1. книги
  2. Общая психология
  3. Геннадий Чардымов

Тяжелая история Западной Украины

Геннадий Чардымов
Обложка книги

Книга является попыткой непредвзято описать историю народа Западной Украины от начала «исторических времен» до 2014 года. Описание основной цепочки исторических событий осуществлено в целях прикосновения к историческому фону существования народа, которое поможет сделать необходимые этнопсихологические выводы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тяжелая история Западной Украины» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Времена древние и времена «бандитские»

О временах древних мы можем только предполагать. Основные сведения о землях и предках народа будущей Западной Украины от которого можно начать данное исследование указаны в Повести временных лет. Предлагаю вниманию три выписки (до годовые) из ПВЛ, в переводе, которые имеют связь с племенами волынян.

1.«И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белом озере сидит весь, а на Ростовском озере — меря, а на Клещине озере сидит также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, свой народ — мурома, и черемисы — свой народ, и мордва — свой народ. Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.»

2. «Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода поляков. Были ведь два брата у поляков — Радим, а другой — Вятко. И пришли и сели: Радим на Сожи, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Бугу и по Днепру и возле Дуная. Было их множество: сидели по Бугу и по Днепру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая скифь».

3.«Были в те времена и обры, воевали они с цесарем Ираклием и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женщинам дулебским: бывало когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех или пять женщин и везти обрина, и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, вымерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли как обры“, — их же не осталось ни рода, ни потомства.»

Поскольку исходя из данных текстов возникают некоторые вопросы, лучше посмотреть текст на языке ПВЛ, ибо в переводах весьма часто имеются ошибки, причем весьма существенные. Вот два отрывка непосредственно касающиеся волынян.

«Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне.»

«Дулѣби же живяху по Бугу, кде нынѣ волыняне, а уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присѣдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь.»

Действительно, в первом отрывке перевод был весьма вольным, и, явно, является домыслом переводчика. Что имелось в виду точно не понятно, возможно текст означал, что по Бугу сидели бужане, а последние (после них по тому же Бугу) волыняне, а совсем не то, что бужане сменили имя на Волыняне.

Перевод второго отрывка, тексту соответствует, но вопросы по пониманию данного отрывка так же имеются. Дулебы исчезли или переселились или сменили имя на волынян?

Сопоставление двух отрывков также вызывает вопросы. Дулебы, бужане, волыняне и все по Бугу, то ли часто меняли имя, то ли все три племени жили по Бугу или два племени жили, одно поменяло имя, одно исчезло, переселилось? По другим племенам, так как с волынянами, в ПВЛ подобных замен нет. Откуда пришли волыняне если они не являлись бужанами и дулебами (часто меняли имя)? В данной местности (по Бугу) находилось много племен бужане, дулебы, волыняне, тиверцы, уличи? Правда следует отметить, что имеется два Буга (западный и южный).

Кроме ПВЛ есть сведения и у иных авторов, причем весьма интересные и спорные, в частности у араба Абу-л-Хасан ал-Масуди (ок.896—956). Вот перевод данного отрывка.

«Из этих племен одно имело прежде в древности власть (над ними), его царя звали Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него и прочие цари ему повиновались.»

К нему следует добавить отрывок с вероятным упоминанием указанного выше племени дулебов.

«Затем следует славянское племя Астабрана [5], которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба [6], царь же их называется Вандж-Слава.»

Что означает данное сообщение, имеются ли в виду под «валинана» волыняне и если так, то о каких волынянах идет речь, неизвестно. По крайней мере, если в данных сведениях имеются в виду волыняне и дулебы, следует, что это разные племена.

Вспоминается нечто подобное в сообщении «Баварского географа», где речь шла о другом племени, предположительно о северянах.

«(35) Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род.»

Кстати, есть там и сведения о бужанах и возможно о волынянах.

«(20) Бужане (Busani) имеют 231 город.»

«(37) Велунзане (Velunzane) — 70 городов.»

Чаще всего предполагают, что под «валинана» ал-Масуди речь шла о племенах в районе современного польского города Волин в устье Одера (Одры). Если исходить из Висло-Одерской версии происхождения славян, то сообщения ал-Масуди вполне могут быть близки к действительности.

Одно из наименований славянской (или протославянской) общности могло быть именно таковым, либо до Масуди могло дойти имя одного из обособившихся племен данной общности от которой разошлись будущие славяне. Возможно данное племя (полностью или частично) переселившееся на современную территорию Волыни сохранило старое имя данной общности и к ал-Масуди уже от данных племен дошли отголоски давней истории.

Возможно, что данные волыняне, входившие в состав Руси и не имели никакой связи с теми Висло-Одерскими «волынянами», а это было вновь появившееся имя. Версий происхождения несколько. Одна из версий в частности предполагает, что название «Волыня» происходит от слова «воля», означающего «право на свободу» или «право самим принимать решение».

Вполне есть таковая вероятность. Вспомним сообщения летописей.

«Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне…»

Дулебы, весьма известное в летописях имя, известное, как видно из процитированных выше отрывков, тем, что подвергались сильному угнетению со стороны завоевателей «обров» (аваров). Нельзя исключить, что часть племен освободились от гнета поработителей и получили имя «вольных».

Возможно и то, что имеется взаимосвязь, взаимопереплетение «Висло-Одерской» и «вольной» версий. Во всяком случае, вероятность связи некоторых племен погранично близких к территории Западной Украины с предками, проживавшими на балтийском побережье Европы, имеется.

Так, во времена появления термина «германцы», в 1—2 веках н.э. имелись сведения о нахождении на Балтийском побережье имеющих тесную связь двух «германских» племен ругов и лемков. Термин «германских» поставлен в кавычках исключительно для понимания того, что в отношении древних племен он имеет исключительно географический смысл и не имеет абсолютно никакого этнического. (Об этом можно посмотреть в моей книге «Четыре легендарных страны. Откуда вы русы?» 2-й книге из серии «Древняя Русь. Историческое расследование»)

И, вероятные потомки данных племен резко проявились в истории в местностях близким к Карпатам во времена распада Австро-Венгерской империи. О данных событиях обязательно будет упомянуто при описании событий тех времен.

Имя волыняне, имеет тесную связь и с г. Волынь, одному из Червенских городов. Сам, же, термин Червенские города связан с древним городом Червен и его округой. Где находился этот древний город, вопрос спорный. Основной, на настоящий момент, является версия нахождения оного на территории Люблинского воеводства современной Польши близ села Чермно.

Волынская земля стала Владимиро — Волынским княжеством и вошла в состав Руси в 992 г. Время основания города неизвестно. Впервые город был упомянут в «Повести временных лет» под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировичей за киевский престол на Волынской земле.

Рядом с городом Волынь произошла битва на Буге, в которой польский князь Болеслав I Храбрый, выступивший со Святополком, одержал победу над войском Ярослава Мудрого. Город Волынь был захвачен Польшей, но в 1030—1031 годах все Червенские города, включая Волынь, были возвращены Ярославом Мудрым в состав Руси в результате его похода на Польшу. В последний раз город упоминается в 1077 году.

Предполагается, что город исчез с лица земли в период нашествия хана Батыя.

Далее имя данной земли было связано с именем г. Владимир.

Впервые город Владимир упоминается в ПВЛ под 988 годом, сообщением о том, что киевский князь Владимир Святославич посадил там на княжение своего сына Всеволода. Предполагается, что город был основан князем Владимиром и назван им в свою честь. Но, это, всего лишь, предположение.

Город стал известен впоследствии как Владимир Волынский. Практически сразу же данная местность стала ареной княжеских междоусобиц. Если оставить «дипломатический» по отношению к истории, язык, правильнее назвать их, следовало бы, бандитскими разборками. Формально, так сказать, юридически, это были столкновения князей за управление городами Волыни и др. городами Руси, а по сути именно бандитские разборки, ибо цель оных была отнюдь не какое-то там «благо государства», как могут высокопарно указать некоторые историки, а борьба за возможность иметь большие поборы с населения тех или иных территорий. Но, это не есть особенность данной местности, и даже не только Руси, это особенность того периода времени. Совсем не зря историки именуют данный период «темными веками». На Руси они, возможно, несколько запоздали, но, к сожалению, наверстали «упущенное».

Хотя, складывается впечатление, что городам будущей Западной Украины, «повезло больше других».

Забыл про другое имя, ставшее символом данных земель — Галич. Предполагается, что термин галичане возник от имени данного города. Правда, первое упоминание в летописях относится к термину галичане (1138 год), упоминание, же, города Галич, датируется 1140 годом. Но, в данном случае, это, видимо, случайность, ибо в первом упоминании шло перечисление народов (племенных образований) «ростовцы, полочане, смоляне, оугры, галичане». Впрочем, более позднее упоминание данного города в русских летописях, по сравнению с иными городами данной местности, еще не говорит о том, что данный город имеет более позднюю историю. Более позднюю историю он мог иметь и только в составе Руси.

Какова этимология данного имени, однозначно ответить нельзя. Основная версия связана с галкой. Оной придерживался и знаменитый «русский» лингвист М. Фасмер. На гербах Галичины и собственно Галича, также, кстати, изображалась именно галка. Вполне вероятная версия. К слову сказать, почему бы искомым термином не могла не просто галка, а ее ипостась мужского рода. С небольшой долей шутки, конечно, но… все возможно. Ведь основная масса имен животных имела именование особей и мужского и женского пола. Даже те имена, которые, как сейчас кажется, одиночные, имели своего собрата иного пола. И у овцы был не баран, а овен, и у телки был не бычок, а телец, даже у пса, скажу по секрету, в подругах была не собака, а псука. Правда, с птицами, все несколько сложней.

Но, и вероятность иных версий исключить нельзя. В частности, вызывает много вопросов связь термина «галич» с местами добычи соли.

Почему данной территории «повезло больше других», сказать сложно. Скорее всего имело место быть совокупное влияние различных аспектов. Попробуем в них разобраться.

Влияние нахождения между несколько более в раннее время сложившимися и более крупными средневековыми государствами.

Прекрасные естественные условия, позволяющие иметь повышенные доходы. Несколько более позднее присоединение земель к Руси, особенно в Галичине, повлекло более сильное развитие местного боярства. При этом проявлялась и весьма особая специфика, в частности, галичанского боярства. Более сильная боярская власть, здесь, была несколько не похожа на вечевую демократию Новгородчины. Какие-то «вечевые» элементы имелись, но главные элементы специфики видимо связаны, кроме указанного выше, с тем, что свободных земель здесь уже не было. Если в других княжествах удельные князья имели возможность наделять своих бояр землями, то здесь, земля уже давно и прочно закрепилась за местным боярством. Удельные князья не имели подобного влияния на своих бояр. Собственно говоря, они были здесь, совсем не своими для князей. Поэтому присутствовали некие элементы двоевластия, причем власть крупного боярства, пожалуй, была сильней. Полки Галицких бояр часто превосходили численностью княжеские.

К тому же, следует отметить наличие вражды между отдельными группировками бояр. Соответственно, каждая группировка поддерживала «своих» князей.

Известны случаи, когда князья, потеряв поддержку бояр, вынуждены были покидать княжество. Более того, имеются случаи и вокняжения могущественных бояр.

Плюс к этому я не исключал бы и влияние «памяти земли». До того, как наступили описываемые выше времена, эта земля неоднократно пропускала через себя многочисленные орды кочевников, с самым известным из которых (Гуннским), связывается, так называемое великое переселение народов. И земля хранит в себе память о необходимости примыкания к тем или иным группам захватчиков или ухода в горы.

Детали всех этих «междоусобиц» в ранний период описывать не буду, ибо эти детали не имеют никакого смысла, смысл есть лишь в их совокупности. А, как уже говорилось, совокупность оных есть не что иное, как — «бандитские разборки». Общую картину попробую показать при описании времен предшествующих «Батыеву нашествию».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тяжелая история Западной Украины» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я