Перед вами собрание мыслей и наблюдений, объединённых общей темой – христианское воспитание детей. Все высказывания распределены по тематическим разделам, затрагивающим самые разные вопросы – общие принципы и приоритеты воспитания, роль наказания и похвалы, приобщение детей к церковной жизни, особенности воспитания детей разного возраста, мальчиков и девочек и т. д. В наше время, изобилующее разными педагогическими школами и направлениями, родителям особенно важно помнить, что их главная задача – воспитать новых христиан. И ответ за то, как они справятся с этим делом, им держать перед Богом. Сборник представляет широкую палитру мнений по разным предметам, почерпнутых из Священного Писания, творений отцов Церкви разных времён (начиная с первых веков христианства и заканчивая XX столетием), из книг и бесед современных пастырей Православной Церкви. Книга обращена к самому широкому кругу читателей и в первую очередь – к родителям. Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви (ИС Р19-910-0372).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание детей. Православный взгляд. Советы современных пастырей и святых отцов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. О воспитании и его целях
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
Книга притчей Соломоновых 22: 6
Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение.
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 22: 3
Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо, не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно.
Святитель Василий Великий
Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он — своего, а тот — своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперёд, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.
Святитель Иоанн Златоуст
Главное, чтобы ребёнок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого всё доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.
Преподобный Амвросий Оптинский
Не велика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным. Есть много таких родившихся, которым бы лучше не родиться, — таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был и царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом — воспитать ребёнка и сделать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым верующим христианином.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадёжному человеку, и погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного мы отыскиваем самого искусного, а на то, что для нас всего дороже, именно — чтобы поручить сына человеку, который мог бы сохранить его в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то что это сокровище ценнее всех прочих… Об имуществе для них мы заботимся, а о них самих — нет.
Видишь ли, какое безумие? Прежде образуй душу сына твоего, а имущество он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег, и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым.
‹…› Для детей, не получивших правильного воспитания, бедность лучше богатства, потому что первая, даже помимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем, последнее, хотя бы даже кто и желал того, не позволяет вести жизни целомудренной.
Святитель Иоанн Златоуст
Не заботься, чтобы сын твой здесь прожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой. Давай ему великое, а не малое. ‹…› Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрствовать. ‹…› Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова — вот что доставляет Царство, дарует действительные блага.
‹…› И если тебе угодно, знай, что он с таким образованием и в свете будет самым приятным человеком. Все станут уважать его за такие речи, когда увидят, что он не вспыльчив и не домогается власти; впрочем, он получит власть и не домогаясь её… Ведь такому нельзя укрыться: здоровый среди множества здоровых может остаться незамеченным, но если между множеством больных найдётся один здоровый, то слух о нём скоро достигнет ушей царских и ему будет поручено начальство над многими народами.
Святитель Иоанн Златоуст
Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения. Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить своё дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви всё делает природа, без подвига и почти без ведома человека, где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных[1] примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть ещё высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда её возвышает соединённое с ней самоотвержение и самопожертвование. Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви.
Святитель Филарет (Дроздов)
Не будьте никогда равнодушны к радостям и горю дитяти. Не говорите никогда, что дети — тяжесть и мука для вас; не показывайте никогда, что какая-либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика или тяжела. Доставляйте им всё, что должны доставлять, охотно и с радостью. Если родители с упрёком и ропотом бросают дитяти своему кусок хлеба, как в дитяти может держаться любовь к ним?
Епископ Ириней (Орда)
Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?.. Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.
Святитель Феофан Затворник
Начинать воспитывать надо с пелёнок, ибо с младенчества дети легко усваивают всякое учение. Их душа мягка как воск, на ней отпечатывается всё, что захотите: и ваш дурной пример, и благочестивые слова, и всё самое светлое и чистое. Вы забываете удивительно простые слова святого Тихона Задонского о душе ребёнка: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Так, если в душу малого ребёнка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если же будете вливать аромат Христова благоухания, то ваши дети всегда будут благоухать перед людьми, будут радостью и утешением для вас.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живёшь.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведёт себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни. Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью.
Преподобный Паисий Святогорец
Некоторые родители, ходящие в церковь, стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует спасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей… Их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем то, что их дети могут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость. ‹…› Если родители закручивают своим детям гайки, будучи понуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает и ребёнок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости.
Преподобный Паисий Святогорец
Слово образование происходит от слова образ. Некогда задачей образования было образовать в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу, видеть отблески образа Божия в Его чудесах, творениях, в Его законе любви. Человек образованный считался носителем определённых нравственных и этических принципов. Образование имело самодовлеющую ценность независимо от того, что оно приносило человеку материально. ‹…› В христианских семьях надо помнить о первоначальном смысле слова образование. Это, конечно, не исключает приобретения специальных трудовых, теоретических и практических знаний, необходимых для жизни. Мало того, эти знания и навыки должны служить развитию представлений о Боге и Его мире, о Его славе и чудесах, способствовать приобщению ребёнка, подростка и взрослого человека к красоте Божиего мира, к радости созидания и творения добра, должны быть средством служения людям. ‹…› Эти знания и навыки должны усиливать возможности человека творить добро, а не увеличивать зло в мире.
‹…› Современная средняя и высшая школа не в состоянии создать гармонии между двумя образованиями (светским специализированным и общим христианским. — Прим. ред.)… Она может быть заложена только семейным воспитанием.
Протоиерей Глеб Каледа
Поскольку человек есть трёхчастное существо, то его образование должно касаться тела, души и духа. ‹…› Бездуховность, безрелигиозность — унавоженная почва для произрастания безнравственности во всех её проявлениях.
Протоиерей Глеб Каледа
Один преподаватель говорил: «Чему я могу научить детей? Я же хуже их, они лучше меня». Он говорил это совершенно искренне и отказывался при этом принимать какие-то волевые решения, применять к детям наказание. Конечно, речь идёт не о таком смирении, а об осознании того, что если нам не поможет Бог, если мы не будем обращены к Нему, то решить проблемы, которые встают перед нами, мы не сможем. И всякий учитель должен быть учителем по образу Христа, всякий отец должен быть отцом по образу Отца Небесного, и всякий наставник должен брать образ Христа для себя как идеал, которому он должен следовать в своей педагогической деятельности.
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Главная задача родителей не в том, чтобы дать ребёнку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нём образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.
Протоиерей Павел Гумеров
Хорошее с нравственными идеями секулярное воспитание готовит детей к до́лжному бытию в этом мире, к их до́лжным отношениям с родителями, с окружающими, с государством, с обществом, но не к вечности. А для христианина главное — прожить земную жизнь так, чтобы не лишиться блаженной вечности, чтобы там быть с Богом и с теми, кто в Боге. Отсюда возникают различные посылы и целевые установки. Отсюда возникает различность оценок и желательность тех или иных социальных статусов и материальных приобретений. Ведь то, что хорошо для христианина, всегда для мира было и будет юродством и безумием. Так что в иных случаях родители-христиане стараются уберечь своих детей от излишней образованности, если она связана с непременным вращением в греховной среде, от слишком высокого социального статуса, если он связан с компромиссами для совести. И от многого другого, что для светского общества непонятно и неприемлемо. И вот это взирание на Небо, это памятование о бесконечности Небесного — главный посыл христианского воспитания и главная его особенность.
Протоиерей Максим Козлов
В процессе воспитания участвуют все члены семьи, включая собаку и кота. Для всех воспитание детей должно быть главным делом жизни, остальное второстепенно.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Педагогика — это понижение очень высокой планки, чтобы детям было куда расти. Это выставление параметров, к которым должен тянуться ребёнок. Мы можем в каких-то случаях пойти навстречу, понизить планку, но она всё равно останется высокой.
Протоиерей Алексий Уминский
С детьми нужна деликатность: ничего не надо навязывать, делать против. Чтобы их воля не надламывалась. Потому что один раз сломав волю ребёнка в духовной жизни, мы можем ему навредить. Это может на многие годы отбросить его от храма и от веры.
Игумен Киприан (Ященко)
Мы живём в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку. Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребёнок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо», не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу.
Протоиерей Павел Гумеров
Нельзя быть человеком. Человеком сначала нужно стать ‹…› Были учёные-филологи, которые пытались сделать такой фокус: изолировать новорождённого ребёнка от языковой среды, чтобы он несколько лет не слышал никакой человеческой речи. Потому что они прекрасно понимали, что если ты будешь жить в англоязычной среде, — ты будешь разговаривать по-английски. Будешь слышать «хинди», или «урду», или арабский язык, — будешь говорить на этом языке. ‹…› И вот они думали изолировать человека от любой языковой среды. С какой целью? С целью узнать, на каком же языке заговорит человек, который никогда не слышал человеческой речи. ‹…› Они надеялись, что таким образом мы услышим речь Адама и Евы. А в результате получилось, что ребёнок, не слышавший несколько лет никакого человеческого языка, ни на каком языке не разговаривает. ‹…› Мало того, если он до двух-трёх лет не слышал человеческой речи, — он уже больше никогда ничего не скажет, сколько ты возле него ни говори! Речевые навыки будут навсегда утрачены, и уже не разработается речевой аппарат, не свяжется работа мозга с работой языка и так далее. Всё! Конец! Это уже «не человек».
‹…› За какой-то гранью человек уже необучаем. И есть люди, которых уже никогда не научишь чему-то. Даже чему-то элементарному: например, здороваться, или вставать перед старшим, или что-то подобное делать.
‹…› Воспитание или педагогика имеют перед собой такую задачу: помочь человеку стать человеком. ‹…› Любое движение вперёд, любое осмысленное действие предполагает некую конечную цель — идеал. Нам нужно иметь некий идеал человека и помогать себе самому и другим двигаться к нему.
Идеалом человечества является Господь Иисус Христос.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Самое большое творчество — воспитывать детей, оно требует всего образования, всех духовных приобретений, всего ума, всех прочитанных книг, всё должно обязательно пойти в эту печь, тогда будет хороший пирог. ‹…› Идеально, конечно, когда папа не только в курсе домашних дел, но и руководит процессом.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Есть радости лёгкие и радости трудные. Рожать и воспитывать детей — трудная, но самая главная радость для женщины, заповеданная Богом. И мы знаем, что, если женщина родит, Бог ей будет помогать.
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание детей. Православный взгляд. Советы современных пастырей и святых отцов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других