1. книги
  2. Личная эффективность
  3. Владимир Алексеевич Гилясев

Точка сборки

Владимир Алексеевич Гилясев (2024)
Обложка книги

Наша жизнь определяется и формируется нашим мышлением. Умение управлять своими мыслями позволяет управлять своей жизнью. В книге рассмотрен базовый принцип управления своим мышлением. Практическое руководство. Идеи. Методы. Способы. Приемы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Точка сборки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Человек и его представления

Человека можно рассматривать с разных точек зрения, в зависимости от контекста и цели разговора. В этой главе мы попытаемся создать целостное представление о человеке, которое уже давно известно многим, включая вас. Это представление необходимо нам для того, чтобы лучше понять значение и место нашего разума, чувств и действий, а также научиться ими управлять.

Модели человека

Давайте рассмотрим несколько моделей человека, которые помогут нам лучше понять его. Почему это так важно? Потому что это даст нам возможность глубже осознать процессы мышления, внимания, чувств, впечатлений, мыслей, поведения, обучения и многих других аспектов.

Следует помнить, что модель или образ чего-либо не являются самими реальностью и действительностью. Это лишь гипотеза и предположение, которые необходимы для понимания сути явления.

Сам по себе человек не меняется и остается загадкой. Однако для понимания его самого возникло множество образов. Позвольте представить вам некоторые из них.

Троица

Первая модель."Православная"

Тело — это то, что мы видим и чувствуем. Оно рождается, живёт и умирает.

Душа — это тонкая субстанция, находящаяся внутри нас. Она полна чувств и переживаний, является интерфейсом между Духом и телом. Душа живёт в теле, но постоянно стремится вверх, в небо. Она переживает за нас и волнуется вместе с нами, находясь внутри нас.

Существует три версии её появления:

Первая

Она появилась вместе с телом и является неотъемлемой его частью. Она сформирована наследственностью и воспитанием. Когда тело умирает, душа уходит в мир иной, и никто из живущих здесь не знает, что это такое.

Вторая

Душа — это целостная субстанция, которая приходит сверху и вселяется в нас. До нашего появления она жила в другом теле, но не помнит, в каком именно. Теперь она переселилась в нас и живёт так, как знает. Именно поэтому иногда она заводит нас туда, куда мы и не предполагали. После того как тело умирает, душа переселяется в другое тело или в баобаб, но этого нам уже не узнать.

Третья

Сам Господь вдыхает в нас душу, сеет семя в наше тело и доверяет нам её на попечение, надеясь, что мы не испортим её, а разовьём и привлечём к ней ещё таких же милых и хороших душ. Чтобы потом, после смерти, сказать Господу, что мы исполнили свой долг и обязанность: умножили любовь и вернули её как дар Господу.

Дух — это нечто, что снисходит на нас сверху. Это дар Божий. Каждому из нас дана возможность понять его и быть с Ним. Но не каждый развивает эту способность.

Тело, душа и Дух взаимосвязаны. В теле есть центры жизненной энергии: мозг, сердце и живот. В мозгу — ум и сознание. В сердце — душа. В животе — жизненная основа. Мозг — сосредоточение сознания. Сердце — сосредоточие души. Живот — сосредоточие жизненной силы.

Примечание

В православной традиции, к которой мы себя относим, третья часть — живот — не рассматривается. Она не является центральной, а основное внимание уделяется душе и заботе о ней. В другой модели, называемой"восточной", третья часть (живот) имеет важное значение. Так же как и душа, она используется для развития человека в целом.

Если вы не согласны с этим представлением или хотите получить более подробную информацию по этой теме, то можете обратиться к трудам святых отцов православной церкви. Там более подробно и многословно рассказано об этих аспектах человека. Здесь же представлено лишь обобщенное представление, не претендующее на истину.

Детальные пояснения вы можете найти у святого Иоанна Златоуста, отца Феофана Затворника, отца Крестьянкина, отца Ткачева, отца Дмитрия Смирнова, богослова Осипова и других.

Вторая модель

"Восточная"

"Восток — дело тонкое", и там существует множество моделей и представлений. Мы не будем углубляться в каждую из них, а представим обобщенную модель из индуистско-китайской культуры.

И Будда, и Бодхидхарма родились в Индии, а проповедовали в Китае, вобрав в себя как индийские, так и китайские взгляды на мир. Так что отделить"мух от котлет"спустя столько веков, как бы нам ни хотелось, не удастся. Поэтому мы назовём вторую модель обобщённой и"Восточной".

Сначала рассмотрим модель в индийской традиции. Она аналогична православной, но намного сложнее. Там тоже есть Общий Брахман, который, следуя закону Дхармы, воплощается в персональное тело как Атман. Это и есть душа в нашем понимании. Кроме того, само тело связано с космосом и представляет собой вложенную структуру, типа матрёшки:

Физическое тело, ментальное, витальное, астральное, каузальное

И так далее, до бесконечности, до самого Бога. А чтобы иметь контакт с Богом, у индусов разработана целая система овладения всеми этими телами с целью слияния с Богом. В практическом применении она называется Йога.

Йога в переводе с санскрита означает единение, слияние. Это инструмент, способ, который позволяет адепту установить связь с Богом посредством определенных практик над всеми этими телами.

Такое понимание доступно только избранным. Для простых же людей имеются все возможные прикладные Йоги для физического тела: хатха, раджа, лайла, лия и многих других. Различные способы единения: асаны, мантры — разработаны для того, чтобы тело слушалось и понимало, куда его направляют и о чём говорят. Для тела разработаны специальные системы питания и диеты, которые способствуют очищению организма для более тонкого, чувствительного восприятия Бога.

Небольшое отступление. Об Йогах и практиках, гуру и гурёнках

В своё время, в 50-60-х годах прошлого века, молодые люди покинули западные города (Париж, Лондон, Нью-Йорк) и ринулись в Индию за Любовью. Они устали от своей буржуазно-капиталистической жизни и решили искать правильную и лучшую жизнь, которая должна была основываться не на деньгах и стяжательстве, а на Любви. К этому времени из Индии на запад, в Англию, просочились некие"тайные знания"гуру, проповедовавших о прекрасной жизни. Напомним, что Индия была колонией Англии.

Вся элитная молодёжь ринулась туда. А там другая экзотическая обстановка, знания, практики, свобода, любовь и наркотики. Почему наркотики? Потому что гуру тоже живые люди, у них традиция, да и лишние денежки не помешают.

Прошло немного времени, и большинство вернулось снова к своим папочкам продолжать их дело. Свобода свободой, а кушать хочется. При возвращении обратно на свои родины они привезли"знания", которые получили у неких гуру в полупьяном наркотическом состоянии. И все эти"знания", оторванные от индийской культуры и её понимания, они притащили домой: йога, гуру, Брахман, атман, мокша, джива, карма, сура, мантра.

И стали рекламировать, пропагандировать, практиковать с обычной целью тщеславия и получения бабок. Поэтому можно однозначно сделать вывод о ценности привезенных знаний и их полезности. Не так ли?

Понятно, что это были ошмётки, обрывки от целостной индийской системы по совершенствованию человека. И в таком искаженном варианте они стали применяться на западе. А несколько позже, в 70-80-х, эти"знания"перетекли и к нам, советским людям, которые с восторгом восприняли эти новшества и стали усердно применять и до сих пор применяют. Результаты таких практик над самим собой очевидны невооружённым взглядом. Поэтому предупреждение

Знания, вырванные из контекста культуры, в которой они существуют, и используемые в другой, могут быть неверно поняты и применены. Не только без пользы, но и во вред себе.

Знания, которые мы получаем из одного культурного контекста и пытаемся применить в другом, могут быть искажены и использованы неправильно. Это может привести не только к отсутствию пользы, но и к серьёзным проблемам.

В каждой культуре существует своё представление о мире, свои понятия и слова, которые могут быть поняты только в контексте своей культуры. Перенос понятий из одной культуры в другую может исказить их значение и привести к неверному использованию. А если эти знания используются в корыстных целях, то это может нанести серьёзный вред.

Сейчас существует множество специалистов, которые пользуются нашим незнанием: психологи, эзотерики, практики, экстрасенсы, психоэнергетики и другие. Они манипулируют сознанием людей, верящих в просветление и решение психологических проблем, не обладая необходимыми знаниями. Многие из них даже не были в ашрамах индийских знаний, но, начитавшись книг, предлагают нам сомнительные практики, зарабатывая на этом деньги.

Конечно, есть и истинные Гуру, но они далеки от материального мира и не проповедуют своё учение. Они живут в горах и наслаждаются тишиной и спокойствием, не обращая внимания на окружающий мир.

Давайте вернёмся к описанию модели человека в индуистском контексте. Структура человека представляет собой «матрёшку» из физического, витального, ментального и астрального тел. В теле также существуют чакры — семь узлов меридианов. Всего насчитывается 12 меридианов, а в более детальном описании — 12000: 6000 с одной стороны тела и 6000 — с другой. Это сложная конструкция, которой йогин управляет, стремясь к единению с Богом.

Главная задача йоги — не работа над телом, а создание связи с Высшим и Прекрасным. Чувствуете разницу в понимании слова «йога» нами и индусами? Для нас йога — это упражнения, которые делают тело и душу красивыми. А для индусов, создавших это учение, йога — это связь с Высшим.

Если вы хотите глубже понять мировоззрение индусов, то можете обратиться к первоисточникам — Ведам и Сутрам. Для поверхностного ознакомления с этим мировоззрением можно прочитать замечательные труды:

Свами Вивекананда и Радханатха Кришнана «Индийская философия»; Ауробиндо Гхоша «Интегральная йога». Эти авторы — индусы, которые родились и жили в Индии, поэтому они знают, о чём говорят.

Мне ближе православная модель, где всего три составляющие: тело, душа и Дух. Запомнить проще и понятно, что делать: следить за телом, хранить душу и жить в Духе Любви. Хотя понимаю, что ни у кого из нас нет полного понимания, что это такое. Но тем не менее, мы живём так.

Теперь рассмотрим китайскую модель. Здесь несколько другой подход, но суть одна — единение с Высшим. Можно сказать, что есть некий безличный энергетический поток, который пронизывает всё. Он называется Ци, Ки или Дао. Задача адепта — слиться с этим потоком. Поток мощный и всеобъемлющий, и, сливаясь с ним, адепт (верующий) не испытывает препятствий ни в чём. То есть живёт счастливо.

Если же он пытается «писать против потока», то есть жить по своим правилам и пониманию, то у него постоянно возникают проблемы и трудности. Поэтому главная задача как адепта, так и любого восточного человека — вписаться в поток. От этого единения у них возникает покой и умиротворение. И тогда они могут делать всё что угодно, даже идти «против потока». Потому что и «в потоке», и «вне потока» — это всего лишь иллюзия в сознании самого человека, которая создаёт ему препятствия. Если он освобождается от этой иллюзии, то становится свободным и счастливым.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Точка сборки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я