Восхождение по спирали

Виктор Кустов, 2017

История России – это не только хронология правлений и войн. Все существование государства Российского пронизано целесообразностью и необходимостью духовного восхождения. Книга предназначена для неравнодушных к вопросам истории читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Восхождение по спирали предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чудо — как подсказка

Чудо в Корсуни. Перерождение князя Владимира. Святополк Окаянный. Мученики Борис и Глеб. Ярослав Мудрый. Междоусобица. Владимир Мономах (Единоборец). Битвы за престол.

1

Поход на греческий город Корсунь трактуется историками как нежелание князя унизиться крещением в чужой стране, якобы он хотел завоевать веру. Но можно допустить и другое: Владимир знал о походах Аскольда и Дира и о чуде, которое не позволило им завоевать Константинополь. Зная о буре, поднявшейся на поле сражения, когда воевал с христианами его отец Святослав, он хотел сам убедиться, узреть чудо пока ещё чужой веры. Именно это могло быть главным побудительным мотивом для похода на южный город, цитадель греков.

Корсунь в конце концов пал. Князь объявил императорам Василию и Константину, что желает быть супругом сестры их, царевны Анны, и в случае отказа возьмёт Константинополь. Это ещё одно подтверждение, как важно было ему проверить новую религию на чудодейственность. И ожидаемое чудо случилось. Анна с греческими священниками приплыла в Корсунь. В это время у Владимира разболелись глаза, он перестал видеть. И тогда Анна сказала, что если он покрестится, то прозреет. Владимир сказал, что если так случится, «…то поистине велик будет бог христианский». И действительно, когда крестили Владимира, он прозрел.

После этого отпали последние сомнения во всемогуществе христианского бога. Крещёный Василием князь возвратил Корсунь грекам, заложил в этом городе церковь и поспешил в Киев.

Потом было истребление кумиров, после чего велено всему народу идти на берег Днепра креститься. По знаку Владимира киевляне вступили в воду следом за греческими священниками и князем, который произнёс молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твоё!»

Он велел поставить в Киеве деревянную церковь св. Василия на месте, где стоял Перун и начать строительство храма каменного во имя Богоматери там, где в 983 году пострадали за веру христианин Феодор и его сын Иоанн.

С этого времени начинается новая жизнь князя Владимира. Он занялся просвещением. В Киев завозятся книги, открываются училища для отроков. Строятся храмы. Основываются новые города. Закладываются Владимир-на-Клязьме, Белгород, а сам князь проповедует Евангелие в земле суздальской.

Создаётся первый русский церковный устав. Появляются епархии в Новгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани, Чернигове, Ростове, Владимир-Волынском…

Мы видим другую, совершенно полярную прежней, часть жизни крещёного князя. Он уже не завоёвывает других, а защищает собственные пределы.

Кульминация этого периода религиозного подъёма выпадает на 988 и несколько последующих лет, это массовое крещение в Киеве, после которого распространение православия продолжалось по другим княжествам. Этот период отмечен верой, что крещёные спасутся, наличествует «религиозный оптимизм».

Теперь язычники стали врагами Руси. В 992 году пришли печенеги и князь печенежский предложил, чтобы вышли два воина с разных сторон и сразились и «если твой муж ударит моим, то не будем воевать три года». Такой боец в русском стане нашёлся и одержал победу, после чего печенеги побежали с поля боя. На этом месте был заложен город Переяславль, потому что боец русский перенял славу у печенежского.

Спустя три года в новом сражении с печенегами войско князя не устояло, и князю Владимиру, как отмечают летописцы, пришлось, спасаясь, прятаться под мостом.

Тогда он обещал Господу, что если тот его спасёт, то он построит храм празднику того дня — Святому Преображению. И неприятель не нашёл его. После этого князь исполнил обет и был большой пир, положивший начало многим, как сегодня бы сказали, благотворительным пирам, когда столы накрывали не только для знати, но и для смердов.

Теперь летописцы характеризуют князя Владимира, крещёного Василием, как слишком набожного. Он перестал даже карать злодеев. И только священники убедили его вернуть как наказание смертную казнь.

В 1011 году скончалась Анна, его последняя супруга, проводница православия и мать будущих святых Бориса и Глеба. До этого этот мир оставили многие родные князя, включая и первую жену, некогда взятую силой, Рогнеду.

В старости ему воздалось за прежние грехи познать и ненависть сына. Ярослав, сын Рогнеды, правитель Новгорода, в 1014 году отказался платить дань великому князю и даже призвал варягов для того, чтобы идти воевать против отца. Но не успел. В 1015 году князь Владимир заболел, и, поручив любимому сыну Борису, князю ростовскому, предводительствовать войском против напавших на Россию печенегов, отошёл в мир иной. Положили его в раке рядом с гробницей супруги его Анны.

Было у него девять сыновей, чьи имена остались в истории. Некоторым из них он в своё время отдал уделы, опять разделив государство на княжества, а наследника так и не назвал.

С 988 года, переломного момента в истории России, до смерти Владимира минуло 27 лет. Эти годы были славны не военными завоеваниями, а мирными делами, не разрушением, а созиданием. На конец тысячелетия выпал пик духовного взлёта. Завуалированные, а порой и откровенные высказывания историков о том, что излишняя набожность князя привела в конечном итоге к ослаблению государства, не соответствуют истинному положению дел. Если, конечно, исходить из того, что главное для человека в этом мире не увеличение земного тленного, а усвоение духовных знаний. И с этой точки зрения это была одна из определяющих реформ, перевернувшая весь уклад прежней жизни, придавшая высший смысл и жизни каждого человека, и существованию государства. Но понимание этого ещё дано было немногим. Собственные дети князя-крестителя Руси были похожи не только на того, который потом стал крещёным Василием, но и на жестокосердного Владимира.

2

Помимо девяти собственных сыновей при княжеском дворе рос и сын старшего брата князя Владимира Ярополка и гречанки-монахини — Святополк.

От Рогнеды было четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод.

От жены-чешки, имя которой не упоминается, — Вышеслав.

Ещё от одной безымянной — Святослав и Мстислав.

И от царевны Анны — Борис и Глеб.

Святополк был усыновлён Владимиром и ему в удел был дан Туров. Он женился на дочери польского короля Болеслава, одно время под влиянием тестя хотел отложиться от России, за что вместе с женой был заключён князем Владимиром в темницу, но позже прощён.

Святополк объявил себя государём российским сразу же после кончины князя Владимира.

В это время сын Анны Борис, которого князь Владимир любил более других, посланный им против печенегов, так и не найдя их, возвратился обратно и уже стоял под Киевом. Когда ему сообщили о смерти родителя, он отказался поднять руку на старшего двоюродного брата, желая не соперничать, а помогать тому. Святополк же потребовал у бояр, находящихся при Борисе, в доказательство верности принести ему голову Бориса.

Подобное желание можно объяснить не только боязнью соперничества или ненавистью к детям своего дяди, но и отношением к христианству, ибо оно явно противоречило христианским заповедям.

Убийцы застали Бориса во время молитвы за Святополка, но это их не остановило. Ещё живого его привезли к Святополку и тот приказал двум варягам докончить начатое.

Затем Святополк отправил гонца в Муром к князю Глебу с известием, что князь Владимир болен и желает видеть того. Глеб выехал в Киев, по пути упал с лошади, повредил ногу, но продолжил путь водою до Смоленска. Здесь его и настигли убийцы. Глеб был также набожен, как брат, и оплакивал отца и брата, когда был убит.

Князь Святослав хотел уйти в Венгрию, но его догнали близ Карпат и убили. Характеристика Святополка в «Повести временных лет» самая нелицеприятная: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры. И стал Святополк думать: «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землёю». Так думал он в гордости своей, не зная, что «Бог даёт власть кому хочет, ибо поставляет Всевышний цесаря и князя, каких захочет дать». Если же какая-нибудь страна станет угодной Богу, то ставит ей Бог цесаря или князя праведного, любящего справедливость и закон, и дарует властителя и судью, судящего суд. Ибо если князья справедливы в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то ещё большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь — глава земли».

Сын Рогнеды Ярослав, ещё придерживающийся язычества и княживший в Новгороде, получив поддержку новгородцев, собрал войско и пошёл на Киев. Оба войска долго стояли на берегах Днепра, не начиная сражение и наконец новгородцы во главе с Ярославом ночью переплыли Днепр и разгромили войско Святополка.

Тот бежал к тестю, королю Болеславу, в Польшу, а спустя время войска Болеслава и Святополка подошли к Киеву и напали на неожидавшего этого Ярослава. Тот проиграл сражение и вернулся в Новгород. Новгородцы собрали деньги и людей и стали готовиться к новой битве.

Святополк же, опасаясь теперь своего тестя Болеслава, приказал убить всех поляков, своих бывших союзников, и фактически изгнал войско польское из Киева.

В это время Ярослав уже подходил к Киеву с более многочисленным, чем у Святополка, войском, и тот бежал к печенегам за помощью.

В 1019 году произошла большая, как говорят летописцы, невиданная прежде битва. Три раза она затихала и вновь возобновлялась. И к вечеру Святополк, оставшийся в истории Окаянным, обратился в бегство. След его затерялся «в пустынях богемских…».

И было тогда, взошедшему на киевский престол, победителю Ярославу 30 лет.

Киев в то время был третьим по величине городом в Европе после Константинополя и Кордовы. Вот описание историка Титмара: «В большом городе… находилось более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычное скопление народа, который, как и вся эта область, состоит из беглых рабов, стёкшихся сюда отовсюду, и весьма проворных данов. Киев оказывал постоянное сопротивление печенегам, приносящим много вреда, и подчинял себе других.»

Из этого следует, что Киев уже был православным центром и это следовало учитывать великому князю.

Но пока он отсутствовал в Новгороде, туда пришёл со своей дружиной сын его родного старшего брата Изяслава Брячислав, княживший в Полоцке.

А другой родной, тоже старший, брат Мстислав, правивший в Тьмутаракани, собрал войско и пошёл на Киев. Киевляне закрыли перед ним ворота, а Чернигов принял Мстислава.

В это время Ярослав усмирял мятеж в Суздале, где был голод.

Князь Мстислав в «Повести временных лет» изображается как бесстрашный воин, хотя «был толст, румян, с большими глазами». В 1022 году он принял предложение князя касогов Редеди выйти с ним на поединок, чтобы не губить воинов. «И схватились бороться крепко и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силён Редедя. И сказал Мстислав «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твоё». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож и зарезал Редедю».

Этот эпизод многое значил и в отношении народа к Мстиславу, прозванному Удалым, и в бесстрашие его, поверившего в благосклонность к нему Богоматери, отчего он и пошёл на следующий год на Ярослава и разбил его войско. Но Мстислав не остаётся в Киеве, а предлагает Ярославу править там. Братья встретились и заключили союз, разделив государство: Ярославу — западная часть, Мстиславу — восточная. Днепр — граница.

Этот шаг Мстислава Л. Гумилёв объясняет воспитанием; будучи ребёнком, тот рос среди хазарских евреев и многое перенял из их мировоззрения. То есть подоплёку этого поступка он видит в религиозности князя.

Мстислав Удалой правил своей половиной десять лет. Он умер в 1036 году, а после смерти наследников у него не осталось и Ярослав стал единым правителем Руси. И хотя он всё ещё придерживался языческой веры, откровенных противников христианства в его войске к тому времени осталось не так много, а на киевском престоле мог усидеть только тот, кого хотели бояре и народ, то есть признающий православие.

Теперь во всех уделах восточной и западной частей Руси правил он. Это был период единоначалия, в котором основные усилия князя были направлены на укрепление власти.

Но летописцы отмечают не только многочисленные войны этого периода, но и дела. При Ярославе был составлен свод законов, устав Русской правды. Историками это отмечается положительно. С точки зрения государственного строительства так оно и есть. Но в то же время о духовной жизни практически ничего не говорится, а приводимые факты оставляют ощущение тяжести жизни отдельного человека. К примеру виновность или невиновность определялась судом небесным: обвиняемый брал в руку раскалённое железо или вынимал голой рукой кольцо из кипятка, после чего судьи обвязывали и запечатывали эту руку. Если спустя три дня язвы не оставалось, то обвиняемый считался невиновным. В подобном случае обвиняемому действительно можно было надеяться только на чудо. И очевидно, что цена человеческой жизни при таком правосудии была минимальной.

Такие полупериоды истории характерны устремлением вектора развития по направлению к превалированию государственного, коллективного над личным, индивидуальным. Решение общих, как правило, земных насущных задач преобладает. В такие годы особое значение имеет личность вождя. Именно вождь олицетворяет собой и закон, и суд. Характер Ярослава вполне соответствует взятой им на себя роли справедливого монарха. Он не приобрёл новых земель, но вернул утраченное. Заставил подчиняться законам, но не забывал о народе. Наказывал мятежников, но и признавал усердия, давая выгоды и права. Одним словом пользовался умело и кнутом и пряником.

В 1030 году он открывает в Новгороде первое народное училище, в котором учатся триста детей старост и пресвитеров, будущие священники и чиновники. Он «засеял книжными словами сердца верующих людей…»

По сути это был первый русский монарх.

И он многое заложил в системе государственного управления, чем воспользовались его последователи.

В 1036 году печенеги, «самые жестокие и упорные из всех язычников», осадили Киев, но были разбиты и навсегда отошли от русских границ.

Великий князь Ярослав умирает в 1054 году. Прожил он 76 лет и завершил собирание территории, начатое Ольгой и Владимиром, которая раскинулась от Карпат до Верхней Волги, от Ладоги до Чёрного моря. Он покинул этот мир уже разделяя христианские ценности и завещал своим сыновьям любить друг друга. «Если будете жить в любви между собою, то и бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».

Так сообщают о его завещании летописи.

Ярослав, получивший прозвище Мудрый, успевает раздать сыновьям уделы. Киев достаётся Изяславу, Чернигов — Святославу, Переяславль — Всеволоду, Смоленск — Вячеславу, Игорю — Владимир-Волынский.

Наказывает подчиняться старшему брату как государю.

Но сыновья мыслят иначе и единолично править никто из них не может. Фактически управление территориями строится по принципу, когда каждый удел стоит только за себя.

3

Вот как характеризует шестидесятые годы одиннадцатого века Нестор: «Небо правосудно! Оно наказывает россиян за их беззакония. Мы именуемся христианами, а живём как язычники; храмы пусты, а на игрищах толпятся люди; в храмах безмолвие, а в домах трубы, гусли и скоморохи».

В народе суеверное ожидание бедствий.

После смерти Ярослава на киевский престол в 1054 году садится его старший сын Изяслав.

В 1061 году половцы победили войско Всеволода Ярославича, княжившего в Переяславле, стоявшем на границе со степью, и вернулись на Дон, представляя постоянную опасность для этих пограничных мест.

Л. Гумилёв отмечает, что к этому времени тюркские этносы были уже «стариками», но в то же время не утратили своей пассионарности.

Чиновник Ибн-Хассуль в своём трактате перечисляет «львиноподобные качества тюрков: смелость, преданность, выносливость, отсутствие лицемерия, нелюбовь к интригам, невосприимчивость к лести, страсть к грабежу и насилию, гордость, свободу от противоестественных пороков, отказ выполнять домашнюю ручную работу и стремление к командным постам».

Но междоусобные войны не затихали. Как правило, их провоцировало противостояние язычества и христианства, в котором активную роль играли волхвы, к ним прислушивались и князья и население.

Князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук брата Ярослава Изяслава, который так и не подчинился Ярославу, как в своё время его отец, пошёл на Новгород и разграбил его. В ответ Ярославичи объединились, осадили Минск и победили. Всеслава бросили в темницу.

В 1068 году войска трёх братьев Ярославичей — Изяслава, Всеволода и Святослава были разбиты половцами.

По возвращении Изяслава киевляне попросили у Изяслава «дай нам, князь, оружие и коней, хотим ещё биться с ними». Но тот не дал. Вспыхнул мятеж, заточённого Всеслава Брячиславовича освободили и он стал княжить в Киеве.

Князь Изяслав Ярославич бежал в Польшу к племяннику Болеславу.

Святослав в Чернигове собрал войско в три тысячи, выступил против двенадцати тысяч половцев и победил.

Изяслав принял католическую веру, папа Римский признал его право на киевский престол и польский король Болеслав помог ему собрать войско.

Всеслав же, не решившись воевать с собранным Изяславом войском, бежал в Полоцк.

Киевляне раскаялись и готовы были принять обратно Изяслава. Но тот послал в Киев сына своего Мстислава, который многих мятежников казнил. Следом въехал он сам с малой дружиной поляков.

Потом Изяслав воевал с Всеславом, забрал Полоцк и посадил там своего сына…

Но скоро он потерял поддержку братьев Святослава и Всеволода, а киевляне его не любили и опять Изяславу Ярославичу пришлось бежать в Польшу, а оттуда в Германию.

После смерти Святослава в 1076 году Изяслав помирился с братом Всеволодом и с его согласия въехал в Киев. Всеволоду же отошёл Черниговский удел, а его сыну Владимиру Мономаху — Смоленск.

Дети остальных князей стали изгоями и стали собирать войско.

После Святослава остались пятеро сыновей: Глеб, Олег, Давыд, Роман, Ярослав. Пока был жив отец, Глеб сидел в Новгороде, Олег — во Владимире Волынском, Роман — в Тьмутаракани.

Глеб был изгнан и погиб.

Олег ушёл в Тьмутаракань.

Дети Изяслава: Святополк сел в Новгороде, Ярополк во Владимире Волынском.

Нестор описывает правление Изяслава, как подобает придворному хронологу, что ещё раз подчёркивает: в подобные времена смуты и бедствий народ наделяет вождя, государя даром провидения, уподобляясь ребёнку, который ищёт защиты у взрослого. Поэтому естественно преувеличение благих качеств и более мягкое, понимающее и оправдывающее отношение к злодеяниям.

И в 1077 году под Черниговом произошла битва между старшими князьями и князьями-изгоями. В ней был убит Изяслав Ярославич, но и войско претендентов на престол разгромлено, а Роман Святославич позже убит.

Теперь Всеволод Ярославич наследовал киевский престол и начал избавляться от соперников, детей брата. Л. Гумилёв отмечает, что он был прозорливым политиком и образованным человеком, знал пять языков и победу над Святославичами одержал, ни пролив ни капли крови. Он просто заключил мир с половцами, тем самым лишив Святославичей возможности привлечь половецких воинов на свою сторону.

А далее наступило время междоусобиц, когда каждый князь, включая и подросшего Ярослава Святославича, претендовал на престол. Только Олегу удалось удержать за собой Тьмутаракань, но скоро и он вынужден уйти в Константинополь.

К этому времени наиболее известны в народе были удачные битвы князя Владимира Мономаха. Он двенадцать раз разбивал войска половцев, воевал с другими племенами. Он же противостоял князьям-изгоям.

В 1092 году на смену междоусобицам пришла засуха, а следом голод и болезни. Как следствие «Народ стенал, государь был в унынии, половцы грабили, на обеих сторонах Днепра дымились сёла, обращённые в пепел сими жестокими варварами… Сильные утесняли слабых, наместники и тиуны грабили Россию, как половцы. Всеволод не внимал жалобам», отмечает Карамзин.

После смерти Всеволода в 1093 году Владимир Всеволодович (Мономах) уступил престол Святополку, сыну Изяслава, сказав: «Отец его был старее и княжил в столице прежде моего отца; не хочу кровопролития и войны междуусобной», сам же отправился в Чернигов, а брат его, Ростислав, в Переяславль.

Владимир Мономах отличался своим отношением к простому люду, гостей любого ранга встречал с добром.

Половцы не оставляют в покое Киев.

Дружины Владимира Мономаха, Ростислава Всеволодовича и Святополка Изяславовича объединяются, но битву проигрывают, а князь Ростислав погибает.

В 1094 году князь Святополк Изяславич заключает мир с половцами и женится на дочери половецкого князя Тугоркана. Но князь Тьмутараканский Олег Святославич, вернувшийся из Константинополя, с половецким войском осадил Владимира Мономаха в Чернигове, требуя эту область, так как она принадлежала в своё время его родителю. И князь Владимир уступил ему, выехав в Переяславль с семьёй и верной дружиной, а Олег отдал область для разграбления половцам.

Так началось противостояние Владимира Мономаха и киевского князя Святополка Изяславича с князем-изгоем Олегом Святославичем, севшим теперь на Черниговское княжество и пропускающим через свои земли половцев в глубь Руси.

В 1096 году они приглашают князя Олега в Киев: «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых».

Но он не поехал.

«Ты нейдёшь с нами на поганых, нейдёшь с нами на совет — значит, мыслишь на нас недоброе и поганым помогать хочешь; пусть же бог рассудит нас!», — заявили они и выступили к Чернигову.

Олег запросил мира и был отправлен к его брату Давыду в Смоленск, чтобы уговорить того приехать на встречу. Но в Смоленск его не пустили, он ушёл в Рязань, а затем вместе с войсками Давыда подошёл к Мурому, которым правил сын Мономаха Изяслав, разбил дружину его, а Изяслав в битве погиб.

Потом князь Олег занял Суздаль, Ростов и собрал своих сторонников, в том числе и своего младшего брата Ярослава.

Сын Владимира Мономаха Мстислав, который был крёстным сыном Олега, в это время владел Новгородом, и суздальские земли ему платили дань. Он вышел против Олега и вернул Суздаль. Предложил мир, тот согласился. Мстислав распустил войско, а Олег выступил против него, но не рискнул сразу напасть. В это время Мономах прислал на помощь другого своего сына, Вячеслава, с половцами. А Ярослав Святославич поспешил на помощь Олегу. Состоялось сражение, Олег его проиграл и бежал в Муром, потом в Рязань и там дал согласие просить мира у Мономаха. Мстислав обещал попросить отца за него.

Владимир Мономах дал согласие на мир. И в 1097 году сыновья трёх братьев Ярославичей, князья Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович (Мономах), Олег Святославович, Давыд Святославович и их союзники съехались для устроения мира. И определились, что главный их враг — половцы, пусть каждый держит вотчину свою, которая при первом поколении принадлежала их отцам: Святополк — Киев с волостью и Туровом; Владимир — Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород остался за сыном его Мстиславом; Святославовичи — Олег, Давыд и Ярослав — Черниговскую волость. За союзниками, князьями-изгоями оставались Владимир Волынский, Перемышль, Теребовль.

И обязались выступать все против того, кто нарушит этот договор.

Нарушил его Давыд Игоревич, сын Игоря Изяславича, князь волынский, который посчитал, что князь теребовльский Василько хочет завладеть его волостью, и убедил Святополка, что Василько вступил в сговор с Владимиром Мономахом и против него. И Святополк пригласил Василько в Киев, где схватил его, а затем выдал Давыду. Тот же велел ослепить теребовльского князя.

Узнав об этом, Владимир Мономах призвал Святославовичей и вместе они выступили против Святополка, виня его в нарушении клятвы, а если же это сделал Давыд, то чтобы он сам наказал того.

И в 1099 году Святополк пошёл на Давыда. Но тот уже заручился поддержкой поляков. Святополку пришлось предложить тем более выгодные условия, те отступили и он с войском пришёл к Владимиру, где Давыд держал осаду, но скоро запросил мира и был отпущен.

Теперь уже Святополк решил взять себе вотчину Василько. Но Давыд, набрав новое войско, отбил Владимир. Святополк обратился к двоюродным братьям за помощью. И тогда Давыд согласился на встречу, на которой ему были отданы города Владимир и Дорогобуж.

Период этот можно назвать временем осознания князьями необходимости объединения Русских земель на основе православия. Но ещё сильны были рецидивы идолопоклонничества, которые отрицали принципы христианского подхода во взаимоотношениях между князьями и единоначалие, как проявление единобожия, поощряли традиционный подход к разделу наследства на всех с признанием старшинства, как было в привычном законе многобожия. И всё же линия на превалирование христианских ценностей, ярким выразителем которых был Владимир Мономах, постепенно брала верх. В основе видимых событий, выраженных в междоусобицах, лежало противостояние именно старых и новых духовных и нравственных ценностей, законов, базирующихся на них, материализованное в борьбе за вотчины. Старое отчаянно сопротивлялось новому.

К 1110 году Мономах окончательно убеждает князей действовать вместе против общего врага — половцев. Войска трёх князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Давыда Святославича объединяются и идут на Дон. И половцы были разбиты. Вот как описывает эти события С. М. Соловьёв, основываясь на летописях: «Когда полки русские столкнулись с полками половецкими, то раздался точно гром, брань была лютая, и много падало с обеих сторон; наконец выступили Владимир и Давыд со своими полками; увидавши их, половцы бросились бежать и падали пред полком Владимировым, невидимо поражаемые ангелами; многие люди видели, как головы их летели, ссекаемые невидимою рукою… Это ангелы, от бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху возбудить братьев своих на иноплеменников». Тем самым подчёркивается именно противостояние вер и утверждается превосходство православной, что свидетельствует об истинной причине междоусобных войн. И особо подчёркивается роль Мономаха, которому «ангел вложил силу возбудить братьев своих» на объединение против врагов России.

Так в народе определился образ привлекательного князя-вождя, находящегося под покровительством ангела. И это был ещё один довод в пользу наследников Мономаха как основных претендентов на русский престол.

О том, что значение христианской веры становится доминирующим в оценке происходящего, свидетельствует и Поучение (Завещание) Владимира Мономаха:

«Я, недостойный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, наречённый во крещении Василий, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономах… и ради людей христиан, ибо сколько их сохранил по милости своей и по отцовской молитве от всяких бед! Сидя в санях, помыслил я в душе своей и восхвалил Бога, Который меня грешного сохранил до этих дней. Вы же, дети мои, или иной кто, услышав эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет её в сердце своё и не лениться будет, а трудиться… «Не ревнуй злодеям, не завидуй творящим беззаконие, ибо злодействующие истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю…» Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слёзы о грехах своих, говоря: как блудницу, разбойника и мытаря Ты помиловал, то и нас грешных помилуй…»

4

Начинается период в истории России, когда набирает силу вектор приближения к постижению Истины, усиление духовных исканий. И не случайно супруга Святополка после его смерти в 1113 году раздаёт богатство, накопленное князем, монастырям, священникам и бедным.

Годом ранее умер князь Давыд, а в 1115 году князь Олег Святославович.

После смерти Святополка киевляне призвали властвовать Владимира Мономаха. Летописцы отмечают, что в годы его правления поощрялась набожность, любовь к Отечеству. Он сделал более справедливыми ряд законов.

Войны не закончились, но успех сопутствовал Мономаху. Он изгнал за пределы государства воинственных степняков. Укрепил западные границы. Завоевал Фракию, после чего был окончательно признан греческой властью и провозглашён царём российским, приняв златую шапку Мономаха и прочие атрибуты власти. Тяжесть этой шапки как понимание народом ответственности и уважительное отношение к её носителю отразила поговорка, дожившая и до наших дней.

Распри не канули в прошлое, но Мономах (дед дал ему имя Владимир, христианское имя Василий, а Мономахом (Единоборцем) звали отец и мать) умудрялся и с ними справляться.

Он умер в 1125 году на 73 году жизни. Ему выпало править государством 12 лет и эти годы остались в памяти годами «славных побед за русскую землю и благими нравами». Летописцы отмечали, что «он творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами».

Но главным документом, который лёг в основу исторического образа Мономаха, стали его собственные записи.

«Приближаясь ко гробу, — пишет он, — благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой… О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасёт вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот, судите вдовиц сами, не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна…»

Далее он излагает свои правила, которые пронизаны любовью и уважением к человеку. Сообщает и о том, что у него было 83 похода, что заключено с половцами 19 мирных договоров, взято в плен более ста их князей… И заканчивает так: «…И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если Провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надёжнее человеческого».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Восхождение по спирали предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я