Замалчивание и искажение Западом древней истории славян на протяжении 1000 лет, уже не является секретом, а только подогревает интерес к ней и убеждает нас глубже изучать свою историю, чтобы найти ту значимость славянского мира, которой так боится Запад.Полные ответы на все вопросы никто Вам не даст, их пока нет, но информацию, чтобы расширить свой кругозор, Вы получите.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера, религия, религиозность и национальная идея возрождения исторического прошлого славянских народов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II. Вера, Религия, Религиозность, историческое прошлое славянских народов и Православия
Религия неразрывно связана с человеческим духом, с мировой культурой. Египетские храмы и вавилонские гимны, Библия и Парфенон, музыка Баха и Бриттена — всё это коренится в религии, которая вносит в земную жизнь высший смысл, связывая её с Непреходящим…
Александр Мень
Ричард Докинз — известный британский учёный-этолог и страстный атеист-материалист, в своей книге «Бог как иллюзия», не оставил камня на камне от религиозных верований. Он очень убедительно, логически чётко доказывал несостоятельность религиозных догм и их запутанность, нестыковки «Ветхого» и «Нового» заветов и туманную историю их написания. Очень много написал о грехах, которые совершили Религии, и в которых они погрязли. Он даже объяснил, как в человеческом мозгу появляются иллюзии, которые мы принимаем за «чудеса», одним словом — атеистические убедительные аргументы высшего класса — осталось только официально осудить, наказать и запретить Религию. Но, когда читаешь эти, хорошо аргументированные «доказательства», создаётся ощущение, что так можно описать слепок с рельефного, школьного глобуса планеты Земля — здесь горы, здесь моря, а это равнины. Слепок правильный, а без названий гор, без цвета глубин морей, без лесов и ледников, без названия континентов и стран, которые на них находятся — он получился поверхностный, неубедительный, безжизненный и дающий только общее представление о поверхности нашей планеты, как о большом необитаемом космическом теле. Логика, ум и знания современного человека не могут принять и согласиться с предложенным описанием — что пустой и голый рельеф носит название «Земля», наши знания уверяют нас, что наша планета намного сложнее и интереснее, чем при взгляде на неё из Космоса. На ней обитают тысячи видов животных, птиц, рыб и произрастает удивительный растительный мир, а в недрах находятся минералы необходимые людям. На этом слепке поверхности Земли, Ричард Докинз мог ещё расположить подобных на людей существ, ведь материальный мир определяет человека лишь наружно, как объект среди объектов. А как можно, даже на очень информативном глобусе, определить, что существующий мир на глобусе духовен? Сделать это невозможно — духовность нельзя увидеть, потрогать. Так и с «доказательствами» Ричарда Докинза — сотни материальных аргументов и ни одного ответа на духовные аспекты религиозных верований. Поэтому неудивительно, что в такой объёмной книге, слово душа прозвучало только один раз, и как бы подчёркивая своё особое отношение к этому слову — он взял его в кавычки — «душа», а почему кавычки, он не объяснил. Приведу это предложение полностью — «Свойственный нам дуализм помогает поверить в «душу», обитающею в теле, но не являющуюся его составной частью. (Р. Д.)». Исходя из моих наблюдений за 70 лет жизни, я прихожу к убеждению, что отношение людей к духовности определяется и заложено в человеке на генетическом уровне: или она есть, или её нет. Как классифицирует людей с различными моральными отклонениями народная мудрость — « он таким уродился». И категорию «людей — атеистов», составляют, в своём большинстве люди, которые « такими уродились», но, так распорядилась Природа и с этим надо считаться. Мир на Земле, духовен только потому, что в нём есть человек наделённый духовностью, через которого и одухотворяется наш земной мир, но с этой убеждённостью человечества ещё с античных времён, автор и не пытается спорить, вероятно, потому, что очень серьёзные и известные мыслители это утверждали. Ричард Докинз выступает против самого понятия Бога, и убеждает нас, что человека вынуждают верить в Бога, которого нет, и очень много приводит аргументов, которые надо также принимать на веру, как и религиозные догмы. В таком случае — чем отличается вера в Бога, от веры в его отсутствие? Возможно, через годы, волновая, резонансная или какая — то другая теория приведет науку к новому пониманию происходящих в Космосе процессов взаимодействия живых организмов. Но сейчас, мы осваиваем тот уровень, на который вышла наша материалистическая наука о строении и происхождении Космоса и зарождении жизни, а современная философия продолжает рассуждать — откуда и зачем человек на Земле? В чём цель его жизни? Есть ли Бог? Но, к сожалению, этот завоёванный уровень не очень высок, так как мы, практически ничего и не знаем, но это пока. Единственное в чём пришли к общему согласию теологи и религиозные философы, что Вседержитель, Аллах, Творец — это единый для всех религий разных народов Бог. Мало кто сомневается, что есть «что-то», или «кто-то», кто управляет космическими и земными процессами, влияет на судьбы людей, и для этого где-то действует космический центр принятия решений — Высший Разум. Под словом «Бог», подавляющее большинство людей видят саму Первопричину, которая создала этот существующий мир и нас, в нём живущих. Поэтому, сам по себе этот спор, есть ли Бог, лишён всякого смысла. Мы ещё не знаем и тысячной доли правильных ответов на вопросы мироздания и только потому, что человечество не готово ещё их принять, так как не достигло того уровня духовного развития, чтобы правильно воспользоваться этими знаниями. Ведь Гитлер тоже искал «Шамболу» и другие порталы для быстрого получения знаний Космоса, ему нужно было превосходство в науке и технике, но не для блага людей, а для своего превосходства над ними. Современный уровень знаний, который мы имеем, он достаточен для того, чтобы продолжать поиск ответа на вопросы — в чём цель нашей жизни на Земле? И мы обязательно узнаем, кто руководит человечеством. А кто за этим скрывается — единый космический бестелесный центр принятия решений, или Одухотворённое Поле Вселенского Разума, с которым мы имеем одну сущность, и общаемся на тонкополевом духовном уровне, нам предстоит ещё узнать. Но направление совершенствования человека известно — духовное развитие, без которого тайны Космоса и бытия нам не раскроются. Творец наделил человека свободным духом, даром самоопределения, саморазвития и самосовершенствования. Духовность первична в жизни человека, а материалистический прогресс человечества полностью зависит от жизненных сил души, которые и управляют интеллектом человека через его мозг. Ещё древние философы доказывали, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело. Современные исследования подтвердили, что вторичные реакции мозга, и их интенсивность, зависят от состояния и духовных реакций человека. Элементарная логика того, что душа первична, это её уход из мёртвого тела. Тело остаётся на Земле, а куда уходит душа? Она возвращается туда, откуда пришла — к Богу, к Вседержителю, в Космос, всё зависит от того, кто как называет и понимает загробный мир. Атеист, прочитав эти строчки — ухмыльнётся, опять религиозные догмы, но, на этот раз наука на стороне Религии. Учёные зафиксировали сильный скачок энергии в момент смерти человека, именно в этот момент жизненная энергия покидает тело, и его фиксируют даже видеокамеры, в виде лёгкого облака, а после смерти, человек становится легче на 20—21 грамм. Душа — это реальное энергетическое состояние, и состоит из элементарных частиц, которые после смерти клеток умершего человека, покидают это тело, а их энергия никуда не исчезает, поэтому душа бессмертна и, в действительности, материальна. Есть много серьёзных научных работ, которые изучают связь биоэнергоинформационного поля человека с его физическим телом, и в первую очередь с его духовной составляющей. Архиепископ Лука (врач, учёный, профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий), в своей книге «Дух, Душа, и тело», писал: «Между телом и Духом существует постоянная связь и взаимодействие.» Поэтому, все грандиозные заслуги материального мира и будущие успехи науки, зависят от духовности, которой будет обладать наша цивилизация. Ричард Докинз сделал слепок Религий, но только того, что можно увидеть и описать — чисто материалистический подход, а там, действительно, можно найти много компромата на Религии. За тысячи лет, что существуют Религии, в их истории накопилось очень много негатива, и если их все, одновременно, сфокусировать на одно судебное разбирательство по «делу Религий», то Религии его, безусловно, проиграют. Но проиграют его не сами Религии, а люди, которые ими руководили, но для них будет другой суд — возможно, Небесный. Удивительно другое — за столько лет существования, Религии, при таком количестве ошибок, они не угасли, не растворились, не исчезли, как распались десятки государств за это же время. Почему? А, вот этот вопрос, атеистами практически, не разбирается — они его боятся, как и других загадок — почему мираточат иконы; почему с верующими людьми происходят настоящие, необъяснимые чудеса;, почему, в трудные минуты жизни, человек идёт за помощью в церковь, и даже, если человека, чем то не устраивает Религия — он всё равно идёт в церковь, к иконам. Почему стоят многокилометровые очереди к мощам святых, и в этих очередях не только воцерковлённые люди? Есть ещё много других вопросов, которые касаются духовности, но их не освящают атеисты, они их не понимают, физическими глазами нельзя увидеть духовную реальность. Религии, и Вера в Творца, существовали всегда, и не потому, что кто-то доказал, что Бог есть, а потому, что люди испытывают в нём потребность, и это неотъемлемый элемент жизни человека и, даже государства, а сама Вера — это духовная связь человека с Богом. Каждый верующий человек сам себе доказывает и аргументирует свою Веру, правильность своего пути, а какими критерии он для этого использует и какой аргумент у него самый главный — роли уже не играет. Никто не будет победителем в споре атеиста и верующего человека. Атеист может поколебать религиозные догмы, но убедить отказаться от Веры он не сможет, потому, что Вера у человека заложена в душе, а это находится глубже, чем уровень логической аргументации атеиста, но у атеиста, свои убеждения, которыми он, тоже, не поступается — это его вера.
Религия — сложное, многогранное образование, которое затрагивает, практически все вопросы существования человека в мире, обществе, государстве. В каждом обществе религиозные практики создаются по образцу принятой светской морали поведения, но придавая ей религиозный смысл, они только усиливают мораль и возводят её на более высокий уровень, что утверждает её в качестве эталона поведения. Религиозный человек — принятый синоним человека духовного, благочестивого, а это поднимает его выше обыденного уровня добродетелей. Современные государства укрепляют и культивируют религию, понимая важную роль церквей для поддержания нравственного порядка в обществе, а религия побуждает людей соблюдать законы страны:
Пусть ни один человек не преступает законов страны, ибо соблюдающий законы Божьи не имеет нужды преступать законы страны.
При взаимной поддержке друг друга, Религия является эффективным помощником государства в деле сплочения людей и поддержания устоев государственности.
Но не всё так безоблачно в Религии наших дней. Русский религиозный философ И. А. Ильин, в своей книге «Аксиомы религиозного опыта», которая выпущена по Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, пишет о религиозном кризисе, который переживает Религия:
Грозная беда постигла современное человечество: оно расшатало духовные основы своего бытия, заглушило в себе главную религиотворящую силу духа — сердечное созерцание — и растеряло свои святыни.…И чем дальше идёт время, тем более люди становятся слабыми в добре и сильными в зле; и предел этого разложения ещё не виден.… Мир, который они видят, кажется им вещественным и случайным; мысли, которые они накапливают о нём, оказываются плоскими и мертвящими; цели, которые они ставят себе, являются жадными и короткими. Они лишены хребта, но способны к жадному напору. И если страх ещё сдерживает их, то идея давно не ведёт их. Ими правит не дух, а вожделение.
Тяжёлые, но правильные слова, а если учесть, что книга дописывалась в 1953году, то станет понятно, что ситуация с религиозностью в нашей Религии меняется не в лучшею сторону. Естественный всплеск, после запретов, интереса к Религии с начало 90 годов, постепенно убывает. Запретный плод сладок пока он запретный, но, когда он постоянно в меню, его начинают изучать и искать изъяны, так устроен человек. Жизнь меняется, огромное количество информации, наука делает открытия в области истории, археологии и, даже, религии. Молодёжь, вольно или невольно, читает об этом в интернете, а её, пытаются обучать религии, где главный учебник «Евангелие», написанное около 2000 лет назад, здесь церковь отстаёт от современной жизни. Патриарх Кирилл считает:
Одна из причин исторической трагедии нашей Церкви и общества, — трагедии, завершившейся революцией, — коренилась в разрыве между мыслью и реальностью, теорией и практикой, а применительно к Церкви — между богословием и жизнью… Этот разрыв между богословием и жизнью, к сожалению, окончательно в нашей Церкви не преодолён.
Серьёзно верующий человек должен знать историю своей религии, её становление, её ошибки и перспективы её развития. Он должен знать, чем отличается верующий человек от «религиозного», и что такое Вера, что недостаточно посещать церковь, чтобы считать себя верующим. Философской напыщенности здесь не надо, надо простые понятные слова, без религиозного пафоса. Людей приходящих в церковь надо просвещать, чтобы они не стали лёгкой добычей атеистов, чтобы они могли противостоять им в дискуссии, чтобы для них не стало неожиданностью, что «крещенская вода» уже тысячи лет имеет уникальные свойства, ещё до крещения Христа, а Православием называлась религия древних славян, ещё до принятия христианства. Надо, стремиться к тому, чтобы верующий человек осмысленно понимал свою Религию.
Мы находимся здесь, на Земле, по воле Бога, и только Бог может вернуть нашу душу назад, во Вселенную. В этом мире мы частичка Бога, так как у нас есть душа, которой нас наделил Творец, и с этой душой мы уже живём тысячи лет, меняя только износившиеся тела. Каждое рождение человека на Земле преследует только одну цель — совершенствование человеческой души, так как духовное развитие человека является главной задачей пребывания на Земле, а достигается это только саморазвитием, через преодоление разнообразных трудностей — физических, интеллектуальных, моральных, которые встречаются ей в земной жизни, живя в разных социальных условиях и проходя через страдания, человек приобретает жизненный опыт, а вместе с ним знание и мудрость. Развитие и эволюция Души возможна только в процессе реинкарнации (перевоплощения), когда человек воплощаясь в новом теле, занимает ту ступеньку нравственного развития, которую он заработал в предыдущей жизни, а это чередование жизней по восходящей или нисходящей лестнице, которая зависит только от того, чем человек заполнил свою душу в предыдущих жизнях. Душа не может останавливаться в своём развитии, пока не достигнет уровня, предназначенного Творцом, и это непрерывный процесс духовной эволюции, где нет перерывов для отдыха — или движешься вперёд, или нет. Морально—этическое совершенствование Души и есть цель человеческой жизни на Земле.
Миллиарды людей живших на Земле в течении многих-многих тысячелетий неоднократно проходили через земную школу жизни, по — другому это и не назвать, и в этих жизнях на Земле у них было всё — радости, несчастья, горе, богатство, нищета, сытая жизнь и голод, подлость и преступления. И такая сложная, контрастная жизнь, затрагивающая все аспекты человеческой морали и элементарного физического выживания, проходила через душу каждого человека, влияя на её развитие и самосовершенствование, обогащая его чувственный опыт. Человеческая душа вечна, бессмертна, умирает только тело, а душа, уходит в другой, бестелесный мир, где и находится до следующего возвращения на Землю, до того момента, когда Высшие силы определят ей новую земную судьбу, направленную на её дальнейшее улучшение или исправление. И, в этой очередной судьбе будет всё, чтобы помочь душе выйти на другой, более высокий уровень развития, понимания жизни и норм поведения человека, тем самым повышая его духовность и интеллект, или — её надо возвращать, на более низкие уровни ментальности в земной человеческой жизни. Бог вдохнул человеку душу, но наполнить её должен сам человек, и только через череду своих жизней на Земле, где он будет и богатым и бедным, побудет счастливым и испытает трагедию инвалида. Только через личный земной опыт, душа может стать Душой. Никто не может, пока, ответить на множество вопросов касающихся души человека: — Почему у одного человека сердце доброе, отзывчивое, понимающее, готовое к состраданию, а у другого кроме злобы и ненависти ничего нет? Как и где идёт фильтрация душ? С какой целью такие разные души встречаются на Земле? Когда происходит отбраковка душ не сумевших нарастить в себе потенциал добра?, ведь за одну жизнь, или даже несколько, на Земле сделать это невозможно, как нельзя слепить снежок за один раз из рыхлого снега, поэтому пока неизвестно, когда и из чего начала формироваться душа человека, но этот процесс начался очень и очень давно. Духовность человека нельзя поднять чтением книг, искусством, религией, от этого он может повысить свою культуру, эрудицию, религиозность, но, сколько мы знаем хамовитых артистов, подлых людей от культуры, науки и образования, которых духовными людьми не назовёшь. Духовность поднимается осознанным поведением человека в сложных человеческих взаимоотношениях, когда душа выполняет поступки, действия, которые согласуются с Законами Божьего Бытия, заповедями и нравственными требованиями жизни общества.
Моё понимание развития души человека отличается от принятых в христианстве догм, так как теория реинкарнации (перевоплощения), под давлением императора Юстиниана на V Вселенском соборе в 553 году была отвергнута и окончательно запрещена, но до этого она была признана в христианстве. Великий философ древности, и один из отцов христианской церкви Ориген (185—254 г.н.э.), писал:
Душа не имеет ни начала, ни конца… Каждая душа является в сей мир усиленная победами, либо ослабленная поражениями предшествующей жизни. Её положение в мире подобно ладье, коей предначертан путь к чести или бесчестию, определено прошлыми достоинствами или недостатками. Её деятельность в этом мире определяет положение в мире грядущем.
Идеологи Юстиниана считали, что, если люди знают, что у них есть больше, чем одна жизнь, они могут и не боятся ада, так как у них будет ещё возможность исправиться в следующей жизни, поэтому идея «одноразовой жизни», после которой наступает вечный ад, или вечный рай, показалась более практичной и должна больше вынуждать людей быть более послушными и выполнять требования церкви, которые, в первую очередь, касались государства — почитать своего начальника и господина, а иначе это грех. Поэтому тексты с идеями реинкарнации были изъяты из Библии — так бывает, когда Религию возглавляет Государство, и Религия становится инструментом власти, подобный пример, мы видим на Украине, когда ради политики переписываются законы Церкви, а люди и их Вера в расчёт не идёт. Какое-то время назад люди считали Землю плоской, и моряки не хотели далеко плавать — боялись упасть с края Земли, но мир изменился, когда узнали, что опасности нет — Земля круглая, и эти знания дали новые знания, новые открытия. Человек должен расти, чтобы достигать полного знания. Лично мне безразлично, что император Юстиниан решил полторы тысячи лет назад. С тех пор жизнь кардинально изменилась, и то, что раньше могло помогать Религии, сейчас ей мешает, так как вызывает недоверие людей, сковывает их мозг и заставляет быть заложниками древних теорий, которые к учениям Христа не имеют никакого отношения. Возможно, Юстиниан, был прав для того времени, что ад и рай для людей тогда звучало более убедительно, чем теория перевоплощений, но я то уже знаю, что Земля круглая, а люди давно летают в Космос, и знают, сколько цивилизаций уже жило на Земле, а примеры реинкарнации известны людям, науке и этому есть очень много свидетельств. К сожалению, менять догмы Религии, практически, невозможно, но застой мысли вреден как науке, так и Религии. Конечно, и сейчас есть люди, которым ад и рай ближе и понятней, чем реинкарнация, но Религия не должна быть рассчитана только на один уровень мышления и образования. Лично мне не понятна существующая догма о «воскрешении мёртвых». По этой догме, даже если я, а это ещё надо заслужить перед Церковью, воскресну, то воскресну старым и больным, и где, и когда, я применю свой духовный опыт, который я приобрёл в этой жизни? А он мне нужен в новой жизни, чтобы он не пропал, а моя нынешняя жизнь была прожита не зря. Тема реинкарнации является основой некоторых Религий. То, что я представил вам, является упрощённой трактовкой, и собранной из нескольких существующих теорий перевоплощения, и она ни на что не претендует — я её собрал только для себя, по своему пониманию и для личного убеждения, потому, что для меня важно знание, что от моих поступков на Земле будет зависеть оценка моей души на другом, после моей смерти, не земном уровне, куда мы обязательно попадаем, и там проходим подготовку к следующей жизни на Земле, с учётом сделанных ошибок в предыдущей жизни. Реинкарнация, это моя философия Веры и главная мотивация действий, поступков и, главное, я знаю, для чего живу. Я хочу хорошо сдать экзамен за эту прожитую жизнь и перейти в следующий класс, более высокий, в другой, неземной жизни, и вернуться на Землю, а не быть скинутым в какой-нибудь космический отстойник для отсталых и бесперспективных душ. И ещё, в подтверждение духовной основы, которая является главной, в жизни человека. Смерть, забирает у человека всё, что он имел материальное — деньги, дома, золото, но если его жизнь не была наполнена духовными делами, поступками и поведением, то его будет угнетать страх смерти, он её боится — ведь он остаётся голым со своими богатствами, и после стольких лет зарабатывания только денег, в его жизненном, духовном активе ничего нет. Он понимает, что ему придётся объяснять и отвечать свою жизнь, где-то там, в другом мире, но понимания он там не найдёт. Только, через духовную жизнь, причастность к ней, человек получает душевный покой, а для этого ему необходимо преодолеть себя, развернуть свою душу к личной духовности, и признать то, что она первична в жизни человека. Переориентирование духовных и жизненных приоритетов человека, понимание того, что жизнь человека не кончается со смертью, излечит его от страха смерти и придаст уверенность в дальнейшей жизни. Религия должна подводить и заставлять человека думать о своём дальнейшем духовном совершенствовании — это её главная задача.
Что такое религиозные верования и как они соотносятся с другими нашими взглядами на жизнь? Поддаются ли они рациональному обоснованию? Что они представляют собой — духовный трамплин, дающий импульс для более глубокого исследования и понимания жизни, или духовную тюрьму, в стенах которой нет места разуму и эмпирическим фактам? А может быть, религия сама по себе не является ни тем, ни другим и лишь приобретает эти качества в результате того, как мы используем её или злоупотребляем ею? (Мел Томпсон. Философия религии)
Моральный кодекс человека определён всеми религиями мира и эти требования везде одинаковы, но мало кто их в состоянии выполнить из-за недостаточной духовности, из-за чего поступки человека не становятся осознанно честными. Религию принято считать олицетворением морали и духовности, поэтому люди принявшие Бога, и посещающие церковь, считают себя верующими и автоматически относят себя к людям с повышенной духовностью, но ничего не делают для повышения своей духовности, а принимает ли их Веру Бог, приближает ли она их к Богу, то это им неважно. Патриарх Кирилл говорит:
…есть люди, считающие себя верующими, так как верят в Бога, признают его существование, и живут по нравственным заповедям, но не посещают церковь, а есть очень религиозные люди, не пропускающие ни одной службы, исполняющие все каноны церкви, но ведущие себя по-хамски в отношении других людей прямо в церкви, уже не говоря о том, что они позволяют себе за её стенами. Кто из них верит в Бога?
Уже потом, на основании личных наблюдений я бы назвал ещё одну категорию верующих людей — они приходят в церковь, помолятся у икон и уходят. Каждый человек из этих категорий верит в Бога. Так в чём заключается и в чём выражается Вера? Не всё ли так просто — посещаешь церковь — верующий, веришь в Бога — верующий, а если ты священник, то обязательно — верующий, и не простой верующий, а духовное лицо. Я хочу поделиться своим опытом, своими наблюдениями и своими знаниями по теме — «Вера в Бога», и, может быть, они пригодятся Вам в ваших рассуждениях на эту непростую тему. Есть много людей, которые задаются этим вопросом и ищут на него ответ. Конечно, на него и отвечают, кому положено по профессиональной деятельности — ответы бывают краткие, бывают напыщенные и философские. Удивительно другое — при наличии очень четких определений, что такое «Вера в Бога» эта тема не снята, как среди простых верующих, так и среди религиоведов, значит, что у этой темы столько граней, что её нельзя охватить, понять, как и самого Бога. В качестве примера я приведу вам свою историю, как я приобрёл Веру, что меня подтолкнуло к ней, как организовал приход и построил церковь. Покажу свои письма к попечителям прихода, с которыми я общался более десяти лет стройки. С чем столкнулся при строительстве прихода, кто и как помогал. И, нисколько не претендуя на правильный ответ, дам своё личное определение — что такое Вера в Бога, и как я её понимаю.
В конце девяностых годов прошлого столетия, когда я работал генеральным директором завода строительных материалов в Мурманской области, по фальшивому доносу одного из соратников, сложилась очень неприятная ситуация связанная с моей репутацией. Предъявить мне было нечего — даже для того, чтобы открыть уголовное дело, но приостановить разбирательства — это признать себя обманутыми, следствие не могло, или что-то отрабатывало, и одной из задач было приостановить завод, так как к тому времени завод фактически оставался единственным работающим в полном объёме, предприятием на Кольском полуострове, благодаря чему и был внесён в международный справочник «Ваши деловые партнёры». Главы администраций других районов полуострова издавали приказы, запрещающие своим строителям делать более дешёвые заказы на нашем заводе в угоду своим производителям, и второе — бандиты стали легализировать свои капиталы и им надо были работающие предприятия, поэтому, желающих расправиться с заводом хватало. Почти год продолжались эти попытки уличить меня в чём-то криминальном, придумывая всё новые и новые сюжеты из деятельности завода и даже из личной жизни. И когда мой эмоциональный накал достиг высшей точки, и мне уже казалось, что выхода из этой ситуации нет, я увидел Матерь Божию. В это время я находился в Мурманске, лежал на койке в гостинице в состоянии полудрёмы, и вдруг, из дальнего правого угла комнаты, появилась статная высокая женщина в белом, и за ней обозначилась свита, довольно много людей в несовременной одежде, а из противоположной стены выдвинулся невысокий лысоватый пожилой человек с перекинутой через плечо накидкой, и в руке у него был стеклянный, сужающийся к верху сосуд, наполовину заполненный чёрной жидкостью. Когда этот старик приблизился к женщине в белом, и на вытянутой руке показал ей сосуд с чёрной жидкостью, в моей голове обозначились её слова — « С него достаточно». Потом всё исчезло. Я открыл глаза и не мог понять — что произошло? Но через некоторое время ощутил, что мысли мои стали спокойнее и понял, что всё хорошо, и вскоре это должно закончиться. Закончилось это безобразие через три месяца — придумывались новые вопросы, но меня это уже не волновало, и было видно, что они и сами не знают, как это закончить.
Меня же волновало другое, за что я был удостоен чёрной жидкости? Естественно, я начал разбирать свои производственные дела и в первую очередь те, которые касались людей. Жёсткость в моём руководстве была, но не более. В девяностые годы мало было сохранить завод — надо было накормить людей, которые на нём работали. Все предприятия сидели на банковской картотеке, так как не было денег полностью платить налоги, ведь объёмы производства сократились, а налоги на основные средства остались прежние, поэтому приходилось делать выбор между налогами и зарплатой людям. Все без исключения предприятия использовали взаимозачёт, в некоторые месяцы взаимозачёт доходил до 95%. — чистых денег на выплату заработной платы не было. Приходилось — железобетон, столярку, пиломатериалы, цемент, арматуру менять на электроэнергию, а электроэнергию в свою очередь менять на цемент, на лес кругляк и продукты питания — курей, консервы, крупы, сахар и т. д. Продукты питания выдавать рабочим завода под расчёт зарплаты. Цена продуктов была ниже, чем на базаре, так как приобреталась по оптовой цене, поэтому некоторые рабочие, которые пошустрее, набирали продуктов на два месяца вперёд и потом продавали эти продукты на базаре. Все выкручивались, как могли. Банк России выпустил облигации с нулевым сроком погашения — купил и сразу можешь сдавать, если не хочешь получать проценты. По взаимозачёту я приобрёл на большую сумму этих облигаций и выдавал рабочим вместо денежного аванса. Люди были довольны, а комиссии с предписаниями о неправомерности моих действий замучили, и главный аргумент обвинения, который мне предъявлялся, что «расчётной денежной единицей является рубль, а не облигации», но, несмотря на идиотские обвинения, завод был сохранён. Я специально, в небольшом объёме, обрисовал производственную обстановку того времени, чтобы был понятен ход моих размышлений.
Поэтому, заводской период моей деятельности, на мой взгляд того времени, не мог попасть под такое жёсткое Божье испытание. Я начал листать страницы своей жизни назад, вплоть до ранней юности, пытаясь определить грехи, которые я совершил. За 50 лет моей жизни накопилось много жизненных моментов, которые можно классифицировать как грех. Я листал свою жизнь, и смотрел на её с позиции постороннего, критически настроенного наблюдателя, который в своей оценке моей жизни руководствовался тем пониманием, которое даётся нам с детства — «что такое хорошо и что такое плохо», и тех нравственных знаний, которые были приобретены в процессе жизни. На каждом этапе своей жизни, человек имеет разный уровень нравственного поведения, и чем выше уровень нравственной подготовки человека, на это влияет и жизненный опыт, то тем выше может быть нравственная планка поведения человека. Поэтому, оглядываясь назад, на годы прожитой жизни, всегда видны все ошибки, которые были совершены, так как за прожитый отрезок жизни человек становится мудрее и опытнее, потому, что он уже знает цену этих ошибок. На каждом этапе своей жизни человек сам определяет норму нравственного поведения — и это делает его выбор поступков осознанным — это его выбор, а подсказанные выборы не воспринимаются. Этим, частично, и объясняется не возможность учить детей на чужих примерах из взрослой жизни. Заставить человека взглянуть на свою жизнь может только экстремальная ситуация, и это произошло со мной. Я бесконечно благодарен Матери Божией, что она заставила меня анализировать свою жизнь. После этого случая я не стал ни верующим, ни религиозным человеком — я стал немного другим, осознанная, нравственная планка моего поведения стала выше, я стал более критично относиться к своим поступкам, и поступкам других людей.
Когда человек сталкивается с чем то необычным, которое связанно с религией, то у него усиливается интерес к церкви, так как только через неё он может познать религию. Так произошло и со мной. С первых шагов осознанной жизни человека рядом с ним всегда была религия, правда, сейчас не очень образованные теологи высокомерно говорят, что она была примитивной и даже дикой, но это уже другая тема и мы к ней ещё вернёмся. В чём различие определений — вера, религия, религиозность для меня тогда не существовало, для меня это было одно целое под названием Вера в Бога. Поэтому, в первый же отпуск, по дороге в Минск, мы заехали в монастырь Нилова Пустынь на озере Селигер, где я купил свою первую иконку. Что отложилось в памяти, ещё без всякого анализа увиденного, — это бледные лица монахов и весёлый, деловой галдёж молодых ребят в рясах, которые подъехали на иномарках к монастырю по своим ремонтно-строительным делам. Тогда марка автомобиля очень сильно определяла уровень достатка человека, а скромностью эти молодые священники явно не страдали, и не скрывали своих финансовых возможностей. Героизация людей в рясах была ещё очень сильна — ведь не каждый сможет одеть рясу в годы гонений на церковь, хотя уже был конец девяностых годов, поэтому поведение и уровень жизни некоторых священников ещё не заставлял задумываться. Потом была Свято — Троицкая Сергиева Лавра — откуда пошла моя коллекция икон и религиозная библиотека. Посетители Лавры были рады возможности, которую получили, что могли свободно приобщаться к пласту религиозного наследия Руси, и это раскрепощение религиозности, создавало почти праздничную атмосферу среди паломников. Но, за возможностью, что можно открыто верить, можно молиться, можно свободно покупать иконы, можно соблюдать пост, можно венчаться, затаилась и другая сторона этого блага, далёкая от духовности — религия стала отчасти модной. Религиозность стала приобретать, в отдельных деталях, бутафорский вид — бандиты пошли в церковь ставить свечки и снимать грехи, а руководители любого уровня стоят со свечкой перед телекамерами, зарабатывая популярность на таинстве. Понятно, когда к Богу обращаются во время болезни, когда идут к иконам, чтобы получить поддержку в сложных или трагических жизненных ситуациях, но Бога стали звать в помощники по защите, в первую очередь, материальной собственности — машин, квартир, домов, вкладов, школьники перед экзаменами идут в церковь, чтобы Бог им помог. В чём? Выкручиваться на экзаменах? Всё это напоминает попрошайничество и заинтересованность в Боге только для личных, материальных благ. В молитве Господней «Отче наш» есть «земное прошение» (о «хлебе насущном»), при более точном переводе оказалось — « хлеб надсущный» и подразумевает питание духовное, свыше исходящее. Известный русский религиозный философ И. А. Ильин писал:
Религия вырождается, далее, от смешения её целей и средств с имущественными расчётами и посяганиями, неизбежно приводящими к более или менее прикровенной или откровенной коммерциализации церкви и таинства.
Коммерция активно вошла в Церковь. В церквях появился прейскурант, который вывешивался над свечным ларьком, сколько стоят духовные услуги — записки, отпевание, крещение, венчание, молебны и т. д. В большинстве церквей на вопрос — « Сколько надо денег?» — уже не отвечали — «Сколько можете». Есть ценник — посмотрел и плати. Большинство людей с улицы, духовно не обременённые религией, восприняли это нормально — магазин так магазин. И самое удручающее, что создались условия, чтобы в церковь пришли священники — коммерсанты. Строились новые церкви, открывались закрытые, а священников не хватало — брали всех, кто соглашался. Шли и те, кто не хотел или не умел работать, а также шли те, кого манил церковный прейскурант, и возможность в одночасье, ничего не делая для этого, стать уважаемым духовным лицом, и возвыситься над массой людей, которые будут целовать тебе руки, просить благословения и принимать их покаяние, даже если ты сам не соблюдаешь ни одной Божией заповеди. Не хочу обидеть настоящих священников, но сейчас они в меньшинстве, и уходит поколение настоящих, духовных священников. В одной из церквей г. Минска я был свидетелем очень показательной сцены — в день поминания усопших было подано очень много поминальных записок, и их все выложили на большой стол посреди церкви, а священники, человек десять, стали вокруг и стали читать записки, но они их не читали, а делали вид, что читают — подержат в руках и откладывают, также делал и маленький помощник в облачении, вероятно, чей — то сын, а по настоящему, читал, только один молодой священник, но он всех задерживал, и его поторапливали, я ещё подумал — вот бы нам его в церковь пока не испортили.
В начале двухтысячных годов Митрополит Минский и Слуцкий Филарет запретил рукополагать в священники без религиозного образования.
Торгуйте пшеницей и рисом, но не верой и не религиозными святынями… Не обинуясь внесите веру в вашу торговлю, но не примешивайте торговли к вашей вере. (Святитель Николай Сербский)
Возможно, что наше поколение, не жившее при свободе религии, знавшие её только по книгам, фильмам, да сохранившимся храмам, разрушенным церквям и проникающему в душу колокольному звону, идеализировало её? Потребность души в Боге, рисовало этот культ идеально честным, не таким, как остальной, материальный мир, со всеми его пороками, может быть поэтому, отдельные язвочки нам кажутся гнойниками, которые перечёркивают всё наше представление о нём? Мы берёмся судить о Религии по поведению некоторых людей, представляющих её, а перемазываем всю Религию, только потому, что нам хотелось бы видеть всё в идеале, и при этом, мы совершенно забываем, что и у нас самих есть недостатки. А может, мы всё-таки правы, что в этом требовании и есть главная ценность Религии, её правда, что мы должны быть уверенны в том, что есть на Земле что-то нравственно чистое, не запятнанное, не подчиняющеюся материальным законам, а люди, представляющие Бога, также чисты. Мы верим в Бога, которого никто не видел, мы верим в Христа и в то, что он делал и говорил, но никто не может это подтвердить. Вся наша Вера держится на доверии к Религии и движении сознания к Высшим Силам, но нам надо видеть священнослужителей Религии, которые сами живут по Божьим законам и брать с них пример, учиться у них. Их не надо много, но они должны быть, качество не должно заменяться количеством, а не выполнение этого закона приводит к сбою любой системы, а для Религии это тупик. В Советской армии были политработники, которые являлись политизированной прослойкой между государством и армией, и их задача была, в своей основе агитационной, — чтобы вдохновлять солдат и их командиров на служение советскому государству. На эту тему было сравнение между ними и войсковыми командирами: У политработника команда звучит — «Делай, как я говорю!», а ведущий командир-лётчик или командир-танкист, в отличие от политработника, дают команду своим ведомым — «Делай как я!». Их умение и личный пример являются залогом победы. Поэтому, я с пониманием отношусь к тем верующим людям, которые редко ходят в церковь, и к тем, которые приходят в церковь, чтобы помолиться у икон, потому-что им необходима духовная связь с Богом, и они её получают, но без посредников, в которых они сомневаются. В этом и проявляется их честность, по отношению к Богу.
У всех народов и во все времена было чувство беспомощности перед лицом малопонятного, но могучего и безжалостного мира. А где-то, в глубоких тайниках человеческой души тлел маленький, духовный огонёк подаренный Богом человеку, который и давал направление поиска ответа — где искать и от кого ждать помощи для жизни в этом коварном мире. Так зарождались религии. Мне очень не нравится, когда первые поклонения Богу называют примитивными религиями. Все религии даются людям Богом. Раннехристианский писатель, епископ Ириней Лионский объясняет неизбежное несовершенство ранних религий: —
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера, религия, религиозность и национальная идея возрождения исторического прошлого славянских народов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других