Тхэквондо. Осознанный выбор

Владимир Владимирович Пятков

Сегодня, когда в мире спортивных единоборств и боевых искусств предложение превышает спрос, простому человеку очень трудно разобраться. Чтобы пойти заниматься самому или отдать ребенка, вам трудно выбрать между секцией карате, айкидо или капоэйрой. Эта книга может помочь понять, на что нужно обращать внимание и какие цели ставить.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тхэквондо. Осознанный выбор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Немного об истории боевых искусств

Любое обучение чему бы то ни было обычно начинается с истории вопроса. Будь это музыка, хореография или боевые искусства. В этом ключе написано большое количество статей, книг и снято много фильмов. Практически все авторы, независимо от своих мировоззрений, сходятся в одном — необходимость защищать себя и свою семью возникла одновременно с появлением первого человека. Тем не менее о науке борьбы можно говорить лишь тогда, когда появляются люди, накапливающие и систематизирующие специфические знания и передающие их своим ученикам.

Как и многие мои коллеги, я начинал знакомиться с миром боевых искусств в конце 1980-х годов по первым видеофильмам и первым книгам, написанным на эту тему. Самая первая из них: «КЭМПО — традиция воинских искусств» авторов А. А. Долина и Г. В. Попова. Однако наиболее полная научно обоснованная работа в этой области мне встретилась уже позже. Игорь Игоревич Куринной — заслуженный спортсмен, тренер и доктор философии в своей работе «Борьба. История. География. Закономерности» говорит о том, что «на огромных территориях Евразии и Африки некогда царил в общем-то единый стиль борьбы». Кропотливый анализ позволил Куринному восстановить географию распространения, и результат оказался удивительным. Выяснилось, что обнаруженная исследователем «страна единого стиля борьбы» поразительным образом совпадает с территорией Монгольской империи XIII — XIV веков. Получается, что борцовское боевое искусство возникло как ордынско-русское и долгое время доминировало во всех землях, входивших в Великую империю. Затем после раскола этого государства в конце XIV века единая «монгольская» система борьбы тоже распалась на отдельные школы. А прежнее искусство — забыто или трансформировано под влиянием изменившихся местных обычаев.

Я не буду пересказывать всю работу И. И. Куринного, обозначу лишь некоторые аспекты. Если мы будем классифицировать все виды боевых искусств по схожим признакам, то легко увидим разделение единоборств на ударные и бросковые. Бросковые подразумевают близкую дистанцию к противнику и необходимость крепкого захвата с целью провести бросок. Среди бросковых видов, независимо от того, как бы далеко не находилась родина их появления, будут виды, основанные на борьбе с захватом пояса. Речь не идет о поясе как атрибуте одежды для подвязывания распахивающихся пол халата, рубахи или кимоно. Здесь имеется в виду пояс, которым пользовались воины для крепления на нём оружия. Ударные же единоборства, напротив — избегают плотного контакта с соперником. Атака в них строится на нанесение ударов своими наиболее крепкими и нечувствительными к боли частями тела по наиболее болезненным или жизненно важным частям тела соперника. Сообразно традиции, в одном виде борьбы схватка становится возможной лишь тогда, когда дистанция максимально близкая, а в другом — дальняя. Изучая этот феномен, автор пришел к выводу, что бросковые виды единоборств были популярны среди воинов, имевших оружие, и которым не нужно было вести бой голыми руками на средней и дальней дистанциях.

Виды тренировочных поединков культивировались как игры или тренировки воина в мирное время. Таким образом, среди бросковых видов единоборств оказывается масса видов борьбы на поясах: барильда (Монголия), глима (Исландия), джиу-джитсу (Япония), кох (Армения), кураш (Узбекистан), куреш (Киргизия), курес (Казахстан), гуреш (Турция), гюлеш (Азербайджан), гуштингури (Таджикистан), горэш (Туркмения), курэш (традиционный у татар, башкир, на Поволжье, Урале и Алтае), кушти (Индия, Пакистан), сумо (Япония), трынтэ (Молдавия), ссирым (Корея), чидаоба (Грузия), тутуш (Северный Кавказ) и прочие. Воинами не были люди с улицы, а холодное оружие стоило дорого и не всем дозволено для ношения. Воину, обладавшему холодным оружием, незачем было вступать в бой голыми руками. Его противник, имевший такое же оружие, вынужден был держать дистанцию, обмениваясь ударами мечом, булавой или копьем. Но когда в ходе битвы кто-то один из них лишался этого оружия, то ему ничего не оставалось делать, как максимально сблизиться с врагом, потому что в ближнем бою оружие становилось неэффективным. Проведя бросок противника на землю, умелый борец получал преимущество, чтобы завершить бой добиванием.

Виды борьбы, дошедшие до нас и те, от которых остались лишь рисунки на стенах, гравюрах или посуде говорят о поразительном сходстве приемов. Независимо от того, как далеки во времени или по расстоянию между собой единоборства, мы везде можем видеть бросок с обвивом ноги, «мельницу», бросок с захватом голени, бедра или проход в ноги.

И. И. Куринной приводит карту распространения этих видов борьбы, поразительно совпадающую с картой завоеваний Монгольской империи в XIII — XIV веках. Так ли это в действительности? Или, может быть, прав Брюс Ли, говоривший в интервью Пьеру Бертону, что нет такого понятия, как, например, китайский стиль боя или японский стиль, или еще какой-то другой? И если бы у человека было, допустим, три руки или четыре ноги, то у нас была бы новая форма рукопашного боя? Но в реальности у нас ведь только две руки и две ноги, а потому и стили не так уж сильно отличаются друг от друга. Для нас важно, что существуют виды борьбы бросковые и ударные.

Ударные виды борьбы как раз, по мнению Куринного, создавались и развивались простым народом, то есть в среде людей, кому оружие носить было запрещено. Первым делом колонизаторы и захватчики по понятным причинам под страхом смерти запрещали завоеванному народу хранить и носить оружие или владеть им. Например, карате (в переводе с японского — «пустая рука») появилось на Окинаве в XVI веке. Жители этого острова разработали систему боя голыми руками и ногами. «Окинавцы» определили точки прицела ударов и создали систему тренировок для того, чтобы руки были так же эффективны как холодное оружие.

История появления китайского ушу и его разновидностей кенпо и пакуа в XVI веке очень похожа. В захваченной маньчжурами Поднебесной бедное местное население тоже не имело оружия — завоеватели строго-настрого запрещали. И простые люди старались заменить его, например, предметами крестьянского быта: нунчаками (палками для обмолота риса), серпами, шестами или даже веслами. Конечно, для нанесения ударов вовсю использовались и руки-ноги.

И Европа также не явилась исключением. В XVII — XVIII веках появился ударный вид французской борьбы сават. Он возник на основе старой крестьянской игры — поединка ногами. Само слово «savate» переводится с французского как «рваный башмак». Так что первые «спортсмены» савата вышли из крестьян и мелких бандитов, промышлявших разбоем. Из среды людей, для которых хорошее оружие было малодоступно.

Несмотря на общий принцип деления и распространения боевых искусств по принципу социальных классов и способов борьбы, были территории со своими самобытными способами ведения боя. Например, в Китае, Вьетнаме или Индии практиковалась борьба, основанная на подражании животным. Множество стилей и их разновидностей изображают тигра, змею, обезьяну или крупное хищное насекомое богомола, но это, скорее, исключение из общего правила.

Несмотря на то, что хронология в работе Куринного несколько отличается от дат в других источниках, его теория вполне имеет право на существование. И особенно я согласен с тем, что современные единоборства и боевые системы получили свой завершенный вид совсем недавно.

Скажем, айки джиу джитсу появилось в конце XIX — начале XX столетия, айкидо — в начале XX века, а всё многообразие стилей каратэ — в середине XX в. Дзюдо — это конец XIX — начало XX столетия, кравмага и тхэквондо — середина XX в., хапкидо — вторая половина XX в. Всплеск появления новых и преобразования старых систем рукопашного боя на рубеже XIX и XX веков оказался неслучайным. С одной стороны, велика была роль рукопашного поединка в реальных боевых действиях. С другой — толчком для развития единоборств послужил прогресс, то есть возможность быстро передвигаться, путешествовать, а также фиксировать свои знания и наблюдения на бумаге или фото-кинопленке. За каких-то сто лет технологическое развитие сильно повлияло на нашу повседневную жизнь. Машины, компьютеры, современная архитектура и интернет навсегда изменили жизнь человечества. Прогресс также повлиял на боевые искусства и сферы их применения. События середины XX века были полны поводов для применения рукопашного боя, его совершенствования и распространения по миру.

Таким образом мир узнал про японское карате и бывшее его прямой калькой корейское каратэ — тхэквондо. Корея с 1910 по 1945 годы была оккупирована японскими войсками. Корейская молодёжь, желая учиться рукопашному бою, шла в секции и занималась карате, которое в Корее называлось тан су до. Именно этим единоборством и занимался будущий генерал южнокорейской армии, студент Чой Хон Хи. После освобождения страны началась Корейская война (1950—1953 гг.), на которой приемы рукопашного боя оказались как никогда кстати, а Корея разделилась на Северную и Южную.

С 1955 по 1975 годы Южная Корея воевала во Вьетнаме, где продемонстрировала миру свой рукопашный бой. Именно этот период и стал катализатором для создания своего национального боевого искусства. Оно, по приказу первого президента Южной Кореи Пака Чон Су, должно было быть так же сильно, как карате, но непохоже на него ни внешне ни внутренне. За дело взялись всем миром: инструкторы национальных видов единоборств, историки и политики. Генерал Чой был руководителем этого проекта. В результате получилось тхэквондо, якобы существовавшее многие тысячи лет и демонстрировавшее всему миру, что Корея — высокоразвитая страна с многовековой историей и культурой. Результатом этой работы стали Олимпийские игры 1988 и 1992 гг., на которых тхэквондо было впервые продемонстрировано как олимпийский вид спорта. А в 2000-м полноценно вошло в программу олимпиады. Позже тхэквондо разделилось на олимпийский вид спорта и его традиционную версию, развалившуюся на десятки подвидов.

Подробный и интересный рассказ об этом процессе вы сможете найти у журналиста, историка и преподавателя университета Торонто Алекса Гиллиса в его книге «Смертельное искусство. Невообразимая история тхэквондо».

И хотя сегодня, в середине XXI века, войны на планете не прекращаются — рукопашный бой теряет актуальность и востребованность. На сцену выходят новые виды вооружения, а высокие технологии позволяют вести сражения с экранов мониторов. Тем не менее боевые искусства получили вторую жизнь в качестве современных видов спорта и развивающих систем. Тхэквондо, карате и другие сложно координированные виды имеют в своем арсенале сотни средств по развитию коры головного мозга, восстановлению старых и образованию новых нейронных связей. Это дает возможность человеку с ограниченными физическими и ментальными возможностями чувствовать себя намного лучше, а здоровому — превосходить того, кто этим не занимается.

Кроме того, боевые искусства и спортивные единоборства — бесценное средство по купированию предстартовых состояний, побеждающее панический страх, мандраж и оцепенение человека, оказавшегося в экстремальной обстановке. Говоря простым языком, человек, СИСТЕМАТИЧЕСКИ занимающийся единоборствами, становится храбрее. А это всегда важно как в повседневной жизни, так и в политике, бизнесе и учебе.

Если вам интересно прочитать работу И. И. Куринного можно посмотреть здесь

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тхэквондо. Осознанный выбор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я