Социальная философия: хронотопический поворот

Вячеслав Кемеров, 2023

Книга рассказывает об эволюции понятия времени. Соответственно в ней описывается влияние обновляющихся концепций времени на динамику самой философии, на появление её новых форм, в частности – на социальную философию. Последняя поставила вопросы о взаимосвязи пространства и времени, их взаимопроникновении, единстве и развила понятие хронотопа. Поворотным в этом сюжете оказывается переход от рассмотрения времени в формах пространства к трактовке пространства в формах времени. Этот переход раскрывается в социальной динамике, в деятельности людей и их самореализации. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия: хронотопический поворот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Кемеров В. Е., 2023

Глава 1. Пространство-время

Люди всегда ценили время. Но древние люди превыше времени ценили пространство. На это были веские причины.

Перед глазами всегда было пространство: поле, река, пастбище, пустыня, лес. Это пространство и было средством жизни. Руки привыкали к его освоению. Время переживалось через это пространство. Солнце помогало чередовать работу и отдых. Река подсказывала поиск добычи. Смена пастбищ регулировала перемещения.

Вспомним, что первые крупные цивилизации образовались вокруг больших рек.

Пространство стояло пред глазами и подсказывало дело рук. Оно составляло образ мира, в котором были люди и, таким образом, как мы сказали бы сейчас, определяло их мировоззрение.

Однако пространство выполняло и еще одну важную функцию. Оно безвозмездно подсказывало людям средства для определения времени.

Приливы и отливы намечали ритм жизни, перемещения животных диктовало темп, перелеты птиц указывали на смену сезонов. Пространство стояло перед глазами как предметный календарь. Солнце и луна разделяли пространство на отрезки и снова возвращали их к непрерывной длительности.

Заметим, что эти образы пространства-времени отличались друг от друга. Возникали задачи их согласования или связывания.

Для уточнения времени использовались пространственные объекты: ветки, камешки, щепки. Например, в землю втыкался деревянный шест «Гномон». Тень от него передвигалась. Когда возникала самая короткая тень, можно было считать: наступил полдень. Можно было окружить «гномон» камешками, чурочками; и по ним определять движение времени. Как в обычных часах: стрелка движется и указывает на какую-то метку, в нашем случае — цифру.

А был и другой вариант. «Гномоном» оказывался сам человек. И по своей тени, ее длине он определял время дня. Причем, он мог уточнять это время, измеряя свою тень своими же стопами.

В попытках древних людей определять время важна существенная деталь. Чтобы уточнять время, нужно создавать специальные приспособления. И эти приспособления человек создавал из подручных вещей. Пространственные объекты служили определению времени.

Для этого нужны были минимум два объекта: прилив и берег, птица и облако, человек и его тень.

Таким образом, возникает тезис: процесс измерения времени был процессом со-измерения. И средством со-измерения являлись пространственные объекты.

Литература

Ф. С. Завельский. Время и его измерение. М. 1977.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия: хронотопический поворот предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я