1. книги
  2. Научпоп: прочее
  3. Владимир Щекин

Винология: Записки профессионального гурмана о лучшем из напитков и культуре его потребления

Владимир Щекин (2023)
Обложка книги

Вино и культура его потребления — предмет сложный, зачастую порождающий немало сомнений. Почему вино порой кажется невкусным? Как выбрать качественное вино, правильно его хранить и подавать к столу? Как распознать испорченное вино и перестать платить за него в ресторанах? Разобраться в этих и многих других вопросах поможет автор книги — сомелье с многолетним стажем, который изучил подходы разных школ и превратил процесс употребления вина в настоящее искусство. Прочитав эту книгу, вы научитесь выбирать вкусное вино, исходя из любого доступного бюджета. Десяток простых правил, множество лайфхаков, авторская методика выбора вин на примере продукции стран Нового Света — Чили, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, США, — позволят любому читателю стать истинным знатоком этого прекрасного напитка и настоящим винным гурманом.

Автор: Владимир Щекин

Жанры и теги: Научпоп: прочее

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Винология: Записки профессионального гурмана о лучшем из напитков и культуре его потребления» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Из чего складывается красота вина

Глава 1. Виноград, терруар и руки винодела. И все-таки виноград!

Что такое для вас красота вина? Для меня — совершенство его цвета, вкуса, аромата в сочетании с красотой бокала.

Чтобы понимать, что нас привлекает в вине и выделяет его из ряда других алкогольных напитков, взглянем на него в разрезе зарождения вкуса и аромата — на то, как рождается на свет белое, красное и розовое вино, которое позже изливается божественным напитком из бокала.

Розовое вино производят из красных сортов винограда сначала по технологии красного (дробление и короткое настаивание на кожице), а затем — по технологии белого (холодная долгая ферментация).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСНЫХ И БЕЛЫХ ВИН

ИГРИСТОЕ ВИНО ПО ТЕХНОЛОГИИ ВТОРИЧНОГО БРОЖЕНИЯ В БУТЫЛКАХ, ИЛИ МЕТОД КЛАССИЧЕСКИХ ШАМПАНСКИХ ВИН

1 Технология производства игристого вина, также известная как метод Шармá — Мартинотти, была разработана в Италии директором института энологии города Асти Федерико Мартинотти и впоследствии улучшена французским энологом Эженом Шарма. Этот метод еще называют «резервуарным».

1 От фр. remuage — помешивание.

2 От фр. degorgage — извержение.

Традиционный метод называют классическим, шампанским. Как видите, шаги 15 и 16 есть только в этой технологии производства. Она сложнее и дороже других и используется для производства премиальных вин. Напитки, изготовленные по этому методу, получаются более вкусными, в частности из-за более долгого соприкосновения с осадком.

По классической технологии игристые напитки изготавливают в Шампани и других регионах Франции (креманы), в Испании (кава), Италии (франчакорта и Феррари), России («Виктор Дравиньи» от «Абрау-Дюрсо», «Новый Свет», «Магнатум» и «Темелион» от «Долина Лефкадия», Tete de Cheval от «Поместье Голубицкое» и многие другие), в странах Нового Света (особенно в Аргентине, Австралии, Калифорнии, ЮАР) и др. Этот метод изготовления игристых вин более сложный и дорогой, но получаемый благодаря ему комплексный вкус намного лучше, чем у других видов аналогичных напитков. По методу Шарма производят игристые вина просекко, «Советское Шампанское», «Лев Голицын коронационное», Blanc de Blanc и Blanc de Noir от «Фанагория», «Шато Тамань», «Мысхако», «Золотая Балка», а также более дешевые «Абрау-Дюрсо», «Новый Свет» и другие.

Все, о чем мы говорили выше, относится к винограду, так как в первую очередь непосредственно сама ягода дает основные вкусы и ароматы (см. ниже раздел «Классификация ароматов»). Все, что добавляется в процессе ферментации и на дальнейших этапах выдержки, в том числе выдержки в бутылке, — результат мастерства винодела. Ему приходится принимать десятки решений как до, так и в процессе производства вина. Когда собирать виноград? (Зависит от того, теплый был год или холодный, засушливый или дождливый.) Какой должна быть ягода — чуть недозревшей для сохранения свежести и кислотности или чуть перезревшей для большей насыщенности, сладости, крепости? Ферментировать в стальном чане или в дубовой бочке, короткий срок или более долгий, с выдержкой на осадке, с настаиванием сусла, с яблочно-молочной ферментацией или без них? Фильтровать вино после ферментации и настаивания или до того? И так далее.

По закону шампанским называют игристое вино, произведенное только в Шампани. Игристое, изготовленное по шампанской технологии в других регионах Франции, именуют креманом.

Помимо винограда (который, по отзывам виноделов, дает 95 % вкуса вина) и рук винодела (которые позволяют его не испортить), есть еще понятие «терруар», или, как его называют винные эксперты, «вкус земли». Суть в том, что через корни в виноград из почвы попадают разные микроэлементы. Чем старее лоза и глубже ее корневая система, тем больше питательных веществ получает растение. Именно поэтому вина из долин со старыми посадками особенно ценятся. Далее я буду упоминать эти регионы. Земля может дополнительно обогатить виноград ароматами извести, мела, кремния, асфальта и т. д. Знатоки вина называют это минеральностью.

Также на аромат и вкус напитка могут влиять растущие вблизи виноградников цветы и деревья, точнее их осевшие на кожице ягод микрочастицы. В некоторых винах они проявляются достаточно сильно. Например, аромат эвкалипта часто встречается в австралийском ширазе из Долины Баросса и в чилийском каберне совиньон.

В странах Европы (Франция, Италия, Испания) терруар — обязательный элемент вкуса и аромата вина, по нему узнают регионы и коммуны-производители с их составами почв (гравий, глина, мергель, известняк и т. д.). В регионах Нового Света этот фактор не имеет такого определяющего значения. Здесь на вкус вина в большей степени влияют климатические условия выращивания винограда: близость к морю, сила ветра, температура прибрежных течений, обилие туманов, степень солнечности долины или горная прохлада и др.

Но подчеркну еще раз, определяющие роли все-таки принадлежат сорту винограда (именно он задает основную характерную структуру и вкусоароматику, которые мы выбираем в первую очередь) и мастерству винодела.

Понятие «терруар» — это не только о «вкусе земли». Помимо состава почвы оно включает в себя сочетание многочисленных природных факторов, которые влияют на виноградную лозу и, следовательно, на характер вина (климат, температура, рельеф местности, экспозиция склона, количество осадков и солнечных дней, погодные катаклизмы и т. д.).

Глава 2. Надо ли равняться на ощущения других людей? Бег наперегонки вкуса и аромата

Почему вино — один из самых прекрасных напитков в мире? Потому что оно поднимает настроение, сближает людей, дарит удовольствие от игры вкуса и аромата.

Привлекательность винного аромата — это основа основ. Во вкусе и аромате могут угадываться различные фруктовые, ягодные и цветочные ноты, минеральность, пряности и другие составляющие. Налив вино в бокал, вы можете уловить от пяти до десяти ароматов, способных приобретать дополнительные оттенки, если напиток нагреть или на какое-то время оставить в бокале, и сохраняться даже после того, как вы сделали глоток. Это ли не чудо?!

Одной из первых книг про вино в моей библиотеке стала книга «Как перестать бухáть и начать дегустировать»[4]. Название как нельзя лучше отражает ключевую мысль автора; но оно также созвучно моей идее касательно того, в чем заключается суть познания этого напитка: умение наслаждаться вкусом и ароматом вина, улавливая их тончайшие оттенки, превращает обычное потребление в дегустацию.

Думаю, это вольный перевод с французского на русский. Не уверен, что во французском есть слово «бухать».

Классификация ароматов

Как пишет Марни Олд, в вине насчитывается более тысячи молекул, которые отвечают за ароматы (а всего наш нос способен различить около 10 000 ароматов) и образуются на разных стадиях производства[5]. Ароматы классифицируют в зависимости от того, в каком порядке они появляются в процессе изготовления вина:

1. Первичные содержатся в самом винограде;

2. Вторичные возникают в процессе алкогольной или яблочно-молочной ферментации или брожения;

3. Третичные — результат выдержки вина в бочке или бутылке.

Обратите внимание, что эта последовательность отражает очередность возникновения ароматов в вине, а не в бокале. Во втором случае она связана с летучестью и легкостью ароматических молекул: сначала самые легкие и летучие, потом более тяжелые.

Ароматические молекулы представляют из себя фенольные соединения (полифенолы, кислоты, спирты, ацетилы, сложные эфиры, глицерин, лактоны, аминокислоты, альдегиды, кетоны, сульфиты, минералы и др.). В большей или меньшей степени они схожи с фруктово-цветочными ароматами (то есть вызывают ароматическую ассоциацию или воспоминание), но по составу не соответствуют в точности молекулам самих фруктов или цветов.

Как работает наше обоняние

Достигнув рецепторов носовой полости, ароматическое соединение трансформируется в электрическое, передается в отдел мозга, отвечающий за распознавание ароматов, и вызывает определенный образ. Далее в процесс включаются глубинные отделы мозга: возникший образ достигает периферийной коры, записывается в память и сравнивается с уже существующими образами встречавшихся ранее ароматов. После сопоставления запахов и выявления сходства и различий, а также прохождения теста на удовольствие (приятен он или нет) аромат занимает свое место в хранилище образов. Нос улавливает ароматы на протяжении всей дегустации: до глотка, в процессе и после.

Тест на удовольствие от вкуса и аромата вина — ключевой момент дегустации, не случайно он занимает одно из центральных мест в винной науке. В процессе его прохождения в мозге вырабатывается дофамин — естественный мотиватор, который помогает запоминать и воспроизводить приятные ощущения, в том числе от еды и напитков. А вино создано дарить удовольствие, и эстетика его употребления сродни традициям высокой кулинарии.

Вспоминаю свои первые дегустации на курсах сомелье. Мы изучаем очередную страну на мировой карте виноделия, у всех слушателей в бокалах вино. Преподаватель, вращая основание бокала и тем самым виртуозно взбалтывая напиток (я до сих пор не могу освоить эту технику), объясняет, какие ароматы можно уловить. Каждый из нас под одобрительные возгласы остальных участников группы пытается вникнуть в аромат и озвучить свои ассоциации. «Это вино скорее шелковистое, чем бархатистое», «А это хрустящее с ароматом дыни, крыжовника и свежескошенной травы»… Мне же почти никакие ароматы не кажутся очевидными. «Может, у меня с обонянием что-то не так? — думаю я. — Ослабленное? Или сломанный в детстве нос требует вмешательства эскулапов?» Я сконфуженно молчу: мне не хочется афишировать, что я не чувствую того, о чем рассказывают другие дегустаторы. Для меня первое время вино было просто напитком со вкусом и ароматом вина. Возможно, кто-то и мог выделить в нем множество запахов, но для меня оно не имело четких аромаграниц.

Каудаль в переводе с французского — «хвост», в данном случае ароматный хвост от глотка вина.

Лишь позже, когда я услышал, что в каберне совиньон отчетливо улавливается аромат черной смородины или ежевики, я начал выделять эти ароматы из общей гаммы. Мне это напомнило первый опыт вождения автомобиля: сначала не замечаешь знаки и разметку и не чувствуешь габариты машины, но по мере развития навыка начинаешь обращать все больше внимания на мелочи.

Как научиться распознавать ароматы

Поделюсь лайфхаками, которые позволят вам быстрее преодолеть этот барьер и чувствовать себя увереннее на дегустациях.

1. Есть понятие «порог ароматичности», которое означает минимально необходимую для распознавания концентрацию определенных ароматических молекул. У каждого человека свои пороги восприятия каждого из ароматов. Если для кого-то не проблема уловить аромат зеленого перца, а вы его не чувствуете, возможно, у вас выше порог ароматичности именно на зеленый перец, но этот порог может оказаться ниже, например, на фиалку. Поэтому если кто-то улавливает тот или иной аромат, а вы нет, это не значит, что вы неспособный дегустатор, просто у вас свой порог ароматичности. Не стоит сравнивать свои ощущения с ощущениями других, они и не должны быть похожими. Лучше поспрашивайте, какие оттенки ароматов чувствуют эти люди, и поделитесь своими открытиями.

2. Ароматическая молекула вина не соответствует в точности ароматической молекуле продукта, который она напоминает. Например, нотки вишни или крыжовника в вине лишь похожи на аромат этих ягод, да и то не для всех. Вполне возможно, что для другого человека эта же молекула будет ассоциироваться с дикой сливой и свежескошенной травой.

3. Со временем аромат вина, налитого в бокал, меняется. Это связано с тем, что постепенно высвобождаются разные составляющие ароматических молекул, начиная с самых легких фракций. Кроме того, вино насыщается кислородом и нагревается в среднем на 1,5 ℃ за минуту, что также способствует дальнейшему испарению. Поэтому иногда, чтобы обогатить вино новыми ароматами, ему дают «подышать».

4. Чтобы почувствовать новые ароматы, можно слегка взболтнуть вино в бокале. Это увеличивает соприкасающуюся с кислородом поверхность напитка.

5. Умение улавливать и распознавать ароматы можно тренировать. Для этого достаточно покупать и нюхать свежие натуральные продукты, с которыми чаще всего ассоциируется аромат того или иного вина. Отличным помощником также может стать замечательное пособие «Нос вина» (Le Nez du Vin) потомственного французского винодела Жана Ленуара. Знаменитый «винный парфюмер» собрал коллекцию ароматов в виде эссенций для изучения и тренировки ароматических навыков.

6. Умение точно распознавать и описывать ароматические ноты, содержащиеся в вине, позволяет перейти от простого употребления этого напитка к его дегустации. Точно подобранные слова и образы способны раскрыть все тонкости аромата и собственные ощущения. Овладение специальным лексиконом — краеугольный камень познания вкуса вина во время дегустации. На эту тему поговорим чуть позже.

Стоит, однако, помнить о том, что, торопясь раскрыть следующие ароматы, можно не успеть насладиться предыдущими.

Многие ошибочно полагают, что взбалтывание только что налитого вина позволяет раскрыть все его ароматы. Но если это сделать сразу и чересчур интенсивно, то аромамолекулы, которые обычно раскрываются первыми, безвозвратно улетучатся.

Настроившись на волну получения неспешного удовольствия от вина в процессе дегустации, давайте перейдем к первому, на что следует обратить внимание, чтобы уловить все самые интересные ароматы, спрятанные в вине, — бокалам правильной формы. Так получилось, что мое познание этого напитка началось именно с дегустации бокалов, и только потом были винные школы, различные апгрейды в обучении и практика.

Итак, сначала — бокалы.

Глава 3. Вино из правильных бокалов вкуснее!

Раньше я мог пить вино из любых бокалов. Чаще всего приходилось держать в руках хрустальные времен СССР. Помните такие, расширяющиеся кверху конусом? Мне подарил их отец, когда хрусталь высоко ценился. Случалось использовать и граненые стаканы, и даже одноразовые пластиковые стаканчики. Но когда я попал на дегустацию винных бокалов в одном из залов ТЦ «Модный сезон» в самом сердце Москвы, мир для меня перевернулся.

В группе было человек двадцать. Больше всех мне запомнился скептического вида парень, пришедший вместе с девушкой. Они расположились за последней партой. В дегустации использовались четыре бокала: два — для белого вина (широкий для дубового шардоне и классический узкий) и два — для красного (для бордо и пино нуар). Этот набор дополнял пластиковый одноразовый стаканчик, называемый «джокером».

«Ой, да ладно… Бокал может влиять на восприятие ароматики, но точно не на вкус напитка», — доносилось с последней парты.

Вина были подобраны таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать силу их вкуса и аромата. Каждое наливали в четыре бокала и пластиковый стаканчик.

«Вы хотите сказать, что и в бокале вино по вкусу неравномерно распределено? Так ведь жидкость растекается во рту вне зависимости от формы бокала. Уверен, вам просто внушили эту идею», — ставил под сомнение экспертность ведущего парень с галерки.

В это сложно поверить, пока не убедишься сам, но вино из бокалов неподходящей формы было невкусным: то чересчур алкогольное, то слишком кислое, то невыносимо горькое, то с испорченной ароматикой (например, с привкусом моченых яблок вместо зеленого яблока и лайма) или вовсе без нее. Восхищало только вино из специально предназначенного для него бокала. Причем «джокер» проигрывал во всех случаях, став синонимом слова «невкусно».

«Слушайте, ну не смешите! Вы пьете вино губами. Тогда уж и губы надо складывать по-разному: уточкой или просто широко открыв рот — и от этого будет зависеть вкус и кофе, и йогурта, и вина… Какая разница, какой бокал, если вино одно и то же. Впервые сталкиваюсь с такими чудны́ми теориями!» — не унимался парень.

Однако вскоре «камчатка» притихла, и остался только фон из одобрительных возгласов участников группы. Я был полностью поглощен невероятными ароматами и восхищен открывшимся мне секретом.

С дегустации группа уходила немного опьяненная: то ли от вина, то ли от чудесного открытия, что, оказывается, любое вино может быть вкусным и ароматным, нужно лишь знать, как с ним обращаться.

«Это как?! Этого не может быть!» — последнее, что я слышал от скептика, когда уходил с друзьями из зала. А он решил задержаться.

Секрет аромата крылся в тюльпанообразной форме бокала, которая задерживает летучесть винных молекул с поверхности вина. А секрет вкуса был связан с тем, что на языке есть зоны с рецепторами, отвечающими за разные вкусы — горький, сладкий, кислый, соленый.

В момент глотка вино из бокала льется в рот в виде треугольника, который направляется на разные зоны языка. Узкий продолговатый треугольник подает напиток на середину и дальние зоны языка, минуя боковины, отвечающие за кислый вкус, и вино кажется менее кислотным. Широкий бокал позволяет жидкости растекаться по всей поверхности языка. Так для каждого вина создается своя комбинация ощущений от вкуса и аромата.

Позже, когда я принимал участие в винном проекте L'Apartament 83, организованном самой крупной и известной в России школой сомелье «Энотрия», я поинтересовался у преподавателя Юлии, что, с ее профессиональной точки зрения, дает больше ощущений от вина: вкус или запах. Оказалось, на долю аромата приходится 70–80 % и только 20–30 % — на долю вкуса. Похожую информацию я встречал и у британского винного эксперта мирового уровня Дженсис Робинсон, и у других авторов.

Как я уже говорил ранее, если зажать нос пальцами или прищепкой для ныряльщиков и попробовать глотнуть вино, то вкус потеряется. Такой же эффект будет и при заложенном носе. Таким образом, аромат — еще и неотъемлемый компонент вкусовых ощущений и послевкусия. Практически принцип Парето[6] в вине.

До какого уровня наполнять бокал?

Максимальное раскрытие аромата происходит при заполнении бокала не более чем на ⅓ или ¼, то есть до самой широкой его части перед сужением. Выше наливать не стоит. Свободная чаша бокала над поверхностью напитка позволяет накапливать аромат, а щедрое наполнение почти до краев, наоборот, лишает вино этой важнейшей составляющей.

Поэтому иногда в кафе или ресторане, когда официант либо по незнанию, либо стремясь побыстрее освободить бутылку, чтобы заказали новую, наливает в бокал больше, чем нужно, я его всегда останавливаю и показываю, до какого уровня нужно наполнять.

Обычная порция вина в бокале — либо 125 мл (или ⅙ бутылки), либо 150 мл (или ⅕ бутылки). Иногда уровень измеряют толщиной двух пальцев.

Существует множество компаний, выпускающих бокалы для вина. Самые известные — Riedel, Zalto, Chef of Sommelier, Spiegelau, Schott Zwiesel.

Типы бокалов для вина

ВСЕ БОКАЛЫ МОЖНО ПОДРАЗДЕЛИТЬ НА НЕСКОЛЬКО КАТЕГОРИЙ.

1 Perlage (франц.) — перляж, игра пузырьков в бокале игристого вина.

Бывают еще и широкие коньячные бокалы, но зашкаливающая в них спиртуозность не дает насладиться ароматами винограда в напитке. Они подходят для коньяков попроще.

Как подбирают форму бокалов в компаниях по их производству?

Экспериментальным путем. Приглашают винных экспертов и профессиональных дегустаторов пробовать вино из бокалов разных форм, пока не добиваются по какой-то одной из них наивысшей оценки.

Поразительно, но необходимость подавать вино в правильном бокале игнорируется даже в такой передовой винной стране, как Франция, даже в таком специализированном регионе, как Бургундия, и даже в мишленовском ресторане.

Как-то раз в Бургундии мы с друзьями-рестораторами ужинали в мишленовском ресторане. Мы заказали совиньон блан, но когда его принесли, нам показалось, что в бокалы налит грубоватый или даже испорченный напиток: алкоголь выпячивался, ароматику свежей фруктовости перебивал оттенок моченых яблок. Повисла тяжелая пауза. Как такое возможно?! В мишленовском ресторане, в одной из винных столиц мира вино было… отвратительным! Что делать: рискнуть заказать другую бутылку или уйти из заведения?

В попытке спасти ужин я попросил поменять изначально поданные нам бокалы в виде кубка на классические для белого вина. Мне никогда не приходилось оказываться в такой ситуации, поэтому решение не казалось мне абсолютно верным. Официантка, чувствуя в воздухе напряжение, выглядела смущенной. Она сказала, что обычно они подают вино именно в этих бокалах. Тогда я прошел в бар, окинул взглядом бокалы в мойке и, выбрав подходящий, спросил, найдется ли четыре таких. Бармен, наблюдая за этой сценой, смотрел на нас с явным неодобрением. Мне было неудобно указывать, что делать, в стране высокой винной культуры, но я чувствовал свою правоту, ведь я пришел сюда именно для того, чтобы насладиться вкусом еды и вина.

«Вином для королей» рислинг называют потому, что в Средние века этот благородный сорт поставляли в европейские королевские дома, а «королем вина» — за уникальное сочетание повышенной кислотности и сладости (а кислота и сахар — лучшие консерванты). Они единственные среди белых вин могут храниться до 50 лет, в то время как другие хорошие сорта — только 10–20 лет.

После замены бокалов было ощущение, что мы выиграли в лотерею — преображение было налицо: вино вдруг стало вкусным! Мои друзья были потрясены до глубины души. Алексей, владелец ресторана, винную карту для которого составляла сама Влада Лесниченко, сомелье и составитель винных карт для лучших ресторанов Москвы, написал ей сообщение и поделился этой историей. Влада не замедлила ответить, что правильный бокал — это основа, а все остальное вторично, и что Алексей приобрел очень важное знание о вине.

Для меня наличие правильных бокалов в ресторане или в кафе — гарантия того, что ужин с вином пройдет отлично. Если же таких нет, то ни обилие изысканных блюд, ни богатая винная карта не спасут ситуацию. Я много раз убеждался в этом на собственном опыте. Поэтому, прежде чем садиться за столик и делать заказ, я смотрю, какие бокалы стоят в баре или на столиках других посетителей.

Мое потрясение от дегустации бокалов было настолько сильным, что мне захотелось поделиться этим открытием со всеми друзьями. Теперь я хожу в гости со своими комплектами бокалов под белое и под красное. На импровизированных дружеских дегустациях я использую тот самый прием, который перевернул мой собственный мир. Я предлагаю всем пробовать вино из нескольких бокалов, в том числе из тех, что есть в доме (у большинства это один комплект для белого и для красного). И каждый раз я слышу: «Как такое может быть?!» Ни у кого в голове не укладывается, что вино из правильного бокала может иметь гораздо лучший вкус.

Как держать бокал

В среде профессионалов, будь то виноторговцы, сомелье или компании по производству бокалов для вина, говорят: «Девушку и вино надо держать за талию». Во-первых, так вино не нагревается от руки, что особенно важно для белых вин — их пьют более холодными, чем красные. Во-вторых, если держать бокал за ножку, на его чаше не остаются отпечатки пальцев, которые выглядят не очень эстетично. Согласитесь, в вине все должно быть прекрасно: и цвет, и вкус, и аромат, и форма бокала, и внешний вид!

Как-то за обедом я проводил для одного из моих клиентов дегустацию рислинга. Клиент, памятуя о болгарском рислинге времен СССР, до того дня даже не смотрел в сторону этого сорта. Но после дегустации он стал покупать только его. По его словам, он даже подумать не мог, что рислинг, или, как его еще называют, «вино для королей и король вина», может быть настолько обворожительным.

А когда мы дегустировали кьянти классико, он буквально повторил мои слова: «Сколько раз пил вино на автомате, но ни разу не задумывался, что в этом напитке может присутствовать, например, вкус вишни или красной сливы, который можно уловить только с помощью правильных бокалов».

Сколько разновидностей бокалов для вина нужно иметь дома?

Кто-то интересуется этим из любопытства, кто-то — с практической точки зрения, ведь для хранения нескольких комплектов требуется место. Можно ограничиться одним видом, например универсальными бокалами швейцарской компании Gabriel Glass. Он подходит и для красного, и для белого вина (хотя белое из него чуть вкуснее). Похожие экземпляры можно встретить даже в ИКЕА или HOFF, по форме они чуть крупнее классического бокала для белого и чуть меньше бокала для красного бордо.

Если у вас есть желание стать обладателем двух видов, возьмите бокалы для белого вина (они подходят и для игристого), а также для красного вина бордоского стиля.

Если задумываетесь о трех разновидностях, то к указанным выше я бы добавил еще бокалы для шампанского.

При возможности купить и расставить четыре-пять видов бокалов можно добавить еще два набора для красных вин стилей пино нуар и сира.

Далее, если место позволяет, я бы порекомендовал приобрести бокалы для белого бургундского (бочкового шардоне) — очень дорогого вина (если не самого дорогого).

Ну и наконец, вишенкой на торте мог бы стать набор бокалов для портвейна, хереса или десертного вина.

Присутствие в вине вкусов и ароматов вишни, сливы, манго, лайма, томатов, болгарского перца, скошенной травы, минералов и т. п. не означает, что их добавили в напиток. Вино делается только из винограда! Сближает ароматы схожая структура молекул (фенольных соединений).

И все-таки меня удивляет, почему так мало людей знают о правильных бокалах.

Советы по выбору бокала

Если у вас неправильный бокал, то прочие знания о вине вам не помогут — будет не так вкусно.

Если нет ни одного подходящего бокала, можно взять любой с сужающейся чашей (например, для коньяка). Это позволит хоть частично уловить букет ароматов. Правило работает и в случае употребления красного вина из бокалов для белого.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Владимир Щекин

Жанры и теги: Научпоп: прочее

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Винология: Записки профессионального гурмана о лучшем из напитков и культуре его потребления» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Брадфор М.-Д. Как перестать бухать и начать дегустировать. Краткий курс энтологии. — М.: ХлебСоль, 2019.

5

Олд М. Вино. Стиль жизни. Навигация в море вина. — М.: Росмэн, 2019.

6

Принцип Парето гласит, что 20 % усилий дают 80 % результата, а оставшиеся 80 % усилий дают 20 % результата. На этом утверждении основывается повышение эффективности компании или человека в любой области жизни.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я