Книга Герша Тайчера «Учитель» завершает трилогию автора о жизни молодежи в советский период. В ней в легкой современной форме исследованы причины, которые побудили часть молодых людей к выезду из СССР и необходимости построения новой жизни в других условиях, что отличались бы от предложенных социализмом. Мы становимся свидетелями, как разрушаются ложные идеалы, трансформируется моральные принципы и мечты. Книга написана с хорошим чувством юмора и вызовет интерес в читательских кругах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Герш Тайчер, 2021
ISBN 978-5-0055-5829-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ДЕФИЦИТ МЕСТА ПОД СОЛНЦЕМ
На сей раз Г. Тайчер щедро и неприкрыто увлёк читателя в «соцреализм» жизни. Это мастерски сделано в стиле лёгкого фарса «срывания масок» со всего, что окружало советских людей — безысходность, неверие в завтрашний коммунизм, невозможность себя реализовать, бюрократизм и непробиваемая «ватность» всего вокруг.
Окончив университет и покончив с более-менее тепличными, хотя и не всегда тёплыми, условиями студенческой жизни в новосибирском Академгородке, главный герой сталкивается с настоящей жизнью. Да, он знает её немного по своей доуниверситетской рабочей биографии и из воспоминаний детства, но сейчас она предстаёт перед ним совсем по-иному. По-взрослому. Оказалось, что несмотря на все обещания социализма и на декларирование равенства наций и народов, место под солнцем простому еврейскому юноше из Черновцов нужно искать самостоятельно. А это непросто и порой невозможно.
Главный герой в самом начале повествования подчёркивает, что точно не знает, как ему жить, но точно знает, как этого делать не следует и начинающаяся самостоятельная жизнь жестоко и непримиримо учит Семёна.
На наших глазах разбиваются наивные иллюзии о собственном уникальном педагогическом призвании во время работы на хуторе Замогила. Бессловесные и немые намёки заведующего районо в райцентре Путила на наивную невменяемость молодого человека, добровольно выбравшего местом работы отдалённый хутор, выглядят не такими уж и далёкими от правды. Семён вскоре понял этот свой «идиотизм», но не показал этого нам, читателям, бережно прикрыв превосходными описаниями нехитрых нравов горян и их в общем-то довольно жалкого бытия.
Просто прекрасны рассказы о банане и сдохнувшей корове, они настолько глубоко и квалифицированно передали атмосферу хутора и его обитателей, что автор прочно занял место рядом с признанными знатоками повседневного быта гуцулов. При этом автору удалось сделать это описание совершенно не обидным или, не дай Бог, оскорбительным для этих людей. Наоборот, у него сквозит весёлая симпатия и душевная предрасположенность к простым людям, населяющим его любимые Карпаты. В рассказах «Жид», «Залёты Соколика» и «Бронепоезд» это особенно хорошо заметно.
Описывая жизнь в Замогиле, автор, между тем, не отрывает Семёна от города, от Черновиц. Город незримо и прочно рядом, потому что там сердце Семёна, его корни, сущность и нутро. Там Кобылянская, гастрономчик на Университетской, любимый домашний диван, голуби Театральной площади, летний дождь, одинокий бродячий пёс с такой же несчастной долей, как и у Семёна… И если Советский Союз со своей верой в коммунизм в виде бронепоезда обязательного среднего образования ещё только подбирался к Замогиле, то в Черновцах СССР — уже реальность и данность.
А ещё в Черновцах Слава Ананьев, «академия» и карты. Игра и смерть. Страсть и порок, проигрыши и долги. Безработица и ужас «Завтра».
Г. Тайчер очень правдоподобно и откровенно, возможно, впервые среди современных «жизнеописателей» Черновиц подаёт картёжную составляющую мира порока социалистического города. В книге действуют реальные люди, и даже несколько выдуманных автором и собирательных вполне реальны.
Но главное в другом. Детально и тщательно описав «картёжную душу» Семёна, автор, между тем, нашёл в нём силы порвать с игрой. И одновременно с СССР. Эти два действия оказались взаимосвязанными и взаимообусловленными. Карты-безработица-выбор: смерть или эмиграция.
Семён, в конце концов, сделал свой выбор, и мы чувствуем, что этот выбор твёрд.
Как всегда проникновенны и по-домашнему минорны описания отношений Семёна с близкими — родителями, бабушкой, братом. Тут Г. Тайчер верен себе. Эти описания точны и правдивы, они передают душу его народа и одновременно вполне внятно вскрывают причины отъезда из СССР. Значительной части целого народа, а не только Семёну, не нашлось тут места под солнцем. По отношению к близким Семён заботлив и предупредителен. Он сдержан, но бесконечно предан семье и её благополучию. Это мастерски описано в книге. Семья для Семёна выше Родины, карт и даже Черновиц, она — всё.
В новой книге автор развенчал несколько устоявшихся уже мифов о главном герое. Прощальное письмо Семёна к девушке Наде в главе 6, например, полностью снимает обвинения в его адрес в излишней «бабниковости». Становится ясно, что Семён, обладая вполне объяснимой в его возрасте пытливостью, просто искал себя и свою вторую половину через отношения с девушками. Это вполне нормально и легко вписывается в его стиль жизни.
И всё же главной фабулой несомненно хорошей книги «Учитель» есть поиск причин, которые побудили героя покинуть СССР.
Они сложны и противоречивы. Но индивидуальны, как убедительно доказывает автор. Семён, несмотря на то, что закончил престижный вуз и получил вполне уважаемую профессию, остался для обывателя Черновиц «стекольщиком из подвала». Черновицкое общество, как ранее стадо псевдоинтеллигентов Академгородка, отнеслось к нему жестоко и не приняло в свои ряды, куда он всё это время рвался. По сути дела, черновицкие обыватели-«эстеты» — те же новосибирские псевдоинтеллигенты, только с другими лицами.
Но Семён не держит зла на СССР. Он сентиментален к нему и продолжает верить в справедливые, хоть и надуманные ценности. У него ничего не выходит в стране коммунизма, который никогда не наступит. Поэтому Семён уезжает.
И не только он. Уезжали и другие. Не все из них, как Семён, мечтали стать учителями, были и другие мечты. Но и те тоже не реализовались, места под солнцем не оказалось. Были среди уехавших и учителя, и картёжники, и работники черновицкого машзавода. У Семёна ничего не получилось. И у других тоже.
Всех уехавших объединяла лишь нежная любовь к Черновцам, «городу азарта» и одновременно городу абсурдного социализма. Черновцы тогда были местом под солнцем и городом мечты для советских отставников и разных вчерашних студентов, которые хотели «хорошо распределиться». В городе одно время действительно был небольшой, только для своих, коммунизм, потому что он был ухоженным, с хорошим снабжением и интеллигентными жителями.
Семён увез этот «город» с собой в эмиграцию. В Черновцы после социализма вернулся капитализм, но не понятный, а беспощадный, посткоммунистический. С ободранными стенами домов, разбитыми улицами и тротуарами, дикими нравами и безысходностью, от которой бежал Семён.
Поэтому он не вернулся. И не вернётся.
Владимир КИЛИНИЧ
Черновцы, октябрь 2020
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других