Данное учебное пособие раскрывает основные теоретические положения цветоведения, приемы и методы работы с цветом. Оно снабжено теоретическими заданиями, упражнениями и практическими работами. Пособие рассчитано на тех, кто делает первые шаги в освоении изобразительного искусства, хочет и умеет работать самостоятельно. Оно будет полезно также преподавателям изобразительного искусства в рамках их профессиональной деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ
История цвета — это история разработки технологии создания цвета, поиска пигментов и способов их применения. На протяжении многих веков этот поиск стал главной целью творческих исканий художников и предопределил цветовые приоритеты разных эпох.
История развития представлений о цвете делится на два больших периода:
— с доисторических времен до 16 века;
— с 17 века до наших дней.
Характерным цветом первобытного искусства является теплая палитра минеральных красок, таких, как охра, красная и коричневая глина, сажа и мергель, растираемых на животном жире. Поэтому, в разных регионах земного шара первобытные наскальные росписи обладают родственной цветовой гаммой.
Фрагменты первобытных наскальных росписей
В памятниках искусства Древнего Египта утверждается идея вечности. Цвет является средством выражения божественной и земной власти. Он наполнен символическим содержанием, отвечает заранее установленной программе, отражает суть духовных ценностей.
Зелёный цвет выражает жизненные надежды, возрождение новой жизни, чёрный — символизирует благородный чернозём, несущий в себе питательный ил, возвращение к жизни после смерти.
Красный цвет олицетворяет зло, необитаемую и бесплодную землю. Красные животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования.
Белый цвет — синоним утренней зари, радости.
Ярко-жёлтый цвет обозначает вечность, нетленную плоть богов, синий — символизирует волосы божества, голубой обозначает очищающую воду, море, обещание новой жизни.
Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, отвечает разработанным в искусстве канонами (правилам изображения). Например. женщина изображается с бледно-жёлтым или розовым цветом кожи, а мужчина — тёмно-красным или коричневым.
Образцы египетского искусства
В античной культуре использовались другие основания для деления цветов. На основе мифологической традиции все цвета делились на благородные и низкие, культурные и варварские, тёмные и светлые.
Были разработаны основные принципы цветовой гармонии (колорита):
— единство и уравновешенность цветового строя;
— благородство и ясность;
— использование контраста;
— деликатность и чувство меры;
— пропорциональность;
— организованность в построении цветовой композиции.
Античное искусство отражает конкретные явления реальной жизни. Цвет служит для передачи разнообразных явлений действительности и тесно связан с поиском новых пигментов.
В период расцвета античной культуры преобладают четыре цвета: белый, жёлтый, красный, чёрный. Были распространены также зелёный, синий и серый.
Белой краской служил рыхлый глинистый известняк с острова Мелоса и мел, чёрной — сажа, жёлтой — окрашенная лимонитом глина, красной — глинозём. По описанию Плиния, пурпурную краску получали из пурпуровых улиток.
Образцы античной живописи
В Средние века представления о цвете приобретают религиозное значение. Все цвета подразделяются на божественные и богопротивные.
Главными цветами являются: белый, золотой, пурпурный, красный и синий.
Белый цвет — символ света и божественности, красный — обозначает престол Всевышнего, кровь Христа и любовь, синий — олицетворяет нематериальный мир (небо), носит мистический характер и всегда имеет только положительное значение.
Божественное значение несут золотой и жёлтый цвета.
Зелёный цвет напоминает о земной жизни Христа, символизирует весеннее возобновление жизни, воскресение, молодость. В то же время зелёный — это цвет глаз дьявола. Фиолетовый цвет считается цветом траура королей. Коричневый и серый — не употребляются, т. к. считается, что в них цвет отсутствует. Чёрный цвет является знаком ада, неверия и греха, обозначает смерть, смирение и отказ от мирских радостей.
Исключительно велика была забота средневекового художника о качестве красок, их яркость была одним из критериев эстетического суждения эпохи.
Появляются новые цвета, которые придают живописи еще большее богатство, намечается переход от цветовой поверхности к цветовому пространству.
Образцы средневековой живописи
Эпоха Возрождения ознаменовалась теоретическими исследованиями цвета. Представления о цвете ставятся на научную основу, появляется понятие цветовой этики в живописи, изучается характер влияния освещения на цвет.
Альберти выделяет четыре цвета, соответствующие четырем стихиям: красный — стихии огня, голубой — воздуха, зелёный — воды, а серый и пепельный — земли.
Леонардо да Винчи считал, что истинных цветов шесть: белый, жёлтый (земля), зелёный (вода), синий (воздух), красный (огонь), чёрный (мрак). Считаются гармоничными цвета: зелёный — пурпурный, красный — фиолетовый.
Образцы искусства эпохи Возрождения
Индустриальная революция привела к созданию синтетических красителей и к изобретению оловянных туб, которые упростили использование красок. Были открыты новые цвета, например, синий кобальт, заменивший ультрамарин. Свежие, привлекательные цвета обусловили появление импрессионизма. Они открыли дорогу цветовым и световым исканиям. Вслед за ними к большим красочным поверхностям придут сторонники геометрической абстракции. Для фовистов цвет станет субъективным, а для Синьяка и Сера, наоборот, будет определять собой объективную, научную живопись, подчиненную законам физики. Цвет и свет сами становятся главной темой картины. Эта эволюция имела логическое завершение в творчестве кубистов, особенно Кандинского и Сони Делоне.
С этого времени необходимость выразить цвет ведет сторонников абстрактной живописи к поискам лучших цветовых рецептов. Художники создали нечто вроде новой алхимии, тогда как абстракция словно завершила исторический цикл. Были созданы новые синтетические пигменты и смолы большой сопротивляемости.
Ван Гог «Красные виноградники в Арле»
В. Кандинский «Тихая гармония»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других