1. книги
  2. Религии / верования / культы
  3. Влад Юм

Дзогчен

Влад Юм
Обложка книги

Дзогчен (что переводится как «Великое завершение» или «Великое совершенствование») представляет собой одно из наиболее глубоких и сложных традиционных учений в индо-тибетском буддизме и бон-по. Эта практика фокусируется на открытии и сохранении высшей основы существования, что является ключевым аспектом как для буддизма, так и для бон. Дзогчен также известен как атийога, что переводится как «высшая йога», подчеркивая его статус среди других духовных практик.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дзогчен» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Отдельного движения

Идея о том, что Дзогчен представляет собой самостоятельное направление в буддизме, была выдвинута исследователем Самтеном Кармаем в его работе «Великое совершенство». Он предложил рассматривать Дзогчен как «новую философию», основанную на концепциях «первобытной спонтанности» (ye nas lhun gyis grub pa) и «первобытной чистоты» (kadag), которые начали формироваться в IX — X веках. Эти идеи стали основой для понимания Дзогчена как уникальной системы, отличной от других буддийских практик. Самтен Кармай подчеркивает, что чань-буддизм, возникший в Китае, оказал заметное влияние на раннюю литературу Дзогчен. Он отмечает, что хотя Дзогчен был тесно связан с тантрическими практиками и доктринами махаяны, он стремился к независимости от них. Это подчеркивает уникальность Дзогчен как учения, которое развивалось в контексте взаимодействия различных буддийских традиций, но при этом сохраняло свою самобытность. Американский тибетолог Дэвид Джермано также поддерживает аналогичную точку зрения относительно раннего развития Дзогчена. Он акцентирует внимание на различиях между ранним Дзогченом и практикой тантрической йоги. Джермано утверждает, что ранний Дзогчен определил себя как риторическое отрицание тех нормативных категорий, которые составляют как тантрический, так и нетантрический индийский буддизм. Это положение дел, известное как движение «Серия разума» (sems sde), возникло в первую очередь из буддийской тантры, представленной тантрами махаяны, но также находилось под воздействием других источников, включая китайский чань и местные элементы, которые могли быть неизвестны. Джермано указывает на то, что ранняя литература Дзогчен характеризуется постоянными риторическими отрицаниями обоснованности и критической значимости основной тантрической практики. Например, в «девятой главе «Кун бид рьял по» содержится отрицание нормативных тантрических принципов, которое представлено в контексте «десяти аспектов просветляющего ума» («ранг бжин бку»). Это свидетельствует о том, что ранний Дзогчен стремился к переосмыслению и критике существующих буддийских практик. Джермано называет ранние традиции Дзогчен «первозданным Великим Совершенством», подчеркивая, что они характеризуются отсутствием подробных описаний, свойственных другим направлениям буддизма. Это отсутствие детализированных инструкций может быть связано с тем, что Дзогчен акцентирует внимание на непосредственном опыте и интуитивном понимании реальности, что делает его подход уникальным и отличным от других систем. Кроме того, следует отметить, что Дзогчен, как учение, акцентирует внимание на важности непосредственного переживания состояния просветления, которое доступно каждому, независимо от уровня подготовки или практики. Это делает Дзогчен особенно привлекательным для многих практикующих, которые ищут более прямой и непосредственный путь к пониманию своей природы и природы реальности. С течением времени Дзогчен стал развиваться и эволюционировать, впитывая в себя различные элементы других буддийских традиций, а также местных верований и практик. Это привело к возникновению множества школ и направлений в рамках Дзогчена, каждая из которых привнесла свои особенности и акценты в учение. В этом контексте Дзогчен можно рассматривать как динамичное и развивающееся учение, которое продолжает привлекать внимание исследователей и практиков по всему миру. Дзогчен, как философская и практическая система, представляет собой уникальное явление в буддизме, которое сочетает в себе элементы различных традиций, но при этом сохраняет свою самобытность и независимость. Его акцент на непосредственном опыте, спонтанности и чистоте делает его особенно актуальным в современном мире, где многие ищут более прямые и эффективные пути к самопознанию и просветлению.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Влад Юм

Жанры и теги: Религии / верования / культы

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дзогчен» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я