Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты

Горик Нг, 2021

«Мама всегда говорила, что чтобы достичь успеха, надо усердно работать. Она ошибалась», – утверждает Горик Нг, консультант по вопросам развития карьеры в Гарвард-колледже, который специализируется на обучении студентов и профессионалов первого поколения из малообеспеченных семей. В своей книге «Этикет успеха: как презентовать себя и построить карьеру мечты» он расскажет вам о том, как распределяется иерархия в офисе, как вести себя в новом коллективе, как добиться повышения и с какой работы лучше немедленно уволиться. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: #БизнесНаставник

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

На часах была уже половина третьего ночи, а я по-прежнему сидел в офисе, судорожно пытаясь восстановить поехавшую таблицу Excel, которую через шесть часов надо было предоставить клиенту. Это подразумевалось в объявлении о вакансии под словами «динамичная атмосфера»?

И тут — дзынь! Уведомление на экране ноутбука: руководитель просит поторопиться.

Дзынь! Еще одно сообщение.

Дзынь!

Я отправил новую версию таблицы. Прошло 10 минут, а ответа все еще не было.

— Горик, — раздался голос за моей спиной. Я подпрыгнул и обернулся: это был руководитель. — Давай вместе с этим разберемся, — сказал он.

Так мы провели еще два часа. Он сел за мой ноутбук, а я смотрел на экран ему через плечо, изо всех сил стараясь не уснуть.

Руководитель указал на одну из ячеек.

— Зачем мы делим эти числа?

Я наклонился к экрану и прищурился.

— Не знаю.

Он вздохнул. Эта ночь была похожа на операцию без анестезии. Моя голова пульсировала, и я невольно задумался: как я оказался в таком положении?

Ответ я получил после оценки моей эффективности спустя 10 месяцев: «Горику следует брать на себя больше ответственности, в том числе за принятие у коллеги проекта в Excel». Я был поражен, когда прочитал это. «Больше ответственности?» Да, руководитель сказал мне разобраться с таблицей, но я истолковал это иначе — что я в ответе за состояние и ведение основного файла. Что они имели в виду? Руководитель в конце концов сказал, что я поработал на славу. Мне тоже так показалось. Чего же мне не хватало?

Не хватало знания неписаных правил — определенных способов выполнения работы, которых начальство от нас ожидает, но не объясняет, и которые знакомы лучшим сотрудникам, но они этого не осознают. Умение разбираться в неписаных правилах очень важно для успешной карьеры. Но есть одна проблема: в школах такому не учат. Эти правила родители передают детям, а наставники ученикам, что создает неравные условия игры между инсайдерами и аутсайдерами.

Откуда я это знаю? Я и сам был аутсайдером.

Мама всегда говорила, что чтобы достичь успеха, надо усердно работать. Она ошибалась: нельзя просто тихо сидеть, уткнувшись носом в работу, и надеяться, что результат будет говорить сам за себя. Усердие — лишь билет для входа в игру по построению карьеры. Чтобы выжить и преуспеть в этой игре, нужно нечто большее. Надо знать правила игры.

Когда мне было 14, мою мать-одиночку уволили с фабрики по изготовлению швейных машинок. Она никогда в жизни не составляла резюме, не писала сопроводительных писем. Я, конечно, тоже этого не делал, но, как единственный ребенок и единственный в доме, кто умел пользоваться компьютером, вызвался помочь. На большой перемене я выяснял, как составляется резюме, после школы ходил в библиотеку и изучал вакансии для домработниц и прачек, вечерами помогал маме рассылать сотни откликов. По выходным я помогал ей до блеска начищать ванные чужих людей, чтобы зарабатывать хоть что-то.

Шли месяцы. Все наши отклики оставались без ответа. Мы совершенствовали сопроводительные письма часами, поэтому отсутствие ответов переносили очень тяжело. Мы были будто в западне. От отчаяния мама подала заявку на государственный грант и — впервые за почти 40 лет — вернулась к образованию, выучившись на воспитателя. После получения сертификата она проработала на нескольких работах в этой сфере до самого выхода на пенсию. Мы еле сводили концы с концами.

Я еще тогда задавался вопросом: почему такой трудолюбивый человек, как моя мама, никак не может найти работу? И почему я, несмотря на все усилия, не могу ей помочь? Ответ нашелся несколько лет спустя, когда я учился в старшей школе.

На одном мероприятии я познакомился с Сэнди, девушкой на пару классов старше из другой школы. Сэнди посылала заявления в лучшие колледжи Америки. Мне даже в голову не приходило, что я тоже могу попробовать туда поступить; о многих из этих колледжей я и вовсе не слышал. Благодаря Сэнди я узнал, что в поступлении куда больше тонкостей, чем кажется по инструкциям на сайтах колледжей. Я узнал, что недостаточно просто попросить своего учителя написать рекомендательное письмо — надо предоставить ему список моих достижений, которые я хотел бы видеть в этом письме. Я узнал, что на высоком среднем балле и хороших оценках за экзамены далеко не уедешь, надо еще участвовать во внеклассных занятиях и иметь впечатляющую личную историю. Это сработало. Я стал первым в нашей семье, кто поступил в колледж — в Гарвард.

Тогда я думал, что знаю все неписаные правила. Но я не подозревал, что это только начало.

Как-то вечером на втором курсе я возвращался в общежитие, и мимо меня пронеслось несколько однокурсников. На мне были джинсы и худи. На однокурсниках — костюмы. На следующий день во время занятий я услышал перешептывания о встрече, организованной одной из компаний с ярмарки вакансий, куда можно было попасть только по приглашению. Я проходил мимо стендов разных компаний, но ни с кем не заговорил. Я был уверен, что они не станут брать на работу второкурсников. Но ребята с моего курса не только сами представлялись рекрутерам, но и просили друзей замолвить за них словечко. Я ушел с ярмарки с брошюрой и бутылкой воды, которую раздавали бесплатно. Однокурсники ушли с приглашениями на собеседование.

Несколько недель спустя я сидел на занятиях, в то время как эти ребята были в других городах на встречах с компаниями (компании пригласили студентов к себе в офис, угостили чем-то вкусным и предложили работу). И тут я понял, почему у нас с мамой тогда ничего не получалось: мы вслепую рассылали резюме онлайн, не осознавая, что успешные люди налаживают связи не через компьютер.

Я взял дело в свои руки. Я подружился с другими студентами и стал делать то же, что и они. Неписаные правила сработали. Я получал работу, которую получали инсайдеры: младший специалист в банке инвестиций «Кредит Суисс» и консультант на полную ставку в «Бостон консалтинг групп». Но, как я позже выяснил, найти работу — это полдела. На работе еще надо выжить.

На этот раз я уже знал, что делать. Я стал обсуждать работу с друзьями и коллегами: что им не нравилось, что говорило начальство об их достижениях. Из редких разговоров это превратилось в ежедневные беседы. К моему удивлению, я не обнаружил особой разницы: где бы ни работал человек — в стартапе, юридической фирме, больнице, школе, — проблемы у всех были одинаковые.

Я пошел дальше: стал посылать письма разным менеджерам с просьбой рассказать мне об их командах, говорил по видеосвязи с незнакомцами со всего света, выслушивал жалобы лидеров компаний. Каждому я задавал три главных вопроса:

Какие ошибки люди чаще всего допускают на работе?

Если бы у вас была возможность пройти первые карьерные годы заново, что вы сделали бы по-другому?

Что отличает лучшего сотрудника от посредственного?

Прошло почти пять лет. Я задал эти вопросы пяти сотням человек — гендиректорам, менеджерам, молодым специалистам со всех концов света, представителям разных профессий и индустрий. Они помогли мне осознать, как я мог улучшить собственную карьеру. Их мудрость и доброта изменили мою жизнь к лучшему. Еще через полгода я уже не плакал на рабочем месте — я делал важные презентации. Раньше руководитель сидел у меня над душой, а теперь я сам едва ли не был его руководителем.

С тех пор я стараюсь делиться добром и опытом других людей, рассказывать то, что мне самому было бы полезно услышать. Я стал консультантом по трудоустройству в Гарварде и Массачусетском университете в Бостоне и помог сотням студентов и молодых специалистов в США и Канаде. Но на каждого амбициозного человека, не знающего, с чего начать, с которым я познакомился, проходится несчетное количество тех, с кем мне не встретиться никогда. Поэтому я и написал эту книгу, чтобы приподнять занавес, прячущий тайны лучших сотрудников, на самостоятельное разгадывание которых могут уйти годы.

В этой книге я раскрою неписаные правила, знание которых помогает шаг за шагом добиваться успешной карьеры. Эти правила актуальны не только на первой работе, стажировке или ученичестве; они полезны для всех профессий во всех индустриях. Неважно, давно вы работаете или только начинаете. Эта книга поможет не просто начать карьеру, но и успешно управлять ею.

Прежде чем приступите к чтению — не переживайте, что надо прочесть книгу от корки до корки. Тут представлено много стратегий, тактик и полезной информации. Надеюсь, по мере развития вашей карьеры (или если столкнетесь с трудностями) вы будете возвращаться к разным главам и разделам этой книги. Ваша карьера — это путешествие, как и постижение секретов успеха.

Неписаные правила — в ваших руках. Запомните и примените их.

Горик Нг

www.gorick.com

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я