Как известно, Китай имеет самую древнюю и полную непрерывно записанную в источниках историю в мире. Однако разобраться в этом море иероглифов – дело не такое уж простое. Данное издание – попытка собрать, систематизировать и изложить в удобной для восприятия форме рассказы, охватывающие события от древних времен до наших дней каждой значимой эпохи. И кажется, что авторам удалось упомянуть всех заметных персонажей и все важнейшие события в истории Поднебесной. Конечно, одна отдельная история сама по себе не может отразить целиком каждую эпоху. Но составители надеются, что у пытливых читателей по прочтении этих рассказов сложится хотя бы общее впечатление о хронологии и фактах богатейшей истории Китая.Адресовано школьникам, подросткам, их родителям, учителям и наставникам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истории периода династий Суй и Тан. Том 7 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Император Вэнь-ди управляет страной
После основания династии Суй император Суй Вэнь-ди вспомнил свою первоначальную идею и сказал своим левым и правым пу-е (равносильно должности канцлера) Гао Цзюну и Су Вэю: «С тех пор, как город Чанъань был построен первым императором династии Хань, Гао-цзу, он пережил 800 лет войны и хаоса, и находится в руинах, подземные воды соленые, как рассол, а городские дороги узкие, город Чанъань больше не похож на столицу. Я хочу построить новый город». Гао Цзюн и Су Вэй ответили согласием и спросили: «Интересно, Ваше Величество, вы на какой участок земли положили глаз?». Император Суй Вэнь-ди наклонил голову, немного подумал и ответил: «Этим вопросом должны заниматься эксперты, я думаю, что Юй Вэнькай справится с этим, храм предков, который он построил, не так уж и плох». После обсуждения император и канцлеры согласились назначить Гао Цзюна управляющим, а Юй Вэнькая заместителем управляющего по строительству новой столицы. Для Гао Цзюна это было совмещение должностей, поэтому выбор места и дизайн были обязанностью Юй Вэнькая.
Юй Вэнькай был родственником императорской семьи династии Северная Чжоу, все его предки были военными генералами, а несколько старших братьев занимались боевыми искусствами, только он один с детства любил читать и постигать знания, особенно любил такие направления, как строительство домов и ремонт рек. Император Суй Вэнь-ди знал его сильные стороны, и на этот раз отправил его с поручением. Юй Вэнькай не посмел медлить, сразу же отправился осматривать местность. Несколько дней спустя он доложил императору Суй Вэнь-ди: «В десяти километрах к юго-востока отсюда находится гора Луншоу, место хорошее, рядом горы и реки, думаю, что оно больше всего подходит для строительства нового города». Император Суй Вэнь-ди внимательно все расспросил и решил, что это хорошая идея, сказав: «Давайте сделаем на ваше усмотрение, построим столицу там, я придумал название для нового города — Дасин».
Юй Вэнькаю не потребовалось много времени, чтобы спроектировать внешний вид города Дасин, который был разделен на две части: Запретный город и Внешний город. Запретный город находился внутри, в нем были Дворцовый город и Императорский город, Дворцовый город на севере был резиденцией императора Суй Вэнь-ди. Императорский же город на юге был кабинетом императора Суй Вэнь-ди. Внешний город окружал Запретный город с восточной, западной и южной сторон, где проживали обычные люди. Улицы, рынки и дома в городе были аккуратными и чистыми, ворота стояли друг напротив друга. По приказу императора Суй Вэнь-ди рабочие строили город днем и ночью, и через два года закончили. Император Суй Вэнь-ди был в восторге от жизни в новой столице. Но он не был императором, только жаждущим удовольствий, все его мысли были сосредоточены на управлении страной.
Император Суй Вэнь-ди знал, что люди устали от бесконечных войн, хотели жить в мире, иметь землю для посевов и пищу для еды. Поэтому он издал «Декрет о полях», который изменил прежнюю систему землевладения, в которой предоставил каждой семье долю земли, причем не только мужчинам, но также женщинам и рабам. Чиновникам были выделены постоянные и казенные поля в соответствии с их должностями, а солдатам позже были предоставлены поля для занятий военной мелиорацией. Таким образом, производство сельского хозяйства стало процветать, народ много работал на полях.
Император Суй Вэнь-ди сказал своим министрам: «Реестр домашних хозяйств сейчас в беспорядке, нет никаких предписаний, это следует исправить». Министры поспешно ответили: «Беспорядок в регистрации домохозяйств появился не сейчас, а с конца правления династии Хань, чтобы избежать войны, кланы захватили большие участки земли, построили множество обнесенных стенами жилищ (небольших оборонительных замков) и наняли в качестве арендаторов бедные семьи, эти люди не зарегистрированы и не платят налоги, платят только арендную плату крупным домохозяйствам, так же, как и их домашние рабы. Если вы, Ваше Величество, захотите исправить эту ситуацию, то это неизбежно вызовет недовольство среди местных тиранов, вы должны быть более осторожны». Император Суй Вэнь-ди махнул рукой и сказал: «Будь то кланы или тираны, на этот раз все необходимо привести в порядок». Затем он распорядился произвести учет населения.
Вскоре выяснилось, что у более чем 1,6 миллиона домохозяйств отсутствовала регистрация, более 400 тысяч мужчин скрывали свой возраст, притворяясь или юнцами, или стариками. Гао Цзюн сказал, что: «В дополнение к проверке скрытых регистраций следует также предусмотреть, чтобы каждая семья ограничивалась родителями, мужем, женой и детьми, а те, кто является двоюродными братьями и сестрами, должны создавать свои собственные домохозяйства, чтобы исключить сокрытие в отсутствии регистрации». Император Суй Вэнь-ди сказал: «Пусть будет так. Мы должны дать налоговые льготы семьям с небольшим количеством человек, если народ будет платить нам меньшую ренту, чем кланам, то они станут охотно прислушиваться к нам». Этот метод хорошо сработал, через несколько лет число домохозяйств и численность населения страны значительно увеличилось, догнав численности населения династии Поздней Хань. Государство также сократило трудозатраты, увеличило производство и культивировало водосбережение, поэтому сельское хозяйство каждый год давало хороший урожай, а амбары были полны зерна. С увеличением количества продовольствия, стали процветать такие ремесла, как шелкоткачество, керамика и чай, а также развивалась торговля.
Император Суй Вэнь-ди беспокоился, что люди будут умирать от голода во время бедствий, поэтому он приказал повсеместно отремонтировать склады. Продукты на складах не разрешалось трогать, но, когда была продовольственная катастрофа, склады открывались, чтобы помочь пострадавшим. В тот год в Гуаньчжуне была сильная засуха, урожай на полях был уничтожен, а Суй Вэнь-ди немедленно отправил чиновников в зону бедствия, чтобы проверить ситуацию. После возвращения с проверки чиновники принесли немного еды от местных жителей. Когда император Суй Вэнь-ди взглянул на еду, на его глаза навернулись слезы, он сказал своим министрам: «Посмотрите, что ест народ: рисовые отруби, бобовые косточки и дикие овощи. Именно из-за отсутствия добродетели и таланта я причинил вред людям, поэтому Бог так наказал меня!» Чиновники утешали императора Суй Вэнь-ди и говорили: «Это наша некомпетентность заставила Вас так волноваться». Император Суй Вэнь-ди перестал лить слезы и сказал: «От сегодня я не буду есть мясо и пить алкоголь, я буду страдать вместе с людьми». Так он и сделал, и действительно не прикасался к мясу и вину в течение года.
В августе, узнав, что бедствие усугубилось, император Суй Вэньди объявил: «В этом году в Лояне хороший урожай, я отвезу туда пострадавших от бедствия в Гуаньчжуне, чтобы они смогли там укрыться и поесть, чиновники не должны останавливать поток пострадавших и прогонять их». Затем он сел на коня и повел за собой тысячи пострадавших людей. В пути пострадавшие и охранники сгрудились вместе, тесня друг друга, преграждая путь императору Суй Вэнь-ди, но ему было все равно. Когда он увидел, что дети и старики c трудом, император Суй Вэнь-ди увел своих лошадей с дороги, чтобы пропустить людей вперед. Когда они столкнулись с крутым холмом, он попросил своих охранников помочь пройти людям, которые несли тяжелые корзины.
Император Суй Вэнь-ди позволял народу делать все, но со своими чиновниками он был очень строг, уничтожив многих коррумпированных чиновников, и особенно внимательно относившись к постановке и отбору чиновников. Он ввел систему «Три органа и шесть министерств», чтобы заменить прежние правительственные учреждения. Тремя органами были Кабинет министров, Центральный секретариат и Совет двора, которые отвечали за государственные дела, указы, цензуру соответственно. Кабинет министров обладал самой большой властью. Он состоял из шести министерств: Министерства кадров, Министерства этикета, Министерства вооруженных сил, Министерства уголовных дел, Министерства финансов и Министерства промышленности, чиновники которых отвечали за образование, национальную оборону, правосудие, финансы, строительство и т. д. Также существовали цензоры, которые отвечали за надзор, Да Ли, который отвечал за судебные процессы, Тай Чан, который отвечал за обряды, музыки, а также и другие отделы. Император Суй Вэнь-ди решил упразднить уездный уровень и создать только два уровня — область и уезд, а также сократить большое количество чиновников, постановив, что все чиновники будут выдвигаться и назначаться Министерством кадров, и что главные чиновники не могут являться местными жителями. Вся эта система династии Суй была настолько эффективной, что институты последующих династий в значительной степени последовали ей.
Император Суй Вэнь-ди также придумал метод отбора чиновников, который проходил на основании проведения императорского экзамена. В прошлом отбор чиновников в основном основывался на рекомендациях снизу вверх, которые легко можно было сфальсифицировать. Императорский экзамен были гораздо беспристрастнее. Благодаря своему таланту люди низких слоев происхождения смогли сделать себе имя. Этот метод существует уже более тысячи лет. Отбор талантов с помощью экзаменов считается китайским новаторством, которое оказало большое влияние и на зарубежные страны.
С созданной системой император Суй Вэнь-ди всегда перепроверял и следил за работой чиновников на всех уровнях, постоянно награждая лучших и наказывая худших. Однажды он посетил Цичжоу (Фэнсянь, провинция Шэньси) и почувствовал, что это стабильное и мирное место, а жители хорошего мнения о ревизоре Лян Яньгуане. Он сказал Лян Яньгуану: «Я был во многих местах, и Цичжоу могу считать самым хорошо управляемым, я хочу похвалить тебя перед всеми». Вскоре после этого император Суй Вэньди издал указ о чествовании Лян Яньгуана, наградив его большим количеством денег, зерна и шелка, а затем перевел его в Сянчжоу (современный Линьчжан, провинция Хэбэй), поставив на пост ревизора. Когда Лян Яньгуан прибыл в Сянчжоу, он поступил так же, как и в Цичжоу, был очень добр к народу. Но жители Сянчжоу не смогли оценить этого и даже придумали прибаутку, обругивая его и дав ему прозвище «Пельмень в шляпе», что означает «слабый, как сахар». Кто-то сообщил правительству, что Лян Яньгуан слишком некомпетентен и слаб. Император Суй Вэнь-ди был озадачен: «Как могло случиться, что на другом месте он не сработался?». Он отстранил Лян Яньгуана от должности и велел ему хорошенько поразмыслить над этим, а через год отправил его обратно на должность ревизора области Чжао (современная Лунъяо, провинция Хэбэй).
Император Суй Вэнь-ди отвел лошадей, чтобы пропустить всех вперед
Неожиданно Лян Яньгуан написал письмо, в котором говорилось: «Я прошу разрешить мне вернуться в Сянчжоу. Пожалуйста, будьте уверены, что на этот раз проблем не будет». Император Суй Вэнь-ди сразу же согласился. Оказалось, что, поразмыслив, Лян Яньгуан понял, что Сянчжоу отличается от Цичжоу тем, что здесь могущественные тираны и хулиганы, а люди плохо образованы и склонны к дракам. На этот раз, когда он прибыл в Сянчжоу, он начал работу с изменения обычаев, раскрыл несколько крупных дел, наказал влиятельных тиранов и хулиганов, а также привез в Сянчжоу великого ученого из родного города Конфуция, чтобы тот помогал управлять школой. В дни открытия школы Лян Яньгуан лично приходил в школу для проведения экзаменов. Он также угощал местных жителей в своем доме, сидел и выпивал с ними, когда приходили сведущие, а когда его посещали любители драться, он им велел сидеть на соломенных циновках во дворе. Был один алкоголик по имени Цзяо Тун, который часто пил и ругал своих родителей, его двоюродный брат подал на него в суд. Лян Яньгуан приказал своим подчиненным привести к нему Цзяо Туна и, не ругая и не избивая его, сказал ему: «Читал ли ты когда-нибудь «Канон сыновней почтительности?» Цзяо Тун, будучи с сильным винным перегаром, ответил: «Я… я не понимаю, о чем вы говорите». Лян Яньгуан отвез его в государственную школу посетить конфуцианский храм, и рассказал ему историю древних, почитающих своих родителей. Цзяо Туна прозрел и сказал: «На этот раз я понял, что делать. В будущем я брошу пить и стану хорошим человеком». Лян Яньгуан отпустил его. Нравы в Сянчжоу улучшились, император Суй Вэнь-ди был готов продвинуть Лян Яньгуан на более высокую должность. Но тот неожиданно умер от истощения в Сянчжоу после слишком напряженной работы. Император Суй Вэнь-ди был сильно этим опечален и посмертно назначил его ревизором Цзичжоу, Динчжоу, Инчжоу и Цинчжоу, издав документ, в котором просил всех чиновников следовать примеру Лян Яньгуана.
Летом того года местный чиновник по имени Ван Цзя из Цичжоу (современный Цзинань, провинция Шаньдун) привез более семидесяти заключенных в Чанъань для заключения под стражу. Погода была такой жаркой и знойной, с ветром и дождем, заключенные в кандалах и сопровождающие люди выглядели слишком уставшими, чтобы идти. Ван Цзя пожалел пленников, решил снять кандалы и отпустить их, договорившись с ними о встрече у ворот города Чанъань. Он сказал им: «Вы нарушили закон, вы не только сами пострадали, но и причинили страдания людям. Если вы сейчас убежите, мне придется умереть за вас, вам решать». Заключенные встали на колени и сказали: «Вы же такой благородный человек, мы не можем быть бессердечными!». Когда наступил назначенный день, все заключенные прибыли на оговоренное место.
Когда император Суй Вэнь-ди услышал об этом, он подумал, что это удивительная история, и приказал своим чиновникам: «Я хочу увидеть этого Ван Цзя и тех заключенных». Чиновники были поражены, так как раньше такого никогда не случалось. Император Суй Вэнь-ди принял Ван Цзя во дворце и сказал ему: «Как хорошо ты влияешь на преступников с добродетельной верой, я хочу тебя вознаградить». Он также похвалил заключенных, наградил их вином и рисом, объявил, что они освобождены и могут идти домой. Затем император Суй Вэнь-ди издал указ, в котором похвалил Ван Цзя, всем про него рассказав.
Император Суй Вэнь-ди был прагматичным управленцем, шаг за шагом, оставляя наследие для будущих поколений. Вскоре страна стала процветающей и стабильной. Однако издалека из Линнаня пришли новости о том, что местные жители хотят побороться против правительства. Это вызывало у него беспокойство, и он стал заниматься вопросами происходящего в Линнане.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истории периода династий Суй и Тан. Том 7 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других