Почему Вова Адидас считает месть моральной и необходимой? Как меняются установки Марата по отношению к Коневичу? Каковы возможные мотивы сообщества для травли Айгуль? Понятные ответы на нелегкие вопросы — именно так можно сказать про эту книгу. Она охватывает перечень этических и философских моментов сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», и это ее большое преимущество перед поверхностным среднестатистическим анализом всех эпизодов. Это — пространное путешествие, и мы приглашаем вас отправиться в него, начиная с самой первой страницы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Этика «Слово пацана. Кровь на асфальте»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тема 2. Проблемы нравственного выбора Андрея, Марата и Вовы Адидаса
В чем проблема?
В жизни часто возникают ситуации, когда мы сталкиваемся с нравственным выбором. Это означает, что мы должны обдумать свои действия и наши реальные интересы. Нравственный выбор включает в себя не только отказ от старого поведения, неинтересного окружения и ролей в нем, но и стремление к тому, чего мы действительно желаем, к тем социальным ролям и статусам, которые действительно нам подходят.
Проблема нравственного выбора заключается в том, что нет четких механизмов и правил, которые помогали бы нам принимать правильные решения. Иногда нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда выбор может быть в пользу как морального, так и асоциального и аморального поведения. Такие ситуации требуют от нас глубокого размышления и самоанализа, чтобы выбрать именно тот путь, который будет соответствовать нашим ценностям и убеждениям.
Иллюстрация проблемы в сериале
В первом сезоне мы видим, как Андрей совершает выбор — он осознает, что хочет перестать быть «чушпаном» и стать настоящим «пацаном». Вместе с этим он меняет свое окружение, отказывается от учебы в музыкальной школе, меняет внешний вид и заводит новых друзей, которые тоже являются «пацанами».
В седьмой серии мы можем наблюдать решение Вовы Адидаса покинуть банду, а в восьмой его брат Марат принимает решение отказаться от ценностей «пацанов».
Ключевая коллизия сериала состоит в трансформации «доброго» Андрея в «злого» «пацана», а «злого» Марата в «доброго» комсомольца.
Насколько решения персонажей осознаны? Соответствуют ли они ценностям и убеждениям персонажей? Ожиданиям со стороны их окружения? Правильны ли решения персонажей и можем ли мы осуждать или, наоборот, одобрять их выбор? Создает ли этот выбор благо для человека и общества или приносит ущерб и страдания? Почему человек в разных ситуациях систематически выбирает одно и то же? Например, почему Андрей — имея и понимая множество альтернатив — осознанно и целеустремленно выбирает ценности преступной группировки?
Такого рода вопросы превращают решения персонажей в нравственную проблему и заставляют нас решать этические задачи — искать знание, позволяющее решать дилеммы выбора.
Проблемы нравственного выбора связаны с трансформацией личности — с формированием новых социальных ролей и ценностей. На наших глазах в сериале происходит трансформация «чушпана» Андрея в «пацана», который не отступает от «пацанских» принципов жизни. На наших глазах «пацан» Марат трансформируется в комсомольца и пытается сформировать новые ценности и новое окружение. На наших пытается измениться и добровольно уйти от роли лидера уличной группировки Вова Адидас.
Мы можем только гадать о мотивах нравственного выбора и трансформации персонажей.
Например, выбор Андрея можно объяснить желанием изменить свое окружение и поднять социальный статус, а также избавиться от насилия, которое он испытывал со стороны Искандера. Это может быть связано с улучшением его качества жизни. Еще одним объяснением может быть характер самого Андрея — он решительный и целеустремленный человек.
Мотивы выбора Вовы Адидаса можно понять через изменение его отношения к убийству, осознание зла, которое он причинял другим людям, и особый духовный опыт, полученный им на похоронах Желтого.
Выбор Марата можно объяснить социальными причинами — он увидел, что правила и законы «пацанов» являются иллюзорными, и он не получает реальной поддержки со стороны сообщества.
Однако все эти объяснения остаются лишь предположениями и этическими теориями, так как мы не можем однозначно и просто объяснить сложные действия персонажей.
Постановка проблемы
Нравственный выбор — момент в жизни, когда мы сталкиваемся с необходимостью самоопределения и должны принять решение на основе моральных принципов и ценностей. Это неоспоримо важная тема этики, потому что наши нравственные решения определяют, насколько мы готовы действовать в соответствии с тем, что мы считаем правильным или неправильным. Изучение нравственных решений и дилемм помогает нам понять, какие ценности формируют нашу личность, как окружение, ценности и убеждения влияют на наше поведение и как мы можем принимать этически обоснованные решения.
Наши нравственные выборы могут быть сделаны под влиянием разных факторов. Моральные принципы играют важную роль, ведь именно они определяют, что считать правильным или неправильным. С другой стороны, на нас также влияют окружающая общественность и ее моральные стандарты. И конечно же, наше личное восприятие и уровень информированности о ситуации тоже играют огромную роль в принятии нравственных решений.
В этике есть много разных теорий, которые помогают анализировать нравственные решения и дилеммы. Например, утилитаризм полагает, что основная цель — достичь наибольшей пользы для наибольшего числа людей, а моральность действия оценивается по его последствиям. Другая теория — деонтология, подчеркивает, что важно соблюдать моральные принципы и правила, независимо от исхода событий. А эгоизм сосредоточен на личных интересах и самоуважении.
Мотивы и причины наших нравственных выборов могут быть интерпретированы разными этическими теориями.
Например, давайте рассмотрим решение человека выбраться из преступной банды и посмотрим, как разные этические учения могут его объяснить.
Гедонизм скажет, что его выбор — это избавление от опасной бандитской жизни и поиск радости. Эвдемонизм рассмотрит это как стремление к собственному счастью и благополучию в качестве основополагающего принципа нравственности. Абсолютистская этика скажет, что это стремление к моральным принципам и самоопределению. Утилитаризм будет видеть в этом стремление к счастью как для самого человека, так и для окружающих. Релятивизм скажет, что это пример действия характера личности и индивидуальной нравственности, отличающейся от морали участников преступной группировки. Формализм скажет, что это рациональный выбор человека, основанный на расчете рисков и выгод от своего решения. А принципы гуманизма покажут, что это стремление к личной свободе, самореализации и созданию условий для удовлетворения наших потребностей.
Таким образом, решение человека выбраться из банды имеет много этических интерпретаций, каждая из которых отражает уникальный взгляд на это.
Принцип свободы воли распространяется и на возможность выбора этического учения для понимания ситуации и принятия решений.
Не бойтесь анализировать и принимать нравственные решения, ведь они определяют нашу личность и наше место в этом мире.
Эпизоды — материал для обсуждения в большой компании
Эпизод «Разговор с Маратом и сбор — выбор Андрея стать „пацаном“», 1-я серия, 24:47 и 26:18
1. Насколько Андрей осознает свой выбор? Насколько он импульсивен?
2. В какой момент Андрей сделал выбор? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Каковы возможные мотивы и стимулы выбора Андрея? Поступает ли он под воздействием внешних обстоятельств или внутренних черт характера? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Связан ли поступок Андрея со свободой воли или Андрей не мог поступить иначе? Был ли у него выбор? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Каковы ожидания Андрея от своего поступка?
6. Является ли поведение Андрея бескорыстным? Обоснуйте свою точку зрения.
7. Мог ли Андрей в другом контексте (например, в другом эмоциональном состоянии, в другом окружении) совершить такой же поступок? Обоснуйте свою точку зрения.
8. Почему Андрей не изменил свое решение и в 8-й серии врал Ирине Сергеевне о том, что решил заняться музыкой и вернуться к прошлой жизни?
9. Какая из этических теорий, на ваш взгляд, лучше объясняет поступок Андрея?
Эпизоды «Похороны Желтого и решение Вовы Адидаса выйти из группировки», 7 серия, 17:52
«Вова Адидас объявляет свое решение», 7 серия, 31:05
1. Каковы возможные мотивы и стимулы выбора Вовы Адидаса?
2. Связан ли поступок Вовы Адидаса со свободой воли или он не мог поступить иначе? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Каковы ожидания Вовы Адидаса от своего поступка?
4. Является ли поведение Вовы Адидаса бескорыстным? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Мог ли Вова Адидас в другом контексте (например, в других обстоятельствах) совершить такой же поступок? Обоснуйте свою точку зрения.
6. Почему Марат не принял выбор Вовы Адидаса и начал конфликтовать с ним?
7. Какая из этических теорий, на ваш взгляд, лучше объясняет поступок Андрея?
Эпизод «Диалог с Андреем и решение Марата выйти из группировки», 8 серия, 27:33
1. Насколько Марат импульсивен в принятии решений? Сравните особенности принятия решений Андрея и Марата.
2. Каковы возможные мотивы и стимулы выбора Марата? Поступает ли он под воздействием внешних обстоятельств или внутренних черт характера? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Почему Андрей не принял такое же решение, как Марат, и начал конфликтовать с ним?
4. Связан ли поступок Марата со свободой воли или Марат не мог поступить иначе? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Каковы ожидания Марата от своего поступка?
6. Является ли поведение Марата бескорыстным? Обоснуйте свою точку зрения.
7. Мог ли Марат в другом контексте (например, в другом эмоциональном состоянии или при иных обстоятельствах) совершить такой же поступок? Обоснуйте свою точку зрения.
8. Какая из этических теорий, на ваш взгляд, лучше объясняет поступок Марата?
Вопросы для размышления
1. Как можно было бы определить проблему нравственного выбора?
2. Какие последствия могут быть связаны с нравственным выбором?
3. Какие факторы могут влиять на принятие нравственных решений?
4. В чем заключается влияние моральных принципов на нравственный выбор?
5. Как социальное окружение влияет на нравственные выборы?
6. Какие индивидуальные ценности могут оказывать влияние на принятие нравственных решений?
7. Какие теории этики помогают разобраться в нравственных выборах?
8. Чем отличается утилитаризм от деонтологии?
9. Какие мотивы могут стоять за нравственным выбором в контексте различных этических учений?
10. Как можно объяснить решение персонажей из сериала принять нравственный выбор?
11. Каким образом решение Андрея прекратить быть «чушпаном» и стать «пацаном» отразилось на его социальном окружении?
12. Какие мотивы и стимулы могли влиять на выбор Вовы Адидаса покинуть банду?
13. Какая роль отводится социальным причинам в принятии Маратом своего решения?
14. Какие теории этики можно применить для анализа поведения персонажей сериала?
15. Какие принципы могут быть использованы для оценки моральности действий персонажей?
16. Каким образом иллюстрация проблемы нравственного выбора в сериале может отразить реальность?
17. В чем состоит важность изучения нравственных выборов для понимания человеческого поведения?
18. Какие мотивы могут быть взяты за основу принятия человеком этически обоснованных решений?
19. Какие моральные принципы могут выступать в качестве основы для определения правильности или неправильности действий?
20. Какие потенциальные последствия могут быть связаны с индивидуальными ценностями для нравственных выборов?
21. Какие теории этики могут помочь интерпретировать мотивы и причины нравственного выбора?
22. Каким образом различные этические учения помогают понять принятие нравственных решений?
23. Какие факторы могут влиять на наши нравственные выборы? Рассмотрите моральные принципы, социальное окружение, индивидуальные ценности и т. д.
24. Какие дилеммы нравственного выбора вы можете назвать? Расскажите о ситуациях, в которых могут возникать конфликты между разными моральными ценностями, и как мы можем их разрешить.
25. Какова роль эмоций в нравственном выборе? Размышляли ли вы о том, как эмоции могут влиять на наше этическое решение?
26. Как важна передовая информация и знания о моральных вопросах для правильного нравственного выбора? Рассмотрите примеры, где недостаток информации может привести к этическим ошибкам.
27. Есть ли универсальные моральные принципы или нравственные стандарты, которым мы должны следовать, или моральные ценности субъективны и зависят от культуры и общества?
28. Какие последствия могут возникнуть из-за неправильного нравственного выбора? Рассмотрите этические проблемы, связанные с ложью, жадностью, насилием и т. д.
29. Каким образом изучение этики может помочь нам принимать более информированные и осознанные нравственные решения?
30. Расскажите о личном опыте, когда вы сталкивались с трудностью нравственного выбора. Как вы принимали решение и какие уроки извлекли из этого?
31. Какие психологические аспекты могут влиять на процесс нравственного выбора?
32. Каким образом личные ценности и убеждения могут повлиять на принятие нравственных решений?
33. Существует ли универсальный стандарт для определения правильности или неправильности нравственных выборов?
34. Как воспитание и образование могут влиять на формирование нравственного сознания и выбора?
35. Может ли личная ответственность играть ключевую роль в нравственном выборе?
36. Как вы считаете, можно ли дать четкое определение нравственного выбора?
37. В чем состоит значение этического размышления при принятии нравственных решений?
38. Могут ли социокультурные факторы влиять на формирование моральных убеждений, оказывая влияние на нравственный выбор?
38. Каким образом медиа и развлекательная индустрия влияют на моральные выборы каждого человека?
39. В чем состоит роль общественных норм и ценностей в формировании нравственных решений?
40. Каким образом изменение социальной среды может повлиять на нравственный выбор?
41. Какие факторы могут способствовать принятию нравственно обоснованных решений, основанных на расширенной эмпатии и моральном осознании?
42. В чем заключается важность развития нравственных принципов и умения принимать нравственные решения?
Терминология темы
Этическое знание содержит различные этические представления и теории, которые могут включать в себя такие факторы, как последствия действий, обязательства, цели, ценности, принципы, вера, мотивы и контекст.
Утилитаризм является этической теорией, согласно которой моральная верность действию оценивается на основе его способности приносить наибольшее количество полезности или счастья для всех.
Прагматизм объясняет нравственный выбор как необходимость работы на благо общества и полезность для всех.
Деонтология сфокусирована на идее, что некоторые действия неправильны или правильны по своей природе, независимо от последствий.
Этика эгоизма сосредоточивается на идее, что нравственность должна основываться на самопроявлении и самоустремлении.
Этика нравственного действия объясняет нравственный выбор субъективностью, основанной на индивидуальных ценностях и убеждениях.
Этика гедонизма связана с идеей максимизации удовольствия и минимизации боли в нравственных решениях и поступках.
Этика эвдемонизма связана с удовлетворением высших потребностей души и счастьем как центральной концепцией нравственности.
Абсолютистская этика заключается в том, что нравственные нормы и ценности существуют независимо от индивидуальных убеждений или обстоятельств.
Этика релятивизма и постмодернизма подчеркивает относительность нравственных ценностей и отвергает их универсальность.
Этика формализма и рационализма связана с идеей, что нравственные оценки должны быть основаны на логике и разуме.
Этика гуманизма утверждает важность и ценность человеческой жизни и достоинства в нравственных решениях и поступках.
Религиозная этика сосредоточена на верованиях определенной религии, выраженных в доктрине или священных текстах, определяющих специфику нравственного выбора.
Этика профессионального сообщества связана с нравственными стандартами и требованиями, специфичными для определенной профессиональной области.
Дополнительные материалы
1. Большая российская энциклопедия. Этика. https://bigenc.ru/c/etika-c4ef12
2. Большая российская энциклопедия. Нравственность. https://bigenc.ru/c/nravstvennost-c4eacd
3. Новая философская энциклопедия. Мораль. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0c180705923b860f63380c
4. Гусейнов А. А. и др. История этических учений. — 2003.
5. Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль. — 2000. — № 1. — С. 4–15.
6. Мигушов К. А. Философско-этический анализ понятий «мораль», «нравственность», «этос» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2017. — № 4. — С. 160–166.
7. https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-eticheskiy-analiz-ponyatiy-moral-nravstvennost-etos
8. Кувакин В. Современный гуманизм / /Высшее образование в России. — 2002. — № 4. — С. 41–54.
9. Серебрянский Д. С. Классический утилитаризм: основные проблемы // Этическая мысль. — 2011. — № 11. — С. 90–104.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Этика «Слово пацана. Кровь на асфальте»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других