В сборник вошли стихи автора разных лет. Тематика стихов разнообразна, включая разделы, посвященные, в частности, малой Родине автора (место его рождения — Антроповский район Костромской области), истории нашего Отечества, Петербургу (где живет автор), дорогам и мостам (сфере его технических интересов), студенчеству (с которым он много лет работает). Присутствует гражданская и любовная лирика, а также темы, связанные с потрясшей весь мир пандемией коронавируса и другие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я по жизни бежал. Избранные стихи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Истории штрихи
Седая старина
(Читая новые книги по истории…)
Седая старина времен полузабытых…
Я думал, что её я знаю хорошо:
Историков читал серьезных, именитых,
Казалось мне, что я весь путь страны прошел.
И гордый за нее, за Русь и за Россию —
Бок о бок с Невским я сражался на Неве,
С Донским я на Дону Мамая пересилил,
А с Мининым стрелял в Лжедмитрия в Москве.
Читать я продолжал историков творенья
И вижу — всё не так писалось до сих пор:
Не там и не тогда сражались поколенья,
Кто был почти святым — на самом деле вор.
Историки со мной сыграли злую шутку,
События тех лет смешались все во мне.
Привиделось мне вдруг: повешен царь-малютка
На Спасских воротах, а Шуйский на коне.
Хан Батый, вижу я, как будто не грабитель,
Что кровью затопил несчастную страну:
Он — Калита, он — князь, заступник и спаситель —
Чтоб Родину спасти, он пополнял казну.
Князь Дмитрий воевал, но вовсе не за Доном,
И вовсе не за нас, а, видимо, за власть.
В полях московских шла та битва (и с уроном!),
Чтоб из кремлевских стен твердыню царства класть.
И имя у него не только Дмитрий было —
Он звался Тохтамыш, он воевал Москву.
Сожженная Москва, неверно, волком выла,
Готовая бежать хоть к черту, хоть в Литву…
…Не знаю, что со мной сегодня приключилось,
Приснилось это мне иль, может, я в бреду?
А может, правда всё, всё так вот и случилось?
Ответа на вопрос не скоро я найду.
На город набежать могла ватага злая,
И кто там разберет — поганый или лях,
Откуда ворог к нам — с Москвы или с Сарая,
Когда кругом пожар и трупы на полях.
Свирепы и жадны, уйдут враги с полоном,
И долго будет тишь, лишь крики воронья,
Да плачет где-то мать с глухим протяжным стоном.
Ах, Родина моя, несчастная моя…
Напишет, может быть, потомкам летописец:
«Был глад и мор тогда, а град был весь сожжен».
Спустя века (века!) попробуй, разберись там,
Когда сожжен и кем, кем уведен полон.
При всём при том, друзья, — история ж наука?
Как можно жить в таком тумане много лет?
Мать русская земля, терпя такие муки,
Не затоптала ль ты извилистый свой след?..
Живём одиннадцать столетий
В десятом веке — становленье
Великой общности славян.
От поколенья к поколенью
Через страданья и мученья
Взрастала мощь полян, древлян.
Мне ближе северные люди —
Финно-угорцев племена
Охотились, из всех орудий
Лишь лук, соха да борона.
В бревенчатых избушках жили,
В полуземлянках — три на три, —
А печь по-чёрному топили
И удивительно — ведь жили!
Хоть дым и копоть — не тужили,
(ну, бани-то всегда топили!)
В трудах с зари и до зари.
(Ведь в восемнадцатом лишь веке
На дымоходы перешли,
И копоть, чад ушли навеки,
А на пол доски всплошь легли.)
Оконца маленькие были
(ведь стёкол не было тогда),
И при лучине щи варили
И сказки детям говорили,
Тулупы из овчины шили:
Зимой не страшны холода.
…Века ползли, как червь, уныло,
Знак перемен был лишь один,
Что силой вражеской теснимый
Пришел на север славянин.
Он лес палил и жито сеял,
Из брёвен строил города,
Ковал мечи и ожерелья,
Не зная, что придёт беда:
Орда откуда-то свалилась,
Пожгла деревни, города,
На триста лет нам в горло впилась
И кровь отечества пила.
Европа же за эти годы
Ушла вперёд, и мы потом,
Жаль, не смогли догнать народы,
Для коих были мы щитом.
«Догнать» — то лозунг «с бородою»,
Земля и нефть, и газ у нас,
Но мы живём как под Ордою,
Как бы повенчаны с бедою,
Наш бренд всё тот же — редька, квас…
И до двадцатого, слышь, века
Как бы снимали нас с креста:
В России возраст человека
Был равен возрасту Христа!*
…А кто достоин уваженья
Сейчас, так это старики:
Любое терпят отношенье,
К тому ж имеют предложенья,
Ведь мы, друзья, — не дураки!
К примеру, в Думе крик до ночи:
Своё где мясо, молоко?
«Так снять налоги с тех, кто хочет
Растить коров, свиней, бычков!
Или проценты по кредитам
Для них понизить до нуля,
Не допуская волокиты.
Пусть клевер выйдет на поля,
И не пустует пусть земля!»
Вот так вот деды рассуждают,
Хотят великой видеть Русь!
Проблем решенья предлагают.
Критиковать их не берусь.
(А, может, стоит их послушать
Тем, кто поставлен у руля?
А то умеем лихо рушить,
А надо бы пахать поля…)
Да, Русь одиннадцать столетий
Идёт чредою трудных дней.
…Дороже нет земли на свете,
Её берёзок нет родней.
Тридцать тысяч лет назад…[3]
Тридцать тысяч лет назад
в солнечной саванне
двигалось вперед-назад
стадо обезьянье.
И бродило по степям
в поисках кореньев
это стадо там и сям
с мира сотворенья.
И встречались с ним порой
стадо вслед за стадом:
шли быки на водопой,
стадо зубров рядом.
Все равны среди полей, —
не страшась увечья.
Так бродило по земле
стадо человечье…
Это нынче мы горды:
«Мы живем как надо!»
Но нашлись наши следы —
мы пришли из стада!
И неясно только мне,
почему сквозь годы
наш бычок идет в ярме,
а я — царь природы?
Вместе, рядышком с быком
мы в стадах гуляли.
Он теперь стал шашлыком…
Выпьем, генацвале!
Из тьмы веков мы вышли…
Из тьмы веков мы вышли как орда,
и было в нас всегда одно желанье —
искать: где пища? где еда?
(Всегда орда искала пропитанье!)
Мы ели всё, что в руки попадёт,
съедобные коренья и зверюшек,
такой неприхотливый был народ,
в пещерах спал, без душа и подушек.
А за еду готовы были рвать
соседу горло, если он слабее,
потом нажраться и спокойно спать,
ни капельки соседа не жалея.
Тысячелетья медленно текли,
и чтоб пресечь подобное коварство
свободу люди в жертву принесли
и организовали государства.
Чтоб управлять покорными людьми
и как бы защищать их, когда надо,
придумали тысячелетьями
как сделать государственность из стада.
Вожди племён, князья и их родня
явились для такого управленья.
…И ахнуть не успели племена,
как выросла машина угнетенья.
А что потом? И войны, и вражда,
но только под началом княжьей власти,
и в зареве пожаров города,
и снова нет гармонии и счастья.
И снова бесконечная война,
теперь уж не с врагом, а с государством!
Меж ними — как бетонная стена,
предвестник потрясений и бунтарства.
…Придем ли мы когда-нибудь к тому,
чтоб социальных не было волнений?
Мы ж не орда! Давайте потому
устроим жизнь без бед и потрясений!
Моя малая родина
Городу Галичу Костромской
области посвящается
Родина малая… В давние годы
Жили здесь меря, мордва, кострома.
Чем занимались? Наверно, охотой,
Лес их кормил, пополнял закрома.
Вечно искали себе пропитанье —
Выжить непросто в тех дебрях глухих.
Голод и холод, болезней терзанья —
Спутники предков далеких моих.
Годы текли, проходили столетья,
Так же всё прыгал и ухал шаман,
Только в лесах — избежать лихолетья —
Стало селиться всё больше славян.
Время идет — кострома обрусела,
Стали в лесах возводить города:
Плотничать предки с пеленок умели,
Сыпать валы научились тогда.
Жить бы им тихо, как север привычен,
Нет — захотелось кусок пирога.
Галич пошел, путь для нас необычен,
Путь на Москву — Галич ей не слуга!
…Царское войско потом отыгралось,
Дмитрий Шемяка бежал в Новоград.
А галичанам, конечно, досталось,
Серый народ — он всегда виноват.
Годы потом потекли торопливей.
С наших лесов царь взошел на престол.
Только не стали селяне счастливей —
Бедность, убогость да бегство в раскол.
Новые беды идут меж дворами:
Царь строит город средь невских болот,
Требует он мужиков с топорами.
Много их в этих болотах помрет.
Войны да голод, святынь поруганье,
В избах коптилки, зимой теснота.
Боже, за что им такое страданье —
Сзади беда, впереди маята…
Вот и напьется мужик спозаранку,
Пьянство то стало народной бедой.
Столько пропало людей через пьянку,
Сколько не угнано было Ордой…
Как вы живете, мои дорогие,
Смирные люди, мои земляки?
Вы — это малая капля России,
Родины малой большие полки.
Малая родина! С нежной любовью
Кланяюсь, мать, я тебе до земли.
Дай тебе господи счастья, здоровья,
И чтоб тобой мы гордиться могли.
Кто мы?
Учили в школе: были времена
и демократии, и деспотии,
а чем жила в веках моя страна,
какое место в мире нам найти ей?
…Дробились земли в Киевской Руси,
и русичи друг с другом воевали.
Междоусобья — наши палачи,
и меры здесь князья порой не знали.
И триста лет под игом стонет Русь,
а еще триста — право крепостное.
Что с русским стало — высказать боюсь:
он стал рабом — больным, как рана с гноем.
Монархи просвещенные пришли,
но Пётр раба считал лишь материалом,
а немка, что «великой» нарекли —
всё для дворян! Рабов не замечала.
А раб ещё сто лет в рабах ходил,
и в генах это рабство не пропало,
за деспотию он, понятно, был, —
его душа другого и не знала.
Случалось, правда, раб и бунтовал,
но тут другой раб, с саблей и в шинели
его колесовал, давил, стрелял,
пока рабы очнуться не успели.
А деспотия, тяжка и сильна,
стояла мощно, как медведь таёжный:
«Россия только может жить (должна!)
под дланью власти деспота надёжной».
И как сказать, что мы теперь не те,
чем были мы для деспота когда-то!
Но раб сидит в нас где-то в уголке,
не выгнан он, в том сами виноваты.
Так что ж теперь, куда теперь идти
нам, от рабов, рождённых в «Византии»?
И как стране пропорцию найти
меж демократией и деспотией?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я по жизни бежал. Избранные стихи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других