Герой повести, молодой учитель начальных классов Виталий Александрович Часиков, оказывается в необыкновенной тюрьме за безграмотность и халатное отношение к работе, выход из которой возможен лишь в двух случаях: исправиться или навсегда лишиться диплома.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги За что наказан великий импровизатор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая. Накануне
Считаю, что последней каплей, послужившей поводом меня арестовать, стали события 24 октября 2020 г.
В тот день я слушал, как Петька Степанов читал что-то из «Конька-горбунка». Хоть убей, не помню, какой именно был отрывок. Я сидел за столом и, подперев рукой голову, стеклянными, полусонными глазами таращился в учебник. Делал вид, будто слежу за текстом. Хотя ни слова не понимал, и думал только о том, чтоб как можно быстрее кончился урок — и домой.
До чего было скучно — не передать! Каждые полминуты я нажимал кнопку на телефоне и проверял, сколько осталось до звонка. Пять минут. Не так много, если сидеть дома перед телевизором или читать увлекательный приключенческий роман. Но в классе — что знакомо любому школьнику! — время тянется невероятно долго. Лишь мысль о том, что завтра суббота, успокаивала. Не надо будет готовиться к урокам, спи хоть до самого обеда, а проснувшись, делай что вздумается: хочешь — играй в компьютерные игры, хочешь — книжку почитай, а не хочешь, так с друзьями или на улицу или в кино!
Внутри сидела ловкая, неподатливая пружинка. Хотелось, не дожидаясь, когда тётя Маша нажмёт кнопку под лестницей, собрать в портфель тетрадки, учебники и вон из класса. Съехать на животе по перилам вниз на первый этаж, а оттуда, срывая пальто и шапку с вешалки, из школы на улицу, где светит солнце и птицы поют.
— Виталий Александрович!
А? Что такое? Я дёрнулся, как человек, который только начал засыпать, и вдруг проснулся.
Петя Степанов тянул руку.
— Да, Петя, что хотел? — спросил я, деликатно сдерживая зевоту.
— Виталий Александрович, а что такое малахай?
«А я откуда знаю?» — тут же подумал я, но виду не подал. Только поинтересовался.
— Как ещё раз? — я сощурил глаза и сделал такую мину, будто и в самом деле не расслышал.
— Ну вот тут написано, — Петька ткнул пальцем в учебник и прочитал: — «Иван с печи слезает, малахай свой надевает».
Я посмотрел в книгу.
— На какой странице?
— На пятьдесят седьмой.
Пролистнул две странички. Нашёл. М-да, действительно, малахай. Чёрт его знает, что означает. И сноски нет никакой. « — Ну разве можно в детских книжках не давать разъяснения старинным словам!» — ворчал про себя я, хотя сам, к стыду своему признаюсь, к урокам не готовился как следует давно. Всё больше импровизировал. Не удивительно, что в подобные ситуации попадал часто. Один такой вопрос, и не знаешь, как выкручиваться.
Что делать? Признаться, что не знаю — страшно неловко. Вроде как учитель и знать должен. А кроме того, засмеять могут. Промолчать — тоже не вариант. Выбрал третий путь, уж самый надёжный:
— Ну, малахай — это типа… ну такая штука, щас её уже ну как бы не используют.
Хорошее начало ответа, ничего не скажешь! Загуглить бы, рука так и тянулась к телефону. Но нельзя же, нельзя! Увидят. Тут надо в контратаку!
— А вообще, ребят, кто-нибудь знает, кто такой малахай?
Сначала тишина. Потом Люба Рябушкина подняла руку.
Ну слава богу, хоть кто-то.
— Так, Люба, пожалуйста, слушаем тебя.
— Виталий Александрович, вы ошиблись, потому что сказали «кто такой», а это должен быть предмет, потому что он его надевает.
Ну что же такое! Опять срезался! На пустом месте! Пора с работы уходить, вот что. Или готовиться лучше.
— Молодец, Люба, заметила мою оговорку. А это я специально, проверял, насколько вы внимательны. Одна Люба только и заметила. Остальные чего? Надо слушать внимательней. Ну что, кто знает кт… что такое малахай?
Представьте, никто, ни один человек не поднял руки.
— Ну раз так, — говорю, — вот вам задание. Открывайте дневники, пишите: страница 56—59, выразительное чтение. Самостоятельно найти значение слова «малахай». В понедельник обязательно всех спрошу. Где будете искать?
— В интернете! — тут же сказал Петя Степанов.
— Так, а ещё?
— В словаре.
— Замечательно. Словари дома у всех есть?
— Да, да, да…
— У меня нет, — поднял руку Лёша Коробков.
— Сходи в библиотеку, попроси Марину Леонидовну, пусть выдаст тебе словарь.
— Не, не надо, я в инете найду.
— Ну как хочешь.
Тут к общей радости и звонок прозвенел.
— Ура! — закричали все, и я чуть было не крикнул. Одна Ира Берёзкина удивлённо, с раскрытым дневником в руке, спросила:
— Виталий Александрович!
— Оу?
— А оценки разве не будем выставлять за неделю?
Ах ты, боже мой, ну точно! Оценки же ещё! Как я так про них забыл! И домой как хочется. А начнём выставлять, это минут на двадцать точно, как не больше.
Виду не подал, и с честными глазами заявляю так:
— Оценки в понедельник! Сейчас у меня как бы совещание, срочно идти надо, так что — в по-не-дель-ник!
(В скобках, коллега, замечу, что, когда говорил, на лице моём не один мускул не дрогнул. Что говорить: стаж!)
Дети обрадовались ещё больше, поставили стулья на парты ножками вверх и, на ходу надевая портфели, побежали.
— Шапки только, — кричу вдогонку: — Шапки не забудьте одеть, на улице ветер!
Ушли все, только две девочки, Зоя и Вероника, остались. Они любили после уроков рисовать в своих блокнотах всяких ёжиков, пони-фей, кошечек и хомячков.
« — Нет, сегодня я их отправлю домой. Устал я.»
— Девочки, шибко не раскладывайтесь. Давайте фломастеры, карандаши блокноты по портфелям и домой. Пора уже.
— Ну Виталий Александрович, ну можно мы останемся, ну пожалуйста, — в голос просили девочки, молитвенно сложив руки.
— Нет, собирайтесь.
— Ну почему?
— Вас дома потеряют.
— Не потеряют.
— Я сейчас пойду тоже домой… э-э.. на совещание, так что сидеть с вами мне некогда.
— А вы там долго будете?
— Долго. Давайте собирайтесь.
Я взял стул Пети Степанова, подбросил его, поймал за нижнюю перекладину и поставил на парту как положено.
— А ещё говорите, Виталий Александрович, что мы из цирка сбежали! — заметила Зоя, погрозив пальцем.
— Ай-яй-яй! — шутливо закачала головой Вероника.
— Я никогда такого не говорил!
— Говорили! — хором сказали девочки.
— Я не говорил, что вы из цирка сбежали, — парировал я: — Я говорил, что вы из зоопарка сбежали.
Зоя и Вероника засмеялись.
— Вам на Камеди надо! Шутник вы!
— Со-би-рай-тесь!
— Ну почему?
— Быстро.
Нехотя, девочки всё-таки стали собираться.
— Пойдём ко мне, — предложила Зоя.
— А у тебя папа дома?
— На работе. И мама на работе.
— Ну ладно, пошли.
— До свидания, Виталий Александрович.
— До свидания, Виталий Александрович.
— Давайте, девочки, счастливых выходных.
Ну вот ушли, слава богу, всех спровадил. Стал собираться.
Пока собирался, вспомнил, что забыл оставить дежурных. На полу валялись обрывки от цветной бумаги, фантик от конфеты, сломанная ручка, а под партой Стёпы Барашкина лежала стружка от карандаша. Нужно было всё подмести, подобрать…
Правильней было бы вернуть ребят и попросить прибраться, но, вообразите себе, делать этого не стал. Сам пробежался по классу, что покрупнее подобрал — и в мусорное ведро. А грязь с улицы (кто-то забыл сменить обувь) и стружку я ногой под батарею. Отошёл в сторону, присмотрелся — вроде не заметно.
«А теперь, — торопился я: — живо-живо тетради, ручки с красной пастой — всё в портфель. Учебники по русскому, математике — сюда же. Скорее-скорее, пока тёт…»
— Ну чё, ушли ваши?
От страха чуть учебник из рук не выронил.
Не успел! В дверях с ведром и шваброй стояла тётя Маша.
— У-ушли, — ответил я и обратно достал тетради и ручки из портфеля. Сел за стол и, придав лицу умный вид, стал, будто ни в чём не бывало, проверять домашние задания.
А тётя Маша, поставив на пол ведро и прислонив к стене швабру, важно, по-царски, прошлась по кабинету. Чем дальше она шла, тем мрачней становилось её лицо. Я же старался на тётю Машу не смотреть, всё ниже и ниже опускал голову и даже умудрялся исправлять ошибки там, где их и не было. Казалось бы, чего страшного, кого боюсь и почему, в конце концов, не я мусорил, а совесть грызла.
— Опять, что ли, не дежурили?
— Дежурили, — соврал я.
— А чё грязь такая? Глядите, чё делается! Где они тут дежурили?
Я стал изображать, будто очень занят, и что мне дела до этого никакого нет.
— Восемь на семь это выходит пятьдесят….сколько? Четыре, кажись. Щас на калькуляторе проверю.
— Ужас, а не дети.
Тётя Маша вытащила из корзины пакет с мусором, туго его завязала и вышла. Когда вернулась, стала мыть.
— Ничему родители не учат, ничему! — продолжала ворчать тётя Маша, натирая шваброй пол: — Дома, наверное, такой же бардак! — и тут: — Ой-ёй-ёй! Виталий Александрович! Смотрите, что они у вас тут творят!
Пришлось поднять голову.
— А что такое? — спросил я, да таким голосом, будто и вправду серьёзно возмущён.
— Натащили грязи с улицы и под батарею замели! Что за дети такие пошли! Кто их этому научил!
Я нервно заёрзал в кресле. Состояние хоть сквозь землю провались!
— Кто у вас сегодня в первой обуви был?
— Толик, кажется, Тихомиров, — признался я, пряча ноги под стол.
— Родителям написать! — распорядилась тётя Маша, ткнув пальцем в парту: — Пусть обувь ему кладут.
— Хорошо, я напишу. Завтра же.
Уборщица засмеялась.
— Так суббота ж завтра.
— Ах, ну да! Точно! Ну тогда в понедельник.
Вымыв половину класса, тётя Маша поставила ведро у доски и стала мыть за моей спиной. Я хотел встать, уйти…
— Сидите-сидите, вы мне не мешаете. Работайте, я быстренько тут.
Не знаю почему, но ослушаться тёти Маши я не посмел. Сел и послушно продолжил работу. Чувствовал себя как школьник, над которым стоит мать с ремнём и проверяет уроки.
— Ну вот, — сказала она: — домыла, — тут же взяла ведро и пошла к выходу. Вдруг обернулась: — Когда домой пойдёте, не забудьте окна закрыть, а то в прошлый раз всю ночь были открыты. А ночи счас холодные.
— Да-да, сейчас же закрою.
— Ну всё, — кивнула уборщица: — Пошла дальше мыть.
Фух!!!Если Вы, дорогой коллега, хоть раз пережили проверку начальства или того хуже приезжей из города комиссии, то состояние моё Вы поймёте. Только тётя Маша в дверь, я облегчённо вздохнул, тут же, сминая, запихал тетради в портфель, туда же горстью ручки, не разбирая, где синие, где красные, взял ключи и к выходу. В школе уже шли уроки. Я осторожненько приоткрыл дверь и в щёлочку стал проглядывать коридор — не идёт ли случаем завуч или директор. Всё-таки ухожу раньше времени. Нехорошо.
К счастью, никого не было и шагов ничьих не слышно. Я вышел, правда тут же и вернулся, закрыл окно, проверил, заперты ли остальные, и только тогда убежал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги За что наказан великий импровизатор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других