Османская империя — государство, которое выросло, подобно огромному дереву, из крохотного зернышка, посеянного его основателем, Османом Святым, между двух гигантов — Византией и сельджуками. Пустив свои корни на древней земле Малой Азии, Османское государство через несколько веков охватило все три материка Старого света. Владения османов протянулись от Персидского залива до Атлантики. Как это стало возможным? Железной рукой правили гигантским государством султаны из рода Османа. Жестокие завоеватели и тонкие ценители поэзии, братоубийцы и справедливые правители, они создали лучшую в мире армию, вооруженную огнестрельным оружием и верностью Исламу. Огнем и ятаганом прошли они Европу и Азию. Мир простирался пред ними ниц, пока они были верны заветам Пророка. Но когда мечом Османа опоясался Селим Пьяница, что-то пошло не так… И первый пошатнувший государство Османов удар нанесли ему русские войска Ивана Грозного в трехдневной битве под Москвой. Эта книга — об истории Великой Османской империи от ее появления до апогея и начала распада.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Падение Царьграда
К моменту своей гибели одна из самых древних империй на планете, Византийская, имела более чем тысячелетнюю историю. Если же учесть, что византийцы носили самоназвание «ромеи» (римляне) и называли свою страну Ромейской империей (а вслед за ними и другие, прежде всего восточные, народы, называли империю Румом, т. е. — Римом), то отсчет существования этого государства можно вести с момента основания «ветхого» Рима, заложенного на Палатинском холме братоубийцей Ромулом в далеком 735 году до Р.Х.
К середине XV века от могущественного государства, потрясавшего вселенную в течение двух с лишним тысячелетий поступью своих легионов и поражавшего из века в век своей роскошью и культурой окружающие народы, в руках византийских императоров-василевсов остался жалкий клочок земли на Босфоре.
В далекой древности, которая отстояла от времени первого византийского императора Константина Великого[32] на столько же веков, на сколько мы отстоим от него, во времена легендарной Троянской войны, слово «базилевс» относилось к некоему мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. Как символ мудрости и удачи, это слово стало затем титулом греческих и восточных царей (самым известным басилевсом был Александр Македонский). Когда столица Римской империи сместилась на восток, римский орел стал двуглавым, а римский император — василевсом (так произносили «басилевс» новые обитатели Боспора Азиатского).
Однако в течение тысячи лет магия древнего слова заметно ослабла. Византийские императоры растеряли удачу и мудрость в политических и религиозных междоусобицах, проигранных войнах, неправосудии, жадности и коррупции. Власть последнего василевса распространялась лишь на столицу — город Константинополь с предместьями: несколько греческих островов у побережья Малой Азии, несколько городов на побережье в Болгарии — а также на Морею (Пелопоннес). Да и то правители этих осколков империи фактически не подчинялись императорской власти. В полупустом и полуразрушенном Константинополе, который так и не смог полностью оправиться от господства западных завоевателей-католиков, жило теперь всего 50 тысяч человек (для сравнения — в XII веке его численность составляла около полумиллиона человек). Моральный авторитет Византии как столицы мирового православия был подорван Флорентийской унией[33], которую православные христиане на Руси и на Востоке восприняли как измену Христу.
Святой равноапостольный император Константин Великий приносит Город в дар Богородице. 11 мая 330 года император Константин официально перенес столицу Римской империи в город на Босфоре и назвал его Новым Римом, Константинополем
Осмысляя историографию Византии, русский писатель Четьих миней (под 14 июня) объяснял плачевное состояние империи тем, что «умножения же ради иконоборныя ереси и проливания ради кровей безчисленных благочестия исповедников, люто от иконоборцев мучимых, отторжися Запад от областей царей греческих, поставив себе царя иного. И нача греческий царь единой только Грециею обладати и то не целою, понеже и Святой град Иерусалим с Палестиною и Сириею и Аравиею, такоже и Египет с подлежащими тому странами во область Сарацинскую взяты быша. Сия же вся грех ради христиан, от истинного благочестия отпадших, к ересям же уклонившихся и иконы святые поправших, от Бога попустишася».
Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа. 13 апреля 1204 года Константинополь захватили рыцари Четвертого крестового похода. Они сожгли и почти полностью разорили столицу Византийской империи. На ее территории западные завоеватели создали Латинскую империю, в которой экономическое господство перешло к венецианским купцам. Но в 1261 году византийцы, поддержание генуэзцами, отвоевывают Город, и воссоздают Византийскую империю под властью династии Палеологов
Константинополь в XV веке
Здесь составитель Четьих миней (как считают, это был святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси) говорит о ереси иконоборчества как причине ослабления Византийской империи и сокращения ее территории. Что уж было говорить о прямой измене православию — соединении Константинопольской церкви с католическим Римом! При этом надо иметь в виду, что в первой половине XIV века Ромейская империя существовала в значительной мере за счет щедрых пожертвований московских и иных русских князей, видевших в помощи окруженному турками-мусульманами Константинополю свой религиозный и моральный долг. Но после Унии о такой помощи уже не могло идти речи.
Последние византийские императоры словно соревновались между собой в глупости и измене. Мануил в 1397 году пытался продать (!) свое царство Венеции. А претендент на византийский престол Иоанн VII успешно осуществил такую попытку и продал свои права французскому королю за ничтожную сумму. Морейский деспот Дмитрий заключил с Альфонсом Неаполитанским договор о латинской оккупации не только своей Мореи, но и Константинополя. В общем, древней империей ее правители торговали оптом и в розницу.
В то же время Османская империя в течение всего XIV века стремительно набирала очки не только как военная держава, но и как государство, стремящееся в своей внутренней политике последовательно осуществлять принципы законности и веротерпимости.
В «Сказании о Константине» первый русский публицист Иван Семенович Пересветов, говоря о трагической судьбе Византии, указывает, что Греческое царство погибло оттого, что «греческий царь» и вельможи «забыли правду». Именно вельможи — виновники всех неправд в государстве. Пересветов, много поколесивший по миру, служивший в войсках различных государств, живо описывает неправый суд, взяточничество, хищения, междоусобицы, связь, как сейчас бы сказали, государственных чиновников с криминалом. «Все царство заложилось за вельмож! — с горечью восклицает Пересветов. — Царевой грозы к ним не было!».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
32
Константин I Великий (272–337) — римский император. В 330 году перенес столицу Римской империи в Византий, названный в его честь Константинополем, реформировал римское государственное устройство.
33
Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в июле 1439 г. Заключена на условиях принятия православными догм католического вероучения (о филиокве, чистилище, главенстве папы) при сохранении православных обрядов, родного языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих, как духовенства, так и мирян «под обоими видами», т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить православную церковь и православные страны своему влиянию. Греческое духовенство и византийский император Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности. Однако русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Флорентийскую унию. Митрополит Исидор был низложен. Только в некоторых югозападных областях Руси, подчиненных в то время литовскому князю, уния была принята. Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор 1443 г. предал ее проклятию.