Книга «Как убедить пациента за 7 минут» включает десятилетний опыт работы автора с врачами разных специализаций: психиатрами, неврологами, стоматологами, гастроэнтерологами, дерматовенерологами, косметологами… Профессия врача, как и любая другая работа с людьми, имеет свои сложности. Вы узнаете, как завоевать доверие пациентов, убедить их выполнять назначения и следовать рекомендациям. Сможете найти контакт с родственниками пациентов. Начнете тратить рабочее время на лечение, а не на сглаживание конфликтных ситуаций и предотвратите профессиональное выгорание. Владимир Якуба – известный бизнес-тренер, дважды признанный лучшим в профессии. Его книги неоднократно входили в топ лучших деловых книг года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как убедить пациента за 7 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Убеждение телом
Во время приема пациент так же внимательно наблюдает за вами, как и вы за ним. Пока вы собираете анамнез, он следит за вашей речью, взглядом, тем, как вы двигаетесь и даже как вы одеты.
Поэтому так важно уделить внимание невербальным сигналам, которые вы транслируете собеседнику: на них уходит львиная доля информации, считываемой пациентом.
В этой главе мы подробно рассмотрим, как сделать вашу речь убедительнее и тем расположить пациента к себе.
Позы
Если вы не уверены, говорит ли человек,
сидящий за столом, правду,
загляните под стол.
Отличие взаимной «диагностики» врача и больного в том, что врач в течение дня увидит нескольких пациентов, тогда как пациент, скорее всего, придет только на один прием. Поэтому пациент так внимательно «читает» врача: для него он сегодня — номер один.
Наша манера сидеть за столом также влияет на убедительность слов. Вы обращали внимание, как ведут себя политики за столом переговоров?
Как говорил Матвей Яковлевич Мудров, один из основателей русской терапевтической школы, исследуя больного, помни, что в это же время больной исследует тебя.
Контролируйте осанку. Сутулые плечи, вытянутая вперед шея — безмолвные признаки неуверенности. Сутулость вызывает чувство жалости, тогда как ровная спина — интерес и даже уважение. Чем дальше под стул прячутся ноги, тем больше вы сутулитесь, и, наоборот, чем дальше они вытянуты вперед, тем более расслаблена ваша спина.
При этом ноги инстинктивно прячутся под стул, если вы чувствуете себя неуверенно. Когда вы ставите ноги на носочки, то демонстрируете чувство дискомфорта и желание сбежать.
Скрещенные щиколотки показывают несогласие и сдерживание негативных эмоций.
Переплетенные ноги, так называемая женская поза, придают собеседнику неприступный вид.
Постукивание или покачивание ногой говорит о желании прекратить диалог, показывает скуку.
Принято считать, что на краю стула сидят неуверенные и скромные люди, но так делают и те, кто пришел ненадолго, хочет быстро обсудить все вопросы.
Быстрая смена положения ног указывает на эмоциональный дискомфорт.
Человек, демонстрирующий свое превосходство, покачивается корпусом вперед-назад.
Если собеседник правша и выставил вперед правую ногу, он заинтересован, если левую ногу, значит, хочет поскорее уйти. У левшей все наоборот.
Если во время разговора вы стоите, сигналами о желании прекратить общение являются переминание с ноги на ногу, движение к выходу или поза, когда собеседник расслабленно облокотился на стену. Поверьте, в эту минуту, даже если больной соглашается с вами на словах, мыслями он давно за пределами клиники.
Жесты
Думаешь, на языке жестов
нельзя кричать?
Жесты — бессознательный язык, включающий движения рук, ног, даже манеру сидеть на стуле. Доказано, что человеческое внимание держится всего шесть — восемь секунд, поэтому невербальные средства помогают максимально полно доносить смысл слов в рамках ограниченного по времени приема.
Более того, если вы не жестикулируете, собеседнику становится скучно и он не понимает, что вы говорите. Замечали, как, наблюдая за публичными выступлениями, вы автоматически киваете головой, но мыслями при этом находитесь где-то за рамками аудитории? Так же реагирует и пациент у вас в кабинете.
Жесты помогают:
• расставить смысловые акценты, выделить ключевые детали;
• сделать непонятное простым, ускорить понимание;
• структурировать новую информацию.
90 процентов людей используют четыре-пять образных жестов, а ведь их намного больше.
Дэвид Левис, исследователь невербального общения, группирует жесты по пяти видам предназначения:
• жесты-иллюстраторы (указание направления рукой);
• жесты-регуляторы (рукопожатие, по интенсивности которого читается эмоция: вялое и быстрое означает безразличие, долгое и вялое — волнение, долгое с улыбкой — дружелюбное);
• жесты-эмблемы (американский символ «ОК», «Победа»);
• жесты-адаптеры (потирание мочки уха, одежды);
• жесты-аффекторы (прямо выражают эмоции).
Пол Экман, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско и консультант нашумевшего сериала «Обмани меня» (Lie to me), выделяет два основных типа невербальных сообщений:
• иллюстраторы,
• манипуляторы.
Первые помогают лучше понять слова, а манипуляторы транслируют волнение говорящего. Замечали, как в беседе человек начинает теребить ухо, поправлять сережки, часы? Это сигналы того, что ему некомфортно и он пытается воздействовать на чувствительные места, чтобы быстрее успокоиться. Причина волнения может быть какой угодно, она зависит от ситуации, но в любом случае надо помнить о необходимости внимательно следить за руками во время разговора.
Есть несколько правил в трактовке жестов.
1. Жесты должны быть живыми, настоящими и жесткими, четкими. Представьте, что собеседник говорит вам серьезные вещи и при этом плавно водит руками. Вы отвлекаетесь на жесты и не понимаете, что вам транслирует человек. Жесты же должны фиксировать слова.
2. Не делайте выводов только по одному жесту, воспринимайте их комплексно, чтобы не допустить ошибки. К примеру, когда кто-то щурится, это можно перевести как высокомерие и презрение к собеседнику, однако человек, может, прикрывает глаза от слепящего солнца или просто страдает плохим зрением. Кстати, неудобная тесная одежда тоже мешает собеседнику расслабиться.
3. Если жесты противоречат сказанному, к примеру, человек говорит добрые слова, но его тело транслирует агрессию, прислушайтесь к невербальным сигналам.
4. Следите за амплитудой жестов: она должна быть умеренной. Неуместно в кабинете размахивать руками: идеальным считается движение в радиусе 40 см, если вы беседуете с несколькими людьми, и чуть уже, если вы общаетесь тет-а-тет. Не пугайте собеседника активной жестикуляцией.
5. Трактуя жесты, учитывайте состояние здоровья вашего собеседника.
К примеру, сжатый кулак — это понятный без перевода символ агрессии, защиты, угрозы. А на языке глухонемых это знак боли: так пациенты показывают врачу, что их беспокоит, поднося сжатый кулак к больному месту, голове, животу и т. д. Об этом мне рассказал участник моего тренинга в Воронеже, практикующий врач, который специализируется на работе с глухонемыми пациентами. Это особая категория людей, обладающая собственным языком жестов, и они часто приходят на прием с переводчиками.
Здесь же мы разберем примеры более распространенных жестов, которые требуют вашего внимания, потому что свидетельствуют о напряжении, возникшем в разговоре.
Жесты защиты и обороны
1. Скрещенные руки, сжатые кулаки, сплетенные пальцы — жесты концентрации и скрытого противоречия, желания соблюдать дистанцию.
2. Если собеседник резко запрокидывает голову назад или быстро прячет руки в карманы, это говорит о напряженности диалога, решительном и враждебном настрое говорящего. Острые угловатые движения отталкивают и настораживают.
Жесты подозрения и недоверия
1. Часть лица, рот прикрыты рукой — меньше всего собеседник хочет признаться, что он на самом деле думает о ваших словах.
2. Ладонь у лица, при этом указательный палец направлен вверх, а остальные под подбородком — пациент явно критично воспринял ваши слова.
3. Потягивание мочки уха, приглаживание волос могут говорить о желании скрыть правду, а то и соврать.
Жесты сомнения и неуверенности
1. Неспокойное поведение: постоянное покашливание, ерзание в кресле…
2. Потирание указательным пальцем носа, глаз, за ухом. Прикосновение к себе — знак того, что человек нервничает и хочет успокоиться, взять ситуацию под контроль.
3. Постукивание пальцами.
4. Собеседник поправляет манжеты, часы, ремень, одежду.
5. Когда нервничает ребенок, он может начать грызть ногти, когда взрослый — карандаши.
6. Неуверенный человек прижимает локти к телу и чаще жестикулирует ниже пояса.
Жесты равнодушия, безразличия и скуки
1. Яркий пример — так называемая «телефонная поза», когда собеседник подпирает голову кулаком. В этот момент он думает о своих делах, не прислушивается к вам.
2. Щелканье колпачком авторучки.
3. Неосознанное рисование на бумаге.
Жесты превосходства
1. Свое доминирующее, властное положение собеседник подчеркивает, когда складывает руки за спиной, кистью одной руки обхватывает вторую, подбородок при этом у него приподнят.
2. Кисти рук образуют «пирамидку»: пальцы соприкасаются, а ладони врозь.
3. Руки в карманах, а большие пальцы снаружи — перед вами уверенный, а может, и агрессивно настроенный человек.
А теперь разберем примеры правильных жестов, которые стоит использовать, чтобы расположить к себе.
Открытые жесты
Открытые жесты — это свидетельство психологической готовности к взаимодействию, желания общения и продуктивных контактов. В этот момент все ваше тело полностью ориентировано в сторону собеседника: корпус, ладони и даже стопы. Вы не скрещиваете ни руки, ни ноги.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как убедить пациента за 7 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других