Москва, Питер, Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Псков, Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, Тарту, Сестрорецк, Комарово. Репино, Зеленогорск, Углич, Кострома, Ярославль, Тутаев, Калязин, Плес, Калуга, Тула, Ясные Поляны, Рязань, Константиново, Пушкино, Таганрог, Ростов-на-Дону. Это не путеводитель. Книга о том, что автор почувствовал и подумал в этих городах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российские этюды – 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2017, лето и осень
Московский блокнот
Там, где раньше был счастлив
Москва, родной академический институт, где я провел лучшие годы. В горле горький комок от пустых коридоров и захламленных комнат. Раньше тут бегали стайки красивых девушек в белых халатах, а у подоконников курили усталые мужчины, обсуждая динамику спиновых систем и свойства свободных радикалов. Теперь тут тишина и даже чистота. Сорить некому. На двери комнаты, куда я пришел дипломником, а вышел завлабом, висит табличка, что я до сих пор отвечаю за технику безопасности. Заглянул. Там свалка строительного мусора. С техникой безопасности все в порядке.
Навстречу идет Юрка (простите за фамильярность) — один из лучших в нашей секции гребного слалома. Теперь у него, наверное, появилось отчество, которое раньше было без надобности.
— Вовка, привет! Решил посмотреть на родное пепелище? Только не вздумай возвращаться. Как там в америках?
— В америках у всех по-разному. Как и везде.
— Зато у нас свобода. Не осознанная необходимость, а настоящая!
— В том смысле, что на работу можно не ходить?
— Ага! Раньше мы два раза в месяц за заплатой приходили, теперь все на карточку переводят.
Юрка хохочет и исчезает. Он из тех, кто будет работать, даже если за это не платят. Это стиль его жизни. Таких немного. Второй такой — мой друг. Мы с ним делили съемную квартиру в первые годы жизни в Америке. В середине нулевых его сманили работой в Сколково. За три месяца выпытали все его идеи и выкинули на улицу. Он вернулся в родной институт, между делом защитил докторскую, за свои деньги покупает реактивы и оборудование, доплачивает аспирантам. Зачем? У него идея на Нобелевскую премию — сделать супер-катализатор для связывания азота. По Нобелевскую премию — это я сказал. Ему просто интересно, он рисует химические формулы и показывает свое хозяйство под тягой.
— А что делает алюминиевая кастрюля? Вы тут суп варите?
— Это водяная баня. Такую кастрюлю теперь не достанешь, а она позволяет почти мгновенно устанавливать температуру. Я бы мог купить фирменную «баню» за несколько тысяч долларов, но зачем? Кастрюля прекрасно справляется.
— А зачем банки от варенья?
— В них отлично хранятся сухие реактивы.
— И как тебе после работы в Дюпоне?
— Нормально! Вспомни, мы всегда так работали. Чисто там, где должно быть чисто.
— Такое чувство, что в этом корпусе ты один работаешь.
— Я решил свои денежные проблемы, теперь можно для удовольствия и поработать.
— Как-то грустно и страшно за академическую науку.
— Академию давно надо разогнать и перевести всю науку в университеты. Там студенты, там жизнь. Тут же теплое болото для престарелых академиков.
— Но ведь есть примеры успешных лабораторий.
— Они были бы еще успешнее, если бы их перевели в университеты.
— А где сейчас остальные сотрудники?
— На дачах, на подработках. Некоторые гранты пишут.
— Ты не пишешь?
— Не смеши меня. Ты представить не можешь, какое удивительное чувство, когда тебе ничего не надо от начальства. Просто открываешь сайт eBay, где есть всё, что нужно для работы.
— А как пишущие собираются выполнять работы по грантам? Судя по разрухе… Нет приборов, реактивов, сотрудников…
— Ты же был завлабом! Забыл, как мы умели красиво строить научные фразы?
— Но…
— Хватит о грустном, пошли лучше в ресторан пообедаем. Знаю место, где отлично готовят креветок и лобстеров. Я угощаю.
И мы пошли в ресторан.
Дом на Мойке
Петербурженка
Жил в Питере на Мойке напротив крыла Главного штаба, отданного Эрмитажу. Около моей арки продуктовый магазинчик. Стою в очереди с бутылками воды. Передо мной старушка лет 80-ти. Нет, не старушка, пожилая женщина.
— Мне две бутылки шампанского. Нет, не иностранного, советского. Привыкла я к нему.
— И еще килограмм абрикосов. Они такие желтенькие у вас.
— Два помидора, вот этих.
Продавец с уважением смотрит на покупательницу.
— Мадам, эти помидоры без вкуса и запаха. Я вам сейчас принесу два настоящих помидора.
Приносит, взвешивает, внимательно ждет дальнейшего.
— Мне еще что-нибудь неожиданного…
— Есть свежие кедровые орешки.
— Отлично, я возьму два пакета!
Покупки укладываются в сумку.
— У вас гости? Дети приезжают?
— Почему гости? Завтра воскресенье, я хочу себя побаловать.
Сумка на плечо, покупательница, опираясь на палочку, уходит. Продавец обращается ко мне.
— Настоящая петербурженка! Таких все меньше и меньше. Вы сами-то откуда?
Я медлю с ответом.
— Вы — гость, я сразу догадался.
Выхожу на улицу, смотрю на свое отражение в витрине, пытаюсь понять, чем я отличаюсь от петербуржцев. Оглядываюсь, чтобы сравнить. По тротуару в музей-квартиру Пушкина идет толпа китайцев. Кроссовки, серые брюки, куртки, в руках бутылки с водой. Все как у меня.
Вот если бы я шампанского купил…
Пушкин и другие в Питере
Александр Сергеевич, ни на кого не глядя, сидит в Литературном кафе на Невском.
Я его понимаю. Иду сквозь толпу, поглядывая выше голов. После двухнедельной тишины (яхта на Ладоге) толпа пугает. Острое желание побыть одному. Похоже, что такое желание и у тысяч китайцев. В поисках одиночества они заполонили все центральные питерские переулки.
***
Питер, Измайловский сад. На лавочке сидит бронзовый ангел с книгой. Нос у него блестит — не знаю, что случится, если я его потру. Но, наверное, что-нибудь хорошее. Прикасаюсь к холодному носу, оглядываюсь. В парке никого, тихо.
***
На стрелке Васильевского острова художник рисует серую Неву и Зимний дворец. Каждый проходящий заглядывает ему через плечо. Художник не реагирует. Хочу сделать фотографию и назвать её «Одиночество в толпе».
***
Зашел в издательство в доме около арки Главного штаба. Спрашиваю, чем они лучше, чем остальные. Говорят, что красиво оформляют обложки.
— Помогаете распространять изданные книги?
— Только за счет писателя.
Это капитализм или бумажные книги почти никому не нужны?
***
В музее Набокова. На стене фотографии домов, где он жил в Америке. Я насчитал десять. Похвастаюсь, что был в долине Аризоны, где Набоков ловил бабочек. Там красиво и без бабочек — красные скалы, голубая вода…
Почему-то обидно, когда писатель тратит время на бабочек, кухню, рыбалку… На женщин — нормально. Это жизнь. Но вот бабочки!
Хорошо, что меня никто не спрашивал.
***
«Большой» дом на Литейном. Сначала не понял, что это «тот самый». Спрашиваю у полицейского, мерзнущего на ветру:
— А что было в этом доме?
— Что надо, то и было.
— А до революции?
— Ничего интересного.
И взгляд такой усталый, колючий.
***
На доме (Чайковского, 29) написано, что это особняк Трубецких, потом Нарышкиных, но юный следопыт знает, что этот дом был построен для Абрама Петровича Ганнибала (арапа Петра Великого).
Кстати, о таинственном. В 2012 году здесь нашли клад Нарышкиных. Они покинули Россию в 1917, им было не до клада.
***
Беседа о Есенине:
— Как можно сравнивать поэзию с прозой? Никак! Поэзия — это живопись слов. Поэт думает над каждым словом, страдает. А прозаики только по клавишам стучат.
— А как же Гоголь, Флобер?
— Они в душе были поэтами.
***
В Питере вспоминаю санаторий в Юрмале. Первый визит к врачу:
— Вам надо делать массаж шеи и плеч. Это улучшит кровообращение и работу мозга.
— У меня мозг работает отлично.
— Это вам кажется, если вы отказываетесь даже от бесплатных процедур.
Мозг в Питере работает плохо. Только картинки может рассматривать. Зря я отказался от массажа шеи и плеч.
***
Обожаю питерские дворы. Эстетически обожаю. Полюбоваться хорошо, но не представляю свое детство в таких колодцах. Особенно сейчас, когда они забиты машинами. Но все равно обожаю.
***
Малая Конюшенная. Памятник Гоголю. Мог ли Николай Васильевич предполагать, что долгие годы будет смотреть на Невский?
Гоголь восхищался питерскими вывесками. Согласен с его восхищениями. Категорично считаю, что по креативности вывесок Питер занимает первое место в мире.
Москва в декабре
Москва, декабрь. Из блокнота.
Зашел в книжный магазин на пр. Мира. Увидел стеллажи с российской фантастикой. Посмотрел одну полку, другую… закружилась голова. Пошел вдоль «фантастических» стеллажей. Насчитал 25 шагов. Сказал: «ой!» И тут начались стеллажи с зарубежной фантастикой. Это добило вконец.
Затаился около кассы, стал наблюдать, что покупают. При мне покупали большие детские книжки с картинками.
Вышел на свежий воздух, глотнул туману, наступило просветление. Прохожие шли по мокрым тротуарам и несли белые пакеты с едой. Приближалось время субботнего обеда.
***
Проснулся во мне мастер, понадобилась рулетка. Куда едет юный путешественник за рулеткой? В «Золотой Вавилон». Ибо от любимой кроватки до него три остановки на любимом 17-м трамвае.
Вавилон ошарашил. Видали мы моллы, но такой и во сне не приснится. До рулетки надо было идти километр мимо сверкающих лавок, где торговали ненужностями накрашенные девушки с немАсковским говорком. Тут бы ввернуть философскую мысль о мирской суете и погоне за лишним, о мудром японском стиле ваби-саби, но другая мысль билась пульсом в висках — с сединой в бороде и бесом во всех костях ты понимаешь, что иногда надо жить для себя.
Когда мы с первой женой отхватили квартиру на Ленинском проспекте, то начали ее обустраивать для гостей. Чтоб им, паразитам, было удобно выпивать, закусывать, танцевать, отдыхать и заниматься глупостями. Теперь все по-другому. Сейчас в моей комнате огромное место занимает кровать. На нее много гостей не уложишь. И не надо.
Кстати о рулетках. Продавались китайские и американские. Их везли в Москву через моря и горы. Тысячи километров. Это так, о международном разделении труда.
***
Не догнать Америке Москву по прибамбасам. На моей трамвайной остановке бесплатный вай-фай. Нет такого в Америке. Я, правда, не понял — зачем? У всех в телефонах мобильный интернет. Он в Москве копейки стоит.
— Тебя не спросили, — проворчал внутренний голос.
***
Был в мебельном (й) шоурум. Теперь «шоурум» — русское слово. Перестал чему-либо удивляться.
— Почему у вас диван розового цвета?
— Это для девочек.
— Но формы у него брутальные.
— Это для брутальных девочек.
***
В зале ресторана «Тарас Бульба» звучали песни ансамбля АББА. А в комнате «для хлопцев» передавали новости на украинском языке.
***
Около метро Ленинский проспект сквозь одетых в черное людей строем ходили нарядные кришнаиты и пели веселые песни.
— Толерантность, блин, — сказал плоховыбритый мужчина и сплюнул.
***
Москва — красавица, конечно. Даже в декабрьскую серость. Мне она все больше напоминает таинственную незнакомку, которая смотрит сквозь тебя и идет дальше.
***
Выставка Малевича. Интересное было время в российском искусстве в начале двадцатого века до наступления социалистического реализма. Сколько имен, сколько направлений, сколько надежд. И каждый был уверен в своей гениальности. Малевич долго был убежден, что его супрематизм предсказал революцию. А какие были диспуты! Политика, искусство, литература — все смешалось в адском котле.
Выставка оформлена потрясающе. Снимаю шапку перед ее дизайнерами. Полное погружение в его эпоху. Хотелось, правда, видеть в залах не только девочек-отличниц с телефонами, но и компаний странных молодых людей на лестнице, яростно доказывающих, что супрематизм не умер.
***
Дождь, свободный день. Самое время вспомнить о целях и мечтах. Была одна цель — перечитать повесть Игоря Ефимова «Смотрите, кто пришел». С ней были связаны приятные воспоминания. Доступных книг с повестью на земном шаре две: одна в Ленинке, вторая в библиотеке чикагского университета. Для меня Ленинка от Миннеаполиса ближе. Оформляю читательский билет в профессорский зал.
— А докторский диплом у вас с собой?
— Нет, но я могу доказать. Сказать, например, чему равен интеграл от икс-квадрат?
— Почему-то я вам верю.
— Вид умный?
— Буквы дфмн просто так не пишут.
В зале тишина и невыносимо знакомый запах старого дерева. Почудилось, что скоро экзамен, любимая девушка заброшена и спасжилет еще не отремонтирован.
Профессора в зале сидели молча, листали книги и поглядывали в телефоны. Чувствовал себя посторонним. Повесть прочитал за полчаса. Все любимые места вспомнились и удачно сложились с запахами родной библиотеки.
***
Побывал в Гараже на выставке художника Мураками (не путать с писателем). Интересно было посмотреть на классика японской медиа культуры, от которой балдели дети 90-х и нулевых. Я эту культуру пропустил и пришлось набирать информацию со скоростью гигабайт в секунду. Вот за что люблю японцев, так за умение придумывать красивые названия:
— Будет ласковый дождь;
— Подобно течению реки;
— Я ее любил;
— И я могу преодолеть время, а Вселенная — открыть мое сердце;
— Лев всматривается в бездну смерти.
А я только для одной книги придумал оригинальное название: «Накапливаемая внезапность». За что меня ругали, кстати.
***
С каждой поездкой замечаю, что люди становятся добрее. Или это у меня развивается способность пропускать плохое мимо ушей и не заморачиваться на мелочах?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российские этюды – 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других