В третьем сборнике «Высоким слогом о тебе, мой Крым» собраны произведения поэтов, очарованных Крымом. Глубокая и высокая синь-синева, две удивительных стихии экзотически прекрасного Крыма, отражены во вдохновенных строках. Богатая история края навеяла творческим людям замечательные сонеты и венки сонетов. Авторы глубоко благодарны Главе Администрации города Щёлкино Загребельскому Владимиру Владимировичу за постоянную поддержку в издании произведений, рассказывающих о жизни и подвигах фронтовиков, ветеранов Великой Отечественной войны, за неоднократный выход книг по проекту «Высоким слогом о тебе, мой Крым» (2019, 2020 г.г.), которые освещают красоту и историю Крыма. Также большое спасибо за помощь по выпуску очередной книги «Высоким слогом о тебе, мой Крым. 2021» депутату Щёлкинского городского совета Виталию Николаевичу Костенко.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Высоким слогом о тебе, мой Крым 2021» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Киммерийский (крымский) сонет. Крымский венок сонетов
Названа тема бесед, споров, исследовательских трудов, статей и непосредственно сонетов, Венков сонетов. Встречи поэтов, слушателей «Школы сонета» прослеживают историю развития высокого канонического жанра высокой поэзии, поэзии строгой формы, где происходили и происходят изменения. К итальянской, французской модели, добавилась, испанская, португальская, английская, александрийский стих. Появились термины: Шекспировский сонет, Онегинская строфа. А затем разнообразие расширяется головатыми и безголовыми сонетами, опрокинутыми и половинными, хвостатыми, сплошными, хромыми…
Неизменными остаются правила: в русском сонете каноничен пятистопный или шестистопный ямб, определённое содержание и строгая внутренняя композиция, синтаксическая законченность каждой строфы, интонационное различие катренов и терцетов, точность рифм и чередование мужских рифм и женских. Отсутствие повтора слов. В сонетах это обязательно.
Сонетная тема значительно расширила свое присутствие в Интернет-среде. Беседа о развитии сонета привлекла внимание русскоязычных поэтов всего мира.
Первый симпозиум, проведённый в виртуальном пространстве 18 октября 2020 года на платформе «ZOOM», собрал немало участников и слушателей. Выяснилось, что тема развития сонетов интересует поэтов всего мира: в обсуждении вопроса приняли участие русскоязычные поэты России, Крыма, Белоруссии, Словении, Израиля, Канады. Звучали замечательные имена Петрарки, Алигьери, Ронсара, Шекспира, Мицкевича, Бехера, Пушкина. Ведущий конференцией, руководитель «Школы сонета» Олег Иванович Федотов, охарактеризовав творчество каждого участника симпозиума, дал возможность выступить со своими произведениями, высказать своё мнение. Прозвучало мнение, что сонеты могут быть написаны, и есть уже написанные, не только пятистопным ямбом. Леонид Фокин показал, насколько разнообразнее станет звучание сонета, когда терцеты расположены между катренами, когда изменяются рифмующиеся строки.
Побывав в Крыму, окунувшись в «киммерийскую» атмосферу Волошинского дома, в поэтическое и изобразительное творчество Максимилиана Волошина, невозможно не влюбиться в крымскую поэтическую историю. Свою влюблённость в литературную историю сонетного Крыма, и не только, выразил Леонид Фокин, предложив сонеты, с изменённым расположением строф, количеством стоп назвать киммерийскими. Экзотическое звучание названия понравилось почти всем участникам конференции. А в сентябре 2020 года Леонид Фокин выступил перед поэтами в Городской библиотеке города Щёлкино, подробно рассказал об особенностях киммерийского (крымского) сонета.
Наверное, в активном употреблении название сонета останется «киммерийский». По-моему же, Киммерия далёкая история, красивая экзотика и в названии уже звучало слово «киммерийский». Но изменения в сонетах происходят в современном Крыму, в Крыму обновлённом, возрождённом Крымской весной. Такой Крым достоин дать название Венку сонетов, приближённому к темпу жизни, её изменчивости, подвижности эмоций.
Думаю, термины «киммерийский» и «крымский» можно уточнить и разделить их. Конкретизирую своё мнение.
Для коллективного Венка сонетов в качестве Магистрала Леонид Фокин дал сонет Волошина «Как в раковине малой — Океана». В сонете, как и необходимо, использованы мужские и женские рифмы, соблюдены требования классического сонета. Когда мы разбрасываем строки для Венка, строим «каркас» Венка сонетов, то не каждый катрен будет начинаться строкой, заканчивающейся мужской рифмой. То есть ВСЕМ требованиям написания сонета будет соответствовать только Магистрал, в самих сонетах будут отступления. Киммерийский венок сонетов.
Для Венка сонетов «России сердце — мой любимый Крым» мной был предложен Магистрал, в котором каждая строка заканчивается мужской рифмой. Значит, при составлении «каркаса» Венка, все катрены четырнадцати сонетов начнутся строкой с мужской рифмой. Но далее в строфах обязательно использовать женские рифмы. Методический вывод: весь венок сонетов, все четырнадцать сонетов в нём, соответствуют требованием написания классического сонета. Магистрал — синтез всему сказанному, итог. Сильное звучание каждой строки делает смысловое значение венка сонетов убедительным. Это крымский венок сонетов. «России сердце — мой любимый Крым» — крымский венок сонетов. Повторю, коллективный венок сонетов, в котором Магистралом взят сонет Максима Волошина «Как в раковине малой — Океана» — киммерийский. Время распорядится по-своему. Конечно, будут равноправно звучать оба названия, «киммерийский» сонет и венок сонетов и «крымский» венок сонетов. Ведь и сегодня живут рядом названия: Английский сонет и Шекспировский, Онегинская строфа.
Нина Плаксина
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Высоким слогом о тебе, мой Крым 2021» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других