Мощное оружие

Владимир Славский

В книге представлены статьи по различным направлениям спортивного и олимпийского движения и наиболее острые проблемы: допинг, роль и значение спортивных федераций.Когда наступил очень сложный период в спортивной системе нашей страны, автор подготовил и опубликовал в прессе практически программу дальнейшего совершенствования спортивного и олимпийского движения в России. Такой труд мог подготовить только опытный специалист и патриот. В истории новой России пока никто не смог этого сделать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мощное оружие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Спортивная Россия, вперед!

Я патриот своей страны и не могу молчать, когда вижу, что происходит в нашем спортивном хозяйстве.

В. Славский

Один из самых опытных отечественных спортивных функционеров, президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, в свое время 10 лет проработавший начальником управления зимних видов спорта Спорткомитета РСФСР, Владимир Славский специально для «СЭ» прокомментировал последние события, происходящие в российском спорте.

Статья нашего президента «Россия, вперед!» приглашает всех, кому есть что сказать, к участию в разговоре о настоящем и будущем страны. Хотел бы высказаться и я — со своих, спортивных позиций. Поскольку считаю, что именно спорт объединяет почти всех россиян, может стать для России постоянным положительным импульсом, позволил бы снять многие психологические проблемы в обществе и дать мощный патриотический заряд.

На мой взгляд, в спортивном движении России возникла ситуация, когда необходимо ответить на вопросы: к чему мы собираемся стремиться и что нас ждет на международной арене? Более того, итоги зимних Олимпиад недалекого прошлого, предыдущего зимнего сезона, а также подготовка к Олимпиаде в Сочи заставляют это сделать как можно быстрее.

Как известно, спортивное движение — это единственная отрасль, которая после развала СССР по сути безболезненно «вписалась» в новые реалии, что позволило нашим спортсменам достойно представлять Россию на международной арене. В этой связи нельзя не отдать должное Олимпийскому комитету России и лично Виталию Георгиевичу Смирнову, который в критический момент взял на себя всю полноту ответственности. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ему наше спортивное движение в самый трудный для страны период не развалилось, а, наоборот, укрепилось. По всем видам спорта были созданы федерации, во главе которых, как правило, находились опытные специалисты. В полную силу работали рабочие группы по подготовке к Олимпиадам. И, как результат, на зимних Играх-1994 в Лиллехаммере спортсмены России в неофициальном командном зачете стали первыми (было завоевано 23 медали, причем 11 — золотых).

Увы, затем ситуация начала меняться. Общий развал в стране постепенно стал сказываться и на спортивном поприще. Частые смены спортивных руководителей внесли хаос в систему управления. И уже в 1998 году в Нагано мы заняли лишь третье место (всего 18 медалей, из них 9 золотых), а в 2002 году в Солт-Лейк-Сити последовал провал: сборная России заняла лишь пятое общекомандное место (11 медалей, из них 5 золотых), пропустив вперед команды Германии, Норвегии, США и Канады.

Именно тогда необходимо было кричать «пожар!» и принимать экстренные меры на государственном уровне. Но увы… Если в советский период после каждой Олимпиады выходило постановление правительства, в котором давалась оценка выступлению сборной и намечались мероприятия по подготовке к очередным Играм, то теперь спортивные руководители страны пошли по самому легкому пути. Наградили отличившихся. А дальше все пошло по инерции, и результат не заставил себя ждать: на Олимпиаде-2006 в Турине мы вновь «пролетели» мимо тройки лидирующих стран. А по итогам — формальный статистический анализ выступления и награждение лучших.

Программы нет. Выживайте сами, как хотите. Не выживете? Вы и виноваты.

Сегодня мы еще создаем видимость благополучия за счет отдельных видов спорта, но специалистам-профессионалам уже давно ясно: если на зимних Олимпиадах мы не сможем достойно выступать по всем 15 видам, входящим в программу, а на летних Играх и впредь будем брать медали лишь в семи из 39 представленных видов, то призовых пьедесталов в общем зачете России больше не видать.

Участие в международных соревнованиях — и прежде всего на Олимпиадах — это авторитет и престиж страны. Язык не повернется утверждать, что руководители России уделяют мало внимания спортивному движению. На самом деле — все наоборот. Но вот воспользоваться этим вниманием те, кому это положено в соответствии с их должностями, мягко говоря, не хотели. Чем, к примеру, можно объяснить тот факт, что в стране ничего не было сделано по созданию материальной базы для зимних видов спорта? Кто-то запретил? Отказали президент или премьер-министр? Вовсе нет. Так в чем же дело? Ларчик открывался просто: отсутствовало желание.

Вот лишь одна конкретная ситуация. Правительство Российской Федерации 11 ноября 2004 года (протокол №43) приняло постановление о создании Федерального центра олимпийской подготовки сборных команд и о строительстве спортивных баз, включая санно-бобслейную трассу и комплекс трамплинов, их оснащение современным спортивным оборудованием. Именно это постановление, считаю, и было ключом к будущим успехам нашей страны на зимних Олимпиадах. Более того, из правительства в Росспорт дважды направлялись официальные напоминания о необходимости исполнения этого документа. И что? Да ничего! На этой стадии все и заглохло.

Уверен, что отсутствие спортивной базы для зимних видов — первая и основная причина наших бед. При этом вторая причина — разобщенность. Необходимо объединение усилий всех спортивных организаций.

Надо как можно быстрее создать в спортивной отрасли действенную систему управления. Без этого ничего хорошего нас в будущем не ждет. Судите сами. Сейчас за все несет ответственность спортивное министерство. А где же территории? Какова их роль? И, самое главное, каков их вклад на международном уровне? Сейчас наша спортивная система предполагает единство Минспорттуризма, ОКР, федераций и территорий. А на мой взгляд, формула должна быть иной: прежде всего — территории, а уже затем — федерации, ОКР и министерство. Повторяю: ключ к нашим успехам находится в субъектах РФ. Тем более что и работа спортивных федераций на местах напрямую зависит от них.

При этом ответственность за развитие того или иного вида спорта должны нести соответствующие национальные федерации. И, естественно, их президенты. Так происходит во всем мире — и, казалось бы, незачем изобретать велосипед. Однако и в этом вопросе мы оказались «впереди планеты всей». Вместо того, чтобы создавать условия для работы спортивных федераций и крепить их единство, в Росспорте в свое время пошли на федерации войной, пытаясь во что бы то ни стало расколоть их союз. А потому создание Минспорттуризма было абсолютно правильным решением. Более того, уже сделаны первые и очень важные шаги.

Снят барьер между спортивным государственным органом и общероссийскими федерациями, теперь никто не делит их по принципу «свой — чужой». На подготовку сборных выделены необходимые средства, определена зарплата тренерам и спортсменам, создана система научно-методического обеспечения, сделаны серьезные шаги по строительству материальной базы.

Но единой системы управления в стране до сих пор нет, а ведь только с помощью такой системы можно находить сильные и слабые звенья в общей цепи. Определять, куда в первую очередь следует направлять финансовые потоки.

Без системы управления государственные деньги будут продолжать вылетать в трубу, как это было с «Лыжней России». Сколько их ни давай — просить будут все больше и больше. Вот и сейчас на спортивные нужды дали максимум, потому что случился очередной «пожар»: по итогам предыдущего зимнего сезона Россия оказалась лишь 9-й. И уже ясно, что «горит» Лондон-2012, а там и Сочи подоспеет…

Выход, с моей точки зрения, один: качественная система управления и жесткий профессиональный контроль со стороны Минспорттуризма.

При этом главным локомотивом развития спортивного движения и высшего спортивного мастерства должны стать спартакиады народов России. Причем проводить их необходимо по территориальному принципу, чтобы были видны результаты работы субъектов РФ. И нельзя терять время. Уже в 2010 году, в год Олимпиады в Ванкувере, надо провести зимние спартакиады на местах, в 2011-м — зональные соревнования, а в 2012-м или 2013-м — финал Спартакиады народов России.

Спартакиада заставит работать всех, кто в нашей стране имеет отношение к спорту. Явится генеральной репетицией перед Олимпиадой-2014. И объединит всю Россию в достижении цели — выиграть в Сочи.

Уверен: если механизм, о котором шла речь в этих заметках, удастся привести в действие, нам опять не будет равных в мире.

29 октября 2009

На «летающих лыжников» махнули рукой

Эта статья появилась в 2002 году на фоне успехов наших двоеборцев, несмотря на отсутствие государственной поддержки в финансировании и созданию спортивных баз для подготовки атлетов прыгунов на лыжах с трамплина и двоеборцев. Требование проявить интерес имущих власть и деньги к этим видам спорта.

Подробнее о том, что происходит в некогда популярных видах спорта, «Новым Известиям» рассказал президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский:

— Возможно, для кого-то это откровение, но в последние годы в Европе прыжки на лыжах по популярности оставили позади все другие зимние дисциплины. На соревнованиях «летающих» лыжников собирается до семидесяти тысяч зрителей. А города, имеющие трамплины, буквально в очередь выстраиваются за правом принять очередной этап Кубка мира. К сожалению, этот очень зрелищный вид у нас находится на задворках, не пользуется вниманием спортивного руководства. Похоже, на нас просто махнули рукой. А я еще помню, что, когда выступал Гарри Напалков, наш чемпион мира, на волжских откосах негде яблоку было упасть.

— То есть, у прыгунов, как, впрочем, и у двоеборцев, есть чем и кем гордиться?

— Конечно. Киселев, Гусаков и Леванди в разное время становились призерами Олимпийских игр в двоеборье. Сравнительно недавно, в Нагано, Столяров выиграл «бронзу». У прыгунов заслуг поменьше, хотя Белоусов стал в Гренобле олимпийским чемпионом. Но и возможности у них ограничены. Чтобы далеко и красиво прыгать, необходимо в летний период совершить 800—900 прыжков. Только так можно поймать ощущение полета, отшлифовать технику. А в России нет ни одного сертифицированного трамплина с искусственным покрытием. Кстати, зимой мы соревнуемся на трамплинах, не отвечающих международным стандартам. Что, в общем-то, неудивительно: они построены в 70-е годы. Поэтому рассчитывать на громкие победы мы сегодня не можем.

Вероятно, это и есть одна из причин, из-за которой вас не жалуют в высоких инстанциях и финансируют по минимуму?

— Но просто так ничего не бывает. Сначала надо вложиться, а уж затем ожидать результатов. К счастью, наша тренерская школа сохранила традиции, а некоторых тренеров даже приглашают поработать за рубежом. Благодаря поддержке местных властей, а главное — работающим там энтузиастам, прыжки и двоеборье культивируются в двадцати регионах.

На энтузиазме далеко не уедешь, в вашем случае — не улетишь…

— Вы правы. Иногда и в самом деле хочется все бросить. Я ведь во главе Федерации уже десять лет. И всё это время, извините, приходится крутиться-вертеться. Чтобы добыть необходимые средства и не сорвать тренировочные сборы. Для полноценной подготовки только сборных команд необходимо 600 тыс. евро в год. А еще инвентарь, экипировка…

— И все же что-то вас удерживает?

— Я — прагматик, и я отдаю себе отчет в том, что рано или поздно (лучше бы, конечно, поскорее) на прыжки и двоеборье обратят серьёзное внимание. Поясню. Россия постепенно теряет лидерство в некоторых стопроцентно выигрышных зимних видах. Возьмите те же лыжи, или биатлон. И чтобы, по крайней мере, на равных бороться за призовое общекомандное место на Олимпиадах, придётся подтягивать остальные.

— Но в Турине на ваших подопечных рассчитывать не приходится?

— Если продуктивно использовать предолимпийский сезон, то прыгуны могут в Италии очень приятно удивить. Впервые за последние годы федеральное Агентство по физкультуре и спорту обещает не обделить нас финансами. Очень надеемся, что проявит себя Дима Васильев. Он вернулся в сборную после дисквалификации и рвется в бой. По характеру парень — лидер, а мастерства ему не занимать. По крайней мере, на этапах Кубка мира он уже бывал в призерах. Есть на подходе талантливая молодежь, но я бы не спешил выдавать авансы. В двоеборье команда обновилась почти на сто процентов. Если всё будет в порядке, вчерашние юниоры заставят себя уважать. Из ветеранов остался только москвич Баранников. Да и большинство молодых двоеборцев — воспитанники московского училища олимпийского резерва, которое из года в год готовит перспективных спортсменов.

«Новые Известия»

Летим в пропасть

Владимир Славский: «За последние два с половиной года у нас в стране я на прыжки с трамплина не получил ни копейки…»

До зимней Олимпиады-2010 в Ванкувере осталось чуть больше года. А во многих видах спорта ситуация если не аховая, то очень напряженная. И за счет чего мы будем завоевывать вожделенные медали — совершенно неясно. Ну а про прыжки на лыжах с трамплина — один из самых зрелищных и технически сложных видов спорта — и говорить нечего. В России с «летающими лыжниками» сложилась катастрофическая ситуация, требующая пристального внимания властей. Но сколько ни бьет в набат президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский — пока все по большому счету, напрасно. А он расстраивается: «Если провалим Ванкувер — провалим и Сочи!».

22.11.2008 года, Московский комсомолец

Об этом и многом другом Владимир Федорович рассказывает в колонке специально для «МК»:

— На сегодня в стране для развития прыжков с трамплина и лыжного двоеборья ничего не изменилось. Большинство территорий стараются вообще прикрыть эти виды, особенно в Мурманске, Екатеринбурге, Кирове, Кемеровской области. Обнадеживает, правда, что на сегодня в России есть программа строительства трамплинов. Но из своей практики могу сказать, что это лишь вопрос перспективы. А вот на сегодня все выглядит не так радужно…

Мы уже сейчас выстраиваем централизованную подготовку юных спортсменов под Сочи. Но тренироваться национальным сборным по прежнему приходится за рубежом. Да, наша команда имеет все необходимое, в том числе и группу хороших специалистов во главе с главным тренером Александром Арефьевым. Федерация финансирует эту группу, в том числе и зарплату и материально-техническое обеспечение команды. Это очень приличные расходы. Сразу скажу, нас никто не заставлял брать иностранных специалистов — это была моя инициатива, так как я понимал и понимаю, что при том убожестве, которое мы имеем в прыжках и двоеборье, нам без особых мер из ямы не выбраться. И поскольку мы это взвалили на себя сами, то и должны сами нести ответственность. С другой стороны — если это дело государственной важности, то хотелось бы иметь и должную государственную поддержку. К сожалению, на личном опыте я ее не чувствую. Сегодня нам финансовая поддержка идет исключительно из-за рубежа. За последние два с половиной года у нас в стране я ни от кого для федерации не получил ни копейки. Единственный человек, который нам стабильно помогал на протяжении ряда лет — это, царство ему небесное, Валерий Кузин. И только благодаря ему мы взяли в команду немецкого специалиста Вольфганга Штаерта.

Отмечу вот еще какой момент. 9 июня исполком Олимпийского комитета России рассматривая вопрос о подготовке к Ванкуверу, принял решение оказать нам помощь в размере 150 тысяч долларов, но пока это тоже не выполняется. А ведь если серьезно собираемся готовиться к зимним Олимпийским играм, то пора начинать работать по максимуму. Причем уже к Ванкуверу, так как от этого будет зависеть и результат в Сочи в 2014 м.

Полет в историю

В истории прыжков на лыжах с трамплина есть замечательная почти вековая традиция на которую ежегодно в конце декабря и первых дней января собираются самые лучшие спортсмены мира в Австрии и Германии на потрясающий спортивный праздник «Турне четырёх трамплинов». Турне 2004—2005 годов ознаменовалось ещё одним очень важным событием. Вот как это отметил спортивный немецкий журнал «SKlSPRlNGER» (Прыгун с трамплина). «Никогда такого не было прежде, чтобы на турне четырёх трамплинов состоялась пресс-конференция Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, в которой приняло участие более 200 представителей массовой информации». И самое главное что вызвало ажиотаж зарубежной прессы — «Впервые в истории СССР и России преодолён „железный занавес“ и в спорте впервые зарубежный специалист возглавил национальную сборную команду России».

Вольфганг Штайерт

Владимир Славский (слева), президент Российской Федерации Прыжков с трамплина и лыжного двоеборья, умело использовал турне Четырех трамплинов, чтобы представить своего нового тренера — Вольфганга Штайерта. Вместе с национальной миссией, рождественским подарком и представителем FIS — Вальтером Хофером (справа), главным спонсором Федерации в России.

Владимир Славский — человек дела. Президент сразу же увидел возможность вместе с Вольфгангом Штайертом стимулировать российский рынок зимних видов спорта и ухватился за эту возможность. Помимо обязательств Штайерта, он также смог объявить, что запланированное строительство трамплинов (К-120 и к-90) в центре Москвы к настоящему времени утверждено. Это только вопрос времени, прежде чем там состоится первый Кубок мира, так как FIS также поддерживает российские устремления.

«Вопреки всему» Вече, 2013 год.

Статья В. Селивона о книге В. Славского «Вопреки всему»

«Удивительно, но один человек на примере одной из федераций в одной книге не только определил ключевые проблемы в спортивном движении России, но и конкретно предложил, что и как необходимо сделать сегодня и завтра. Это — Книга-учебник. Но ещё и спортивный бестселлер. На мой взгляд, такого ещё не было в истории спортивной литературы. Я очень внимательно прочёл всю книгу и не малому удивился. Я Владимира Фёдоровича знаю давно, знаком с его мировоззрением, но, тем не менее, для меня многое в его труде стало открытием. Пусть он станет открытием и для широкого круга читателей».

Владимир Селивон, 23 января 2014г.Московская правда.

Время не ждет

Для того, чтобы добиться успеха, надо много и честно трудиться.

В. Славский

Все мои публикации в прессе, на телевидении всегда были подчинены одному достижению поставленной цели и ради конкретного результата. Наверное, для некоторых я сейчас выскажу на первый взгляд банальную мысль, но в моем жизненном пути она была основной — «Для того что бы добиться успеха, надо много и честно работать.» И ещё — «Любое дело исполнено, если оно доведено до конца». Это моё Кредо!

Я считаю, что мой жизненный опыт и более 50 летний стаж спортивной деятельности в должностях председателя облспорткомитета, начальника управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, президента Федерации, члена Комитета ФИС даёт мне основания высказать своё мнение по проблеме дальнейшего усовершенствования спортивного и олимпийского движения в нашей стране. Мысль высказаться на эту тему заставила меня это сделать по двум основным проблемам.

Первая — это накопившиеся проблемы за последние годы в нашем спортивном движении которые не дают возможности развиваться с учетом реальной обстановки, как в России, так и за рубежом. И вторая — я патриот и не могу молчать, когда вижу что происходит в нашем спортивном хозяйстве. Сама идея выступить публично на эту тему не давала покоя мне давно, но главным оставался вопрос: как это сделать?

Критиковать? Высказать идеи? Но это не выход и для этого большого ума не надо. И я решил поступить по принципу если ты критически оцениваешь ситуацию, то предложи конкретно что и как необходимо сделать.

И именно поэтому я предлагаю не делать резких движений, а «усовершенствовать систему». Это первое. И второе — что конкретно и как необходимо сделать чтобы заработала система. Обратите внимание что все три статьи последовательно дополняют друг — друга и в итоге составляют единое целое. Предлагаю их вашему вниманию.

Чтобы выстроить систему, необходим прочный фундамент

«Российский Стадион» продолжает публикацию серии интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке.

Своё мнение высказывает Владимир Федорович Славский — один из самых опытных отечественных руководителей спорта, проработавший 10 лет председателем Сахалинского облспорткомитета, 10 лет начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, 18 лет президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (ФПЛДР).

— Владимир Федорович, Вы сейчас занимаете пост вице-президента Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья. Хотелось бы с Вами обсудить тему оптимальности системы управления спортом в нашей стране.

— Сама тема об оптимальности системы управления спортивным движением в России на сегодня самая актуальная. Поскольку на поставленный вопрос «оптимальная ли система спорта?» сегодня ответить невозможно, так как вряд ли кто-то знает, есть ли она вообще. А если есть, то где и какая?

Прежде чем продолжить этот разговор, мне хотелось бы знать: какое управление в Минспорте РФ отвечает за это направление, и кто его возглавляет? Я этот вопрос задаю не случайно, так как, если эта тема вынесена на публичное обсуждение, то надо знать с кем иметь дело и какой смысл этой дискуссии.

Дискутировать на эту тему можно бесконечно, поэтому я пока оттолкнусь от действующего Закона о Спорте.

В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» записано, что всероссийские и региональные федерации обязаны обеспечить развитие вида спорта в соответствии с программами развития вида спорта и обязаны их представлять для утверждения в органы исполнительной власти.

Министерство спорта Российской Федерации уполномочено утверждать общероссийские программы развития, представленные спортивными федерациями, а региональные органы исполнительной власти только участвовать в подготовке подобных программ.

Вот на мой взгляд, где зарыта первая и основная «собака». Как могут отвечать за развитие видов спорта федерации, если они общественные и ни какими ресурсами не обладают? Все, что необходимо для развития, находится только у государства, в том числе и Власть.

Все финансирование (в том числе и национальных команд), база, спортшколы, кадры, наука, медицина — все это в непосредственном подчинении государственных структур. А если к этому прибавить, что и все федерации «сидят на шее государства» в финансовом плане, то возникает законный вопрос — а кто в доме хозяин?

Так вот, согласно Закону о спорте, федерации несут ответственность за развитие вида спорта и соответственно готовят программы развития. Затем их рассматривают в Минспорте и утверждают. А дальше практически по ним ничего не делается. Вот один из примеров.

В соответствии с Законом мы в нашей Федерации (ФПЛДР) плотно взялись за работу спортивных школ в территориях и сразу же зашли в тупик. Так как обеспечение учебно-тренировочного процесса и трудовая деятельность спортшкол находятся в компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

При сложившейся ситуации (на примере наших видов спорта) все без исключения спортивные учебные заведения из года в год работают все хуже и хуже. Элементарный анализ их работы констатирует, что при существующем Законе и сложившейся системе процесс подготовки резерва зашёл в тупик. И поэтому можно смело заявлять о том, что действующий Закон о спорте является основным виновником сложившегося тупика.

Подобное положение сложилось не только в подготовке резерва, но и в целом с развитием видов спорта. В подтверждение вышесказанного остановлюсь на примере наших видов спорта. По факту мы обречены на успех, так как имеем от Минспорта РФ практически 100% финансирование сборных команд, суперцентры в Чайковском, Нижнем Тагиле и Сочи. Попечительский Совет содержит Федерацию. То есть, все имеем, но на практике все наоборот. Все спортшколы, как я уже сказал, работают из года в год хуже и хуже. От спортивных руководителей Свердловской области, Пермского и Краснодарского краев (это там, где построены лучшие спортцентры в мире), от Минспорта РФ мы на протяжении вот уже более трёх лет не можем добиться утверждения предложенных нами программ развития в этих регионах.

Я думаю, что на этом примере ярко видно, что даже при замечательных имеющихся возможностях, созданных государством для развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в России, нет никому дела. И основная причина в том, что сложившиеся годами, так называемая, система и мышление не дают возможности изменить ситуацию к лучшему. И пока не видно, чтобы кто — то проявил инициативу и попытался эту ситуацию изменить.

Это я высказал своё мнение по вопросам развития спортивного движения на государственном уровне, но из общей системы невозможно выделить или обособить общественные спортивные организации и Олимпийский комитет России.

По сути, Минспорт, субъекты РФ, спортивные Федерации и ОКР должны быть в общей спортивной системе как единое целое.

И вот здесь сложилась очень своеобразная ситуация и, на мой взгляд, присущая только России. По всем международным правилам и по внутренним нашим законам государство не имеет права вмешиваться в работу федераций и ОКР.

Я сейчас выскажу крамольную мысль, но она исходит из реальной обстановки, а не из юридических прав. Юридически государство не имеет права вмешиваться в работу спортивных федераций, но на практике обязано это делать, так как практически все наши федерации в материальном плане ничем не обладают, а получают полное как материально — техническое, так и финансовое обеспечение за счёт государства. И вот здесь необходимо найти консенсус, не нарушая при этом международных правил, и с учетом реальной ситуации, сложившейся в нашей стране. И главным дирижером в этом процессе должен быть Минспорт РФ.

Поэтому я думаю, что в итоге за развитие видов спорта должны нести ответственность государственные структуры совместно со спортивными федерациями, а непосредственно за подготовку и выступлении национальных команд (всех уровней) на международных стартах обязаны нести ответственность федерации под контролем Минспорта РФ.

Сама тема об образовании системы развития спортивного движения более широкая, но я пока остановился на основном — фундаменте, на котором необходимо возвести дом.

— Владимир Федорович, спасибо.

19.07.2019

Кто в доме хозяин?

Владимир Федорович Славский продолжает тему «Российского Стадиона» по оценке оптимальности сегодняшней системы управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением:

— Если продолжать тему о системе развития спортивным движением в России, то я бы хотел вернуться к словам, высказанным мною в предыдущей статье под девизом — «необходим прочный фундамент» на котором необходимо возвести дом».

Так вот, фундаментом должно стать усовершенствование Закона о спорте в Российской Федерации.

При этом очень важно не допустить новых промахов и избавиться от допущенных ошибок, которые уже прилично затормозили развитие спортивного движения в России. И законодательная прерогатива в данном вопросе принадлежит Комитету по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации.

Я не претендую на своё мнение как окончательное, но считаю, что за развитие спортивного движения в стране должны нести ответственность государственные спортивные организации под руководством Министерства спорта России, и именно поэтому к обсуждению этой темы необходимо привлечь ответственных руководителей Минспорта и ОКР.

Ведь именно они и должны предложить проекты или основу для обсуждения. А так, общественники-инициаторы данной дискуссии «Российского Стадиона» будут «сотрясать воздух» и в ответ из — за кулис получать от отвечающих за эти направления только усмешки и критику.

Но тем не менее, я позволю себе высказать мысль о том, что ещё не поздно вернуться к опыту работы спортивных организаций в СССР и многое возродить.

В СССР работала система, которая совершенствовалась из года в год и действительно была лучшей в мире. В то время в Российской Федерации за спортивное и олимпийское движение отвечал Госкомспорт РСФСР, в системе которой я проработал более 20 лет. После развала СССР в Российской Федерации как территориально, так и в спортивной структуре практически ничего не изменилось, за исключением образования спортивных федераций, вошедших в эту систему.

У меня нет ностальгии по СССР, но в советское время, не смотря на то, что это была огромная страна, практически все вопросы в нашей системе решались довольно оперативно и конкретно.

Я, как начальник управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР мог в любое время и по любому вопросу позвонить и быть принятым в Совмине России, в спортивном отделе ЦК КПСС, не говоря уже о Госкомспорт СССР и, как правило, всегда там находил положительные решения по большинству вопросов, по которым мы просили помощи или поддержки, а так всей системой в России управляла только одна организация — Госкомспорт РСФСР.

Сегодня картина совершенно другая. Во всех властных структурах (а их не мало) есть в штате ответственные люди, курирующие или отвечающие за спортивные вопросы, и плюс к ним узаконенные Комиссии и Советы. На сегодня вырисовался «заколдованный круг» в организации спортивного движения, так как все эти структуры пытаются что-то делать. И примеров этому предостаточно.

Я не собираюсь критиковать, но возникает очень серьезный вопрос — а зачем? Ведь есть Минспорт РФ и Правительство РФ. Все, и круг замкнулся. Но, к сожалению, на практике сложилась обстановка, когда работу Минспорта стали подменять даже по текущим вопросам.

Дело дошло до того, что концепцию по работе с резервом и положение о Спартакиаде утверждаются на самом высоком правительственном уровне. А ведь это уровень департаментов Минспорта. Ведь все программы, положения, концепции, конкурсы обязаны готовить спортивные организации, так как именно они в силу своих служебных обязанностей и должны отвечать за их исполнение. В этом суть системы. Ведь по существу возникает вопрос, а для чего тогда создан Федеральный центр подготовки спортивного резерва с огромным штатом?

В своё время в России по количеству спортивных школ, интернатов и других спортивных учебных заведений было не меньше, чем в настоящее время, и ими занималось в Управлении физического воспитания Госкомспорта РСФСР не более пяти сотрудников. И положения о Спартакиадах, в том числе и о Спартакиаде народов России, мы писали сами, и их утверждало руководство Спорткомитета на уровне курирующего заместителя. Все просто и надежно. Подготовили и отвечайте. Перед кем? Перед министром. И все.

И сам процесс работы в то время в Госкомспорте заключался не в количестве сотрудников, а в их профессионализме. И главное работала система, которая позволяла дать оценку работы каждому из 72 субъекту Российской Федерации.

Что касается Общественных Советов, то он должен быть один. И, таким образом: Правительство, Минспорт и Совет. Вот на этом уровне и должна быть утверждена как структура, и вся Система управления спортивным и олимпийским движением в России.

Я понимаю, что при сложившейся «системе» мои предложения похожи на фантастику. Но если вдруг произойдёт это чудо, то сразу все становится на свои места, так как отпадают все «советчики, посредники, помощники» всех рангов. И тогда остаётся один руководитель и ответчик перед Правительством и страной — Минспорта России.

Что касается темы взаимодействия Госкомспорта с субъектами, то вокруг этой темы также идут разговоры, как это сделать при уже сложившейся ситуации? Я не думаю что это сложно.

Для начала необходимо именно руководству Минспорта продемонстрировать кто в доме хозяин? И восстановить бывшее правило, при котором спортивные руководители субъектов РФ при их назначении проходили согласование в Минспорта. И для этого на первом этапе достаточно официального уведомления Председателя Правительства России, и все в организационном плане станет на свои места.

Чтобы по настоящему заработала государственная вертикаль, необходимо в субъектах эти посты возглавить профессионалам. А пока в этом вопросе хаос, который к добру не приведёт.

Что касается самой структуры управления, то она на сегодня оптимальная: Минспорт с субъектами РФ и ОКР с федерациями.

И если внимательно ознакомиться с существующим Законом о Спорте и уже сложившейся практикой, то можно с уверенностью утверждать, что Минспорта на сегодня уже обладает полномочиями не только определять эффективность работы каждой федерации, но и при необходимости принять меры со всеми вытекающими последствиями.

Но при этом необходимо более четко определить роль общественных организаций, их конкретное участие в развитии спортивного и и олимпийского движения. Своё мнение на этот счёт я уже высказал в предыдущей статье. Так же есть необходимость обратить внимание и на их существующую уставную деятельность.

На Западе спортивные федерации от своей природы имеют совершенно другие корни — корни как мы привыкли говорить капиталистические. Наши же федерации базируются на государственном обеспечении.

В этих целях ОКР совместно Минспортом и Минюстом желательно выработать модель или стандарт основных положений устава для федераций. Ведь не секрет, что при формировании уставов в каждой федерации подходят из «своих» интересов с преимуществом в пользу руководителей федераций.

Понятно, что обязанности и права государственных структур и общественных организаций рознятся, но на практике (особенно внутри страны) это должно быть единым стандартом.

В этой статье я обозначил своё личное видение структурной схемы управления спортивным и олимпийским движением. В дальнейшем необходим обмен мнениями, и желательно продолжить разговор о возможности применения предполагаемой структуры на практике и наполнить ее конкретикой.

4.08.2019

Система — это стабильность и успех!

Душа любого дела — система.

Дж. Вашингтон

Один из самых опытных отечественных руководителей спорта Владимир Славский продолжает тему «Российского Стадиона» о сложившейся системе управления спортом в нашей стране.

— В первых двух статьях я высказал своё мнение о сложившейся системе на сегодня и внёс предложения — что и как необходимо сделать (на мой взгляд) с учётом перспективного развития системы управления. Для тех, кто не знаком с моими предыдущими статьями излагаю их вкратце.

Первое — усовершенствовать Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который в значительной степени способствовал образованию проблем в нашей системе.

Второе — четкое распределение обязанностей как в государственной системе, так и между государственными и общественными спортивными организациями, в том числе и между Минспорта и ОКР.

И третье — усовершенствование государственной структуры (вертикали) управления. Восстановить, начиная от районного звена комитеты по физической культуре и спорту в субъектах РФ, избавившись от приставок, типа туризма, молодежной политики и т. д.

Так вот, в продолжение темы о совершенствовании управления спортивной структуры я скажу, что в СССР эффективность системы обеспечивалась за счёт элементарно простой структуры управления. Госкомспорт СССР, Госспорткомитеты и Министерства в союзных республиках были неразрывно связаны с субъектами в регионах. И все было предельно ясно, кто за что и перед кем отвечает.

И поэтому я предлагаю, чтобы и в настоящее время все предложения по развитию физической культуре, спортивному и олимпийскому движению в Правительство вносились только Минспорта. Вносят и отвечают. А роль вышестоящих организаций помогать и, очень важно, контролировать.

При таком раскладе все становится на свои места, в том числе и финансовая система. Минспорта получает, расходует (а не выигравшие один из конкурсов или тендеров), и он же несёт ответственность. Практика в стране показала, что в основе своей коммерческие конкурсы и тендеры ведут к коррупции. Аппарат Минспорта в состоянии «распилить», в хорошем смысле этого слова, выделяемые государством огромные средства и за свой труд иметь возможность получать достойные премиальные к своей скромной зарплате госслужащего.

Ведь понятно, что тот, кто выиграет так называемый «конкурс» будет пиарить темы над которыми ежедневно трудится на практике аппарат и разница здесь в одном, в чьих руках будет «черпак».

В таких публичных выступлениях невозможно остановиться на всех направлениях деятельности в системе управления, и поэтому я решил заострить внимание на двух самых важных темах, которые, на мой взгляд, являются коренными и лежат в основе развития всего спортивного движения.

Наверное, я не сделаю открытия, если подчеркну, что одной из самых главных «несущих конструкций» в системе является спортивный календарь. Его даже называют хребтом развития спортивного движения. И здесь необходимо отдать должное нашей существующей спортивной системе, которая в этом направлении имеет хорошие традиции, и основой этому служит отработанный уже годами в Минспорта ежегодный «Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий» и, в едином ключе с ним, — Календарные планы всероссийских мероприятий среди населения и план всероссийских мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.

Прежде чем взяться самому за обсуждение этой темы я ознакомился с публичными выступлениями других. И если кому интересно, то предлагаю познакомиться с выступлениями Дмитрия Крикорьянца, министра спорта Омской области. Как я понял, в этой области не только сохранились, но совершенствуются самые лучшие традиции вовлечения населения в спортивную жизнь.

Всем понятно, что только в субъектах РФ возможно решить задачу по максимальному вовлечению населения к занятиям физической культуры и спортом. Других вариантов нет. За опытом тоже ходить далеко не надо. Вполне достаточно обобщить опыт двух трёх территорий и запустить во все субъекты РФ. Вот основная задача. Плюс к этому необходимо возродить четырехлетнюю (олимпийский цикл) спартакиадную систему с финалом Спартакиады народов России.

Ведь, я не случайно подчеркиваю слово «система» и в проведении всероссийских спартакиад, так как в итоге от их результатов зависела в своё время оценка каждого субъекта РФ. Положениями о Спартакиадах регулировалось развитие видов спорта в территориях и подготовка к Олимпийским играм. И здесь также возникает вопрос: почему мы великолепно проводим международные старты, а о Спартакиаде народов России забыли?

Плюс к этому необходимо обеспечить не формально (как сейчас за деньги) подготовку ГТО с восстановлением всероссийских региональных, зональных и финальных соревнований. И в этом первоочередной задачей должно быть почти 100 процентное привлечение учащихся всех уровней, военнослужащих и специальных подразделений. Сдачу норм ГТО необходимо превратить в спортивный праздник с обязательным участием.

Я уже подчеркивал уникальную роль нашего государства в отношении развития спортивного движения. Вот ещё один пример.

По итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуру и спорту 27 марта 2019 года вышло поручение В. В. Путина о проведении Всероссийских игр среди спортсменов — любителей. Так вот, если объединить в одну систему существующие всероссийские спортивные календари, ГТО, Спартакиады с учетом включения в эту орбиту субъектов РФ, то можно с полной уверенностью говорить что задача «Спорт — норма жизни» вполне выполнима.

К примеру, Департамент по развитию физической культуры и массового спорта Минспорта уже включил на следующий год во всероссийский Календарь чемпионат России среди мастеров по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья. Таким образом, наша Федерация имеет полноценный спортивный Календарь, начиная с детского возраста и до ветеранов включительно.

По такому принципу и должны быть выстроены спортивные календари во всех Федерациях и регионах, начиная с районного звена. Вот здесь можно говорить о системе, и её необходимо совершенствовать. И вторая фундаментальная проблема — это подготовка спортивного резерва. И здесь, без преувеличения можно сделать вывод, что мы на этом направлении зашли в тупик. Одну из причин я уже называл — это существующий Закон о спорте, но не мало и других причин.

Если систему спортивного календаря необходимо совершенствовать, то подготовку спортивного резерва необходимо коренным образом модифицировать. На сегодня это проблема номер один.

Мне могут ответить, что по резерву принято соответствующее распоряжение Правительства. Я внимательно изучил принятую 17 октября 2018 года «Концепцию» и могу сказать, что пока ничего не изменилось в лучшую сторону, так как она (Концепция) зависла отдельно от существующей системы. Естественно возникает вопрос, а для чего она принята? Ответ понятен. Давайте усилим. По логике вроде бы все правильно.

Но тогда возникает следующий вопрос. А для чего создан Федеральный центр подготовки спортивного резерва Минспорта РФ? И вот здесь все запутывается в организационном плане.

Минспорт вносит предложение в Правительство и в ответ получает поручение его контролировать. Здесь же в» Концепции» записано — «Разработать стратегию развития физкультуры и спорта до 2030 года с учетом подготовки резерва». Кстати, одна «деталь» — подготовить эту стратегию должны спортивные федерации??? Ну это же не реально!

И сколько бы решений в Москве не принимали, лучше не станет до тех пор, пока сотрудники Федерального центра по резерву сами (а не сверху) с заинтересованными организациями не выстроят систему управления, не займутся персонально каждой школой, интернатом, училищем олимпийского резерва и не примут меры по их финансовому обеспечению в соответствии с утверждёнными стандартами.

Извините, у меня нет мыслей заниматься критикой, но посмотрите в том же Центре вся работа заключается в бумагах (я в этом убедился на наших видах спорта), объём которых увеличивается из года в год.

В советский период в Госкомспорте РСФСР организаторы персонально курировали территории, не только по резерву, а и в целом. Я, например, курировал Москомспорт. Участвовали в работе Коллегий и могли в любое время дать оценку каждой из 72 территорий.

А что сейчас мешает завести такой порядок? На мой взгляд не хватает опыта и желания.

И в завершении хочу сказать, что когда мне предложили принять участие в дискуссии на тему «Оптимальна ли система управления», я согласился не задумываясь. Пришлось поработать и изложить своё личное мнение по этой теме в трёх статьях, которые последовательно дополняют друг друга по основным направлениям развития спортивного и олимпийского движения в России.

Я знаю, что эти вопросы будут рассматриваться на совместном заседании Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорту и Президиуме Государственного Совета и надеюсь, что мои предложения тоже могут найти своё место в этом документе.

Время не ждет

Деньги пропали — ещё наживешь, время пропало его не вернёшь.

Пословица

Вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья Владимир Славский о допинге и сложившейся системе управления спортом в нашей стране.

— Сразу скажу, что в этой публикации я никого не критикую и не настаиваю на радикальных мерах, так как в этом нет, на мой взгляд, никакого смысла. Я излагаю свое видение сложившейся ситуации и предлагаю свой вариант возможных решений.

Всем известно, что объявленные национальные проекты сфокусированы, в основном, по отраслевым направлениям. При этом, в нашей стране есть одна и единственная «общенародная отрасль» — это спортивное и олимпийское движение.

К сожалению, в этой отрасли возникла серьезная проблема — допинговая, которая однозначно подчеркнула, что здесь мы имеем очень серьезные организационные провалы, которые в итоге могут подорвать основу нашего спортивного движения и даже повлиять на выполнение некоторых национальных проектов. Их (отраслевых проблем) несколько, но две из них фундаментальные — это разобщенность имеющихся государственных и общественных спортивных структур и существующий Закон о спорте.

История 20-го века разделила нас и нашу страну на «до» и «после». 20-й век — это эпоха величайших успехов и достижений такой огромной державы как СССР.

Да, действительно Россия — новая страна, но корни СССР ещё крепко сидят в головах, как взрослого населения, так и подрастающего поколения. И эта наследственность, на мой взгляд, будет давать о себе знать еще не одно десятилетие в практической деятельности нашего народа.

В советское время существовала государственная система, которая успешно функционировала, и об этом убедительно говорят фантастические победы советских спортсменов на международной арене. Но, наступили другие времена, а время, как известно, не обратимо.

Единственное, что мне бы хотелось подчеркнуть, предвидя вопросы о том, почему это произошло? Главная и основная причина проблем — «развал СССР», а значит «развал» и является тем самым серьезным ударом по всей системе, в том числе и спортивной, последствия которого мы испытываем по сей день.

Достаточно подчеркнуть то, что начиная с 1991-го года у нас в стране 12-ть раз менялись названия и статус спортивных государственных ведомств и, естественно, их спортивные руководители. И только после образования Министерства спорта (12 мая 2008 года) наметилась тенденция стабилизации единого управления спортивным движением в новой России.

Сам факт образования федерального министерства подчеркивал сложившуюся не простую ситуацию и намерение выходить из кризисной ямы. А, насколько он (кризис) был глубоким показали итоги выступления нашей национальной команды в 2010 году на 21-х зимних Олимпийских играх в Ванкувере (Канада). «Ванкуверская катастрофа» — только так можно было назвать 11-е общекомандное место нашей сборной.

Правда, затем фантастический взлёт нашей сборной в Сочи. И здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно Минспортом были предприняты чрезвычайные антикризисные меры, которые и привели к феноменальному успеху. А победителей не судят. Эта победа останется в истории, что бы там не говорили после её окончания. Там и было продемонстрировано единство. И, как бы не старались, сегодня некоторые «злопыхатели» критиковать Виталия Мутко, это его заслуга. Заслуга в том, что он не побоялся взвалить на себя все сложившиеся проблемы и объединить всех для достижения поставленной цели. Но, этот порыв — исключение из правил.

Вот поэтому, нам сегодня необходимо взяться за совершенствование существующей системы управления спортом, чтобы исключить подобные взлеты и падения. А, кто и как обеспечит их выполнение? Вопрос непростой, так как опытные специалисты покидают этот мир, а новых «организаторов» сегодня не готовят.

В СССР спортивные функционеры, как правило, продвигались по служебной лестнице, по восходящим ступенькам и, таким образом, годами накапливали опыт, который никогда не приобретёшь за рабочим и учебным столами. Специальное образование и практический опыт, в совокупности, являлись основным ключом к продвижению вверх. Я сам и, подавляющее число моих коллег, прошли этот путь.

Что же делать? На первый взгляд ответ очень простой. Это создание в структурах Минспорта и ОКР такой системы управления спортивным и олимпийским движением, которая бы обеспечила эффективность в работе с таким расчётом, чтобы каждый, находясь в системе, был обязан выполнять свои функции и автоматически совершенствоваться. В итоге, от этого должна зависеть оценка его деятельности и зарплата.

И, что бы дальше не углубляться и не вдаваться понапрасну в подробности оптимизации системы управления, предлагаю ознакомиться с моими публикациями на эту тему в интернет-газете «Российский Стадион», в статьях: от 19.07.2019 «Чтобы выстроить систему необходим прочный фундамент», от 20.08.2019 «Кто в доме хозяин?», от 21.08.2019 «Система — это стабильность и успех». И еще две статьи о допинге (от 30.10.2019 и 12.11.2019), которые дополняют предыдущие.

И вообще, моих публикаций и публикаций моих коллег по указанной теме было немало в дискуссии, которую начал и возглавил А. П. Душанин. В этих статьях, практически, изложена программа реформ, которую необходимо изучать со специалистами и находить решение для её реализации на практике.

У меня нет никакого желания стать предвестником новых серьезных проблем, но как говорится «зрячий видит за бугром» и, именно, поэтому нам уже пора взяться за совершенствование всей нашей спортивной отрасли.

20.12.2019

Юридически государство не имеет права вмешиваться в работу федераций, но практически — обязано это делать

Юридически государство в лице Министерства спорта РФ не имеет права вмешиваться в работу спортивных федераций, но практически — обязано это делать. Такое мнение в статье, написанной специально для проекта «Сборная России-2014» высказал один из самых опытных отечественных руководителей спорта Владимир Славский, работавший председателем облспорткомитета, начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР (10 лет) и президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (18 лет). В настоящее время Владимир Славский — вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. Агентство спортивной информации «Весь спорт» перепечатывает материал Владимира Славского без купюр.

«Я не сомневался, что Олимпийские игры в Сочи мы проведём на «отлично». Но одно предвидеть — другое увидеть. Организация, работа волонтеров, логистика, абсолютная четкость всех задействованных служб — всё было удивительным, я нигде не заметил формализма. И, конечно, итог выступления сборной России, её скачок за четыре года с 11-го места в Ванкувере на первое — это фантастика! Политика Министерства спорта РФ, направленная на создание условий развития для отстающих видов спорта, себя явно оправдала. Сейчас, конечно, можно говорить, что задел сделан, у нас есть возможность и на следующей Олимпиаде бороться за первое место. Но я возьму на себя смелость сказать, что это далеко не так. Планка взята очень высокая, и достичь её на очередных Олимпийских зимних играх будет не просто. Даже беглый анализ говорит, что, несмотря на победу в Сочи, в нашем царстве зимних видов спорта не всё так радужно. И очень важно именно сейчас, на пике эйфории обнажить эти проблемы. По итогам Сочи все должны получить своё: кому — вручить награды, а с кого — и спросить. Основные проблемы лежат на виду. И дело тут не в количестве хоккейных коробок или конькобежных дорожек, а в качестве их работы.

Первое и основное, что важно определить при анализе итогов Сочи: какова роль каждого региона и федерации в итоговой победе. Об этом надо сказать публично. Я много говорил, и готов повторить ещё раз: ключи к победам на Олимпийских играх находятся в территориях. От того, насколько качественно готовится резерв, закладывается база, зависит, образно говоря, длина скамеек в национальных командах. Всем понятно, что единственная движущая сила в спорте — это конкуренция. В этом плане у нас — прыгунов и двоеборцев — полная катастрофа. Лучший двоеборец России — худший в мире. И одной из основных причин этого — базовая подготовка спортивного резерва. У наших двоеборцев она была запущена до такой степени, что сборники не могут даже правильно ходить на лыжах, не говоря уже о качественной функциональной готовности. А ведь в национальной команде наверстать упущенное на юношеском, юниорском, молодёжном уровнях очень трудно, а порой и невозможно. Вот где — причина олимпийских неудач наших двоеборцев.

С прыжками на лыжах с трамплина немного легче, так как путь к достижению цели тут короче. В стране создана современная база в Чайковском (Пермский край), в Нижнем Тагиле и, естественно, в Сочи. Уже появилась талантливая молодёжь. Тем не менее, сегодня практически во всех территориях, где должны развиваться прыжки, практически нет условий для подготовки олимпийского резерва. В предолимпийском цикле не работали трамплины в Москве, поэтому у столичных спортсменов не было возможности тренироваться дома. Как следствие, в 2013 году двоеборцы столицы впервые за 20 лет не были представлены на чемпионате и первенстве мира. И в Сочи-2014 в составе мужской сборной России по прыжкам на лыжах с трамплина москвичей не было. Впервые за всю историю развития этой дисциплины в столице.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мощное оружие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я