1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Геннадий Александрович Салтанов

Быть успешным в России при любых формах правления

Геннадий Александрович Салтанов (2018)
Обложка книги

Документальная повесть о реальных авторских проектах и практиках национального и международного уровня. Выявлены общности и различия методов достижения успешности широко диверсифицированных проектов при разных формах правления, социально-экономического и политического строя России. Выработаны и предложены практические широко апробированные, документально подтвержденные рекомендации, технологии успеха на примерах конкретных крупномасштабных межотраслевых проектов — от формирования идеи, до ее реализации, государственного и международного признания и масштабирования в формате «лучшей практики». Представленные в книге решения и практики, реализованные в ходе различных эпох и властей России (1970-2020 годы) вполне адаптируемые к современности схемы, подсказки, рекомендации предлагаются для тех читателей, кто нацелен на нестоящую «успешность», чтобы, реализуя свою идею, проект или направление, они уверенно, со знанием дела, полным правом и удовлетворением могли сказать: «Мы сделали это!».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Быть успешным в России при любых формах правления» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Методология формирования и реализации успешных проектов и направлений

Введение

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности человека (от греческого me Tiodes — путь исследования, учение, способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи).

Миссия предлагаемой Методологии — Не — Что? А — Как!

Для целей данного практического пособия и на основе сформулированных выше принципов успешности был проведен отбор и системный анализ наилучших практик (best practices) (ВР) и проектов, в которых принимал участие автор в разных эпохах России XX — XXI веков.

Задача такого анализа — определить наиболее значимые блоки и этапы Методологии, применяемые для разнородных проектов при различных формах власти и управления России.

Как показал опыт авторского участия в большом числе проектов и направлений, для практического использования важно также определить некую последовательность действий (этапов), например, в формате дорожной карты «road map» и т.п.

В рамках представленной методологии блоки и этапы могут объединяться или пересекаться. В ходе реализации и развития идеи, проекта, направления иногда приходится принимать решения по корректировке сценария, актуализации целеполагания и содержания проекта.

Формирование Методологии Успешности (МУ) проводилось итерационно:

От реализованного проекта (практики) к отбору оптимальной схемы «успешности»;

Тестирование отобранных схем и блоков при сравнительном анализе других (не только авторских) практик;

Определение рейтинга критериев «успешности» и отбор наиболее понятных принципов, блоков и схем для практического использования;

Оценка адаптивности и возможности коррекции структуры методологии при эволюционной (и тем более — радикальной) трансформации экосистемы действующего или предполагаемого проекта;

Выбор формы документального подтверждения эффетивности и успешности проекта (практики), ее признания лицами, принимающими решения (ЛПР) и сообществом (экспертов, заказчиков, потребителей).

В целом предлагаемая МУ оправдала себя. На примере best practices (гл. 1-7, разд. 2) продемонстрирована ее определенная инвариантность и адаптивность к изменяющейся экосистеме реализации различных проектов. Комментарии к блокам Методологии кратки, так как их формулировки говорят сами за себя и многократно апробированы на практике.

Главное, все примеры «best practices» (ВР), приведенные в данном пособии, построены именно по формату Методологии, что подтверждает ее конструктивность, адаптивность и практическую полезность.

В качестве демонстрации конструктивности Методологии и ее базовых блоков отобраны проекты и практики существенно различающихся тематик и направленности, и тем не менее — признанные успешными это:

• «Смешение жанров» — НИРС — НН, ВР1;

• «Чистая наука» — ВР2;

• Прорывные «сквозные» технологии — предтеча цифровизации крупных отраслей («Атомэнергомашэксперт» — ВР3);

• «Междисциплинарные технологические проекты (совмещение несовместного) — «ОДА — CON», ВР4;

• Организационно-экономические технологии адаптации к радикальным изменениям экосистемы («от плана к рынку»), ВР5;

• Технологии организации «точек роста», «Инновационный менеджмент в энергетике», ВР6;

• Технологии с растущей востребованностью («Управление рисками в энергетике», ВР7).Показано, что при всех различиях, а также окружения (властей и государственных устройств СССР — России), их успешная реализация достаточно хорошо описывается Методологией успешности с учетом естественных корректировок и привязок «по местности».

И главное. Необходимо демонстрировать успешные истории.

«Успех порождает Успех»!

4.1. Формирование идеи

Один из наиболее трудно объяснимых процессов.

Первая — расхожая мысль — интуиция. Проблемам и попыткам разобраться в том, что это такое — несть числа.

Рост внимания к пониманию этого понятия в последнее время связано с развитием работ в области искусственного интеллекта.

И, тем не менее, на основе селективно-аналитического анализа можно найти нечто общее у многих исследователей, психологов, социологов.

Так, считается, что интуиция опирается на всю информацию, располагаемую вашей психикой (подсознанием). При этом одним из важнейших аспектов интуиции является жизненный опыт, его наполнение в разнообразных областях знаний.

Пока еще неясно, где и как хранятся эти самые знания, «всплывающие» иногда из нашего т.н. «подсознания», как нечто новое «всплывающие окна» в компьютере.

Нет понятия также, что является толчком к выплескиванию этих знаний в виде смутной или наоборот, очень четкой идеи или схемы.

Кейс.

Самый часто цитируемый пример — Рождение идеи «Система Д.И. Менделеева». Возможно, сон «очистил» поле ученого от повседневных забот, и дал простор разгуляться мыслям. И все таки, база-то была, — это огромный жизненный опыт и багаж знаний автора.

Отсюда, для целей данного практического пособия, весьма простой и охватывающий вывод:

Эффект зарождения и формирования идеи основан на постоянном накоплении и диверсификации своего багажа знаний и интересов. Толчком к ее выводу на свет из т.н. «подсознания» — «оперативной или стратегической памяти» может быть что угодно.

Итак, одна из наиболее близких автору версий «работы» т.н. интуиции:

Работа «подсознания» как накопителя разнообразных знаний;

Перенасыщение целевой информации при осмыслении очередной идеи;

Выброс («всплывающее окно» — освобождение идеи в определенной форме, вследствие запредельного перенасыщения, «скачок конденсации»;

Очистка перезагруженности мозга от свалки т.н. «лишних» знаний во время сна;

Сильное внешнее воздействие, стресс и снятие перенапряжения (щелчок по стакану с перенасыщенным раствором — «выпадение в осадок».

Все это задача специальных исследований. И пусть пока остаются нерасшифрованными механизмы подсознания и спусковых крючков «всплытия» окон идей. Может быть, у детей поколения Z и появятся какие-либо нейроподобные «гаджеты» для интуитивного принятия решений.

Пока же древний афоризм: «Учиться, учиться и учиться и тому, как следует жить» (принцип 12) остается и превратился в целое направление. «Life long learning» — обучение в течение всей жизни.

4.2. Анализ экосистемы. Выход на целеполагание

Блок, хорошо известный еще с советских времен написания кандидатской диссертации. (Глава 1 — Обзор и анализ состояния исследуемой проблемы).

Начальное определение. Экосистема — это функциональное взаимодействие представителей живой природы и условий их проживания, объединенных между собой информацией, веществами и энергией.

В современном восприятии это понятие существенно расширилось9.

Совместное употребление экономических категорий «инновация», «предпринимательство» и биологической категории «экосистема» получило широкое распространение не только на Западе, но и в России. Сегодня все чаще используют словосочетания «предпринимательская экосистема» и «инновационная экосистема». Джеймс Мур ввел термин экосистема в 1993 году. С этого времени термин «предпринимательская / инновационная экосистема» получил распространение в европейском научном и бизнес сообществах. В российский деловой оборот данный термин вошел сравнительно недавно, и до сих пор для него нет единого определения

В то же время при анализе экосистемы выделяются такие блоки, как:

Необходимость понимания комплексного развития всех элементов предпринимательской экосистемы: политики; финансовой индустрии, культуры, инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства; человеческого капитала (включая образование); рынка. Учет этих элементов и их взаимовлияние друг на друга;

Необходимость изучения лучших практик всего мира, с учетом того, что каждая страна уникальная и невозможно везде воссоздать Силиконовую долину, она везде будет разной;

Необходимость создания предпринимательской команды, которая бы обладала специальными навыками и энергией, могла воздействовать на заинтересованные стороны, развивая все элементы предпринимательской экосистемы, но, в то же время, действовала бы независимо.

В рамках данной работы понятие «Экосистема» будем использовать при анализе внешней среды, событий, персоналий, конъюнктуры и других наиболее значимых факторов прежде всего в целях их учета и оптимального использования для реализации конкретной идеи, проекта, направления.

Формат анализа — селективный. Исследования литературы, документов и материалов с «заточенной» ориентацией на их отбор (селекцию) именно для формируемой идеи, проекта, направления.

Выход на целеполагание.

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких идей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.

Целеполагание — первичная фаза управления: постановка генеральной цели или совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией проекта, направления, стратегическими установками и характером решающих задач.

4.3. Определение формата реализации

Проект: Первоначально основное применение — в инженерной деятельности, конструировании (от анг. design).

В современном мире понятие «Проект» существенно расширено и практически может быть отнесено ко всем сферам деятельности человека (техника, строительство, искусство, образование и т.п.).

В данном пособии используется современное понятие проекта (от лат. Projectus — брошенный вперед, выдающийся вперед). Согласно новому международному стандарту ISO 21500 — проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, принятых для достижения цели.

Окружение проекта (в нашей трактовке — экосистема). Проект развивается в определенной среде (ОС) экономической, социально-культурной, международно-политической. ОС может изменяться в ходе его выполнения.

Управление изменениями входит в состав дисциплины управление проектами «project management».

Научное направление — наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. Различаются: технические, биологические, социальные, физико-технические, исторические и т.п. направления с последующей возможной детализацией.

Пример нового направления, развитого и реализованного как «best practice» — Химическая гидрогазодинамика (ОДА — CON) — ВР4.

Создание структуры (инфраструктуры).

Инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур отрасли и объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы.

Пример. Система «Атомэнергомашэксперт» (АЭМЭ) и ее функционирование на основе взаимосвязанных структур (вычислительные центры ВНИИАМ, ГВЦ Минэнергомаша СССР, ВЦ ИПМ им. Келдыша, Институт кибернетики АН Украины, ВНИИАЭС и др.), объектов (участники программы НИИ, заводы, АЭС) и отраслей (атомная энергетика, энергомашиностроение, Академия наук СССР).

Лучшая практика (англ. Best practice (ВР)) формализация уникального успешного практического опыта. Идея ВР. В любой деятельности существует оптимальный способ достижения цели и этот способ, оказавшийся эффективным в одном месте, может оказаться столь же эффективным и в другом.

4.4. Разработка технологии и схем продвижения идеи, проекта, направления

Разработка и оформление «рекламной» демо-версий идей (проекта). По возможности — ярко, просто и доходчиво. Выявление «фишек» предложения;

Желательны варианты демо-версий или акцентов в их структуре, с учетом статуса потенциальных интересантов;

Выявление целевых объектов убеждения и вовлечения в проект (ЛПР, заказчиков, партнеров, конкурентов), а также их возможных интересов и степени влияния на принятие решений;

Подготовительная (предпроектная) работа (проекты предложений, пояснительных записок и тех. заданий) в подкрепление демо-версий;

Разработка схемы «заходов» (кто, к кому и с чем) и их организация;

Разработка и продвижение предложений по формату реализации (хоз. договора, совещания, поддержки рабочей группы, экспертные советы);

Организация (по необходимости) выявления поддержек. Нахождение и вовлечение в проект инсайдовских лоббистов;

Формализация и закрепление позиций подготовительного этапа в виде проекта тех. задания, согласование о сотудничестве и т.п.;

Заключение контракта.

4.5. Формирование команды и партнеров

На основе многолетнего и разнопроектного опыта, под «Командой» в рамках ПП — будем считать небольшую группу лиц, занятых в проекте (ядро проекта). Команда состоит из представителей различных направлений, обладающих знаниями в конкретной предметной области или набором конкретных навыков для выполнения работ по проекту. Участники команды имеют личную заинтересованность в успехе всей группы. Высококомпетентны, динамичны, комфортны в общении и работе.

Структура и характеристики команды проекта могут широко различаться, но одно остается неизменным — это роль руководителя проекта как лидера команды независимо от того, какие полномочия может иметь руководитель проекта по отношению к членам команды

Если вы лидер, не давите своим авторитетом, ищите неавторитарный способ нахождения оптимального решения. Излишне амбициозная борьба за формальное лидерство неконструктивна, а порой разрушительна не только для проекта, но и для «борца». Избегайте конфликта интересов. Не жадничайте. (Пр. №8). Выстраивайте доверительные, взаимоуважительные и комфортные отношения в команде.

Партнеры — это много шире, чем команда (принципы 1, 2, 7). Постарайтесь превратить конкурента, завистника, оппонента — в союзника, а лучше — в партнера. Превращение конкурента в партнера — удвоение успеха проекта (см ВР6, проект «СИДЭ»).

Практически все практики — представленные в разделе №2, были успешными во многом благодаря выстраиванию партнерских взаимовыгодных, а еще лучше — комфортных отношений (принципы 10,12). Принцип win — win.

4.6. Внедрение результатов разработок

Исходные позиции (принципы 1, 2): «Предложи, докажи, убеди!»

Базовый (№8) — заинтересуй (по принципу win win).

Формируй и просчитывай интересы заказчика (инвестора), которые могут быть разными:

Примеры встречающихся на практике интересов (помимо высокоморальных — служение Родине) или чисто предпринимательских (прибыль любой ценой):

Наличие некоей обязательной «галочной» отчетности по внедрению НИР, лучше «фирменной» было распространено в СССР. Проявляется и в новой России (например, при определении КПИ (KPI) топ менеджеров крупных энергокомпаний;

Амбиции Заказчика (инвестора) в приобретении (или повышении) научного статуса (лично или близких: кандидат, доктор наук);

Обычная материальная заинтересованность по принципу — «Делиться надо!»;

Наука — выручай при возникновении трудно объяснимых проблем.

Кейс №1.

Конец 70-х годов ХХ века. Труднообъяснимые поломки лопаток ЦВД турбин АЭС К-220-44. Головная боль Главного конструктора ХТГЗ. Обращение к партнерам в МЭИ, кафедра паровых и газовых турбин. Выделение и научное обоснование нового явления — резонанс «флажков» лопаток вследствие неравновесной нестационарной конденсации (практика №2, ННПГ) (см. Салтанов Г.А. «Неравновесные нестационарные процессы в газодинамике». М.: Наука, 1979 г.).

Результат. — Конструкторы не виноваты (так как доказано новое неисследованное явление), проблема решена, а науке — зеленый свет на новые хозяйственные договора.

Кейс №2.

2007 — 2008 года. Всплеск интереса власти к инновационной экономике и использованию интеллектуальных активов крупных компаний с государственным участием. Аудит РАО «ЕЭС «России» представителями Счетной палаты России по анализу использования интеллектуальной собственности и развития инноваций в Холдинге. Руководство компании — «Наука — выручай!». Здесь как по М. Жванецкому — «А у нас было». Были серьезные наработки в этой области с обобщением в крупной монографии «Инновационный менеджмент в электроэнергетике» (см ВР6). Создан Консорциум, подготовлены предложения. Результат — крупный заказ со стороны РАО «ЕЭС России». Выигрыш серьезного конкурса Консорциумом во главе с ВИПКэнерго. Оперативное выполнение работы «Концепция Совершенствования инновационной деятельности в электроэнергетике». Официальное одобрение ее результатов на Межведомственном совещании Счетной палаты РФ под председательством С.Степашина.

4.7. Мониторинг продвижения проекта. Актуализация целеполагания. Управление изменениями

Мониторинг — комплексная система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, сбора и анализа информации10, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по проекту, его корректировке и актуализации.

Актуализация (А) — действие, направленное на адаптацию данного проекта, практики к условиям данной ситуации. В настоящее время А. является важным и часто используемым процессом. Это связано с быстрыми и порой радикально меняющимися условиями окружающей экосреды проекта (программы). А. проводится на основе анализа результатов мониторинга и может приводить к существенной корректировке целеполагания с учетом новых трендов и конъюнктуры (принцип №9).

Процесс корректировки направления деятельности, поиска новых возможностей его развития относится к активно развивающейся дисциплине «Управление изменениями».

В плане данного пособия базируется на принципе №12 (Будь адаптивен).

4.8. Организация паблисити идеи, проекта, направления

Формы и виды паблисити11 в рамках данной Методологии:

а) Заявительные, предпроектные:

Публикации промежуточных результатов НИР в специализированных и признанных журналах, желательно ВАКовских и издаваемых за рубежом. Результат — количественное накопление портфолио;

Повышение научного статуса (кандидат, доктор наук).

б) Расширяющие влияние и сферы деятельности:

Крупные публикации (монографии, сборники, практические пособия);

Выступления на всероссийских и международных конференциях и форумах. Установление, расширение и диверсификация важных контактов.

Вхождение в экспертные сообщества, проектные и рабочие группы междисциплинарного направления.

в) Продвигающие (идеи, проекты):

Целевые презентации идей (проектов) представителям ЛПР потенциальных заказчиков;

Выступления на Совещаниях значимых ЛПР с административным ресурсом (проектные группы по реформированию электроэнергетики, рабочие группы Совета Федерации, топ-менеджеров крупных компаний и т.п.

г) Закрепление правообладания (например, в виде официально оформленных авторских свидетельств, патентов, ноу-хау, good practice).

4.9. Создание обеспечивающих, поддерживающих и развивающих структур

Различны по своему формату и предназначению. От «Портал — СМИ «Управление рисками в энергетике», Международный торговый дом «Эврика» и др. до новых кафедр и крупных институтов — (кафедра «Управление инновационной и инвестиционной деятельностью в энергетике», ВИПКэнерго, кафедра «Возобновляемые источники энергии» РГУ им. Губкина и т.п.

4.10. Легитимация. Признание и оформление успеха, практики, направления

Понятие — легитимация (Л) пришло из политического лексикона (от лат. lex, legitimus — законный, правомерный, пристойный, действительный).

В данном практическом пособии будем понимать Л. как процедуру общественного признания какого-либо события, действия или факта.

В этом плане важно иметь документальное подтверждение законности какого-либо права и технологии.

Примеры форм признания общественной значимости действия, события или факта — развития нового научного направления, успешная реализация крупного проекта, лучшей практики:

Государственное признание (Государственные премии, другие государственные награды);

Признание научной общественностью на уровне страны (степень доктора наук), международном — успешное представление результатов интеллектуальной деятельности (РИД) за рубежом;

Признание рыночной экономикой — востребованность и реализация РИД и успешных практик в народном хозяйстве;

Признание в форме «Good practice» и др.

4.11. Развитие и масштабирование

Развитие — введение новых элементов с учетом новых трендов. Цель повышения конкурентоспособности практик.

Масштабирование.

Формальное понятие пришло из техники (инженерии),где масштабирование — увеличение (уменьшение) масштаба определенной области чертежа без изменения действительных размеров объекта.

В контексте данного практического пособия — масштабирование — понятие широкого использования в бизнесе (примеры — сетевые структуры продаж и т.п.).

Это позволяет структуре (компании) занимать лидирующие позиции на рынке.

В свете наших проектов и практик — масштабирование (если оно есть) отражает их реальный успех и востребованность.

«Опыт всему учитель»

Цезарь Гай Юлий

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Быть успешным в России при любых формах правления» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

https://kopnov.livejournal.com/6597.html

10

Для научных работников при СССР это было даже обязательным. Выделялся один свободный от посещения «конторы», т.н. «библиотечный день.

11

Это PR, без паблисити нет просперити

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я