теории циклов. Итогом этого знакомства стало и собственное прикосновение к этой теории, если уж не привнесение вклада, то во всяком случае искренняя попытка сделать это. Сегодня я разделяю веру в циклическую теорию устройства мироздания, хотя более попыток осмыслить мир именно с этой стороны не пытался делать. Но так как попытка всё же была, изложу её, ибо есть некая логика в переходе от проблем общества, попытки постижения законов, движимых людьми, к желанию понять в целом мироздание.

На мой взгляд, история — это самое необъективное, что есть в обществе. Я бы не называл её наукой. Но с удовольствием занялся бы её изучением, если бы был уверен, что успею в ней разобраться. И обязательно изменил бы подход к ней, методологию отбора фактов, достойных исторического хранения.

Сегодня все учебники (во всяком случае, в России) скроены по одному образу и подобию. Они отражают хронологию правлений и войн. Спокойные, счастливые периоды удостоены умолчания. Таким образом, получается некая бессмысленность в существовании человечества, ибо по учебникам верхом устремлений человека с давних времён является всего лишь обладание большим количеством материальных богатств, которые, как мы прекрасно знаем, тленны.

Если не соглашаться с этим, логично предположить, что история писалась в угоду отдельным личностям или группам, и на самом деле существуют иные, истинные критерии, не подверженные тлению.

Какие же это критерии?..

Самыми древними источниками верного понимания устройства мироздания являются религиозные первоисточники, доказавшие свою жизнеспособность, а значит, и истинность, или приближение к истине. Увлечённый циклическим устройством мира, я не мог не обратить внимания на определённую цикличность появления пророков, новых религий. В среднем интервал составил около 600 лет. Появление пророка новой религии, как правило, приходится на упадок предыдущей.

Итак, в XII веке до нашей эры явился Моисей, в VI веке до нашей эры — Будда. Иисус — начало отсчёта нашей эры. В VI веке нашей эры родился пророк Мухаммед. XII век не дал откровенного пророка, но был ознаменован большой дракой, столкновением сторонников разных религий, крестовыми походами. XVIII век ознаменовался атеизмом, богохульством.

Циклограмма выглядит следующим образом.

Таким образом, можно предположить: каждые шестьсот лет земной истории человечество должно встряхнуться, дабы не заблудиться.

Основное понятие любой религии — Любовь к Богу. Светский, социумный эквивалент — Свобода, ибо все общественные катаклизмы происходят под лозунгом борьбы за Свободу. Можно найти эквиваленты и другим религиозным заповедям. Это будут: Вера, Духовность, Патриотизм, Дружелюбие, если исходить из того, что именно к исполнению этих понятий и должно стремиться общество. И будет история человечества тогда выглядеть совершенно иначе: главными героями в ней станут те, кто более всего приблизился к исполнению Божьих заповедей.

Я взглянул на историю России именно с этой точки зрения. К сожалению, периоды, которые меня более всего интересовали, оказались менее всего отражены в исторических трудах, но тем не менее вот что получилось.

Для России цикл составляет примерно 74 года и, по-видимому, связана со средней продолжительностью жизни одного поколения.

В высшей точке положительного полуцикла общество наиболее близко к исполнению Божьих заповедей. В низшей, естественно, наиболее удалено. Периоды перехода (пересечения линии равновесия сил), как правило, являются самыми бурными и характеризуются переворотами, революциями, переделами, изменениями общественного устройства. В это время выявляются фигуры лидеров, вождей.

Изложу опорные и характерные факты, которые могут проиллюстрировать циклограмму.

Начнём с точки равенства сил (пересечения оси), поворотного момента в истории России.

955 г. — «Иде Ольга въ Греки» — сообщает летопись. Есть два варианта объяснения этого хождения: крещение Ольги и сватовство сына Святослава. В любом случае крещение Ольги — это переломное событие в истории России.

992 г. — Исходя из предложенных критериев, это период не только добрых помыслов, но и дел. В 988 г. — крещение на Руси. С 989 г. по 1011 г. в Киеве жила княгиня Анна, мать святых Бориса и Глеба. Этот период характеризуется верой в то, что крещеные спасутся, наличествует «религиозный оптимизм». Идеалами милостыни и нищелюбия проникнуты пиры Владимира.

1029 г. — И опять критическое равенство сил… Вокруг этого года междоусобные войны Ярослава.

1066 г. — Начало войны между Ярославичами и их двоюродным племянником — половецким князем Всеславом Брачиславичем. Восстания в Киевском государстве 1068–1071 гг.

1103 г. — Переломный период. Первый успешный поход в Половецкую степь под руководством Владимира Мономаха и Святополка Изяславича.

1140 г. — Правит князь Игорь Ольгович в Киеве. Существуют «Новгородская вольница», вече, «аристократическая республика». Важную роль играет епископ Новгорода. Создаются монастыри.

1177 г. — Устанавливается дуумвират на Киевщине. Правят Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич.

1214 г. — Участие половцев в междоусобных войнах. Претензии немецкого ордена меченосцев. В 1223 г. — битва на Калке.

1242 г. — Ледовое побоище.

1251 г. — Александр Невский становится князем всея Руси.

1288 г. — Объединение Юго-Западной Руси. Влияние церкви, обеспечивающей единство Северо-Восточной Руси. Перенесение центра Древнерусского государства из Киева во Владимир (1299 г.).

1325 г. — Московским князем стал Иван Калита.

1362 г. — Вокруг этого года жизнь и деятельность таких фигур, как митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской. Летописцы впервые замечают в Орде темника Мамая. В 1380 г. — битва на Куликовом поле. С одной стороны, это низшая точка, а с другой — появление духовных поводырей…

1399 г. — Правление в Москве Василия Дмитриевича. Поход на Казань.

1436 г. — На престоле — Василий Темный, победивший врагов объединения Руси.

1473 г. — Иван III (1462–1480 гг.) присоединил к Москве Великий Новгород и Ростовское княжество. Состоялся важный для Руси брак на Софии Палеолог, следствием которого стало установление связей с Европой.

1510 г. — Правление Василия III. Присоединение Пскова. Война с Литвой. (1514 г. — взятие Смоленска, бывшего 110 лет под Литвой.) Возникновение идеи самодержавия. В этот период укрепляется социальная сторона общественного устройства.

1547 г. — Пожар и бунт в Москве. Иван IV принял царский титул.

1584 г. — Смерть Ивана IV. Начало смуты. В контексте предложенных критериев этот период не изучен, явная борьба за власть привлекала историков больше, и были забыты усилия Ивана Грозного, направленные на укрепление духовной составляющей России.

1621 г. — В 1619 г. — возвращение Федора Романова из польского плена. Он принимает патриарший сан.

1653 г. — Присоединение Малороссии. Раскол. Отрешение Никона от патриаршества (1658 г.) и его уход в монастырь. Победа сторонников древнерусских книг, церковная реформа.

1695 г. — Правит реформатор Петр I. Перемен более чем достаточно.

1732 г. — Царствование Анны Иоанновны. Эпоха дворцовых переворотов. И в то же время — усиление власти церкви.

1769 г. — В 1762 г. пришла к власти Екатерина II. В 1767 г. появился «Наказ», первая «конституция» на Руси. Усиление крепостного права. Крестьянские восстания. Политический порядок в России покоится на несправедливости. Усиление социальной розни.

1806 г. — Царствует Александр I. В этом году происходит сближение императора со Сперанским. Начало реформ.

1843 г. — На престоле Николай I. Смягчение крепостного права (закон 1842 г.).

1880 г. — 12 февраля 1880 г. — покушение на Александра II. Конец крепостного права, появление земских учреждений. (Шаг к свободе личности.)

1917 г. — Великая Октябрьская социалистическая революция. Воинствующий атеизм.

1954 г. — Смерть Сталина в 1953 году. Осуждение культа личности. Начало реформ Хрущева.

1991 г. — Распад СССР.

К сожалению, те книги, которые я просмотрел, не позволяют сделать более подробный временной срез. В них не отражено духовное состояние общества. И тем не менее даже такой поверхностный взгляд на историю России показывает, что некая циклическая закономерность в общественной эволюции существует. Конечно же, нельзя подходить к датам педантично, верхние и нижние пики — это отнюдь не точки во времени. Время кульминации того или иного состояния длится порой годы.

Размышляя над этой темой, я попытался определить понятия благополучия личной циклической волны, которая есть у каждого из нас. И пришёл к выводу, что при совпадении векторов личного цикла и цикла общества мы чувствуем себя комфортно и находимся на волне удачи. И наоборот.

Какие силы влияют на раскачку этого временного маятника?

Уравнение цикла Ft=mv, где F — движущая сила общественных процессов, t — время (период) действия, m — инертная масса, v — скорость процесса, вполне всё объясняет.

На циклограмме это выглядит так:

В точке А Ft=mv, F=m, где F — вектор, направленный вверх, m — вектор, направленный вниз, t=v, время и скорость равны. С одной стороны, всё в обществе замерло, с другой — ощущается напряжение, как перед грозой… Психологически и человек, и общество в целом воспринимают эту ситуацию как неизбежно переходящую в грозовую, в разрядку. Общество жаждет этого и к этому стремится…

В точке В F больше m, в свою очередь t меньше v, то есть на отрезке АВ на протяжении этого времени «правит бал» воплощающая созревшие ранее идеи движущая сила F. Она стремится их реализовать как можно быстрее, оттого человек ощущает стремительность времени. Непосредственно в точке В движущая сила F достигает своего апогея, практически не учитывая идей наличествующей, хотя и минимальной, инертной массы m, и отсюда начинается превращение; носители идей, бывших основой движения, начинают разочаровываться и переходить в инертную массу, а то, что единично зрело в обществе в виде сопротивляющейся m, начинает набирать сторонников и множиться, всё более противодействуя бывшей движущей силе F.

На отрезке ВС постепенно происходит процесс подмены, и в точке С, где F и m уравниваются, функции движущей силы переходят к тем, кто ранее был инертной массой. Здесь преодолевается равенство. И, как правило, именно по причине равенства сил этот период не бывает спокойным.

На отрезке CD новая движущая сила (бывшая инертная масса) проходит такой же путь до своего пика, и всё повторяется.

При приближении к пиковым точкам В и D общество психологически ощущает медлительность времени, застойность, словно раздумье перед преодолением. А ещё сюда можно применить формулу: движущая сила уже больше не хочет реализовывать свои идеи, а инертная масса ещё не может продвигать свои. Но в то же время даже в институтах движущей силы ускоряется процесс поиска новых идей, развиваются фундаментальная наука, искусство, которые всё более и более становятся оппозиционными к сложившейся ситуации, происходит накопление технических новшеств, и созидателей данных процессов вполне можно отнести к новой инертной массе, даже если они и начинали как сторонники движущей силы.

На каждом последующем плече цикла наработанные фундаментальные запасы предыдущего периода начинают реализовываться, вторгаясь в реалии, но, не воспринимаемые становящейся инертной и консервативной движущей силой (F), берутся на вооружение готовящейся к превращению инертной массой (m), а далее следует практическое воплощение накопленных ранее идей и знаний.

Такова повторяющаяся ситуация превращений воплощённых идей прошлого в невоплощённые идеи будущего.

Таким образом, и движущая сила, и инертная масса имеют одинаковое наполнение, но разное, противоположное в пиковых точках, отношение к существующему положению вещей.

Борьба и единство противоположностей…

Что же наполняет эти движущие вверх или вниз силы? Что заставляет общество бегать по кругу?.. Или, точнее, по спирали, ибо даже одинаковые идеи не воплощаются неизменными.

Тот самый продукт, который выдаётся во Вселенную, и ради которого и существует человечество, — духовная энергия, духовный потенциал…

Но мы живём в социуме, в поте лица добывая хлеб свой, озабочены в большинстве более материальным, нежели духовным. Эти наши проблемы во Вселенском вечном процессе роли не играют, но они являются условием для создания главного продукта человечества. Поэтому целесообразно всё же определить, что находится в самом низу Вселенной, что важно в материальном мире. И здесь, на мой взгляд, все отношения и процессы можно объединить в два краеугольных понятия: отношение к свободе личности и отношение к материальной собственности. И то, и другое фактически характеризует связи между личностью и государством (общиной).

2001 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Век великих экспериментов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я