Виктор Наговицын за восемь лет службы сначала в российской милиции, а потом и полиции, прошел путь от младшего лейтенант до капитана. Он застал отголоски поведения милиционеров из девяностых и реформу в органах внутренних дел с переходом в современную полицию. Автор честно и подробно, без прикрас и умолчания, рассказывает о повседневной службе в органах. В данной книге изложено мировоззрение одного милиционера, пытающегося разобраться в причинах случившегося с ним, без претензии на глобальный анализ всей правоохранительной системы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Милицейские истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Здравствуйте, ваши документики!
КПМ. Дневная смена. Много начальства. Седовласый лейтенант:
— Вот смотри, Саня, в день заступили. Смена наша четыре человека. Один начальник смены. Второй его помощник, вечно бумажки за него пишет. Остаёмся мы с тобой, чтобы ковырять, выявлять, зарабатывать. А теперь посмотри туда: начальник КПМ, как без него? Старший инспектор по розыску, старший инспектор ДПС — одно начальство. Всего семь человек! А работаем мы с тобой вдвоём.
— Д-а-а-а, — протянул молодой сотрудник, внешне поддерживая переживания коллеги, но внутри пока ещё не обращая на такие мелочи внимания.
— Одни начальники. Кругом одни начальники, а работать кто будет? — заключил нервно седовласый Ильич и остановил какого-то водителя. — Иди, Саня, посмотри его. А то начальнички скоро начнут говорить, что стоим и ничего не делаем.
— Здравствуйте, инспектор ДПС Когалымов, водительское, пожалуйста, и документы на автомобиль.
— Здравствуйте, вот, — протянула удостоверение улыбчивая, приятной наружности женщина.
Когалымов прочитал: «Федеральный судья».
— Ого, судья, что ли? — от удивления заволновался Когалымов, первый раз видевший подпись президента РФ на удостоверении. Потом ему станет известно, что в таких документах ставят клише. Но тогда он почувствовал, что стал ближе к президенту: вот, считай, эта женщина, а там рукой подать.
— Да, — скромно и всё так же улыбчиво сказала женщина, ехавшая со своей подругой.
Она оказалась не местная, поинтересовалась, как проехать к центру, расстались тепло. Когалымов подумал: чем выше люди, тем культурнее. И невольно вспомнил про сына директора электросетей, тем более он снова ехал через пост.
Свист, жезл, на этот раз остановка. День всё-таки, людей много.
— Здравствуйте, инспектор ДПС Когалымов, водительское удостоверение, пожалуйста, и документы на транспортное средство.
В еле приоткрывшееся затонированное окошко чёрного мерседеса была брезгливо протянута визитная карточка с указанием должности, звания, имени и фамилии командира роты ДПС.
— Это замечательно, — вежливо произнёс инспектор, — но я попросил водительское удостоверение и документы на автомобиль.
Так же молча были протянуты указанные документы. Чтобы как-то хотя бы вытащить из машины — про составление протокола и речи быть не могло — этого морального урода и двадцатилетнего наглеца, в жизни самостоятельно ещё ничего не добившегося, но поведением показывающего, что все вокруг ничтожество, Когалымов отправился с документами к месту их проверки по базам розыска, оставив у старшего смены. Перед этим сказал наглому водителю:
— Мы документы проверим по компьютеру, заберёте их вон там, — и пошёл, оставив сидящего юнца в автомобиле.
Возвращаясь назад, к дороге, наглец попался лейтенанту милиции навстречу и прошипел:
— Завтра ты уже работать тут не будешь!
Ответа он не дождался, да и что Когалымов ему скажет? Его совесть и так была чиста, что он хоть как-то приземлил этого мажора.
— На фиг он тебе нужен? — укоризненно произнёс седовласый опытный сотрудник Когалымову.
— Да как на фиг, Ильич, ну совсем же оборзели! Даже на знак не останавливаются, ни на требования сотрудника ДПС. Это ж то, о чем ты мне сам говорил: ни во что нас не ставят!
— Я тебе про простых водителей говорил. А эти власть имущие как вершили судьбы людские, так и вершат, и ничего ты с этим не поделаешь, только неприятности себе — я то знаю, о чем говорю.
Когалымов знал, что этот опытный сотрудник давно уже перепробовал методы борьбы с теми «кому-всё-можно» и просто уберегал го ему молодого коллегу от беды. Позвал начальник КПМ.
— Чё с этим, местным аборигеном? — спросил начальник у Когалымова.
— С этим сынком электросетей?
— Естественно! Чё с ним, я спрашиваю?
— Вчера ставили его, он на знак проехал, не остановился. Сегодня решил повторить попытку, ну совсем уже охренел!
— Всё правильно, Когалымов, иди работай. Наркотики давай! — потребовал начальник КПМ, которого кроме всего прочего заботили показатели о выявленных преступлениях, требовавшиеся сверху.
— Есть! Понял! Выполняю! — заулыбавшись, пошёл на дорогу инспектор ДПС. Радовало, что в этот раз отпущен неруганным.
— Вот, и начальство понимает, что это наглецы! — заметил Когалымов Ильичу.
— Понимать-то они понимают, но он у тебя для того спросил, чтоб когда ему командир позвонит, знал, что ответить. Хорошо, что этого не закошмарили сейчас, протокол не написали, а всё равно вони будет… Ты что, не знаешь, что новый командир дом строит? А дому свет нужен, а пойди проект на электричество сделай в общем порядке!.. Ставь вот этого, проверь.
— Здравствуйте, инспектор ДПС Когалымов, водительское удостоверение, пожалуйста, документы на машину.
— А причина остановки? — потребовал немедленно водитель.
Этот вопрос означал, что эта встреча быстро не закончится и гладко не пройдёт. Есть два типа гаишников: одни не связываются сразу с такими противными водителями, а вторые, и таких большинство, негласно воспитывают этих гнусов. «Причина остановки?»
Стоит сотрудник милиции, в светоотражающей жилетке, с жезлом, на контрольном посту милиции. Само его существование подразумевает проверку водителей для порядка на дорогах. Ведь не дорожник же СДРСУ стоит, не дворник, который захотел проверить водителя и автомобиль? Это сотрудник Дорожно-патрульной службы! В то время по телевизору активно обсуждались темы про взяточников-гаишников, поднимались вопросы о смысле их бытия на дорогах, и также активно давались советы, как «поставить на место» ДПСника. В основном, это был глупый совет гражданам: «Спрашивайте у них причину остановки! Они не могут просто так останавливать!» Просто так?
Видя автомобиль, сотрудник ДПС сразу фиксирует визуально: кто едет, как едет, притормозил ли, увидев сотрудника, ремень безопасности, пассажиры, даже дату прохождения технического осмотра, талон которого расположен в правом углу ветрового стекла автомобиля, государственный регистрационный знак, механические повреждения — это явные признаки, на которые в течение нескольких секунд в совокупности обращает внимание сотрудник ДПС. А как определить внутренние нарушения? Как находить запрещённые вещества, наркотики и оружие, как выявлять пьяных водителей? По мнению и советам мастеров телевидения: если нет видимых нарушений ПДД, то сотрудник милиции не имеет права остановить! Ну прекрасно же! Можно сесть за руль человеку, находящемуся в федеральном розыске, набив багажник оружием, а салон наркотиками, повесить все брызговики, пристегнуться ремнём безопасности, включить ближний свет фар, ехать, не превышая скорости, — и всё, езжай куда хочешь, так что ли?
Или излюбленное у граждан: «Ну видно же, нормальный человек или нет!» В потоке людей можно отличить криминальные элементы, в основном по занюханному, затасканному, полупьяному виду. Но такие на машинах не ездят, такие передвигаются пешком, их на каждом шагу останавливают сотрудники ППС, каждый раз проверяют этих мелкопакостных хулиганов. Они не носят оружие, не продают наркотики, не находятся в федеральном розыске за мошенничество и т. д. и т. п. Это забулдыги, которые выпьют, подерутся между собой, иногда воруют мобильники, и когда их заносит на территорию порядочных граждан, они тут же отловлены и посажены обратно в тюрьму. А как будем выявлять ваххабитов? Мошенников? Убийц? Насильников? Была ли табличка на груди «Я душегуб!» у маньяка Чикатило? Нет, как показывали многие свидетели: это был замечательный, спокойный человек! Так как таких ловить будем, товарищи с телецентра?
— Причина остановки: ваш автомобиль, согласно недавней ориентировке, схож по внешним признакам с угнанным автомобилем из соседней области! — парировал инспектор ДПС, давая ответ на такой глупый вопрос.
— Чего? — находящийся в ступоре водитель только и смог из себя выдавить. Ему по телевизору не рассказывали, что есть по меньшей мере одиннадцать законных причин остановки транспортного средства сотрудником ДПС, и это была одна из них.
— Ваш автомобиль, «ВАЗ-2107», красного цвета, схож по внешним признакам с угнанным автомобилем в соседней области. Поэтому необходимо его проверить. Водительское удостоверение, пожалуйста, и документы на автомобиль!
— Какой угон? Какая область? Покажите! — не унимался водитель, который был уверен, что его жизнь не удалась именно из-за существования гаишников. В то время им уже можно было «права качать» и остаться с небитыми почками, поскольку в девяностые, по рассказам старослужащих, никто не позволял себе так дерзить представителям власти, иначе был бы аккуратно бит.
— Что вам показать?
— Где написано про угон такого же автомобиля?
— Я вам не обязан ничего такого показывать, это наша внутренняя документация. А вы ваши документы, пожалуйста, предъявите! Пункт правил 2.1.1 прямо требует от водителя «иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».
Уже молча были переданы документы, поскольку «правовые» телевизионные аргументы закончились.
— Слободко Василий Юрьевич! — произнёс Когалымов, рассматривая водительское удостоверение. — Откуда-куда едете?
— А какая разница, откуда и куда я еду? — оживился гнусный водитель, как будто такими контрвопросами он мог добиться лучшего исхода этой неприятной для обоих встречи.
— Ваш путь следования, пожалуйста, назовите! Водитель не имеет права управлять автомобилем уставшим, невыспавшимся. Таким образом, я интересуюсь, как долго вы провели времени за рулем? — вежливо и культурно разъяснял простые истины сотрудник ДПС. — А то у вас имеются покраснения роговиц глаз, уставший вид.
— Ничего я не уставший, недолго я за рулём! — из вредности так и не назвал свой маршрут Слободко.
«Есть бог на свете», — радостно подумал Когалымов, окончив внимательно осматривать документы несчастного водителя.
— А где печать на свидетельстве о регистрации транспортного средства? — поинтересовался Когалымов, уже зная, в какую неприятность попал водитель Слободко.
— Что? Какая печать? — сморщившись от злости, поинтересовался Слободко, даже не представляя, что его ждут крайние неприятности.
— Вот смотрите: свидетельство о регистрации, в котором указаны данные автомобиля, выдало ГИБДД такое-то, «м.п.» — а печати нет. Где печать?
Слободко чуть ли не выхватил из рук инспектора ДПС свидетельство о регистрации и стал глупо и пристально всматриваться в документ, как будто печать от таких усилий появится.
Дело в том, что обязанность по сохранности документов, после их выдачи государственными органами, лежит полностью на их владельцах.
В данном случае отсутствовала печать там, где она должна быть. Иногда такое встречалось. Виной тому, скорее всего, её выгорание со временем. Либо водитель оставил на солнце этот документ, либо от того, что свидетельство было выдано давно и печать испарилась сквозь ламинированную обложку, — неизвестно. Но факт остаётся фактом: отсутствие печати на официальном документе даёт право сотруднику милиции проводить проверку по данному вопросу, а исследование эксперта уже установит факт отсутствия печати. Скорее всего установят, что документ не поддельный, и гражданину просто заменят данное свидетельство на новое. Но нюанс в том, что это займёт много времени — сбор материала, передача его в территориальное УВД, принятие к производству материала, назначение исследования, его проведение, передача материала по почте в соседнюю область, замена свидетельства о регистрации… А правила дорожного движения упрямо требуют: водитель обязан при движении иметь при себе регистрационные документы.
Гражданин Слободко был из соседней области. После изъятия свидетельства на его транспортное средство немедленно встаёт вопрос: а как же ехать дальше? Точнее, дальше уже нельзя ехать, можно только развернуться и быстренько отправиться домой, надеясь, что другие сотрудники ДПС благосклонно отнесутся к копии протокола об изъятии документов. Хотя по закону они не имеют права так делать. По закону выход у Слободко один: автомобиль на эвакуатор (ПТС — паспорт транспортного средства — с собой редко кто возит) и с большими финансовыми тратами за его оплату и нарушением всех планов (куда-то ж он ехал?) домой. Когалымов уже знал этот сценарий, а Слободко продолжал возмущаться всё сильнее и сильнее на требования об открытии капота для сверки узлов и агрегатов, багажника для осмотра содержимого и просьбу перегнать автомобиль в другое место, поскольку предстоит оформление.
— Какое оформление? — уже несдержанно заявил Слободко.
— Данный документ вызывает сомнение в подлинности. В таких случаях проводится проверка. Если документ окажется настоящий, то его вам вернут, но рекомендую после этого его заменить, чтобы печать была отчётливо видна.
Для производства каких-либо действий нужно основание. Как ранее уже сообщалось, водитель должен был совершить административное правонарушение. Закон есть закон!
Поэтому Когалымовым (к его счастью, автомобиль был отечественный) было выявлено административное правонарушение, совершённое данным водителем, а именно: не работают в установленном режиме стоп-сигналы автомобиля.
Когалымова учили: только плохой инспектор не может докопаться до машины — стоп-сигналы, лампочки, масло капает, резина лысая, аптечка, огнетушитель, всё что угодно! Потому что найдёшь наркотики или оружие — административный протокол о нарушении водителем должен быть в материале! Поэтому как хочешь, но не бывает такого, чтоб водитель ничего не нарушил!
— Переставьте автомобиль, подходите туда, пожалуйста, я сейчас всё вам расскажу… — заключит инспектор ДПС, в то время как водитель Слободко начал просто звереть.
Опустим подробности с долгим оформлением, фиксацией всего происходящего, как и положено, понятыми (благо на посту местные водители всегда готовы помочь родной милиции, им же ещё тут ездить как-то надо), выписыванием протокола за стоп-сигналы, разъяснением водителю его бедственного правового положения и рекомендацией разворота домой… И это ещё при условии, что Когалымов закрывает глаза на то, что мимо него сейчас проедет автомобиль без документа на него, а просто с копией о том, что документ у него изъяли.
— Или эвакуатор вызвать? — добил окончательно сотрудник ДПС изначально наглого водителя.
Далее смена прошла нормально, коллеги похвалили молодого сотрудника за наведение справедливости и порядка:
— Правильно, таких козлов наказывать надо, а то сразу: причина остановки!
Граждане даже не подозревают, как звереют от этой фразы инспектора Дорожно-патрульной службы. Не произносите её никогда!
Забегая вперёд, хочется отметить, что Слободко пожалуется на действия инспектора ДПС Когалымова в прокуратуру. Милиционера вызовут, он даст объяснение, его действия признают законными и обоснованными. Обычное дело.
Что касается наглого «сыночка электросетей»: через пару лет он насмерть разобьётся, «летая» на высокой скорости с визиткой командира роты ДПС.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Милицейские истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других