Путь к Свободе. Крым. Книга 1. Начало Пути

Владимир Капустин

Существует мнение о том, что человек как личность не меняется после 30 лет. Автор книги именно в этом возрасте решил коренным образом изменить свою жизнь. В одну из июльских ночей 2014 года к нему пришла идея уехать в Крым. На следующий день он взял билет на самолёт. Как только он сделал свой первый шаг, с ним стали происходить необыкновенные вещи. Книга будет полезна людям, которые находятся в поиске смысла жизни, а также тем, кто хочет ощутить магию волшебного мира под названием «Крым».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к Свободе. Крым. Книга 1. Начало Пути предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Внешнее и внутреннее

Пушкинский музей, Москва (8 августа 2014 года)

После фестиваля «Жизнь без Страха» я не смог усидеть в городе, хотя до вылета в Крым оставалось чуть больше недели. В тот период я все куда-то летел, спешил и не мог остановить поток хаотично посещавших меня мыслей. Так же спонтанно, как и с многими поездками в 2014 году, случилось трёхдневное путешествие в Москву. Уже на следующий день после ухода с работы я отправился ночным поездом в столицу России. Это была одиночная поездка, меня никто не ждал. Но почему-то очень захотелось посетить большой город перед вылетом в Крым. Я видимо предчувствовал, что нужно напитаться атмосферой летнего мегаполиса перед соприкосновением с южной природой. Это небольшое путешествие одарило меня широкой палитрой красок, которыми была наполнена летняя Москва.

О фотографии

Именно за обилием впечатлений чаще всего отправляются в подобные поездки. Коллекционирование различных образов является способом отвлечься от проблем повседневной жизни. Каждый из нас делает в путешествиях сотни фотографий, которые являются доказательством того, что мы не только посетили какое-либо место, но и того, что мы просто существуем в этом мире. Публикация фотографий в социальных сетях стали повседневным ритуалом для большинства из нас. В тот период, и я имел именно такое восприятие действительности. А моя увлечённость фотографией превращала любую поездку в гигабайты снимков, часть из которых я выкладывал в сеть. Этим я жил. И в какой-то мере моё желание выделиться из толпы своими фотографиями делало меня наоборот одним из многих. И все же я искал в происходящих событиях определённые смыслы. Очень ясно моё состояние в путешествиях и отношение к фотосъёмке в них отражают несколько фраз Сьюзен Сонтаг из книги «О фотографии», которая была написана в семидесятые годы двадцатого века. Но она не только не потеряла своей актуальности за прошедшее время, а наоборот, как никогда бьёт в самое сердце нашей электронно-цифровой эпохи.

Так же как фотографии создают иллюзию владения прошлым, которого нет, они помогают людям владеть пространством, где те не чувствуют себя уверенно. Таким образом, фотография развивается в тандеме с ещё одним из самых типичных современных занятий — с туризмом. Впервые в истории люди в массовых количествах ненадолго покидают обжитые места. И им кажется противоестественным путешествовать для развлечения, не взяв с собой камеру. Фотографии будут неопровержимым доказательством того, что поездка состоялась, что программа была выполнена, что мы развлеклись. Фотографии документируют процесс потребления, происходивший вне поля зрения семьи, друзей, соседей. Зависимость от камеры как устройства, придающего реальность пережитому, не убывает и тогда, когда люди начинают путешествовать всё больше. Съёмка одинаково удовлетворяет потребность и космополита, накапливающего фотографии своего плавания по Белому Нилу или двухнедельной поездки по Китаю, и небогатого отпускника, запечатлевающего Эйфелеву башню или Ниагарский водопад.

Фотографирование удостоверяет опыт и в то же время сужает — ограничивая его поисками фотогеничного, превращая опыт в изображение, в сувенир. Путешествие становится способом накопления фотографий. Само это занятие успокаивает, ослабляет чувство дезориентированности, нередко обостряющееся в путешествии. Большинство туристов ощущают потребность поместить камеру между собой и тем, что показалось им замечательным. Неуверенные в своей реакции, они делают снимок. Это придаёт переживаемому форму: остановился, снял, пошёл дальше. Эта система особенно привлекательна для людей, подчинивших себя безжалостной трудовой этике, — немцев, японцев, американцев. Манипуляции с камерой смягчают тревогу, которую испытывает в отпуске одержимый работой человек оттого, что не работает и должен развлекаться. И вот он делает что-то, приятно напоминающее работу, — делает снимки.

Сьюзен Сонтаг, американская писательница

Приведённые слова мне дают понимание того, что хотя я убеждал себя в непричастности к обществу потребления, но как минимум в тот момент, когда я брал в руки камеру и отправлялся в очередную поездку, я являлся ярким его представителем. Моя эмоциональная потребность в фотографии имела в своей основе чувство тревоги и неумение сконцентрироваться на самом себе. Я искал успокоение во внешнем мире с помощью фотосъёмки. Это было очень легко сделать в большом городе, где сюжеты вырастали передо мной один за другим. Москва в своём многообразии давала возможность ощутить вкус современной жизни, быстрого ритма и стремительности происходящих событий. За три дня я успел посетить несколько различных музеев и выставок, прогуляться по улицам города и его паркам. Путешествие наполняло меня приятными образами, которые мне были близки, и воспринимались как что-то естественное, что даруется всем тем, кто набрался смелости и отправился в путь. Это был мой мир, который я знал с детства — мир асфальтированных мостовых, многоэтажных домов, ярких огней и шумных улиц. В этом мире были оазисы культуры, в которые я заходил и погружался в прошлое. Небольшие островки природы были ухожены. И даже большие парки выглядели как нечто искусственно выведенное для нужд окружающих людей. В такой среде я родился и провёл подавляющую часть своей жизни. И я думал, что в этом городском пространстве я продолжу свой жизненный путь. Я не видел альтернатив этом привычному для меня образу жизни. Моё поведение диктовалось устоявшимися нормами и традициями современного мира больших городов. Я фиксировал происходящие события, пытаясь уловить постоянно ускользающие от меня смыслы. Тогда я и не мог предположить, что мой привычный образ жизни начнёт стремительно меняться после того как я прибуду в Крым.

Воробьевы горы, Москва (9 августа 2014 года)

Парк-Усадьба «Коломенское», Москва (10 августа 2014 года)

Парк Горького, Москва (11 августа 2014 года)

Ленинградский вокзал, Москва (11 августа 2014 года)

О культуре

Из всего калейдоскопа событий, который сформировался за три дня моего пребывания в Москве, запоминающимся для меня стало незапланированное посещение музея Н. К. Рериха, который расположился в усадьбе Лопухиных. Это место в центре Москвы смогло сохранить в себе не только наследие известной во всем мире семьи, но и дух исследователей в познании себя и окружающего мира. Эта тема была на тот момент мне очень созвучна. И вероятно, благодаря этому притяжению я и попал в сам музей. Как оказалось, первый и последний раз.

В суете большого города легко поддаться соблазну многочисленных развлечений. Тем более в погожие солнечные летние дни. Ощущение свободы, лёгкости и радости жизни волнами набегают на удивлённого путешественника. Хочется находится в толпе людей, быть частью этого многолюдного потока, который заглушает все те проблемы и противоречия, которые кроются внутри каждого отдельного человека. И только при посещении музеев и выставок традиционного искусства ощущаешь соприкосновение с чем-то более важным и ценным. Возможно именно эта среда даёт шанс соприкоснуться с самим собой через призму культуры. Именно такое ощущение у меня сложилось при посещении музея Н. К. Рериха. Свободные малолюдные залы, сформированная по периодам жизни семьи Рерихов экспозиция, — все это давало возможность сделать передышку и задуматься о чём-то более важном и глубинном.

За время пребывания в Москве именно это место дало мне возможность немного сбавить темп бесконечного бега от себя. Для кого-то такими местами особенно в городах являются церкви и храмы. Не так много людей, кто задумываются о том, что музеи с культурными реликвиями несут подчас не меньшее значение для человека в познании себя, чем церковные сооружения. Общественный музей Н. К. Рериха в усадьбе Лопухиных видимо нёс свой весомый отпечаток культурного наследия великого человека. Посещение музея в какой-то степени было благословлением дальнейшего моего Пути. Однако события, которые произошли с этим музеем через несколько лет после моего посещения, показали, что даже непререкаемые ценности семьи Рерихов могут подвергнуться опасности в мирное время. В 2017 году музей был практически уничтожен.

В процессе написания книги я постепенно стал понимать, что многие встречи и события на моем Пути с 2014 года носят не только личностный характер, но и тесно связаны с процессами, которые происходят в мировом масштабе. И в этом смысле понятие «культура», которое было для меня в то время весьма абстрактным термином, постепенно вставало в ряд базовых тем, которые меня стали все больше волновать на этапах трансформации моего мировоззрения. Я успел посетить музей до его закрытия. И возможно именно этот визит был ключевым в русле моей, на первый взгляд, спонтанной поездки в Москву.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к Свободе. Крым. Книга 1. Начало Пути предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я